АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Ветродром, или Танец на Храмовой площади
Между тем мы вышли на Площадь четырех храмов, посвященных ветрам четырех сторон света. На этой площади, отданной всем ветрам, творилось нечто не- вообразимое. Ветры то нежно касались, то ненавяз- чиво куда-то влекли, а потом вдруг резко подстегива- ли и убегали, догоняя друг друга. Они играли, пели, шептали, колдовали, дразнили обещаниями чего-то сокровенного и интимного, тайного и доступного каждому. Это был какой-то водоворот ветров, кото- рые, сливаясь, создавали спокойный и властный по- ток. И отдаваясь этой игре, этому потоку, люди бла- женно кружились, танцевали и дышали, дышали, ды- шали обрушившейся на них благодатью. Позже я уз- нал, что место это называется ветродромом, и такие ветродромы связаны с энергиями, излучаемыми хра- мами.
Раз-два-три-четыре! Взмах зеленого рукава, взлет бордовой накидки, поворот левого плеча, выпад пра- вого колена. Какой-то необыкновенный балет, где му- зыкой служат порывы ветра, где зрители и актеры - мы сами. И мы с Каламом начали кружить в общем танце, то разводимые потоком, то плывущие рядом. Мой спут- ник иногда поднимался куда-то вверх, а я оказывался внизу, а иногда, наоборот, я взлетал, подхваченный ве- тром, и у меня захватывало дух, а потом легко опускал- ся на площадь. Когда мы на какое-то время оказыва- лись рядом, Калам как ни в чем не бывало продолжал свой рассказ о хальских понятиях и обычаях, а я, пере- полненный происходящим, едва сдерживая изредка
охватывавшую меня робость, плохо улавливал смысл его рассуждений.
- Наши жрецы утверждают, - рассказывал мне Ка- лам, - что первопричиной всех вещей является ветер, что из этого начала создана Вселенная и что дыхание, которое раздуло пламя существования Вселенной, в положенный срок задует его. Это и называется ду- хом, душой или мировым ветром. Все события и вещи окружающего нас мира - это всего лишь различные наименования ветра, и поскольку ветру принадлежит господствующая роль в составе и отправлениях каж- дого тела, превосходство принадлежит тем сущест- вам, в которых это первоначало присутствует наибо- лее изобильно. В отличие от всех других существ, со- ставленных из четырех элементов, человек приносит с собой в этот мир особую частицу, которую называют quinta essential, или пятая сущность. Это - эссенция ветра, которая присутствует во всех искусствах и на- уках, а также в общественных делах и может быть усо- вершенствована и распространена при посредстве особых методов воспитания.
Раз-два-три-четыре! Синие панталоны и желтая жилетка, оранжевая шапочка и бежевая с воланами юбка, яркие цветы, приклеенные к щекам и ко лбам танцующих и живые глаза, полные неизвестных мне мыслей, незнакомых состояний. Летающие девушки поистине прелестны! Ах, как остро мне вдруг захоте- лось подружиться с какой-нибудь девушкой и через нее проникнуть в этот странный мир, понять его изну- три! И опять мы с Каламом плыли рядом, при этом он разводил руками и ногами, как будто бы раздвигая ими воздух, и лекция его продолжалась:
Небесные селения
- Лишь немногие люди посвящены в тайны вет- ров. Большинство же различают их по направлению, откуда они дуют, и, не замечая особенностей, обоб- щенно называют их северным или южным, дневным или ночным, ветром долин или гор. Исходя из приро- ды своего ремесла, моряки делят их в зависимости от силы порыва на разные категории - от ветерка и до бури. И этим в основном исчерпывается число наибо- лее известных ветров, хотя их, конечно, значительно больше. В сущности, их, должно быть, десятки тысяч, да и это, пожалуй, лишь приблизительная оценка. Есть ветер, который распаляет силу солнца, его на- зывают Жаркий. Есть такой, от которого трескаются дороги, его зовут Трескун. Особый вид ветра - это тот, что ослабляет пояс на женской одежде и ласкает ей грудь до тех пор, пока не выманит на кожу мураш- ки, он известен под именем Нежный. Твердый вертит- ся вокруг мужской силы, разгоняя вялость. Ветер-За- ика крадет слова и звуки. Болтун несет словесное се- мя. Подмышечник может перенести человека через реку. Пересмешник способен смутить и мудреца, и ду- рака. Свистун умеет играть на всем, где есть пустоты и отверстия. Путаник перемешивает птичьи яйца. Мертвяк незаметно и мирно веет над покойниками. Разновидностей так много, что и не описать. Ветры можно подразделять на дикие и прирученные, кото- рые служат какому-нибудь человеку или даже цело- му народу. Поэтому особо уважают укротителей вет- ров, людей, которые умеют навязать ветру свою во- лю, и тогда его порывы равномерно, как из кузнечных мехов, устремляются в нужном направлении - дуют в чьи-то паруса или в определенные сосуды, упо-
49 Архипелаг Макам
требляющиеся в хозяйстве. И если кто-то считает, что это не такое уж трудное искусство, то пусть толь- ко представит себе, сколько нужно отваги и мастер- ства чтобы в ветроловку размером с наперсток пой- мать ветрище вроде Глодальщика, который любую хорошую погоду может обглодать до полной непого- ды. Богатство человека или страны может измеряться количеством ветров, которыми обладает государь или страна. Крохотный китайский ветер Дуновение стоит семь унций золота, и хватает его только на то, чтобы какая-нибудь дама лишь четверть часа благо- ухала чарующими трепетаниями бамбука. А ветер под названием Пустынная черепаха стоит целых ше- стнадцать унций, однако приобрести его все равно есть смысл, ведь если человеку удастся прокатиться на нем тридцать шагов, это может принести доход, равный десяти или даже двадцати ясным летним дням. За более чем вдвое высокую цену покупается ветер Зерновик. Чем сильнее его протрясешь, тем лучше будет жатва - зерно, которое на нем просеяно, про- растет и среди голых камней.
Калам говорил, а я чувствовал, что едва ли слежу за его рассказом, ибо меня несет знакомый мне по моим снам бестелесный поток, для которого у людей нет на- звания, несет по наклонной, почти вертикальной орби- те: я взлетал высоко над землей и спускался в страш- ную глубину, и рядом со мной в том же потоке, по той же орбите неслись другие люди.
- Четыре ветра, которым мы, жители Халя, поклоня- емся, у греков назывались Бореем, Нотом, Зефиром и Эвром. Борей - бог северного ветра, сын звездного неба Астрея и утренней зари Эос, брат Зефира и Нота.
Небесные селения
Он изображается крылатым, длинноволосым, борода- тым мужчиной. Место его обитания - Фракия, где царят холод и мрак. Когда он гневался, все подчинялось его могуществу. Он может с корнем вырывать деревья, вы- зывать землетрясения, вздымать огромные волны. Зе- фир, брат Борея и Нота, - бог западного ветра. С гар- пией Подагрой Зефир породил знаменитых своей быс- тротой коней Ахилла. Он очень опасен, но представля- ется нежным и мягким ветром; этот Зефир по велению Эрота унес Психею в его владения. В поздних легендах его женой стала Хлорида, олицетворение весны. Нот - божество южного ветра. Брат Борея, Зефира и Эвра, он изображается обычно с бородой и крыльями. Он приносит с собой влажный туман и именуется «быст- рым». И наконец, Эвр - божество юго-восточного вет- ра. Тогда как другие ветры - дети Астрея и Эос, проис- хождение Эвра неизвестно. Эвр часто наносит вред ко- раблям, вместе с Нотом и Зефиром вызывает бури...
Полет закончился так же внезапно, как и начался, и мы с Каламом покинули Храмовую площадь. Мы вы- шли на Улицу Музеев, и тут я узнал от Калама, что му- зеи являются главными учебными заведениями Халя и что в них собраны экспонаты и произведения ис- кусств всевозможных эпох, на которых обучаются и воспитываются поколения хальцев. Заглянув в па- рочку этих музеев, я был поражен сложностью лаби- ринтов, из которых они состояли и которые соответ- ствовали лабиринтам истории - главной науки этой цивилизации.
После музеев мы снова вернулись к разговору о ве- трах. Завершая свою лекцию о ветрах, Калам сказал мне следующее:
51 Архипелаг Макам
- Наверное, у христианских авторов вы встречали рассуждения о духе как воздухе, о биении воздуха, воспринятом сердцем и расходящемся от него по все- му телу, и о биении жизни, которым обладают все смертные. Этот же опыт лежит в основании нашей ци- вилизации. Мы чтим силу, лежащую в основании миро- здания и движущую всем, и определяем ее как ветер, или воздух, или пар, или свет. Эта сила наполняет па- руса кораблей, выталкивает росток из земли, движет планеты по орбитам и управляет человеческими судь- бами. Это мудрая сила, но наш разум не способен ее понимать во всем ее объеме. Мы доверяем ей и редко бываем ею обмануты. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | Поиск по сайту:
|