|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О РАЗЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ. ПРОИЗВОДИМЫХ НА НАС ПРЕДМЕТАМИБесспорен факт, что различные предметы вызывают в нас различные ощущения. Опыт показывает нам далее, что одни и те же предметы вызывают в нас различные впечатления в зависимости от момента, когда они возде.й-ствуют на нас. И может быть, этой разнице во впечатлениях следует главным образом приписать различие и большое неравенство ума, наблюдаемое у людей, вскормленных в одной н той же стране, воспитанных в одних п тех же привычках и нравах, имевших, кроме того, перед глазами почти одни и те же предметы. У души бывают моменты отдыха и покоя, когда ее поверхность не колеблется даже легчайшим дуновением страстей. Представляемые нам тогда случаем предметы иногда полностью приковывают к себе паше внимание; мы исследуем на досуге их различные стороны, п впечатление, произведенное ими на нашу память, тем более отчетливо н глубоко. Случайности этого рода обычны, особенно в ранней юности. Ребенок провинился, н в наказание его запирают в его комнате. Он находится в ней одни. Что ему делать? Он замечает на окне горшки с цветами; он срывает цветы, он рассматрииает их краски, наблюдает их оттенки; его бездеятельность как бы обостряет у него чувство зрения. В этом случае с ребенком происходит то же, что п со слепым. Если обыкновенно у последнего чувство слуха н осязания тоньше, чем у других людей, то это потому, что его не отвлекает, подобно им, воздействие спета на его глаза. Благодаря этому он более внимателен, более углублен в себя и, наконец, он, согласно замечанию Дидро '*, для замены недостающего ему чувства сильнее заинтересован в усовершенствовании имеющихся у него чувств. Впечатление, производимое на нас предметами, зависит главным образом от момента воздействия на пас этих предметов. В приведенном выше примере внимание, которое ребенок, так сказать, вынужден уделить единственным находящимся перед его глазами предметам, заставляет его открыть в красках и формах цветов такие тонкие различия, которых не дал бы ему заметить рассеянный взор или поверхностный взгляд. Наказание или иная подобная случайность часто решает вопрос о склонностях молодого человека — делает из него живописца цветов, сооощает ему сперва некоторое знакомство с их красотой и затем любовь к такого рода картинам. Но каким только случайностям подобного рода не подвержено воспитание детства! И как можно вообразить, что оно может быть одинаковым для двух индивидов? А сколько, кроме того, других причин препятствует тому, чтобы дети получили в школе или в родительском доме одно и то же воспитание! ГЛАВА V О ШКОЛЬНОМ ВОСППТАНИП Думают, что дети получают одно и то же образование, когда они воспитываются в одних и тех же школах. Но в каком возрасте они поступают в них? В 7—8 лет. В этом возрасте их память уже полна представлений, которые, возникнув отчасти под влиянием случая, а отчасти будучи приобретены в родительском доме, зависят от положения, характера, состояния и богатства их родителей. Что же удивительного в том, что дети, вступив в школу с идеями часто столь различными, обнаруживают большее пли меньшее усердие в занятиях, больший пли меньший интерес к определенным наукам и уже приобретенные ими ранее идеи, соединяясь с темп, которые им, как и другим, сообщают в школах, сильно изменяют и искажают эти последние. Измененные таким образом идеи, заново сочетаясь друг с другом, должны часто приводить к неожиданным результатам. Этим объясняется то неравенство умов и то разнообразие вкусов, которые наблюдаются у учеников, воспитывающихся в одной и той же школе а. Можно ли сказать то же самое о домашнем воспитании? ГЛАВА VI О ДОМАШНЕМ ВОСПИТАНИИ Воспитание этого рода, несомненно, наиболее единообразное, наиболее одинаковое. Два брата, воспитывающиеся у родителей, имеют одного п того же наставника, а Замечу, впрочем, что большей частью своего образования мы обязаны случаю, т. е. тому, чему не учат наставники. Ребенок, знания которого ограничивались бы истинами, которые он узнал от своей гувернантки или от своего воспитателя, п фактами, содержащимися в немногих книгах, которые прочитывают в школе, был бы, несомненно, самым глупым ребенком в мире. видят перед глазами почти одни п те же предметы, читают одни и те же книги. По-видимому, только разница в возрасте должна вносить разницу в их воспитание. Можно захотеть окончательно уничтожить ее и предположить для этого, что оба брата близнецы. Но спрашивается: будет ли у них одна п та же кормилица? Скажут: а какое это имеет значение? Неужели можно сомневаться во влиянии характера кормилицы на характер вскармливаемого ею ребенка? Во всяком случае в Греции в этом не сомневались, в чем можно убедиться по тому, как там ценили лакедемонскпх кормилиц. Действительно, говорит Плутарх, если спартанец, еще сосущий грудь, не кричит, если он недоступен страху п уже терпеливо переносит боль, то этим он обязан своей кормилице. Поэтому и во Франции, моем отечестве, выбор кормилицы не может быть безразличен, как он не был безразличен в Греции. Но допустим, что одна и та же кормилица вскормила этих близнецов п воспитала их с одинаковой заботливостью. Но неужели можно думать, что, когда она передаст их родителям, отец п мать будут относиться с совершенно одинаковой степенью нежности к обоим детям и что предпочтение, оказываемое незаметно одному из них, не будет иметь никакого влияния на его воспитание? Но предположим даже, что отец п мать относятся к ним с одинаковой нежностью. Можно ли сказать то же самое об их домашних? Не будет ли воспитатель относиться к одному из них как к своему любимцу? И долго ли дружба, выказываемая к одному из детей, останется скрытой от другого? Неужели раздражительность или терпеливость учителя, мягкий плп строгий характер его преподавания не оказывают на них никакого действия? Наконец, неужели эти близнецы обладают одинаковым здоровьем? Пусть оба будут первоначально с одинаковым успехом заниматься искусствами п науками. Но вот один будет задержан в развитии какой-нибудь болезнью п даст другому слишком обогнать себя, тогда учение опротивеет ему. Если ребенок утрачивает надежду отличиться, если он вынужден признать в какой-нибудь области известное число стоящих выше него лиц, то он теряет в этой области способность к труду п к живому вниманию. Даже страх наказания тогда бессилен. Этот страх прививает ребенку привычку к вниманию, заставляет его научиться читать п выполнять все то, что ему велят, но он не вну- 2» шает ему жажды учения, которая одна только обеспечивает большие успехи. Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты. Умственные успехи у человека можно датировать с того момента, когда в нем пробуждается и развивается любовь к славе. Я всегда думал, что наука о воспитании есть, быть может, лишь наука о способах вызывать соревнование. Одно какое-нибудь слово зажигает или гасит его. Иногда достаточно похвалить тщательность, с какой ребенок исследовал какой-нибудь предмет, и его точный рассказ об этом, чтобы пробудить в нем то внимание, которому он окажется обязан впоследствии выдающимися качествами своего ума. Таким образом, воспитание, полученное в школе пли в родительском доме, никогда не бывает одинаковым для двух индивидов. Перейдем от воспитания, получаемого в детстве, к тому, которое получают в юношеские годы. Не следует считать это исследование излишним. Это второе воспитание наиболее важно. У человека имеются тогда другие воспитатели, с которыми полезно познакомиться. Кроме того, в юношеские годы решается судьба наших призваний и талантов. Это второе воспитание, наименее единообразное и наиболее зависящее от случая, в то же время наиболее способно подтвердить истинность моего взгляда. ГЛАВА VII Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |