АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБ УСЛОВИЯХ. БЕЗ СОБЛЮДЕНИЯ КОТОРЫХ РЕЛИГИЯ СТАНОВИТСЯ ПАГУБНОЙ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГА

Читайте также:
  1. II. Доказательство некоторых понятий и фактов геометрии Лобачевского
  2. IV. Слово становится живым
  3. IV. СЛОВО СТАНОВИТСЯ ЖИВЫМ
  4. RFID становится действительностью
  5. VII Миф и религия
  6. XXXIX. Благая весть
  7. Английские слова, произношение которых изменилось под влиянием правописания
  8. Б) матчи, в которых футболист не мог принять участие в связи с травмой или болезнью, которые не были напрямую связаны с его профессиональной деятельностью в качестве футболиста...
  9. Б) Ответ. Если Коля не придет в школу, равновесие на данном рынке не установится.
  10. Благая весть в первом стихе Библии
  11. Благодарение Богу за дары, которых (св. Отец) удостоился от Него. И о том, что достоинство священства и игуменства страшно даже для Ангелов.
  12. Больше, чем просто религия

Религия, проявляющая нетерпимость, религия, требу­ющая огромных расходов для своего культа, есть, бес­спорно, вредная религия. С течением времени ее нетерпи­мость должна повлечь за собой обезлюдение государства, а ее слишком дорогой культ — разорить его38. Есть та­кое католическое государство, где насчитывают почти 15 тысяч монастырей, 12 тысяч прпорств, 15 тысяч часо­вен, 1300 аббатств, 90 тысяч священников, обслуживаю­щих 45 тысяч приходов; где насчитывают, кроме того, бесчисленное множество аббатов, семинаристов и духов­ных лиц всякого рода. В совокупности их имеется по


крайней мере около 300 тысяч человек! а На расходуемые на них суммы можно было содержать значительный флот п сухопутную армию. Столь обременительная для госу­дарства религия39 не может оставаться в течение долгого времени религией просвещенного п цивилизованного ко­ролевства40. Народ, подчиняющийся ей, трудится только для содержания в роскоши и довольстве священнослужи­телей. И каждый из его граждан есть лишь крепостной духовенства.

а В стране, где насчитывается 300 тысяч разных кюре, епи­скопов, прелатов, монахов, священников, канонпков и т. д., рас­ходы на жилище, отопление, пищу, одежду и т. д. каждого такого попа должны в среднем обходиться государству ежедневно в 1 экю. Но чтобы иметь необходимые для этого деньги, какие огромные суммы должно взимать с народа духовенство в виде зе­мельных участков, рент, десятин, пенсий, плат за обедни, по­стройки зданий, ремонта церковных зданпй и часовен, садовых участков, сокровищниц приходов п братств, церковных украшений, серебра, милостынь, сдачи в наем церковных стульев, крестин, по­жертвований, свадеб, похорон, служб, сборов подаяний, отпущении грехов, оплаты проповедников, миссий и т. д.!

Одной только десятилы духовенство взимает с обрабатываемых земель государства почти столько же, сколько все его собствен­ники. Во Франции арпан возделываемой земли, арендуемый за 6 или 7 ливров, приносит почти 20 пли 22 мино (minots) зерна по четыре на сетье '*. Попы взимают с них в виде своей десятины 2 мпно. Стоимость этих 2 мино равняется в среднем 9 или 10 лив­рам. Кроме того, попы получают 50 охапок соломы стоимостью 6 ливров, а также десятину с ячменя и с его соломы стоимостью 40 или 50 су, а в общем 17 ливров 10 су. Эту сумму попы получают три года с того же самого арпана земли, с которого собственник по­лучает лишь 18 или 21 ливр, причем из названной суммы этот собственник должен выплачивать десятую часть, содержать свою ферму, нести на себе бремя бездоходной земли, прекращение пла­тежей фермером п натуральные дорожные повинности.

На основании этих вычислений можно судить о колоссальных богатствах духовенства. Если принять общее число попов в 200 ты­сяч, то содержание их все же должно обходиться в 600 тысяч лпв-ров в день и, следовательно, в 210 миллионов в год. Но какие флот п сухопутную армию можно было бы содержать на такие деньги! Таким образом, мудрое правительство не может быть заинтересо­вано в сохранении столь разорительной п столь обременительной для его подданных религии. В Австрии, Испании, Баварии и, мо­жет быть, даже во Франции попы (за вычетом процентов, уплачи­ваемых рантье) богаче, чем государи.

Как бороться с этим злом? Для этого есть лишь одно средство: уменьшить число попов. Но существуют такие религии (как, на­пример, католическая), в которых само отправление культа пред­полагает большое их число. В этом случае надо изменить этот культ и по крайней мере уменьшить число обрядов. Чем меньше будет попов, тем меньше потребуется денег для содержания их.


Чтобы релпгпя была хороша, она должна недорого стоить41 и отличаться терпимостью. Ее духовенство не должно иметь никакой власти над гражданами. Страх перед попами унпжает ум и душу, доводит ум до отупе­ния, душу до низости. Неужели служители алтарей всегда будут вооружены мечом? Можно ли игнорировать злодеяния, совершенные благодаря их нетерпимости? Сколько крови было из-за нее пролито! Земля все еще про­питана ею. Для обеспечения мира между народами не­достаточно гражданской терпимости; духовенство тоже должно стремиться к этой цели. Всякий религиозный догмат — это зародыш преступлений и раздоров между людьми. Какая же религия поистине отличается терпимо­стью? Или та, которая, подобно языческой религии, не име­ет никаких догматов, пли же та, которая, как у философов, сводится к здоровой п возвышенной нравственности и ко­торая, несомненно, станет когда-нибудь религией всего мира.

Помпмо того нужно, чтобы религия была кроткой п гуманной, чтобы ее обряды не имели в себе ничего пе­чального и сурового, чтобы она повсюду представляла пышные зрелища п приятные празднества42, чтобы от­правление ее культа вызывало страсти, но страсти, напра­вленные на общее благо. Религия, заглушающая страсти, рождает талапуэнов, бонз, браминов, но никогда не рож­дает героев, знаменитых людей и великих граждан.

Если религия является радостной, то ее радостный ха­рактер предполагает благородное доверие к благости вер­ховного существа. Зачем превращать последнего в восточ­ного тирана, изображать его осуждающим на вечные муки за ничтожные поступки? Зачем ставить, таким об­разом, имя божества под портретом дьявола? Почему

По — скажут — эти деньги священны. Почему? Не потому ли, что они в некоторой своей части отняты у бедных? Ведь духовенство является лишь хранителем их. Поэтому оно может брать из них лишь деньги, абсолютно необходимые для содержания управле­ния. Замечу даже в связи с этим вопросом, что так как светская власть специально обязана заботиться о земном счастье народов, то опа вправе взять на самое себя управление имуществом, заве­щанным бедным, п вступить во владение всеми суммами, украден­ными монахами у бедных. Как употребить эти суммы? Да исполь­зовать их действительно для облегчении судьбы несчастных, для милостыни или путем уменьшения налогов, или путем приобрете­ния мелких участков земли: раздача их тем, кого несчастье лишило этих сумм, сделала бы последних вновь гражданами, сделав их соб­ственниками.

3 Гельвеции, т. 2 49


нужно сжимать души тяжестью страха, разрушать их движущие силы и из поклонника Иисуса делать жалкого и малодушного раба? Только злые люди изображают бога злым. Что представляет собой их набожность? Покров для их преступлений.

Религия сама отдаляет себя от политической цели, ко­торую она себе ставит: человек, справедливый п гуман­ный по отношению к своим ближним, человек с выдаю­щимися талантами и добродетелями не уверен в благо­склонности неба — минутное желание, вспышка гнева или непосещение обедни могут навсегда лишить его этой бла­госклонности.

Небесные награды не должны быть в религии награ­дой за какие-то мелочные обряды, дающие жалкое пред­ставление о всевышнем и ложное представление о добро­детели. Это воздаяние не должно быть наградой за пост, за ношение власяницы, слепое послушание п соблюдение дисциплины.

Человек, считающий эти обряды добродетелями, с та­ким же правом может считать добродетелями искусство прыгать, танцевать, ходить по канату. Что за дело народам до того, что какой-нибудь молодой человек бичует себя или совершает опасный прыжок!

Если некогда обожествляли лихорадку, то почему до сих пор еще не сделали божественным общественное бла­го? Почему это божество не имеет еще своего культа, сво­их священников?43 Почему, наконец, нужно выдавать самоотречение за возвышенную добродетель? Только гу­манность является в человеке единственной п подлинно возвышенной добродетелью; это первая и, быть может, единственная добродетель, которую религии должны вну­шать людям: она заключает в себе почти все прочие до­бродетели.

Пусть в монастырях почитают смирение: оно благо­приятствует низости п лености монахов44. Но должно ли это смирение быть добродетелью народа? Нет. Благород­ная гордость всегда была добродетелью благородного на­рода. Лишь презрение греков п римлян к рабским наро­дам, лишь справедливое и гордое сознание ими своей силы и своего мужества совместно с их законами подчи­нили им весь мир. Скажут, что гордость привязывает че­ловека к земле. Тем лучше, значит, гордость по-своему полезна. Религия должна не осуждать, но укреплять в че­ловеке привязанность к земным делам. Всякий гражда-


нин должен заоотпться о счастье, славе и могуществе своего отечества; религия должна прославлять всякое дей­ствие, направленное к пользе наибольшего числа людей, освящать всякое полезное установление и никогда пе уничтожать его; интересы духовной и светской властей должны быть всегда одними и темп же; пусть, как в Риме, обе эти власти будут объединены в руках правителей45; пусть голос неба станет голосом общественного блага и пусть прорицания богов подтверждают всякий закон, вы­годный для народа.

ГЛАВА XV


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)