|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О ГЛАВНЫХ ПРИЧИНАХ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ПРАВИЛАМИ. ВОСПИТАНИЯЕсли в Европе, п особенно в католических странах, все правила воспитания противоречивы, то это происходит потому, что общественное образование доверено здесь двум властям, интересы которых противоположны п правила которых должны поэтому быть различными и противоположными. Одна — это духовная власть, другая — это светская власть. Сила п величие этой последней власти зависят от силы п величия того государства, которым она управляет. Государь силен поистине лишь силон своего народа. Если перестают уважать народ, то п государь перестает быть могущественным. Он желает и должен желать, чтобы его подданные были мужественными, трудолюбивыми, просвещенными и добродетельными. Можно ли сказать то же самое о духовной власти? Нет, ее интересы не те же самые. Власть священника зависит от суеверия п тупой доверчивости народов. Ему вовсе не нужно, чтобы они были просвещенными. Чем меньше они знают, тем более они покорны его решениям. Интересы духовной власти связаны не с интересами какого-нибудь народа, но с интересами определенной религии (Secte). Два народа воюют друг с другом; какое дело папе до того, кто из нпх будет рабом пли господином, раз победитель должен стать столь же подчиненным ему, как и побежденный. Если французы терпят поражение под ударами португальцев, если Браганцский '* дом восходит на трон Бурбонов, то папа видит в этом событии лишь возрастание своего авторитета. Чего требует от народа духовенство? Слепой покорности, безграничной доверчивости и детского и панического страха. Если этот народ помимо того прославится своими талантами пли патриотическими добродетелями, то это мало интересует духовенство. Великие таланты и великие доблести почти неизвестны в Испании, в Португалии и повсюду, где особенно страшна духовная власть. Правда, честолюбие свойственно обеим этим властям, но способы удовлетворения его у них очень различны. Чтобы подняться до своей высшей точки, одна власть должна возбуждать у человека страсти, а другая — уничтожить пх у него. Светская власть обязана своими воинами, правителями, купцами н учеными любви к общественному благу, к справедливости, к богатству н славе; государь завоевывает своей нации уважение других наций благодаря торговле своих городов, мужеству своих войск, справедливости своего суда, гению своих ученых — это значит, что сильные п направленные к общему благу страсти служат основой величия нации. Наоборот, духовенство основывает свое величие на уничтожении этих страстей. Попы честолюбивы, но им ненавистно честолюбие светского человека. Оно противоречит пх намерениям. Попы хотели бы погасить в человеке всякое желание, внушить ему отвращение к своим богатствам и к своей власти н воспользоваться этим отвращением, чтобы присвоить себе н то и другое 19. Можно с уверенностью утверждать, что все религии всегда руководствовались этой целью. Что проповедовало христианство, когда оно утвердилось? Общность имущества. Кто выступил в качестве хранителя этого общего имущества? Попы. Кто похитил это вверенное им имущество п завладел им? Попы, когда распространились слухи о близком конце мира. Кто способствовал распространению этих слухов? Попы. Слух лтот благоприятствовал их намерениям, они надеялись, что люди, охваченные паническим ужасом, будут иметь только одну (действительно важную) заботу — заботу о своем спасении. Жизнь, говорили им, вещь преходящая, истинным отечеством людей является небо — зачем же отдаваться земным привязанностям? Если подобные рассуждения не совсем отрывали от них мирянина, то они во всяком случае ослабляли в нем любовь к родным, к славе, к общественному благу п к отечеству. Герои тогда стали более редкими, а государи, охваченные надеждой обеспечить себе большее могущество на небесах, иногда уступали духовенству часть своей власти на земле. Попы завладели ею п, чтобы сохранить ее за собой, дискредитировали истинную славу п истинную добродетель. Они не могли потерпеть, чтобы почитали Мпноса, Ликурга, Код-ра, Аристида, Тнмолеона — словом, всех защитников и благодетелей своего отечества. Онп выдвпнулп зато другие образцы. Онп внесли другие имена в календарь, подставив вместо имен древних героев имена святого Антония, святого Крпспнна, святой Клары, святого Фиакра, святого Франциска — словом, имена всех тех отшельников, которые, будучи опасными для общества примерами своих безумных добродетелей, удалились в монастыри и пустыни, чтобы бесполезно там прозябать и умпрать20. При помощи таких образцов духовенство надеялось приучить людей считать жизнь каким-то кратким путешествием. Оно полагало, что тогда люди, утратив стремление к земным благам, не питая дружбы к тем, кого они встречали в своем странствовании, станут столь же равнодушны к собственному счастью и к счастью своих потомков. Действительно, если жизнь — какой-то ночлег, то зачем придавать столько значения земным вещам? Ведь путешественник не требует, чтобы починили стены гостиницы, где он должен провести только одну ночь. Таким образом, для утверждения своего величия и удовлетворения своего честолюбия духовная и светская власти должны были во всех странах прибегать к совершенно различным средствам. Обе они, имея общую задачу воспитания народа, могли запечатлеть в сердцах п умах лишь противоречивые правила: в соответствии со стремлением одной — разжечь страсти, а другой — погасить их а. Я согласен с тем, что обе эти власти одинаково проповедуют добродетель. Но они не связывают с этим словом одного и того же значения. Современный Рим, находящийся под властью пап, не имеет, разумеется, того же представления о добродетели, какое имел о ней древний Рим в консульство первого из Брутов. Заря разума начинает заниматься. Люди знают уже, что одни и те же слова не для всех представляют один п те же понятия. Чего вследствие этого требуют они в настоящее время от автора? Чтобы он связывал ясные идеи с употребляемыми им выражениями. Царство темной схоластики может прекратиться, богословы, быть может, не всегда будут властвовать над народами п правительствами. Но в одном во всяком случае можно быть ° Желать уничтожить у людей страсти — это желать уничтожить их деятельность. Богослов, хулящий страсти, подобен маятнику, издевающемуся над приводящим его в движение механизмом, пли следствию, не знающему своей причины. уверенным. В том, что пм не удастся сохранить свою власть при помощи тех средств, которыми они ее приобрели: времена и обстоятельства изменились. В настоящее время признают наконец необходимость страстей: знают, что с пх сохранением связано сохранение государств. Действительно, страсти — это сильные желания, которые одинаковым образом могут соответствовать и противоречить общественному благу. Если скупость и нетерпимость — вредные п преступные страсти, то иное дело — желание прославиться талантами и патриотическими добродетелями21. Уничтожая желания, уничтожают души, и всякий человек, лишенный страстей, не имеет в себе ни принципа действия, нп побуждений для деятельности. Вы, католические священники, богаты и могущественны на земле, но могущество ваше может быть уничтожено вместе с могуществом наций, которыми вы управляете. Пусть они станут еще более забитыми, и нации эти, побежденные другими нацпямп, не будут уже подчиняться вам. В ваших же интересах, чтобы страсти п потребности продолжали оживлять человека. Чтобы заглушить их в нем, нужно было бы изменить его природу. О достопочтенные богословы! О скоты! О братья мои! Откажитесь от этой смехотворной затеи; изучите человеческое сердце, исследуйте пружины, приводящие его в движение, п если вы не имеете еще ясных представлений о нравственности и политике22, то перестаньте обучать им. Гордость слишком долго вводила вас в заблуждение. Вспомните остроумную басню о рождении Момуса2*. В момент своего появления на свет, говорит великий поэт, божественный младенец наполнил Олимп своими криками. Небесный двор был ими оглушен. Чтобы успокоить ребенка, каждый сделал ему какой-нибудь подарок. Юпп-тер подарил Момусу человека, которого он только что создал, и с тех пор человек — всегда игрушка, кукла безумия. Но среди кукол этого рода самой жалкой, самой тщеславной и самой смешной был доктор богословия23. О богословская кукла! Не упорствуй в своем желании уничтожить страсти: они принципы жизни государства 24. Постарайся направить пх к общему благу, попробуй начертать для этого план воспитания, простые п ясные принципы которого все устремлены к общественному благу. Как далеки мы от плана подобного воспитания! Родители и воспитатели, расходясь в этом вопросе между собою, одинаково не знают, чему они должны учить детей. У них имеются лишь смутные пдеп о воспитании, п этим объясняется поразительная противоречивость всех их правил. ГЛАВА А' Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |