|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБ УНИВЕРСАЛЬНОЙ РЕЛИГИИУниверсальная религия может основываться только на принципах вечных, неизменных п таких, которые, будучи, подобно теоремам в геометрии, доступны самым строгим доказательствам, заимствуются из самой природы человека п вещей. Существуют ли такие принципы? Могут эти принципы, когда их узнают, одинаково быть пригодными для всех народов? Несомненно, да, а если они изменяются, то лишь в некоторых из своих приложений к различным странам, в которых случайно оказались различные народы. Но какой первый и самый священный из принципов или законов, пригодный для всех обществ? Тот, который обеспечивает каждому право на его имущество, жизнь п свободу. Если человек не уверен в том, что его земля — его собственность, то он не обрабатывает своего поля, не возделывает своего виноградника. В этом случае народ вскоре становится жертвой голода п гибнет от него. Если собственник не уверен в своей 'жизни и своей свободе, то, на- ходясь вечно в страхе, он теряет мужество п мастерство. Заботясь только о личном самосохранении и о самом себе, он не обращает своих взглядов вовне, не изучает науки о человеке, не наблюдает ни желаний, ни страстей его. Между тем, только обладая предварительно этим знанием, можно найти в нем наиболее соответствующие общему благу законы. В силу какой роковой необходимости эти законы, столь нужные для обществ, все еще неизвестны им? Почему небо не раскрыло им их? Небо, отвечу я на это, хотело, чтобы человек способствовал своему счастью своим разумом и чтобы в многолюдных обществах36 лучший образец превосходного законодательства был, подобно шедеврам других паук, продуктом опыта п генпя. Бог сказал человеку: я создал тебя, я дал тебе пять чувств, я наделил тебя памятью и, следовательно, разумом; я хотел, чтобы твой разум, подстрекаемый сперва нуждой, затем просвещенным опытом, заботился о своем пропитании, научил тебя оплодотворять землю, совершенствовать орудия ее возделывания и наконец научпл тебя всем наукам, удовлетворяющим основным потребностям; я хотел, чтобы, совершенствуя этот разум, ты достиг знания моих нравственных требований, т. е. своих обязанностей по отношению к обществу, способов поддержать в нем порядок, наконец знания наилучшего возможного законодательства. Вот единственный культ, до которого я хочу, чтобы человек возвысился, единственный, который может стать универсальным, единственный достойный бога, отмеченный его печатью п печатью истины. Всякий другой культ носит на себе печать человека, печать плутовства п лжи. Воля справедливого и благого бога заключается в том, чтобы сыны земли были счастливы п пользовались всеми удовольствиями, совместимыми с общественным благом. Таков тот истинный культ, который философия должна раскрыть пародам. В подобпой религии нет иных святых, кроме благодетелей человечества, кроме Ликургов, Соло-нов, Спдлеев '*, кроме изобретателей какого-нибудь искусства, какого-нибудь нового удовольствия, согласного, однако, с общим интересом. II наоборот, в ней нет никаких иных отверженных, кроме людей, наносящих вред обществу, и злобных врагов его удовольствии. Смогут ли священники стать когда-нибудь апостолами такой религии? Их интересы препятствуют этому. Туман, заволакпвающпй принципы нравственности и законодательства (относящихся по существу к одной и той же науке), навеян их политикой.. Отныне, лишь разрушив большинство религий, можно заложить в государствах основы здравой нравственности. Дай боже, чтобы священники, преисполнившись благородного честолюбия, отыскали в принципах организации человека неизменные законы, на которых следует в соответствии с желанием природы и неба построить счастье общества; дай боже, чтобы религиозные системы могли стать охраной общественного счастья! Тогда охрана его была бы поручена священникам. Пх слова п величие были бы основаны на общественной признательности. Они могли бы говорить себе каждый день: благодаря нам смертные счастливы. В действительности же такое величие, столь длительная слава кажутся им жалкими п ничтожными. О служители алтаря, вы могли бы стать предметом обожания просвещенных и добродетельных людей, но вы предпочли повелевать суеверными и рабамп, вы стали ненавистными добрым гражданам, вы — язвы народов, орудие их бедствий и разрушители истинной нравственности. Единственная истинная религия — это нравственность, основанная на истинных принципах. Однако нашлись люди, ненасытная доверчивость которых37 могла удовлетвориться мистической религией. Пусть поклонники чудесного знают по крайней мере, установление какой из религий этого рода будет наименее пагубным для народов. ГЛАВА XIV Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |