|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРИМЕР ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ИДЕЙ ИЛИ ПРАВИЛ, ПОЛУЧЕННЫХ В РАННЕЙ МОЛОДОСТИПусть меня простят, -если, желая дать лучше понять противоречивость всех правил нашего воспитания, я вынужден буду допустить не совсем благородный тон, — этого требует тема моей книги. Противоречия эти особенно бросаются в глаза в монастырях, предназначенных для воспитания молодых девушек. Итак, войдем в монастырь. 8 часов утра. Это — время собеседования, когда в речи о стыдливости настоятельница доказывает, что воспитанница монастыря не должна никогда поднимать глаза на мужчину. Пробило 9 часов. В приемной появился учитель танцев. Держитесь как следует, говорит он своей ученице, подымите голову п глядите всегда прямо на своего партнера. Кому же верить: учителю танцев или настоятельнице? Воспитанница не знает этого и не приобретает ни того изящества, которое хочет воспитать в ней один, ни топ скромности, которую проповедует другая. Но чему приписать эти противоречия в воспитании, как не протп-во_речпвым желаниям родителей, чтобы их дочь была в одно л то же время п мила, п скромна, чтобы она соединяла с монастырским ханжеством театральную грацию? Они хотят примирить непримиримые вещи3. Возможно, что у одних только турок воспитание соответствует тому, что требуется у них от женщин25. Правила воспитания будут оставаться спорными п неопределенными до тех пор, пока их не свяжут с какой-нибудь единой целью. Какова же может быть эта цель? Наибольшее общественное благо, т. е. наибольшее удовольствие и наибольшее счастье наибольшего числа граждан. Утрачивая из виду эту цель, родители начинают беспомощно путаться в вопросе о воспитании. Их руково- а Желают, чтобы девушка была правдивой п простодушной. Ей представляют жениха, он ей не нравится, п она говорит это. Это находят дурным. Таким образом, родители хотят, чтобы она была правдивой пли лживой в зависимости от их заинтересованности в том, чтобы она была топ плп иной. дителем становится одна только мода. От нее они узнают, что для того, чтобы сделать из своей дочери музыкантшу, надо нанять ей учителя музыки; они не знают, что для того, чтобы дать ей ясное представление о добродетели, ей надо таким же образом нанять учителя нравственности. Мать берет на себя заботу о воспитании своей дочери; утром, накладывая румяна, она говорит ей, что красота — ничто, что доброта и таланты — это всеа. В эту минуту кто-либо входит в будуар матери. Каждый повторяет девочке, что она красива; но за ее таланты6 и гуманность ее не похвалят даже один раз в год. Кроме того, единственными наградами, которые ей обещают за ее прилежание и ее добродетели, являются различные украшения. И в то же время хотят, чтобы девочка была равнодушной к красоте. Какую путаницу подобное поведение должно вносить в ее голову! Не более последовательно воспптанпе молодого человека. Первая внушаемая ему обязанность — это соблюдение законов; вторая — нарушение их, если его оскорбляют: в случае оскорбления он должен под страхом бесчестья драться на поединке. Ему доказывают, что уважение на земле и небесную славу завоевывают благодаря услугам, оказанным отечеству. А на какие образцы для подражания указывают ему? На какого-нибудь монаха, на фанатика и бездельника-дервиша, нетерпимость которых привела к смутам п запустению государства. Отец рекомендует своему сыну верность своему слову. Но вот появляется богослов п говорит этому сыну, что мы не связаны словом по отношению к врагам божьим; что Людовик XIV на этом основании отменил Наптскнй эдикт, изданный его предками; что папа окончательно решил этот вопрос, объявив недействительным всякий договор, заключенный между еретическими п католическими государями, и предоставив последним право нарушить его, если они сильнее. а Пусть уверяют девушку, что без талантов нельзя выйти замуж, — на следующий день она узнает, что самая глупая из ее подруг сделала прекрасную партию, потому что имела большое приданое и потому что теперь женятся только на приданом. 6 Если девочку хвалят обыкновенно только за красоту, то это объясняется тем, что красота представляет действительно самое интересное и желанное качество той женщины, к которой приходят с визитом, не будучи ни мужем ее, ни другом, и тем, что у женщин мужчины бывают лишь с визитом. Проповедник доказывает с кафедры, что христианский бог — это бог истины, что его последователей узнают по их ненависти ко лжи26. Но только он сошел с кафедры, как он уже согласен с тем, что очень благоразумно умолчать об истине27; сам он, прославляя истину, остерегается, однако, говорить ее28. Действительно, человек, который написал бы в католических странах истинную историю своего времени, восстановил бы против себя всех почитателей этого бога истины29. В подобных странах от преследований избавлены только немой, глупец или лгун. Если какой-нибудь воспитатель благодаря своим заботам сумеет наконец внушить своему воспитаннику кротость и человечность, появляется духовник и говорит этому воспитаннику, что людям можно прощать их пороки, но не заблуждения; что в этом последнем случае снисходительность есть преступление п что следует сжигать всякого, кто думает не так, как он сам. Невежество богослова и его противоречия с самим собой столь велики, что он выступает против страстей даже в тот самый момент, когда хочет побудить своего ученика к соревнованию. Он забывает тогда, что соревнование — это страсть, и, судя по результатам ее, даже очень сильная страсть. Таким образом, все противоречиво в деле воспитания. Какова причина этого? Незнание истинных принципов этой науки, о которой люди имеют лишь смутные идеи. Нужно было бы просветить людей — попы этому противятся. Если истина засияет на минуту над их головами, то они затемняют ее лучи мраком своей схоластики. Заблуждение и преступление одинаково стремятся к темноте: первое — к темноте слов30, второе — к тьме ночи. Впрочем, пусть не приписывают одной только теологии всех противоречий нашего воспитания. Имеются также противоречия, которыми мы обязаны порокам правительства. Как убедить юношу быть верным, быть честным в обществе и уважать чужие секреты, если даже в Англии правительство под самым ничтожным предлогом вскрывает письма частных лиц и нарушает публичное доверие? Как надеяться внушить ему отвращение к доносу и шпионству, если он видит, что шпионы находятся в почете, получают пенсии и осыпаются наградами? Желают, чтобы по выходе из школы молодой человек бывал в свете, держал себя там хорошо, чтобы он оста- вался целомудренным. Но неужели в тот самый момент, когда потребность любить дает себя чувствовать особенно сильно, молодой человек сможет остаться нечувствительным к прелестям женщин а, не испытывая никаких желаний? Неужели отцы могут быть настолько глупы и думать, что в то время, когда правительство строит оперные театры, когда обычай открывает доступ туда молодежи, последняя будет думать о своем целомудрии н останется равнодушной к зрелищу, в котором восторги, удовольствия и могущество любви изображены самыми яркими красками п во время которого эта страсть проникает в наши души через все органы чувств б. Я никогда не кончил бы, если бы захотел привести список всех противоречий европейского, п в особенности папистского, воспитания '*. Каким образом распознать в тумане его предписаний тропу добродетели? Не удивительно, что католики часто удаляются от нее. Не имея твердых принципов в этом вопросе, они поэтому обязаны своими пороками или своими добродетелями положению, в котором они находятся, книгам, друзьям п, наконец, любовницам, доставляемым им случаем. Но разве нет средства сделать воспитание человека более независимым от случая? И каким образом добиться этого? Учить только истине. Заблуждение всегда противоречит себе, истина — никогда. Не поручать воспитание граждан двум различным властям с противоположными интересами, которые всегда будут учить двум противоречивым системам нравственности 31. а Предположим, что действительно захотелп бы охладить у молодых людей любовные желания. Что же нужно сделать для этого? Ввести энергичные физические упражнения и внушить молодежи вкус к ним. Физические упражнения являются в этом случае действенной проповедью. Чем больше поту, чем больше затрат животной энергии, тем меньше остается силы для любви. Холодность п равнодушие к женщинам у канадских дикарей зависят от усталости и истощения их во время долгих п утомительных охот. 6 Пусть не думают на основании этих слов, будто я желаю уничтожить театры, оперы или комедии. Я критикую здесь лишь противоречие между нашими обычаями н действующими правилами нравственности. Я не враг театральных зрелищ н не придерживаюсь в этом вопросе взглядов Руссо. Театральные зрелища представляют, несомненно, удовольствие. Но нет такого удовольствия, которое не могло бы стать в руках мудрого правительства принципом, творящим добродетель, если оно служит наградой последней. В силу какой роковой необходимости, могут спросить, почти все народы поручили нравственное воспитание своей молодежи духовенству? Что представляет собой нравственность папистов? Груду суеверий. Между тем нет такой вещи, которой не добилось бы духовенство с помощью суеверия. Благодаря суеверию оно лишает правителей их авторитета п королей пх законной власти; благодаря ему оно подчиняет себе народы и приобретает власть над ними, часто стоящую выше законов; словом, благодаря ему оно губит даже принципы нравственности. Какое же есть средство против этого зла? Только одно: заново и целиком перестроить эту науку. Нужно было бы, чтобы прониклись новым духом при формировании ее новых принципов п чтобы все стремились к общественному благу. Пора, чтобы правители (Magistrals) в качестве священнослужителей нравственности основали ее на простых, ясных, соответствующих общему интересу принципах, о которых все граждане могли бы составить себе одинаково правильные и точные представления. Но возникает вопрос: соответствует ли простота п единообразие этих принципов различным страстям людей? На это нужно ответить: желания людей могут быть различными, но их взгляд на вещи по существу одинаков: они поступают дурно, но видят хорошо. Все люди рождаются со здравым умом, все видят истину, когда им ее ясно показывают. Что касается молодежи, то она тем более жадно стремится к пстпне, чем меньше она привыкла к компромиссам и чем меньше у нее интереса видеть предметы отличными от действительности. Не так легко удается испортить ум молодых людей. Для этого нужно использовать всю терпеливость и все искусство теперешнего воспитания, но все же время от времени эти молодые люди замечают благодаря природному уму ложность взглядов, которыми загружают их память. Почему же они не изгоняют их из нее, заменив их новыми идеями? Потому что подобная перемена в идеях требует времени п усилий, а задача эта слишком тягостна для большинства людей, которые часто сходят в могилу, не приобретя отчетливых и точных идей о добродетели. Когда у людей будут здравые идеи о добродетели? Когда религиозная система соединится с системой блага нации, когда религии, эти обычные орудия честолюбия и духовенства, станут орудием общего блага. Возможно ли вообразить себе такую религию? Исследование этого вопроса заслуживает внимания мудрых люден. Поэтому я остановлюсь мимоходом на ложных религиях. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |