|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОБ УМЕ И ТАЛАНТЕ
Что такое в человеке ум? Совокупность его идей. Какого рода ум мы называем талантом? Ум, сосредоточенный на одной определенной области, т. е. большую совокупность идей одного п того же порядка. Но если нет врожденных пдей (а Руссо согласен с этпм во многих местах своих сочпненпй), то, следовательно, ум и талант являются у нас чем-то благоприобретенным. Следовательно, и тот п другой — как я это уже говорпл — имеют своими первоисточниками: 1) физическую чувствительность, без которой мы не 2) память, т. е. способность вспоминать о ранее по 3) интерес, который мы имеем в том, чтобы сравни Именно этот интерес фиксирует внимание и является у людей с обычной организацией производительным началом их ума. Талант, рассматриваемый некоторыми мыслителями как результат особой способности, свойственной тому пли иному виду ума, в действительности является лишь результатом внимания к определенного рода идеям. Я сравниваю совокупность человеческих знаний с клавиатурой органа. Различные таланты являются как бы клавишами его, а внимание, приводимое в действие интересом, — это рука, которая безразлично может опуститься на ту пли иную из этих клавиш. Словом, если мы приобретаем все вплоть до чувства себялюбия, если нельзя любить себя, не испытав до этого чувств физического страдания и физического удовольствия, то, следовательно, все в нас является благоприобретенным. Значит, наш ум, наши таланты, наши пороки, наши добродетели, наши предрассудки и наши характеры не есть результат наших различных темпераментов, поскольку они образовались необходимым образом из смешений наших идей п наших чувств. Даже наши страсти зависят от них. В доказательство этой истины я сошлюсь на народы Севера. Говорят, что их вялый и флегматичный темперамент является результатом их климата и их пищи. Между тем они так же способны обнаруживать гордость, зависть, честолюбие, скупость, суеверие, как и сангвинические а и холерические народы Юга5. Если заглянуть в историю, то можно убедиться, что народы внезапно меняют характер, хотя и не произошло никаких изменений в их климате и в их пище. Я прибавлю даже, что если бы все характеры, как это утверждает Руссо на стр. 109 т. V «Элопзы», были добрыми и здоровыми сами по себе, то и тогда эта всеобщая и независимая, следовательно, от различия темпераментов доброта доказывала бы, что он неправ. А если бы доброта была уделом человека? Мне очень жаль, что и в этом вопросе я придерживаюсь другого взгляда, чем Руссо. Какое это было бы удовольствие для меня находить всех людей добрыми! Но, убеждая их в том, что они таковы, я ослабил бы их усердие стать таковыми. Я называл бы их добрыми и делал бы их тем самым дурными. Добродетелен ли, служит ли своему государю, достоин ли его доверия тот, кто скрывает от него бедствия его народов? Нет, добродетелен тот, кто сообщает ему о них и указывает ему способы облегчить эти бедствия. Тот, кто обманывает людей, отнюдь не является их другом. Где же в таком случае друзья королей? Какой придворный всегда, правдив со своим государем? Какой человек всегда правдив с самим собою? Мнимый смельчак называет всех людей смелыми, чтобы его самого считали таковым, и нередко самые отъявленные плуты объявляют себя приверженцами Шефтсбери и самым страстным образом защищают учение о природной доброте людей. Что касается меня, то я не стану поддерживать людей в этой пагубной уверенности. Я не буду без конца повторять им, что они добры. Законодатель, менее бдительный в отношении порока, пренебрег бы введением законов, направленных к подавлению его. Я не буду виновен в оскорблении человечества, я позволю себе говорить истину. Я займусь обсуждением вопроса, который я не могу излагать, не показывая — как этого требует моя задача, — что в этом вопросе Руссо так же противоречит самому себе, как и в других приведенных нами случаях. а Этот факт очевидным образом доказывает, что указанные выше страстп являются результатом не различия наших темпераментов, а — как я уже говорил — любви к власти. ГЛАВА III О ДОБРОТЕ ЧЕЛОВЕКА В МЛАДЕНЧЕСТВЕ Я вас люблю, мои сограждане, и первое мое желание — быть вам полезным. Разумеется, я желаю вашего одобрения, но я не хотел бы быть обязанным вашим уважением п вашими похвалами лжи. Тысячи других обманут вас — я не -стану их сообщником. Одни будут называть вас добрыми, льстя вашему желанию считать себя таковыми, — не верьте им в этом. Другие будут называть вас злыми; они точно так же будут вам лгать. Вы — ни то, ни другое. Ни один человек не рождается добрым. Ни один человек не рождается злым. Люди добры или злы в зависимости от того, объединяет ли их общий интерес, или их разделяют противоположные интересыб. Философы считают, что люди рождаются в состоянии войны друг с другом. По словам философа, общее желание обладать одними п темп же вещами с колыбели вооружает людей друг против друга. Состояние войны, несомненно, следует сейчас же вслед за моментом их рождения. Мир между людьми очень недолговечен. Однако они отнюдь не рождаются врагами. Доброта пли злость являются в них чем-то случайным — это результат их хороших или дурных законов. То, что в человеке называют добротой или нравственным чувством, есть его благожелательность по отношению к других людям, и эта благожелательность всегда соразмерна в нем тому, насколько они ему полезны. Я предпочитаю своих сограждан чужеземцам п своего друга своим согражданам. Счастье моего друга отражается на мне. Если он становится более богатым и более могущественным, то и я разделяю его богатство и его могущество. Значит, доброжелательность по отношению к другим людям есть результат нашего себялюбия. Но если себялюбие, как я доказал уже в разделе IV, является в нас необходимым результатом способности к ощущению, то, значит, п наша любовь к другим, что бы ни говорили сторонники Шефтсбери, точно так же есть следствие той же способности. Действительно, что представляет собою это учение о природной доброте или это столь прославленное англичанами нравственное чувство? а Какую ясную идею можно составить себе о подобном чувстве 5 и на каких фактах основывать его существование? На том, что существуют добрые а Вот пословица, основанная на длительном и всеобщем наблюдении: «Чужую беду руками разведу» (mal d'autrui n'est quo songe). Следовательно, опыт не говорит за то, чтобы люди были столь добры. G Если допустить существование нравственного чувства, то почему не допустить алгебраического или химического чувства? Для чего создавать у человека шестое чувство? Для того ли, чтобы дать ему более отчетливые представления о нравственности? Но что такое нравственность? Наука о способах, придуманных людьми, для того, чтобы совместно жить возможно более счастливым образом. Пусть сильные мира сего не противодействуют ее успехам, и эта наука будет совершенствоваться по мере просвещения народов. Утверждают, будто нравственность является делом рук бога; но она во всех странах является частью законодательства народов. А законодательство — дело людей. Бог считается создателем нравственности потому, что он рассматривается как творец человеческого разума, а нравственность есть дело этого разума. Отождествлять бога и нравственность — значит впадать в идолопоклонство, значит обожествлять творения людей. Люди создали соглашения. Нравственность есть собрание этих соглашений. Подлинная цель этой науки — счастье наибольшего числа людей. Благо народа — верховный закон (salus populi suprema lex esto). Нравственность народов так часто приводит к противоположным результатам потому, что власть имущие направляют все ее предписания к своей личной выгоде; потому, что они всегда повторяют себе: «Благо правителей должно быть верховным законом» (salus gubernantiiim suprema lex esto). Нравственность большинства народов является в настоящее время лишь собранием способов, которые употребляют власть имущие, и правил, которые они диктуют для того, чтобы укрепить свой авторитет и власть и иметь возможность безнаказанно быть несправедливыми. Но будут ли уважать такие правила? Да. если они освящены указами, нелепыми законами и в особенности страхом перед власть имущими. В таком случае они приобретают законную силу, если власть имущие продолжают оставаться таковыми. Тогда нет ничего труднее, чем заставить науку о нравственности заниматься ее подлинной задачей. Поэтому мудрое и истинно нравственное законодательство встречается лишь в странах, где, как в Англии, народ принимает участие в управлении, где нация является суверенной и где, наконец, законы, всегда устанавливаемые в интересах власть имущих, необходимо оказываются соответствующими интересам наибольшего числа людей. Из этого суммарного представления о науке нравственности ясно, что она, как и другие науки, есть продукт опыта, размышления, а не какого-то нравственного чувства; что она может, как и другие науки, день ото дня совершенствоваться. Ничто не дает права человеку предполагать в себе какое-то шестое чувство, О котором нельзя было бы составить себе ясное представление. люди. Но имеются также завистники и лжецы: по латинскому изречению, всякий человек лгун (omnis homo menclax). Можно ли на этом основании утверждать, что этим людям присуще пмморпальное чувство зависти пли чувство лживости? Нет ничего более нелепого, чем эта теологическая фплософпя Шефтсберп, п, однако, большинство англичан являются такими же приверженцами ее, какпмп были в свое время французы в отношении своей музыки. Иначе обстоит дело с другими нацпямп: ни один иностранец не мо/кет понять эту фплософпю п слушать эту музыку. Это — бельмо на глазу англичан. Его надо снять, чтобы прозреть. Согласно этим философам, безразлично ко всем относящийся человек, сидящий в своем кресле, желает другим людям добра. Но, будучи столь равнодушным, человек не желает п даже не может ничего желать. Состояние желания п равнодушие противоречат друг другу. Может быть, это состояние совершенного безразличия даже невозможно. Опыт показывает мне, что человек не рождается ни добрым, ни злым; его счастье не связано необходимым образом с несчастьем другого; наоборот, при всякой правильной системе воспитания представление о моем собственном счастье всегда будет более или менее тесно связано в моей памяти со счастьем моих сограждан ц желание одного породит во мне желание другого. Отсюда следует, что любовь к ближнему в каждом человеке есть результат его любви к самому себе. Поэтому самые шумливые проповеднпкп учения о природной добротеа отнюдь не всегда были самыми рьяными благодетелями человечества. Если бы дело шло о благе Англии, то ленивый Шефтсберп, этот пламенный апостол нравственной красоты, как говорят, не решился бы для спасения ее даже дойти до парламента. Не чувство нравственной красоты, а любовь к славе п к родине создает Горация, Брута, Сцеволуб. Напрасно английские философы станут повторять мне, а Сочпнптелп теорпп нравственной красоты не знают, какое презрение должен пптать к их романам всякий человек, который в качестве министра, начальника полиции пли общественного деятеля имел возможность ближе узнать человечество. " Эта столь прославленная теория нравственной красоты по существу представляет собою теорию врожденных идей, опровергнутую Локком и воскрешенную под новым названием и в новом виде. что нравственная красота есть чувство, которое, развиваясь вместе с человеческим зародышем, делается в определенный момент* заметным благодаря сочувствию к страданиям своих ближних. Я могу составить себе представление о моих пяти чувствах и соответствующих им органах; но признаюсь, что у меня не больше представления о нравственном чувстве, чем о нравственном слоне и нравственном замке. Долго ли еще будут пользоваться этими лишенными смысла словами? Поскольку они не дают никакой ясной и четкой идеи7, их следовало бы навсегда сдать в архив теологических школб. Может быть, под словами «нравственное чувство» понимают чувство сострадания, испытываемое при виде несчастного человека? Но чтобы сочувствовать страданиям какого-нибудь человека, надо сначала знать, что он страдает, и потому самому раньше испытать страдание. Сочувствие на словах также предполагает знакомство со страданием. Кроме того, каковы те бедствия, к которым мы обнаруживаем вообще наибольшую чувствительность? Это те страдания, которые мы сами переносили с наибольшим нетерпением и воспоминание о которых, следовательно, чаще всего имеется в нашей памяти. Значит, сочувствие не есть в нас некое врожденное чувство. Что испытываю я в присутствии несчастного человека? Сильное волнение. Что породило его? Воспоминание о страданиях, которым подвержен человек п которым подвержен также и я сам 8. Подобная идея смущает меня, мешает мне, и, поскольку этот несчастный находится у меня перед глазами, я печален. Но вот я помог ему, я больше его не вижу — спокойствие незаметно восстанавливается в моей душе, так как, по мере того как он удаляется от меня, а Нравственное чувство, подобно половой зрелости, утверждают сторонники Шефтсбери, развивается у нас к определенному возрасту. Это чувство, в их изображении, является своего рода нравственным наростом. Но, я спрашиваю, что это за чувство или нарост, которые были бы не физической природы? Надо слишком надеяться на доверие читателя, чтобы предлагать ему столь нелепую гипотезу, которая к тому же не объясняет ничего, чего нельзя было бы объяснить без нее. 6 Нравственное чувство представляется мне одним из тех метафизических или нравственных существ, о которых никогда не следовало бы упоминать в философском сочинении. Их иногда вводили в итальянскую комедию, да п там они действовали расхолаживающим образом. Их с трудом выносят в прологах. незаметно стирается воспоминание о страданиях, о которых напоминало мне его присутствие. Следовательно, когда я растрогался по поводу него, я был растроган самим собою. Действительно, каковы те страдания, которым я больше всего сочувствую? Это, как я уже сказал, не только страдания, которые я испытывал уже раньше, но те, которые я могу еще раз испытать; эти страдания, наиболее живые в моей памяти, задевают меня сильнее всего. Моя растроганность страданиями несчастного всегда соразмерна боязни, что я могу подвергнуться подобным же страданиям. Если бы было возможно, я хотел бы уничтожить в нем даже зародыш их, тогда я освободился бы от страха испытать подобные страдания. Любовь к другим людям всегда будет в человеке результатом его любви к самому себе9 и, следовательно, его физической чувствительности. Напрасно Руссо без конца повторяет, что все люди добры и что все первые естественные движения справедливы. Необходимость законов доказывает обратное. Что предполагает эта необходимость? Она предполагает, что различные интересы людей делают их дурными пли хорошими и что единственный способ создать добродетельных граждан — это связать частные интересы с общими интересами. Впрочем, есть ли человек менее, чем Руссо, убежденный в учении о природной доброте характера? На стр. 179 т. I «Эмиля» он утверждает: «Всякий человек, незнакомый со страданием, не знает ни растроганной гуманности, ни сладости сострадания: ничто не трогает его сердца; это не социальное существо, это чудовище по отношению к своим ближним». На стр. 220 т. II он прибавляет: «По-моему, нет ничего прекраснее и вернее следующего правила нравственности: мы сочувствуем всегда другому в бедствиях, от которых мы не избавлены сами; вот почему, — прибавляет он, — государь безжалостен к своим подданным, богач жесток к бедняку, а дворянин — к простолюдину». Как же можно, исходя из этих положений, придерживаться учения о природной доброте человека и утверждать, что все характеры добры? Гуманность в человеке есть лишь результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту |0, либо по опыту других людей, — это подтверждается тем, что из всех способов сделать человека гуманным и сострадательным самый верный состоит в том, чтобы приучить его с самого нежного возраста отождествлять себя с несчастными и видеть себя в них. Некоторые авторы на этом основании считали сострадание слабостью. Но как бы его ви назвать, эта слабость всегда будет в мопх глазах первейшей из добродетелей", так как она всегда будет больше всего содействовать счастью человечества. Я доказал, что сострадание не есть ни нравственное чувство, ни врожденное чувство, но является простым результатом себялюбия. Что отсюда следует? Что та же самая любовь к себе, различным образом видоизмененная — в зависимости от различия нашего воспитания, от обстоятельств и от положения, в которое ставит нас случай, — делает нас гуманными илп жестокими; что люди вовсе не рождаются сострадательными, но все могут стать ими и станут ими, если законы, форма правления и воспитание сделают их таковыми. О вы, которым небо доверило законодательную власть, пусть ваше управление будет мягким, пусть ваши законы будут мудрыми и вы будете иметь своими подданными гуманных, мужественных и добродетельных людей! Если же вы измените либо эти законы, либо это мудрое управление, то эти добродетельные граждане вымрут, не оставив потомства, и тогда вы будете иметь вокруг себя только дурных людей, потому что ваши законы сделают их такими. Человек, безразличный по природе своей ко злу, не станет предаваться ему без причин. Счастливый человек гуманен — это накормленный лев. Горе государю, доверяющему природной доброте характеров 12. Руссо предполагает ее, опыт опровергает ее. Если обратиться к опыту, можно узнать, что ребенок топит мух 13, бьет собаку, душит воробья, что, не родившись гуманным, ребенок обладает всеми пороками взрослого человека. Власть имущие часто несправедливы; таков же п сильный ребенок. Если его не удерживает присутствие учителя, то по примеру власть имущих он силой присваивает себе конфету пли игрушку своего товарища; он сделает за какую-нибудь куклу, за погремушку то, что взрослый человек делает из-за титула или скипетра. Одинаковый способ действий в оба эти возраста заставил де ла Мота сказать: «Ребенок есть уже взрослый человек, п взрослый человек есть еще ребенок». Учение о природной доброте характера защищают без всяких оснований. Я добавлю даже, что в человеке доброта п гуманность не могут быть делом природы, а являются исключительно делом воспитания. ГЛАВА IV Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |