|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О ТОМ, ЧТО ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ЯВЛЯЮТСЯ ДАЖЕ БЕЗ ВЕДОМА НАРОДОВ ИХ НАИБОЛЕЕ МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ДВИЖУЩИМИ СИЛАМИДвижущими силами человека являются физические удовольствия и страдания. Почему голод — наиболее обычный первоисточник его деятельности? Потому, что из всех его потребностей потребность в удовлетворении голода повторяется чаще всего и наиболее повелительно. Голод и трудность удовлетворить потребность в пище дают в лесах хищным животным большое умственное превосходство над травоядными животными. Голод учит их сотням остроумных способов нападать, застигать врасплох добычу; голод заставляет дикаря проводить целых шесть месяцев на озерах и в лесах, учит его сгибать своп лук, плести сети п устраивать западни животным. Голод же заставляет у цивилизованных народов всех граждан работать, возделывать землю, учиться ремеслу п выполнять любые обязанности. Но, выполняя эти обязанности, каждый забывает мотивы, заставляющие его выполнять их, — это потому, что наш ум интересуется не потребностью, но средствами ее удовлетворения. Не есть трудно, но приготовить обед! Удовольствие п страдание суть п всегда будут единственным первоначалом человеческих поступкова. Если а Если потребности являются единственными движущими нас силами, то изобретение искусств и наук следует объяснить также нашими различными потребностями. Вследствие потребности в удовлетворении голода создается умение распахивать п возделывать землю, изготовлять плуги п т. д. Потребности защищаться-от непогоды мы обязаны умением строить дома, изготовлять одежду и т. д. Что касается пышных экипажей, материи, мебели, что касается музыки, зрелищ, наконец, всех искусств, обслуживающих роскошь, то пх изобретение следует равным образом объяснять любовью, желанием нравиться п боязнью скуки. Без любви не пэ- бы небо позаботилось обо всех его потребностях, если бы ппща, подходящая для его тела, была, подобно воздуху и воде, составным элементом прпроды, то человек коснел бы в леностп. Голод, следовательно, страдание есть источник деятельности для бедных, т. е. для большинства люден, а удовольствие есть источник деятельности для людей, стоя-щпх выше нужды, т. е. богатых. Но из всех удовольствий сильнее всего, бесспорно, действует на нас, сообщая нашей душе больше всего энергии, удовольствие, доставляемое женщинами. Природа, связав с пользованием их благосклонностью величайшее опьянение, сделала из них один пз самых могучих источников нашей деятельности а. вестно, сколько было бы искусств! Какое было бы дремотное погружение в природу! Лишенный потребностей, человек не имел бы действенного начала. Потребности в удовольствиях обязана отчасти молодежь своей активностью и своим превосходством в этом отношении над людьми зрелого возраста. а Говорят, что среди ученых встречаются такие, которые, удалившись от света, предпочитают жить в уединении. Как доказать, что и у них любовь к талантам имеет своим основанием любовь к физическим удовольствиям, и в особенности любовь к женщинам? Как примирить столь непримиримые вещи? Для этого достаточно предположить, что с таким талантливым человеком происходит то же, что и со скупцом. Последний лишает себя сегодня всего необходимого в надежде наслаждаться завтра избытком. Скупец желает иметь прекрасный замок, а талантливый человек — прекрасную женщину. Но, чтобы получить то и другое, нужны большое богатство, с одной стороны, н большая слава — с другой. Оба эти человека работают каждый по-своему для увеличения: первый — своих сокровищ, второй — своей славы. Но за время, ушедшее на приобретение этих денег н этой славы, они могут состариться, усвоить привычки, от которых они не могут отказаться без непосильных для их возраста усилий; скупец и талантливый человек сойдут тогда в могилу — один без замка, другой без любовницы. Огромное сходство можно обнаружить также не только между этпмп двумя людьми, но между тем же скупцом и кокоткой. Оба они более счастливы, чем это думают, счастливы одинаковым образом. Скупец, пересчитывая своп деньги, наслаждается перспективой скорого обладания всеми теми предметами, на которые они могут быть обменены; кокетка же, любуясь собой в зеркале, наслаждается равным образом наперед всем тем поклонением, которое ей принесут ее грация н красота. Я советовал бы им обоим ограничиться только этим. Лучше для них не иметь ни замков, ни возлюбленных: вступив в обладание предметами своих желаний, они могут испытать неизвестные им до того неприятные чувства. Состояние желания есть состояние удовольствия. Возможность получить замки, любовников и женщин, которых может доставить богатство, красота и таланты, представляет собою удовольствие от предвидения. Оно, несомненно, менее ярко, но более длительно, Никакая другая страсть не производит больших изменений в человеке. Ее власть простирается даже на животных. Робкое животное, дрожащее при приближении другого, даже самого слабого животного, становится смелым под влиянием любви. Повинуясь чувству любви, животное останавливается, забывает всякий страх, нападает и вступает в драку с животными, равными ему пли даже превосходящими его по силе. Нет таких опасностей, нет таких трудностей, перед которыми стала бы в тупик любовь. Она — источник жизни. По мере того как в человеке угасают желания, он теряет свою активность, и постепенно смерть настигает его. Физическое удовольствие и страдание — таковы единственные истинные движущие силы при всяком правлении. Любят, собственно говоря, не славу, богатство и почести, по лишь удовольствия, которые представляют эта слава, эти богатства, эти почести. II что бы ни говорили, до тех пор, пока будут давать на водку рабочему, чтобы побудить его как следует работать, до тех пор придется признавать власть над нами чувственных удовольствий! Когда в книге «Об уме» я сказал, что средоточием всех наших удовольствий и страданий являются физические страдания и удовольствия, то я тем самым открыл великую истину. Что следует отсюда? Что не в наслаждении этими удовольствиями состоит политическая распущенность нравов. Что такое в самом деле изнеженный и испорченный народ? Народ, который приобретает при помощи порочных средств те же удовольствия, которые выдающиеся народы приобретают средствами добродетели. Никакие разглагольствования отдельных моралистов никогда не смогут опровергнуть основные принципы автора, которые оправдываются и подтверждаются на опыте. Пусть не думают, что это рассуждение о физической чувствительности не имеет отношения к моей теме. Какую задачу поставил я себе? Показать, что все люди с обыкновенной, нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями. Что я сделал для этого? Я провел различие между умом и душой. Я дока- чем реальное физическое удовольствие. Тело истощается, воображение же никогда. Поэтому из всех удовольствий наибольшую сумму счастья за всю нашу жизнь нам дают, вообще говоря, удовольствия, основанные на воображении. зал, что душа в нас есть лишь способность ощущать; что ум есть ее результат; что у человека все сводится к ощущению; что, следовательно, физическая чувствительность есть первоисточник его потребностей, его страстей, его общительности, его идей, его суждений, его желаний, его поступков; что, наконец, если все можно объяснить физической чувствительностью, то бесполезно допускать наличие у нас еще других способностей а. Человек есть машина, которая, будучп приведена в движение физической чувствительностью, должна делать все то, что она выполняет. Это — колесо, которое, будучи приведено в движение потоком, поднимает поршень, а вслед за ним воду, наливающуюся затем в предназначенные для приемки ее резервуары '*. Мы доказали, таким образом, что в нас все сводится к ощущению, к воспоминанию и что мы ощущаем лишь посредством пяти чувств. Чтобы узнать затем, является больший' или меньший ум результатом большего или меньшего совершенства органов, надо выяснить, всегда ли в действительности умственное превосходство соразмерно тонкости чувств и обширности памятп. Если бы опыт доказывал противное, то не было бы никакого сомнения, что постоянно наблюдаемое неравенство умов зависит от какой-то другой причины. Таким образом, поставленный нами себе вопрос сводится теперь к исследованию только этого факта, от него зависит решение всего вопроса.
РАЗДЕЛ V Об ошибках и противоречиях тех, принципы которых, отличные от моих, сводятся к утверждению о неодинаковом совершенстве чувств, о неодинаковом умственном уровне Руссо и я держимся на этот счет противоположных взглядов. Моей задачей при опровержении некоторых его пдей отнюдь не является критика «Эмиля». Это сочинение и достойно своего автора, и в то же время заслуживает общественного уважения а. Но слишком верно следуя Платону, Руссо, пожалуй, часто жертвовал точностью ради красноречия; он впал в противоречия, которых он, несомненно, избежал бы, если бы строго следил за собственными идеями и более внимательно сравнивал одну с другой. При рассмотрении главных утверждений этого автора я ставлю себе целью показать, что почти все его ошибки являются неизбежным результатом нижеследующего слишком легко принятого положенпя, а именно: «Умственное неравенство является результатом большего пли меньшего совершенства органов чувств б, п наши добродетели, так же как и наши таланты, одинаково зависят от различия наших темпераментов». ГЛАВА I ПРОТИВОРЕЧИЯ АВТОРА «ЭМИЛЯ» В ВОПРОСЕ О ПРИЧИНАХ УМСТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА Достаточно простого сопоставления пдей Руссо, чтобы доказать пх противоречивость. " Ярость, с какой попы п монахи преследовали Руссо, является неопровержимым доказательством высокого качества его сочинения. Посредственных авторов не преследуют. 6 Дело идет при этом о небольших различиях в природной организации людей, одаренных всеми чувствами. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |