|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФИЗИЧЕСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА НАШИХ ДЕЙСТВИЙ. НАШИХ МЫСЛЕЙ. НАШИХ СТРАСТЕЙ И НАШЕЙ ОБЩИТЕЛЬНОСТИДействие Ремесленник и крестьянин размышляют, воображают, трудятся для того, чтобы одеться, чтобы нарядить свою любовницу пли свою жену, доставить им развлечения, прокормить себя и свою семью, наконец, испытывать наслаждение, связанное с удовлетворением физической потребности. Следовательно, физическая чувствительность есть единственный двигатель человека8; он способен,как * Действительно, не существует ни воспоминания без внимания, ни' внимания — без интереса. 6 В нескольких местах своего «Эмиля» Руссо отрицает, что физическая чувствительность является началом всех человеческих поступков; но доводы, на которых он основывается, доказывают, что он не продумал серьезно этого вопроса. » То, что называют умственным удовольствием или страданием, всегда может быть сведено к какому-нибудь физическому удовольствию пли страданию. Для доказательства этой истины приведу два примера. я это докажу, к двум родам удовольствия п страдания. Первый — это физические страдания и удовольствия, второй — страдания п удовольствия, связанные с предвидением пли памятью. Что заставляет нас любить игру с небольшими ставками? Вызываемые ли ею в нас приятные ощущения? Нет, мы любпм ее потому, что она избавляет нас от скуки и освобождает от того отсутствия впечатлений, которое всегда ощущается как какое-то физическое недомогание и страданпе. Что заставляет нас любить крупную игру? Жадность к деньгам. Что заставляет нас любить деньги? Любовь к жизненным удобствам, потребность в развлечениях, желание избавиться от страданий и доставить себе физическое удовольствие. Но разве нельзя любить при крупной игре ту эмоцию, которую она в нас вызывает? Разумеется, можно. Но эмоция, испытываемая мною в тот момент, когда я должен потерять или выиграть тысячу, две тысячи пли, если угодно, десять тысяч луидоров, имеет своим источником пли боязнь лпшпться удовольствий, которыми я наслаждаюсь, или надежду испытать те удовольствия, которые доставило бы мне увеличение моего состояния. Но, скажут, разве эта эмоция не бывает также у некоторых людей результатом гордости? Бывают столь высокомерные люди, что они чувствуют себя униженными, когда их покидает фортуна, хотя бы это было в игре в булавки. Но такого рода гордость встречается редко. Кроме того, даже эта гордость, как это доказано в книге «Об уме» (гл. XIII, рассуждение 3), есть тоже лишь один пз результатов физической чувствительности. Следовательно, любовь к карточной игре имеет свое начало или в боязни скуки, т. е. физического страдания, или в надежде на физическое удовольствие. Можно ли сказать то же самое о внутреннем удовольствии, которое испытывают, когда помогают несчастному человеку или совершают какой-нибудь щедрый поступок? Разумеется, это — удовольствие очень сильное. Всякий поступок этого рода заслуживает всеобщей похвалы, ибо он полезен всем. Но что такое гуманный человек? Человек, для которого зрелище чужого несчастья — мучительное зрелище. Так как человек рождается без идей, без пороков и добродетелей, то все, даже гуманность, есть в человеке его приобретение. Этими чувствами он обязан своему воспитанию. Между различными способами внушить его человеку, самый действенный — это приучить ребенка, так сказать, с колыбели при виде какого-нибудь несчастного спрашивать себя, благодаря какому случаю он не является жертвой непогоды, жажды, голода, боли и т. д., подобно этому бедняге. Если ребенок приобрел привычку отождествлять себя с несчастными, то его тем более трогает их несчастье, что, оплакивая их судьбу, он обнаруживает сострадание к людям вообще и, следовательно, к себе самому в частности. К этому первому чувству примешивается тогда множество различных других чувств, п из их совокупности складывается то целостное чувство удовольствия, которым наслаждается благородный человек, помогая несчастному, чувство, которое он не всегда в состоянии анализировать. Страдание Я знаю два рода страданий: действительное страдание и страдание, связанное с предвидением. Когда я умираю от голода, то я испытываю действительное страдание. Когда я предвижу, что я вскоре умру от голода, то я испытываю страдание от этого предвидения, впечатление от которого тем сильнее, чем более близким и сильным должно быть это страдание. Преступник, идущий на эшафот, не испытывает еще никакого мучения; однако предвидение, приближающее казнь, является уже его началом а. Угрызения совести Угрызения, совести суть не что пное, как предвидение физических страданий, которым подвергает нас преступление. Следовательно, угрызения совести в нас суть результат физической чувствительности. Я дрожу при виде огня, колес, бичей, которые зажигает, сгибает и сплетает воображение живописца или поэта, изображающее Тартар. Если человек лишен страха, если он стоит выше законов, то он совершает без раскаяния бесчестный, но выгодный для него поступок, по крайней мере до тех пор, Участь несчастных облегчают: 1. Для того чтобы пзбавпться от фпзпческого страдания при 2. Чтобы наслаждаться зрелищем благодарности, вызывающей 3. Чтобы обнаружить свое могущество, проявление которого 4. Потому что идея счастья всегда соединяется при правиль Вот каким образом из бесконечного множества различных чувств образуется целостное чувство удовольствия, которое испытывают, совершая акт благотворительности. Сказанного достаточно, чтобы показать умному человеку, каким способом можно разложить равным образом и все другие так называемые интеллектуальные наслаждения и свести их к чистым ощущениям. а Нет никакого сомнения в том, что предвидение заставляет нас в эти ужасные минуты испытывать физически болезненное ощущение. Что такое предвидение? Результат памяти. Но память пока он еще не приобрел добродетельных прпвычек. Раз эти привычки усвоены, то им нельзя изменить, не испытывая неприятного тайного чувства и беспокойства, которое тоже называют угрызением совести. Опыт показывает, что всякий поступок, не влекущий для нас наказания по закону и не наказываемый бесчестием", совершается вообще всегда без угрызении совести. Солон и Платон любили женщин и даже юношей и признавались в этом б. Воровство не наказывалось в Спарте, и лакедемоняне воровали без угрызений совести. Восточные государи могут безнаказанно обременять своих подданных налогами, п они обременяют их ими. Инквизитор может безнаказанно сжечь любого человека, придерживающегося иных взглядов, чем он, по некоторым метафизическим вопросам, и он мстит без всяких угрызении совести ужасными муками за легкую обиду, нанесенную его тщеславию противоположным мнением какого-нибудь еврея или неверующего. Таким образом, угрызения совести обязаны своим существованием страху наказания или же стыду, который можно всегда, как я уже сказал, свести к физическому страданию. Дружба Равным образом физической чувствительностью объясняются слезы, которые я проливаю над урной друга. Смерть отняла его у меня; я оплакиваю в нем человека, обладает тем свойством, что она вызывает в органах до известной степени те сокращения, которые вызовет в них более сильным образом казнь. Очевидно, что все страдания и удовольствия, считаемые внутренними, также суть физические ощущения и что под словами внутренние или внешние следует понимать впечатления, вызванные в нас либо воспоминанием о предметах, либо самим наличием их. а Если бесчестье пли презрение со стороны людей невыносимо для нас, то это потому, что оно предвещает нам несчастье; обесчещенный человек частично лишается выгод, связанных с объединением людей в общество; презрение выражает отсутствие у последних готовности помогать нам — это рисует нам будущее лишенным удовольствий и полным страданий, которые все можно свести к физическим страданиям. 6 Галлы некогда делились на бесчисленное множество союзов (clubs) или отдельных обществ. Общества эти состояли из дюжины хозяйств, в которых женщины были общими. С ними жили без угрызений совести, не осмеливаясь полюбить женщину из другого союза: закон запрещал это, а угрызения совести начинаются там, где кончается безнаказанность. беседа с которым избавляла бы меня от скуки — этого душевного недомогания, являющегося в действительности физическим страданием; я оплакиваю того, кто рискнул бы своей жизнью п состоянием, чтобы спасти меня от смерти п от страданий, п кто, занятый непрерывно мыслью о моем счастье, желал бесконечно продлить его при помощи всяческих удовольствий. Если погрузиться в глубины своей души и покопаться в них, то во всех этих чувствах можно заметить лишь дальнейшее развитие физического удовольствия пли страдания. На что только не способно это страдание! С его помощью правитель обуздывает пороки и обезоруживает убийц. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |