|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Подробней Об иджтихаде и муджтахидах
Мухаммада ибн Абдуль-Уаххаба сказал: Первая основа это очищение религии для Аллаха единственно без придавания ему напарников; и объяснение (другим) того, что противоречит этому, то есть объяснение ширка. Коран в большинстве случаев объсняет эту основу на языке доступном даже для самых неграмотных людей. - (Шесть основ) Что касается условий иджтихада, то вот, что сказал шейхульислам Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб: Опровержение шайтанского сомнения, приводящего к оставлению Корана и Сунны и следованию различным мнению и страстям. И это сомнение следующее: Коран и Сунну не может понять никто, кроме «муджтахид мутълякъ»а (муджтахид, полностью собравший в себе все условия иджтихада, как имамы мазхабов). И они приводят для муджтахидства такие условия, что быть может даже не все они есть у Абу Бакра и Умара. И (по их мнению) если у тебя есть такой человек (муджтахид), то без всякого сомнения для тебя является непременным фардом отвернуться от Корана и Сунны (и следовать муджтахиду). А если человек ищет истину в Коране и Сунне, то он либо зиндик (двуличный неверный), либо сумашедший тугодум. Субханаллахи уа бихамдихи, Аллах множеством способов развеял это проклятое сомнение и в шариате, и в мере, творении и приказе так, что это стало из универсальных основ и все равно люди этого не знают. - (Шесть основ) Я говорю: Поистине все осталось по прежнему. Сказано в тафсире «Свет разъяснения»: Сказал Всевышний Аллах: أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَا «Неужели они не поразмышляют над Кораном? Или на сердцах их затворы» - (47/24) Поздние методологисты выдвинули мнение: «Размышление над этим Кораном, его понимание и применение в практику разрешено только муджтахидам». По их мнению, это не разрешено для всех остальных, которые не достигли степени иджтихада мутлякъ, то есть степени абсолютного муджтахидства, на которое они приводят условия, большая часть которых не основывается ни на далиль из Корана, ни на Сунну, ни на иджма, ни на явный къияс (аналогия), ни на какое-либо предание от сахаба. У этого мнения нет никакого шариатского доказательства. Истина же, несомненно, состоит в следующем: каждый мусульманин, который имеет способность обучаться, понимать, постигать смыслы Корана и Сунны, должен их изучать и претворять в практику то, что узнал из них. Существует иджма в том, что запрещено практиковать то, чего не знаешь из Корана и Сунны. Если же человек что-либо знает из Корана и Сунны, пусть даже это будет один аят, или один хадис, то он может и должен претворять его в практику. Удивительно, что большинство людей порицает и отвергает тех, кто хочет размышлять над книгой Аллаха, в то время как первые, кому был обращен этот аят (о призыве к размышлению) это двуличные и неверные. И это при том, что ни один из них не удовлетворял условиям муджтахидства, которые установили поздние методологисты. Даже, наоборот, в них нет ничего из этих условий. И если бы было неразрешенным претворять Коран в практику и искать в нем прямого пути кроме, как только с упомянутыми условиями, то Аллах не порицал бы кафиров и не отвергал бы то, что они не ищут в Коране прямой путь. И Аллах не сделал бы Коран доказательством против них, пока они, не достигнут условий иджтихада, установленных поздними методологистами фикха(фикх-исламский комплекс социальных норм; мусульманское право в широком смысле слова). Из методологии тафсира известно, что причина ниспослания аята сама непременно подчинена суждению аята. А раз так, то кафиры и двучичные входят в суждение аята. И если бы поиск истины в Коране был бы разрешен только муджтахидам, то Аллах не упрекнул бы кафиров за то, что они не размышляют над Кораном и не практикуют его. А мы абсолютно точно знаем, что это не так (Аллах порицает кафиров за это). Что касается условий иджтихада то они действительны только для той области, где действителен иджтихад. Но в делах, которые зафиксированы ясными достоверными доказательствами из Корана и Сунны иджтихад не разрешен ни для кого, пока не появятся условия, при которых иджтихад действителен. В этом случае имеет место следование, а не иджтихад. Поэтому знай, что нельзя распространить на все (сферы) слова автора книги «Маракъиус-суьуд» (из стихотворения), которое он составил, толкуя слова имама Аль-Карафи: Неуместно практиковать смысл насса (шариатского текста) для того, кто не муджтахид. Эти слова ни в коем случае нельзя применять ко всему, потому, что это противоречит многим аятам и хадисам и нет никакого доказательства на обратное. Известно, что если прямой и общий смысл аята или хадиса указывает на необходимость взятия нассов напрямую, то нельзя ограничивать общий смысл или толковать в обход общего смысла, кроме как на основании ясного доказательства, обязательного дляего принимания. Также известно, что общий смысл аятов и хадисов, обязывающих напрямую (без следования муджтахиду) практиковать Книгу Аллаха и сунну его посланника, касается всех людей (и нет доказательства, ограничивающего это и сужающего суждение этого только до муджтахидов). И таких нассов много, как то: Слова посланника (салаЛлаху алейхи уа саллям): «Я оставляю вам то, держась за что, вы никогда не собьетесь: Книгу Аллаха и мою сунну». А также слова посланника (салаЛлаху алейхи уа саллям): «Вам следует держаться моей сунны». И таких нассов великое множество. Ограничить действие всех этих нассов, сказав, что искать истину из Корана и Сунны могут только муджтахиды, а другим запрещено, можно только на основании ясного и четкого далиля из книги Аллаха и сунны его посланника (салаЛлаху алейхи уа саллям). Как можно делать исключение из этих нассов на основании мнений группы поздних людей, которые к тому же сами признают, что они не муджтахиды, а мукаллиды (следующие им). Причем как ты это и увидишь в объяснении чистых мукаллидов нельзя считать ни учеными, ни наследниками пророков. Сказал автор книги «Маракъиус-суьуд» перед вышеуказанным стихом, толкуя его: «Тот, кто не муждтахид неуместно, то есть не разрешено для него практиковать смысл насса из книги или сунны, даже если цепочка насса достоверно. Потому, что существуют такие вероятности неприемлемости (прямого смысла), как: Отмена (наскх), Обуславливать (такъйиид), ограничивать (такхсъиисъ) и тому подобные вероятности, которые сможет установить только муджтахид. Поэтому ему никак не избежать того, чтобы следовать за муджтахидом. Так сказал Карафи». Здесь подразумевается то, что написано. Но ни у автора, ни у Карафи, за которым он последовал, нет правомочных оснований из всех мусульман выделять только муджтахидов и давать только им право работать с книгой Аллаха и сунной его посланника (салаЛлаху алейхи уа саллям), опираясь на возможные вероятности, по которым не принимаются нассы напрямую, такие как: Отмена (наскх), Обуславливать (такъйиид), ограничивать (такхсъиисъ) и так далее. Это неверно по двум причинам: Первая: Изначальным является то, что насс не отменен, пока точно не будет установлено, что другой насс его отменяет. Так для общего смысла изначальным является верность общего смысла насса, пока не будет установлен другой насс сужающий общий смысл этого насса. Также изначальным является безусловность насса, пока другим нассом не будет наложены какие-нибудь условия. То естьобязательным является придерживаться насса, пока шариатским доказательством не будет установлено, что насс отменен, точно также обязательным является брать общий и полный смысл насса пока шариатским путем не будет установлены ограничение или обусловленность. Все эти правила не скрыты от тех, кто изучал методологию. Первый, кто начал утверждать, что не разрешено брать общий смысл, пока не изучено есть ли ограничение и после того, как узнал, что ограничения нет, только тогда можешь брать насс, это Абуль-Аббас ибн Сурайдж. Группа поздних последовала за ним и довела это до того, что они даже начали безосновательно передавать, что в этом есть иджма. Ибнуль-Къасим аль-Аббади в книге «Аль-ааяат аль-баййинаат» объяснил их ошибку. Он сказал, толкуя слова ИбнСубки в «Джамь аль-джавамиь»: «Берется общий смысл (слов) при жизни посланника (салаЛлаху алейхи уа саллям) без предварительного исследования ограничений; и точно так же и после его смерти. Это так наперекор мнению Ибн Сурайджа». В любом случае не разрешено оставлять явные, прямые значения из общих, необусловленных и тому подобных смыслов, кроме как на основании обязательного к приему другого шариатского доказательства, которое ограничивает или обуславливает смысл того насса. Нельзя этого делать только на основании вероятности существования ограничивающего или обуславливающего доказательства. Эти правила известны в своих кругах. Многие из поздних наперекор этому начали утверждать, что нельзя брать насс пока его не исследуешь на предмет существования ограничения или обуславливания. Второе: Когда человек, не являющийся муджтахидом, обучается аятам Корана или некоторым хадисам пророка (салаЛлаху алейхи уа саллям) для того, чтобы их практиковать, он наряду с нассами с общими и абсолютными смыслами, обучается и тем нассам, которые их ограничивают или обуславливают, если таковые имеются. Также обучается отменяющим нассам, если есть отмененные. На самом деле это не тяжело если спрашивать ученых, которые это знают; обращние к книгам тафсиров и хадисов облегчает это. Сахабы в первом поколении обучались друг у друга аятам и практиковали их, обучались хадисам и практиковали их. Они не сторонились того, чтобы их брать пока не достигнут уровня абсолютного муджтахида. Практикование человеком того, что он знает приводит к тому, что он обучается тому, чего он не знает, как и указывает на это слова Всевышнего Аллаха: وَاتَّقُوااللَّهَ ۖ وَيُعَلِّمُكُمُاللَّهُ ۗ وَاللَّهُبِكُلِّشَيْءٍعَلِيمٌ «И бойтесь Аллаха. И (тогда) Аллах вас обучит/обучает. Ведь Аллах о всякой вещи знающ» - (2/282) يَاأَيُّهَاالَّذِينَآمَنُواإِنتَتَّقُوااللَّهَيَجْعَللَّكُمْفُرْقَانًا «О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, Он даст вам фуркъан (способность различать истину от лжи» - (2/29) يَاأَيُّهَاالَّذِينَآمَنُوااتَّقُوااللَّهَوَآمِنُوابِرَسُولِهِيُؤْتِكُمْكِفْلَيْنِمِنرَّحْمَتِهِوَيَجْعَللَّكُمْنُورًاتَمْشُونَبِهِ «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его посланника; Он даст вам две доли Своей милости и устроит вам свет, с которым вы пойдете» - (57/28) Понятно, что эта богобоязненность, про которую сказано в этих аятах, не увеличивает количество приказов Аллаха, но из богобоязненности раб делает то, что он знает, а Аллах за это обучает его тому, что раб не знал. Поэтому утверждение, запрещающее поступать согласно тому, что раб знает из Книги и Сунны, пока он не обретет степень абсолютного муджтахидства, это, по сути, попытка отлучить всех мусульман от возможности пользоваться светом Корана, пока они не достигнут условия, которое даже по убеждениям тех, кто так верит, практически невозможно достичь. Такое утверждение, как ты видишь, направлено против Аллаха, против Его книги и против сунны Его посланника. – (Свет разъяснения, со стр. 7/430 и выше) Что касается условий иджтихада то они действительны только для той области, где действителен иджтихад. Но в делах, которые зафиксированы ясными достоверными доказательствами из Корана и Сунны иджтихад не разрешен ни для кого, пока не появятся условия, при которых иджтихад действителен. В этом случае имеет место следование, а не иджтихад. Нет сомнения в том, что сфера таухида и то, что противоположно ему, тем более входят в ту сферу, где нет места иджтихаду. Поэтому тои слова неверны в корне. Вся слава и хвала принадлежит Аллаху. Говорится в толковании к «Назм аль-варакат»: Эти условия муджтахидства настолько строгие, что если мы захотим их применить, то мы не найдем ни одного муджтахида на протяжении девятиста лет. Верным является то, что муджтахид это тот, кто может найти истину, опираясь на далиль. Кроме того, бывают разные виды муджтахидов, и бывает так, что человек может быть муджтахидом в каком-то одном разделе из всех разделов науки (шариата). Например, в разделе о чистоте он может быть муджтахидом, а в других разделах, может быть следующим. Или же он может быть муджтахидом только в одном вопросе, который хорошо исследовал в отличие от других разделов. Что касается полного муджтахидства, то это поистине тяжело. - (Толкование к Назм аль-варакат, 221)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |