АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отречение и Такфир

Читайте также:
  1. Отречение от мира.
  2. Смотря на сию цель надлежит определять и то, каково должно быть наше отречение от мира (Соб. 3-е).
  3. Смотря на сию цель надлежит определять и то, каково должно быть наше отречение от мира (Соб. 3–е).
  4. Тому, кто возжелал непадательно шествовать о Господе путем безмолвия, паче всего надлежит со всецелым от всего отречением избрать и совершенное повиновение.

В начале мы разберем тему отречения в Исламе. Нам известно, что произнося свидетельство, мы отрекаемся от ширка и куфра, но забываем, что пророк, салаЛлаху алейхи уа саллям, делал не так. Произнося свидетельство мы должны знать, помнить и быть убежденными в том, что мы отрекаемся не только от ширка и куфра, но и от его последователей.

Сказал Всевышний Аллах:

 

(6О.4) Прекрасным примером для вас были

Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним.

Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся

от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо

Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами

и вами установились вражда и ненависть

навеки, пока вы не уверуете в одного

Аллаха». Лишь только Ибрахим (Авраам)

сказал своему отцу: «Я обязательно буду

просить для тебя прощения, но я не властен

помочь тебе перед Аллахом. Господь наш!

На Тебя одного мы уповаем, к Тебе одному

мы обращаемся, и к Тебе предстоит

прибытие.

 

Ибн Касир в толковании аята сказал:
“Когда они сказали своему народу: “Мы отрекаемся от вас”- это означает что мы отрекаемся
(бара) от вас (мушриков) “и от тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха”, то есть мы
отрекаемся от вашей религии и от вашей дороги, по которой вы следуете. Слова “и между
нами и вами установилась вражда и ненависть навеки”- означает, что до тех пор пока вы
будете находиться на вашем куфре между нами будет вражда и ненависть на веке. Мы будем
враждовать и ненавидеть вас до тех пор “пока вы не уверуете в одного Аллаха”- то есть, до тех пор, пока вы не засведетельствуете о Таухиде и до тех пор, пока вы не будете поклоняться Ему одному не придавая сотоварищей, посвящая все ваши ибадаты ему Одному. Так же, пока вы не отречётесь от того, чему вы поклонялись помимо Него, как от сотоварищей так и от идолов” (Тафсир ибн Касир 8/87).

 

Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб относительно выражения проходящго в аяте «Испытуемая, 4» говорит следующее: “Кто не сделает такфир того, кого Коран назвал кафиром, противится тому, что принесли посланники Аллаха ”. Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб продолжает: “Некоторые не любят таухид и не питают неприязнь к тому к чему необходимо питать неприязнь”. ("Принципы уаля в Исламе" Сулейман ибн Абдуль-Вахаб)

 

Также Всевышний Аллах сказал:

(6.79) “Ибрахим говорит своему народу: Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!”

Имам Табари в толковании Аята говорит:
“Я не принадлежу к многобожникам», т.е я не из тех, кто принимает вашу религию и следует
по вашему пути, о мушрики” (Тафсир Табари 11/487- 488).

Аллах, Свят Он и Велик, (в переводе аята) говорит:
(12.108) “Скажи: Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению.
Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников.”

Имам Табари в толковании этого аята говорит:
“Я не причастен к людям ширка, я не из них (т.е я не отношусь к ним) и они не от меня(т.е
они не относятся ко мне)” (Тафсир Табари 16/291).

 

(6О.6) Они были прекрасным примером для

вас — для тех, кто надеется на Аллаха

и на Последний день. А если кто-либо

отвернется, то ведь Аллах — Богатый,

Достохвальный.

 

Пример в них, а кто не следует ему в том Аллах не нуждается.

 

(2.130) Кто же отвернется от религии

Ибрахима (Авраама), кроме глупца?

Мы избрали его в мирской жизни,

а в Последней жизни он будет в числе

праведников.

 

(18.16) Если вы удалились от них и от того, чему

они поклоняются помимо Аллаха,

то укройтесь в пещере, и ваш Господь

распространит на вас Свою милость

и сделает ваше дело легким».

 

"Вы покинули свой народ и отреклись от его религии, а теперь вам надо сделать все возможное для того, чтобы спастись от них. У вас нет возможности сражаться против них, а если вы вернетесь к ним, то они не позволят вам исповедовать другую религию. Посему спрячьтесь в пещере, и Господь одарит вас милостью и окажет вам помощь.

Ранее они попросили своего Господа:

«Господь наш! Даруй нам от Себя милость и устрой наше дело наилучшим образом» (18:10). Они признали свою слабость, обратились за помощью к Аллаху, положились на Его поддержку и твердо уверовали в то, что Он непременно ответит на их молитвы. И, конечно же, Он одарил их Своей милостью и покровительствовал им в благом начинании. Он сохранил их тела и веру, сделал их знамением для остальных людей и почтил их доброй славой, что было свидетельством Его милости по отношению к юным отрокам. Наряду с этим Он облегчил их пребывание в пещере и обезопасил их самым совершенным образом."(Тафсир АсСаади)

Так поступили люди пещеры, подобно Ибрахиму и его последователям. Это прекрасные примеры отречения от людей неверных.

 

(10.40) Среди них есть такие, которые уверуют

в него, и такие, которые не уверуют в него.

Твой Господь лучше осведомлен

о распространяющих нечестие.

(41) Если тебя сочтут лжецом, то скажи:

«Мне достанутся мои деяния, а вам — ваши

деяния. Вы не причастны к тому,

что я совершаю, а я не причастен к тому,

что совершаете вы».

 

Так повелевает Аллах Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

 

(15.94) Провозгласи же то, что тебе велено,

и отвернись от многобожников.

(95) Воистину, Мы избавили тебя от тех, кто

насмехается,

(96) кто признает других богов помимо

Аллаха, и скоро они узнают.

 

Такого истинное отношение к тем, кто придает сотоварищей Аллаху.

 

Сура Украшеня-Аз Зухруф.

(87) Если ты спросишь у них, кто сотворил

их, они непременно скажут: «Аллах».

До чего же они отвращены от истины!

(88) Он сказал: «Господи! Воистину, они —

люди неверующие».

(89) Отвернись же от них и скажи: «Мир!»

Скоро они узнают.

 

Аллах, Свят Он и Велик, (в переводе суры) говорит:
(сура 109 Аль-Кяфирун) “Скажи: О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы), а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!”

Ибн Касир в толковании этой суры говорит:
“Эта сура показывает непричастность (бара) к деяниям мушриков, эта сура приказывает
очищение (или установления) Таухида в этом (отношении), слова же “Cкажи: О
неверующие!” обращены ко всем кафирам на поверхности этой земле”
(Тафсир бн Касира 8/507).

Далее он сказал:
“Действительно, посланник и те, кто за ним следуют, поклоняются Аллаху в соответствии
с Его шариатом; и поэтому свидетельство Ислама “что нет достойного объекта поклонения
кроме Аллаха, и что Мухаммад- посланик Аллаха”, то есть никто не заслуживает, чтобы ему
поклонялись, если это – не Аллах; и никакая дорога не ведет к Нему, если это не является
дорогой, показанный посланником. Что касается многобожников, то они поклоняются
другому помимо Аллаха, поклонением которое Аллах им не узаконил, именно
поэтому посланник сказал “вам ваша религия и мне моя религия”, как Аллах сказал: “Если
тебя сочтут лжецом, то скажи: “Мне достанутся мои деяния, а вам – ваши деяния. Вы не
причастны к тому, что я совершаю, а я не причастен к тому, что совершаете вы” (сура 10:41)”
(Тафсир ибн Касира 8/508).

 

Хамад ибн Атик сказал:
“Аллах приказал открыто говорить о неверии неверующих и показывать свою
непричастность к их религии посредством слова Аллаха в Кур’ане: “Скажи: “О неверующие!
Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь
я”, и таких примеров в Кур’ане очень много.
Основой религии у всех пророков значило: Быть на Таухиде, любить его, любить его
приверженцев и дружить с ними, отказаться от ширка и делать такфир его приверженцам
(т.е мушриков), ненавидеть их и показывать враждебность им. Как сказал Аллах в Кур’ане:
“Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним. Они сказали
своему народу: “Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы
отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы
не уверуете в одного Аллаха”. Лишь только Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу: “Я
обязательно буду просить для тебя прощения, но я не властен помочь тебе перед Аллахом.
Господь наш! На Тебя одного мы уповаем, к Тебе одному мы обращаемся, и к Тебе предстоит прибытие.” (Дурар ас-Сания8/418).

 

В следующем хадисе я хочу привести пример отречения ибн Умара, человека, про которого Пророк салаллаху алейхи уа саллям сказал, что он "праведный человек".

Сахих Муслим.

8. Яхьи Ибн Ямура, сказал: "Первым, кто (несоответственно истине) высказался о судьбе в Аль-Басре был Му'аббад Аль-Джуханий. Тогда я и Хумайд Ибн Абдуррахман Аль-Химьярий выступили в путь с большим или же малым паломничеством и мы сказали: "Бот бы нам увидеться с кем-то из сподвижников Посланника Аллаха, чтобы спросить его о том, что такое говорят эти о судьбе." Нам попался Абдулла Ибн Умар Ибн Аль-Хаттаб, когда он заходил в мечеть. Тогда я остановил его вместе со своим спутником - один из нас (взялся) за его правое (плечо), а другой за левое и я счел, что мой спутник поручает мне обратиться к тому, поэтому я и сказал: "Абу Абдуррахман! (Нарицательное имя Абдуллы Ибн Умара Ибн Аль-Хаттаба - п.п.) В наших краях объявились люди. Они читают Коран и ревностно добывают знания. Однако, кое-что о них упоминалось, якобы они утверждают, что судьбы нет и что всякое дело (имеет) открытый (финал)." Он сказал: "Если встретишь их, то скажи, что я отказываюсь от них и что они отчуждаются от меня и тот, кто клянется (об истинности) этого (я), Абдулла Ибн Умар, если у одного из них было бы золота с Ухуд и он потратил бы его (на пути к Аллаху), то от него не было бы принято, пока он не уверует в судьбу."

 

И далее я хочу перейти к теме такфира, одной из острейших тем нашего времени.

 

Такфир - вынесение суждения о том, что человек не мусульманин.

Такфир может выносить любой муслим, а конкретней человек обладающий знаниями того вопроса, в котором возникает необходимость вынесения такфира. И это мнение всех праведных саляфов и мнение современных ученых достойных доверия в этом вопросе. Соответственно, что необходимо также ознакомиться и с правилами вынесения такфира. В наше же время распространилось ложное мнение о том, что такфир имеют право выносить лишь люди получившие исламское образование и звание имамов и муфтиев, но это наглая ложь, как мы это знаем уже из Кур'ана и покажем еще на примерах сподвижников.

Такфир делится на общий(юридический) и личностный.

Общий такфир выноситься стране, народу или поселению, о которых известно, как в общем о заблудших неверных. Например: "город Москва поселение, где живут неверные." Или к примеру: "делающий тото и тото является кафиром. "

Личностный такфир выносится непосредственно определенному человеку, личности при установлении его неверия, т.е. куфра или ширка.

В вопросе такфира за куфр в основах между человеком известным для нас своим муслимством и человеком неизвестным нет никакой разницы. Основа Ислама это Таухид(Единобожие) и принимая Ислам человек в первую очередь свидетельствует о своем принятии этой основы. Для того, чтобы Таухид человека был завершен он должен быть свободным от ширка и куфра. Соответственно принять Ислам без знания о его основе человек не может. На все это существуют следующие доводы:

 

Для начала приведем доводы из священного Корана:

“Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных посредством того, что любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. О, если бы несправедливые могли знать — а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день, — что могущество принадлежит только Аллаху и что Аллах суров в наказании”.

(Корова(2),165)

 

"Радовались оставшиеся позади (не принявшиеся участие в походе на Табук) тому, что они остались позади Посланника Аллаха и тяготились усердствовать своим имуществом и своими душами на пути Аллаха, и говорили: «Не отправляйтесь в поход в такую жару». Скажи: «Огонь Геенны еще жарче!» Если бы они только понимали!"

 

(Покаяние(9), 81)

 

"Другие же были озабочены размышлениями о себе; они неверно, по язычески представляли себе Аллаха (отвергали предопределение и силу Аллаха), говоря: "Есть ли для нас доля в этом деле?" Скажи: "Все дела принадлежат Аллаху". Они скрывают в своих душах то, чего не обнаруживают тебе. Они говорят: "Если бы у нас было что-нибудь из этого дела, то не были бы мы убиты тут". Скажи: «Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предназначена гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь...

 

О вы, которые уверовали! Не уподобляйтесь неверным, которым сказали о своих братьях, когда они двинулись по земле или совершали поход: "Если бы они были при нас, то не умерли бы и не были бы убиты".

 

Аллах сделал это огорчением в их сердцах. Ведь (разве они не знают, что) это Аллах – оживляет и умерщвляет (все умирают или не умирают по предопределению Аллаха) “.

 

(Семья Имрана(3), 154, 156)

 

“И сгубили вас ваши [ложные] представления о Господе вашем, и вы оказались в числе потерпевших убыток“.

 

(Разъяснены(41),23)

 

“Да, вы думали, что посланник и верующие никогда не вернутся к своим семьям! Это было разукрашено в ваших сердцах, и вы имели скверные представления и [тем самым] обрекли себя на гибель“.

 

(Победа(48),12)

 

“Так обрадуй же двуличных вестью, что им уготовано мучительное наказание, тех, которые дружат (проявляют уаля) с неверными, вместо верующих. Уж не в дружбе ли с ними хотят они обрести величие? Воистину, все величие — у Аллаха... Поистине, Аллах соберет двуличных и неверных всех в аду!”

(Женщины(4), 138-140)

 

“Все величие принадлежит Аллаху, посланнику Его, и муслимам, но двуличные не знают этого”

 

(Двуличные(63),8)

Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом.”

 

(Толпы(39),9)

 

"Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Суждение выносит только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть истинная вера, но большая часть людей не знает этого".

 

(Юсуф(12),40)

 

“Аллах приводит [в качестве] притчи человека (многобожника), на [владение] которым притязают несколько хозяев, и человека (единобожника), принадлежащего только одному хозяину. Равны ли они в этой притче? Хвала Аллаху, [ нет]! Но большая часть людей не знает, [, что они не равны и что слава принадлежит только Аллаху] “.

 

(Толпы(39),29)

 

“Не равны слепец и зрячий, а также [не равны] те, которые уверовали и вершили праведны/е дела, и те, которые вершат зло. Но мало кто помнит [об этом] “.

 

(Верующий(40),58)

 

"Воистину, наихудшими из живых существ пред Аллахом это – глухие и немые, которые не разумеют. Если бы Аллах знал что-нибудь доброе в них, Он дал бы им услышать. Но если бы Он даже и дал им услышать, они все равно бы отвернулись от Него".

 

(Добыча(8), 22-23)

Далее. Сказано в книге Абу Йусуфа Мадхата «Незнание в Исламском праве»:

 

«Глава первая: Быть свободным от ширка одно из условий действительности ислама

Если некто произносит "Ля иляха илля Аллах", выполняет все поклонения, предусмотренные исламом, но вместе с этим совершил хотя бы один из видов большого ширка, такой человек муслимом не считается. Для того чтобы он считался муслимом необходимо, чтобы он полностью был свободен от всех видов большого ширка. Вот доказательства этому:

Аят первый:

"А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллах – прощающий, милосердный!"

(Покаяние(9), 5)

Куртуби в тафсире аята говорит:

 

"Если они обратятся" – это означает следующее: "если они покинут свои ширки".

 

"и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их" – эту часть аята нужно хорошо обдумать. Сначала Аллах причиной убийства человека установил его ширк вот этой частью аята – "убивайте многобожников". Затем же разрешил не убивать его "Если они обратятся". Отсюда следует, что настоящая причина убийства это ширк. Можно было бы подумать, что если человек покинет ширк, но не станет делать намаз или не станет давать закят, его можно не убивать. Это логично, но Аллах упомянул еще два условия кроме оставления ширка. Это условие "делать намаз" и условие "давать закят". И мы не можем закрыть глаза на эти условия или преуменьшить их роль.

Есть хадис аналогичный этому аяту:

"Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Аллаха на это (жизнь и имущество). Личные их счеты же (внутреннее положение, которое мы определить не можем) принадлежат Аллаху. (В других версиях вместе "кроме прав Аллаха не это" передается "кроме прав ислама на это")

Имам ибн Араби сказал следующее по поводу этого аята и хадиса: "Таким образом, аят и хадис подкрепляют друг друга"

(Тафсир Куртуби)

Обратите внимание на слова Куртуби. Куртуби говорит, что необходимость убийства человека за его ширк не исчезает, пока он свой ширк не покинет. Имам ибн Араби же сказал, что смыслы аята и хадиса подходят друг другу. Этот аят показывает нам, что мушрики не убиваются и отпускаются лишь тогда, когда они полностью покидают свой ширк.

Багауи в тафсире аята сказал:

"Если они обратятся" – то есть если обратятся от ширка. "и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их" – то есть оставьте их, пусть свободно ходят в своих городах, также они могут входить в Мекку.

(Тафсир Багауи)

Ибн Касир в тафсире аята сказал:

"убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!" – то есть не ограничивайтесь относительно их только словами и обращению к их совести. Наоборот осаждайте их в их крепостях и убежищах, поджидайте их на дорогах и местах обитания. Делайте это, чтобы вы смогли зажать их и заставить их либо умереть, либо принять ислам. Поэтому Аллах сказал: "Если они обратятся и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их ". Это и есть аят, на который вместе с подобными, опирался абу Бакр когда воевал с теми, кто не давал закят. Условие запрета войны с ними это наличие у них определенных деяний, а именно – вход в ислам и выполнение всех его требований...

Поэтому в большинстве случаев намаз и закят упоминаются рядом, например как в следующем хадисе: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят”

Абу Исхак передал от ибн Масьуда, как тот сказал: "Вам приказано и выполнять намаз и давать закят. Кто не даст закят, его намаз недействителен".

Абдур-Рахман б. Зайд б. Ашлам сказал: "Аллах не принимает намаза без закята".

Да смилуется Аллах над Абу Бакром, как он был сведущ в вопросах религии!

Имам Табари передал хадис с передачей от Анаса: Расулуллах сказал: "Кто будет поклоняться только Аллаху очищая пред ним веру, не придаст ему ничего в равные и покинет этот мир, будучи в таком положении, то Аллах покинет его довольным им".

Также Табари передает от Анаса: "В хадисе подразумевается настоящая религия Аллаха – такая религия, с которой приходили все посланники к своим народам"

Это слово Анаса подтверждает данный аят: “Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их“.

Их обращения это то, что они бросят поклоняться другим вместо Аллаха, направятся только ему, будут делать намаз и давать закят. Аналогичные положения повторяются в другом аяте той же суры: "А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение, то они – ваши братья в религии. Для людей знающих Мы разъясняем аяты!" – (Покаяние(9), 11)

(Тафсир ибн Касира)

Имам Табари в тафсире аята сказал:

"А если они обратятся," – то есть если они перестанут совершать свои ширки и отвергать посланничество Мухаммада (салаллаху алейхи уа салллям) и искренне направятся к Аллаху, очищая перед ним религию, поклоняясь только ему и отвергая всех ложных божеств и тагутов и примут посланничество Мухаммада (салаллаху алейхи уа салллям).

(Тафсир Табари)

Аят второй:

"А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение, то они – ваши братья в религии. Для людей знающих Мы разъясняем аяты!"

(Покаяние(9), 11)

Куртуби в тафсире аята сказал:

"А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение" – то есть если прекратят свой ширк и направятся к положениям ислама, "то они – ваши братья в религии" – то есть станут вашими религиозными собратьями.

Ибн Аббас сказал, что этот аят запретил проливать кровь приверженцев къиблы.

(Тафсир Куртуби)

Багауи в тафсире аята сказал:

"А если они обратятся" – то есть, покинут свои ширки. "то они – ваши братья в религии" – то есть станут вашими братьями по религии, имеющими все те права, что имеете вы.

(Тафсир Багауи)

Этот аят показывает, что сражение с мушриками длится до тех пор, пока они не обратятся от своего ширка, пока не будут выполнять намаз и давать закят. Весь салаф объединился в том, что под выражением "А если они обратятся" подразумевается обращение от ширка и куфра, удаление от всех ложных божеств и тагутов и отвержение их, направление к исламским нормам. Также салаф единогласен в том, что смысл хадиса "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят" аналогичен со смыслом этих аятов. Поэтому то толкователи, толкуя эти аяты, все время упоминают эти хадисы.

Этот хадис тоже сообщает, что необходимо сражаться с неверными пока они оставят свои ширки и куфры. Этот смысл подтверждает другой достоверный хадис:

Муслим и имам Ахмад с передачей от абу Малика аль-Ашджаи: Посланник Аллаха сказал: "Кто скажет "Ля иляха илля Аллах" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха (тагутов и ложных божеств) – Аллах запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаху”.

Поэтому-то имам Бухари открыл в своем сборнике главу (баб): "Если они обратятся, будут выполнять намаз и давать закят, отпустите их", а под ним разместил хадис с передачей от Абдуллаха б. Умара: Расулуллах сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”

Вот как толкует этот хадис хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани:

"Этот хадис разъясняет смысл аята. В аяте говорится просто "А если они обратятся". Посланник Аллаха (салаллаху алейхи уа салллям) разъясняет сущность этого обращения: "Свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах". Связь аята с хадиса также проявляется в аналогии следующих выражений аята и хадиса: “то отпустите их” и “то уберегут от меня свою кровь и имущество”.

(Фатх аль-Бари, том 1, стр. 94-95)

Отсюда мы понимаем следующее:

Безопасность жизни и имущества сохраняется только тогда, когда соблюдается выполнение всех условий и требований свидетельства, а именно единить Аллаха в господстве и божественности и отвергать всех тех, кому поклоняются вместо Аллаха и следствия из этого. Если человек не выполнял этого, но произносил два свидетельства, то считался находящимся в ширке, и ему не была гарантирована неприкосновенность жизни и имущества. Когда человек произносил свидетельство, предполагалось, что он знает смысл свидетельства и на деле выполняет все его условия и требования. Если впоследствии в его жизни обнаруживалось что-либо противное свидетельству, то относительно него выносилось суждение, что он вероотступник.

Имам Шаукани говорит:

"Произносить свидетельство только языком и не выполнять на практике все его требования не дает человеку статус муслима. Несомненно, что если бы мекканские мушрики произносили бы свидетельство и вместе с этим продолжали бы поклоняться своим божествам, они не считались бы муслимами.

(Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 40)

 

Шаукани в другом месте говорит:

Те, кто принесут свидетельство, и в деяниях которых не обнаружится ничего противоречащего свидетельству – они есть муслимы, кровь и имущество которых неприкосновенно, как это и установлено в известном хадисе.

Аналогично, если муслимы собираются убить неверного, и он произнесет слово "Ля иляха илля Аллах", сообщая им, что он желает этим войти в ислам и не пройдет достаточного времени, чтобы обнаружилось, что он неискренен; например, если еще не прошло время намаза; в таком случае мы должны вынести суждение относительно его внешнего поведения и признать его муслимом, ибо пока от него еще не изошли деяния, противоречащие свидетельству. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи уа салллям) упрекнул Усаму б. Зайда за то, что он нарушил это правило. Но если некто произнесет свидетельство, но вместе с этим совершит деяние, противоречащее таухиду, например, совершит относительно мертвых то, что совершают мушрики (уверует, что они могут принести вред или пользу и вверит себя им, направит к ним молитву и т.п.), в таком случае он опроверг то слово, что произнес. Он уже внешне проявил свой ширк и поэтому ни в коем случае не может считаться муслимом.

Если, находясь в ширке, для того, чтобы стать муслимом было бы достаточно только произнести слово "Ля иляха илля Аллах" и выйти из куфра, то это слово принесло бы пользу иудеям, которые говорили, что Узайр сын Аллаха; и христианам, которые говорили, что Иисус сын Аллаха а также и двуличным, которые внешне произносили слово "Ля иляха илля Аллах". Ведь все перечисленные нами группы людей говорили слово единобожия – "Ля иляха илля Аллах".

(Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр 42)

Аллах смотрит не на формальные фразы, а на деяния, источник которого верования, укрепившиеся в сердце, а также на сердца. Если бы это так не было Аллах не разделял бы верующих от двуличных.

(Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр 68)

 

Шайх абдур-Рахман ибн Мухаммад б. Касым сказал следующее:

"От ибн Умара передано, что посланник (салаллаху алейхи уа салллям) сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах, Мухаммадун расулуллах", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаху”

Под людьми подразумеваются мушрики. Свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллах" означает знать смысл свидетельства и на практике выполнять все его условия.

"пока не станут делать намаз и давать закят" – В этой части хадиса упомянуты два столпа ислама, без которых ислам у человека недействителен. "уберегут от меня свою кровь и имущество" – тогда сражение с ними прекратится, пока они не сделают что-нибудь противоречащее двум свидетельствам. "Кроме соответствующих прав ислама на это" – означает подчинение остальным положениям ислама. Абу Бакр сказал: "Если они не отдадут мне даже маленького козленка, которого давали раньше посланнику Аллаха (салаллаху алейхи уа салллям) я открою им войну".

(Аль-Ихкам шарху Усуль аль-Ахкам, том 4, стр. 400)

 

Аят третий:

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!"

(Корова(2), 193)

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия полностью не будет посвящена Аллаху. А если они прекратят... то ведь Аллах видит то, что они делают!”

(Добыча(8), 39)

Ибн Касир в тафсире аята сказал:

"Даххак передает от ибн Аббаса, что под фитной подразумевается ширк. Также толкуют фитну абуль-Алийя, Муджахид, Хасан, Катада, Раби б. Анас, Судди, Мукатил б. Хаййян, Зайд б. Аслам и другие.

Мухаммад б. Исхак передал от Урвы б. Зубайра и других ученых, что смысл "И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны" следующий: "Сражайтесь с мушриками ради того, чтобы муслимы не впадали бы в искушение в их религии (чтобы мушрики не соблазняли муслимов к ширку)".

"пока религия не будет посвящена Аллаху" – Даххак передал, что ибн Аббас растолковал это выражение как "пока Аллах не будет единиться (пока не будет единобожия)". Хасан, Катада и ибн Джураудж растолковали это как "пока все не скажут "Ля иляха илля Аллах"". Мухаммад б. Исхак этому привел следующее толкование: "пока все не будут единить Аллаха, без какого-либо ширка и все не отвергнут то, чему поклоняются наряду с Аллахом". Абдур-Рахман б. Зайд б. Аслам сказал, что это означает: "пока не исчезнут все куфры"

Хадис, переданный Бухари и Муслимом, подкрепляет все эти толкования (все толкования в принципе сходятся к одному смыслу): посланник Аллаха (салаллаху алейхи уа салллям) сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут "Ля иляха илля Аллах"..."

(Тафсир ибн Касира)

 

Багауи в тафсире аята говорит:

"И сражайтесь с ними" – то есть с мушриками; "пока не будет больше фитны" – то есть ширка; другими словами: "сражайтесь с ними, пока они не станут муслимами". Это так, потому что от мушриков (в отличие от мушриков ахлю-китаба) не принимается ничего другого, кроме того, чтобы стать ему муслимом. Если они не станут ими, то убиваются. "Пока религия не будет посвящена Аллаху" – то есть пока поклонения и подчинения не будут направляться единственно Аллаху. "Аллаху" – то есть подчинение и поклонение будут направляться только Аллаху и никому другому.

"А если они прекратят" – то есть если они покинут свои куфры и ширки и станут муслимами... "то нет вражды, кроме как к несправедливым" – то есть после этого сражение будет только по отношению к несправедливым.

(Тафсир Багауи)

 

Табари в тафсире аята говорит:

Смысл аята следующий: "Сражайтесь с мушриками, пока ширк не исчезнет, и поклонения и подчинения будут направляться не ложным божествам и тагутам, а только Аллаху. Если они перестанут с вами воевать и примут вашу религию, вы тоже перестаньте воевать с ними, ибо вражда действительна только по отношению к мушрикам.”

"Фитна" упомянутая в аяте означает ширк и куфр. Вот и Ибн Аббас, Катада, Муджахид, Судди, ибн Зауд тоже истолковали фитну так. Согласно этим толкованиям смысл начала аята таков: "Ей верующие, сражайтесь с неверными, пока на поверхности земли не исчезнет многобожие и неверие, и пока на земле не будет господствовать "Ля иляха илля Аллах".

В связи с этим Бухари и Муслим передают хадис: Посланник Аллаха (салаллаху алейхи уа салллям) сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах"..."

В конце аята говорится "А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!". Это означает: "Если сражающиеся с вами неверные перестанут воевать с вами и войдут в вашу религию, перестанут поклоняться другим помимо Аллаха, примут все приказы Аллаха и подчинятся ему, то и вы перестаньте сражаться с ними. Потому, что вражда может быть только по отношению к несправедливым, то есть к мушрикам. Раби б. Анас и Икрима сказали, что под несправедливыми подразумеваются те, кто не хочет говорить "Ля иляха илля Аллах". Согласно Муджахиду же это те, кто сражается против муслимов.

Вражда к несправедливым осуществляется путем препятствия его несправедливостям. Но нельзя впадать в крайность в этом вопросе. Достаточно препятствовать его несправедливостям и наказывать его за это, но дальше идти во вражде нельзя.

(Тафсир Табари)

 

Куртуби в тафсире аята говорит:

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаху". – Ученые разделились в определении причины войны. Одна группа говорит, что этот аят действенный и упразднил все предыдущие положения. Согласно этому пониманию аят приказывает убивать любых мушриков, будь они враждебные, будь миролюбивые. То есть причина его убиения не то, что он воюет против муслимов, а то, что он есть мушрик сам по себе.

Вторая группа утверждает, что причина сражения с мушриками это то, что они воюют с муслимами. Если они прекратят войну, то и муслимам нужно оставить их, несмотря на то, что они продолжают оставаться мушриками. Эта группа говорит, что данный аят не есть упраздняющий (насих), а действенным остается следующий аят, где приказывается война с воюющими мушриками: "И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами..." – (Корова(2), 190).

Но первое мнение более достоверное. То есть верно то, что нужно сражаться со всеми неверными независимо от того воюют ли они с нами или нет. Доказательством этому является следующее выражение в данном аяте: "пока религия не будет посвящена Аллаху ".

Кроме этого посланник Аллаха (салаллаху алейхи уа саллям) сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут «Ля иляха илля Аллах"..." " – (Бухари, Муслим)

Вот, этот аят и хадис показывают, что причиной нашей войны с мушриками является чисто их куфры и ничто другое. Ведь Аллах сказал: "сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны". Фитна же означает ширк и куфр. Здесь целью сражения указан именно куфр, а не что-нибудь другое. Это ясный вопрос.

Ибн Аббас, Катада, Раби, Судди и другие говорят, что под фитной подразумевается ширк и как естественное следствие этого, притеснения и угнетения, причиненные мушриками муслимам. Словарным значением слова "фитна" является испытание. Например, это слово используется для выражения процесса расплавления серебра или золота с целью испытать его качественное оно или нет, содержит ли оно в себе чужеродные примеси или нет.

“...А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!“

Они могут быть или обычными мушриками или ахлюль-китаб. Если это будут мушрики, то эта часть аята будет означать: "если они прекратят свои куфры и войдут в ислам, то нет вражды, кроме как к несправедливым!". Этот смысл проявляется в предыдущем аяте: "Если же они прекратят, то ведь Аллах – прощающий, милосердный!" – (Корова(2), 192).

В случае с приверженцами Писания, то смысл будет как в следующем аяте: "Сражайтесь с людьми Писания (ахлюль-китаб), которые (в конечном итоге) не веруют в Аллаха и в последний день, которые не считают запретным то, что запретил Аллах и Его посланник, и которые не следуют истинной религии, пока они собственноручно не станут платить дань (джизья), будучи униженными." – (Покаяние(9), 29).

(Тафсир Куртуби)

 

Теперь после всех этих объяснений нужны ли еще какие-нибудь разъяснения? После перечисленных доказательств осталась ли еще необходимость для других доказательств?

 

Коран утверждает следующее:

Мушрики не отделаются от войны с ними, пока они не покинут ширк, не удалятся от него и их представителей, пока они не отвергнут тагутов и мушриков, пока они искренне не станут поклоняться, очищая перед ним религию, единственному и могучему Аллаху, ничего не придавая ему в равные.

Нашей целью было опровергнуть одно распространенное ложное мнение, согласно которому, для того, чтобы человек стал муслимом достаточно лишь произнести два свидетельства; знать же их смысл, выполнять все требования и условия двух свидетельств, покидать ширки и куфры желательно, но необязательно. Если после всего этого, кто-то будет упрямиться, то лучшим для него доказательством будет попросту прекратить с ним спор.»

Так же в главе третьей:
"Глава третья: Чтобы быть свободным от ширка необходимо знать его.

 

 

Как известно, чтобы смочь покинуть ширк, необходимо знать его. Иначе как можно избавиться от того, чего сам не знаешь. А избавиться от ширка есть условие того, чтобы мушрику было даровано право жизни.

 

Ибн Къайим сказал:

 

Религия основана на фундаментальном принципе – любовь к Аллаху. Единственным способом достичь этого является знание. Несомненно любовь к чему-нибудь является составляющей познания его.

 

Поэтому посланники и книги были посланы со знанием. Подобно тому как приказы и запреты Аллаха познаются только с помощью знания, точно также поклонение единственно Аллаху без ширка, воздавание ему славы и хвалы, возвышение его может быть выполнено только на основе знания. Да ведь понять превосходство ислама над всеми другими религиями и то возможно только при помощи знания.

 

(Мифтах Дарис-Саьада, 1/87)

 

Положение таково как это заметил Умар б. Хаттаб: "По мере того, как будет распространяться незнание, рубаха ислама постепенно, застежка за застежкой будет расстегиваться"

 

Это так потому, что когда люди не знают, что такое ширк и другие невежественные вещи, когда они не знают, что Коран порицает это, они входят в эти грехи. Многие начинают призывать к нему, одобрять его и подтверждать его. Причем они делают это неосознанно, не понимая всей скверности того, что он делает. Поэтому рубаха ислама с него и сходит. Таким образом, одобряемое становится порицаемым и наоборот. Нововведения принимаются за сунны, сунны принимаются за нововведения. Приверженцы сунны из-за того, что отвергают нововведения обвиняются в нововведенчестве. Доходит до того, что человек – обладатель чистейшей веры и таухида считается за неверного только по причине его таухида.

 

(Мадаридж ас-Саликин, 1/351-352)

 

Это слова, с разрешения Аллаха, слова ученого знающего шариат и его цели. В самом деле, ну как может человек, незнающий ширк и его скверность, покинуть его. Аналогично, как может человек незнающий Аллаха, его господство и божественность, незнающий таухид и того, как нужно поклоняться Аллаху, как может такой человек поклоняться Аллаху, не придавая ему ничего в равные, будучи единобожником. Имам (Ибн Къайим) так и сказал: “... поклонение единственно Аллаху без ширка, воздавание ему славы и хвалы, возвышение его может быть выполнено только на основе знания”."

Из выше приведенного ясно следует, что знание видов ширка и отречения от него является одним из обязательных условий Ислама.

Шейх ас-Самарканди сказал: “Верующим приказано отворачиваться от неверных, не показывать согласия их речам (куфра), не следовать их путем. Следовать путем неверных угрожает вере. Потому что следовать сторонникам куфра означает показывать согласие их куфру. А согласие к куфру есть куфр. Аллах сказал: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». (Испытуемая, 4). В аяте выражение «Мы отрекаемся от вас…» упомянулось раньше чем выражение «…и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха...». В этом есть определенный смысл и урок для нас. Необходимо сначала удалиться от мушриков, а затем и от их божеств, так как отвергать мушриков важнее чем отвергать просто божеств. Это так потому-что некоторые могут отвергать ширк, но при этом продолжать связь с мушриками. Тот же кто отверг мушриков, значит отверг и их ширки; и вообще главная причина того что он отверг их это и есть то что они делают ширк”. См “Тафсир ас-Самарканди”.

Из данных слов шейха видно, что обязательным условием является отречение и от носителей ширка и отречение от самого ширка.

Ибн Къайим сказал следующее:
Здесь есть еще одно очень важное обстоятельство. Суть веры состоит из слова и деяния, которые в свою очередь разделяются на два:
Слово сердца: знание, признание и убежденность.
Слово языка: Языком обнаруживать Ислам.
Деяние также разделяется на два:
Деяние сердца: Чистосердечие, чистота намерений.
Деяние наружных органов тела.
При отсутствии хотя бы одного пункта из четырех, вся вера исчезает целиком. К примеру, если нет признания сердца, то от оставшихся пунктов никакой пользы нет. Потому что источником убежденности и деяний обязательно должно быть признание сердца. Далее, от признания сердца тоже не будет пользы, если не будет, к примеру, деяний сердца – любовь и подчинение. Этот пункт является полем раздоров между ахлюс-Сунной и Мурджией. Все представители ахлю сунны проявили единогласие в том, что формальное признание сердцем, без деяний сердца недостаточно для возникновения веры. Например, Иблис, Фараон, иудеи и некоторые арабские мушрики признавали внутри правдивость Мухаммада,. Они даже выражали это языком, но они все испортили своими словами “Он прав, но мы не следуем за ним”.
Далее имам объясняет понятие малого и большого неверия и распространяет это разделение на ширк, несправедливость, незнание и двуличие. Затем на странице 59-ой говорит:
Как видно ширк, куфр, грех, несправедливость и незнание делится на два вида: выводящий за пределы Ислама и не выводящий.
(Китабус-Салят, 54)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.039 сек.)