|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сахих ибн Маджда
65 Нам сообщили Сахль Ибн Абу Сахль и Мухаммад Ибн Исмаил: «Пересказал Абдуссалям Ибн Салих Абу Аль-Сыльт Аль-Хиравий: «Пересказал Али Ибн Муса Аль-Рида от своего отца, от Джафара Ибн Мухаммада, от отца последнего, от Али Ибн Аль-Хусайна, от отца последнего, от Али Ибн Абу Талиба, сказавшего: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вера это знание в сердце, плюс выражение ее словом и делом.» Абу Аль-Сыльт добавил: «Даже умственно больной услышав имена в цепочке (передавших этот хадис) станет здоровым.»
Эти три хадиса явно указывают для нас на то, что великое свидетельство становится достоверным и истинным лишь когда произносится со знанием и убежденностью и нет веры без знания-на что указал последний хадис. Со знанием смысла и с убежденностью, что это истина, а сомнениям нет места в этой религии, но об этом позже.
Так же об обязательности знания мы можем привести и следующие аяты из Кур"ана:
(3.18) Аллах засвидетельствовал, что нет божества, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием. Он поддерживает справедливость. Нет божества, кроме Него, Могущественного, Мудрого.
Могущественный Владыка, ангелы и обладающие знанием рабы принесли это славное свидетельство в подтверждение самой великой истины, которая заключается в единобожии и божественной справедливости.
(43.86) Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют заступничеством. Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину.
К кому бы вы ни обращались с мольбой, будь то пророк, ангел или кто-либо иной, знайте, что они не властны распоряжаться заступничеством по своему усмотрению, а будут заступаться только с позволения Аллаха и только за тех, кем Он останется доволен. Поэтому Он сказал, что заступаться будут лишь за тех, которые засвидетельствовали истину, то есть признали ее в душе и засвидетельствовали это языком, твердо зная о том, во что они уверовали. Таким образом, свидетельство об истине является обязательным условием, при выполнении, которого можно оказаться в числе тех, кто будет удостоен заступничества в День воскресения, а для этого необходимо уверовать в единство Всевышнего Аллаха, в Его пророков и посланников и во все, что они проповедовали, будь то основные или второстепенные вопросы религии, непреложные истины или заповеди. Только тем, кто обладает этими качествами, принесет пользу заступничество: они спасутся от наказания Аллаха и обретут Его награду.
Т.е. возможность "волшебного" произнесения слов свидетельства мы сразу же отвергаем, ибо сами слова, буквы и звуки не имеют никакого значения без знания их смысла и убежденности в их истине. А смысл свидетельства в наше время поистине знают не многие, ибо даже среди арабов распрострнилось подобное невежество, что некоторые из них не знают даже смысл-тафсир слова "божество". Так же, чтобы стало ясно,что мы не следуем за иносказательными аятами и не пытаемся создать фитну, мы в завершение приводим следующий аят: Всевышний Аллах сказал: Знай же, что нет божества, кроме Аллаха... Сура “Мухаммад”, аят 19
"Китаб аль-Таухид" 2-ая глава, вопрос №7. Напоминание об условии, содержащемся в хадисе Итбана:
"В хадисе Итбана говорится: "...Ибо, поистине, Аллах избавляет от Огня того, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха", стремясь тем самым к лику Аллаха".* (Аль-Бухари 11/206, 12/271; Муслим 33). *Этот хадис раскрывает смысл свидетельства "нет божества, кроме Аллаха" и показывает неизбежность отказа от ширка того, кто засвидетельствовал его с искренностью, убеждённостью и верностью. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймийа сказал: "Это хадис о том, кто произнёс его [свидетельство. - Ред.] и умер с ним, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: искренне, от чистого сердца, без сомнения с верностью и уверенностью. Подлинный таухид полностью притягивает души к Всевышнему Аллаху. И тот, кто искренне, от чистого сердца засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, тот войдёт в Рай, потому что искренность - это притягивание души к Всевышнему Аллаху, когда человек искренне кается за свои грехи. Человек достигает этого, если умирает в таком состоянии. Дошло много хадисов и о том, что "кто сказал "нет божества, кроме Аллаха", и в его сердце было благо [вера] весом хотя бы в ячменное зёрнышко, или в горчичное семя, или весом в пылинку, тот выйдет из Огня". Дошло также много хадисов и о том, что многие из тех, кто сказали "нет божества, кроме Аллаха", попадут в Огонь, а затем выйдут из него; о том, что Аллах запретил Огню пожирать след саджда (земного поклона) у сынов Адама, ибо они совершали Аллаху Намаз и земные поклоны; а также о том, что запрещён Огонь тому, кто сказал "нет божества, кроме Аллаха" и кто засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха. Однако всё это привязано к одному важному условию. Большинство тех, кто произносит его, не знают искренности, или делают это по традиции или обычаю. Сладость веры не смешивается с отображением их душ. Большинство тех, кто проходит искушение при смерти или в могиле, относится к тем людям, о которых говорится в хадисе: "...Я слышал, что люди говорят что-то, и говорил это.." (Это - часть длинного хорошего хадиса, приведённого ат-Тирмизи (1070) и ат-Табарани в "аль-Аусате"). Большинство их деяний - это подражание и следование примеру, и это о них сказал Всевышний Аллах: "Мы нашли наших отцов держащимися такого исповедания, и мы следуем по их стопам" (Украшения, 23). Следовательно, между хадисами нет противоречия. Если человек произносит эти слова с полной искренностью и убеждённостью, то в таком состоянии он не будет полностью предаваться грехам. Совершенство искренности и убеждённости обязует его к тому, чтобы он любил Аллаха больше всего, и тогда в его сердце не остаётся стремления к тому, что запретил Аллах, и отвращения к тому, что Аллах приказал. Вот для кого Аллах запретил Огонь, даже если до этого у него были грехи. Истинно, это - вера и искренность! Это - покаяние, это - любовь, это - убеждённость. Все его грехи смываются, как ночь смывает день. Если он сказал это самым совершенным образом, препятствующим великому и малому ширку, то он не будет полностью привержен грехам, ему будет даровано прощение, и Огонь будет запрещён для него. Если он сказал это, искренне отказавшись от великого ширка, хотя и совершая малый ширк, и после этого не впал в противоречащее этому, то это - благо, которому не противодействует никакое плохое деяние, и [в день Воскресения] у него перевешивает чаша весов с благими делами, и, как сказано в хадисе, "Огонь запрещён для него". Однако его степень в Раю уменьшается в зависимости от его грехов. От него отличается тот, плохие дела которого перевешивают благие, и он умирает приверженным к этому. Он заслуживает Огня. Если он сказал "нет божества, кроме Аллаха" и искренне отказался от великого ширка, однако не умер, наставивая на этом свидетельстве, а продолжал грешить и совершать плохие деяния, которые в результате перевесили благо его таухида, то он был искренним, когда произносил эти слова, но впал в грехи, что ослабило и уменьшило его таухид и искренность. Усиливается огонь его грехов, пока не выжжет их полностью. Однако он не коснётся тех, кто был искренним и убеждённым, поскольку их благие дела обязательно перевешивают плохие. Умирая на основании этого, они попадают в Рай. Мы боимся за искреннего верующего, что он может совершить весомое плохое деяние, и его вера уменьшится, и он перестанет произносить эти слова с той искренностью и убеждённостью, которая препятствует всем плохим делам. Для него опасны великий и малый ширк. Если он уберёгся только от великого ширка, то остаётся малый. К нему прибавляются плохие дела, которые соединяются с малым ширком, и тогда перевешивает чаша плохих деяний. Плохие деяния ослабляют веру и убеждённость, ослабляют значимость произнесения слов "нет божества, кроме Аллаха", делают невозможной искренность в душе, и произносящий их уподобляется пьяному или спящему человеку, или тому, кто украшает чтение аятов Корана, не чувствуя вкуса и сладости. Они не произносят этого с совер-шенными верностью и убеждённостью, напротив, совершают после этого грехи, которые аннулируют их, и уже произносят их без убеждённости и верности, и умирают с этим. Множество их плохих дел препятствует их попаданию в Рай. Когда совершается много гре-хов, произнесение этих слов становится тяжёлым для языка, сердце становится жёстким к ним, и человек чувствует отвращение к пра-ведным делам, с трудом слушает Коран, ожидает хорошего при упоминании не Аллаха, успокаивается от лжи, позволяет сквернословие, приобщается к беспечным людям и чувствует отвращение к сторонникам истины. Это - пример того, кто произносит эти слова языком, не имея этого в сердце, и его слова опровергаются тем, что они не подтверждаются в делах". Аль-Хасан аль-Басри сказал: "Вера заключается не в самовосхвалении и мечтании. Вера - в том, что запечатлелось в сердцах, и чему были верны дела. И тот, кто говорил благое и совершал благое, от него это принимается, а тот, кто говорил благое, а совершал плохое, от него это не принимается". Бакр ибн Абдулла аль-Музни сказал: "Абу Бакр опередил вас не количеством постов и Намазов, и тем, что запечатлелось в его сердце. Тот, кто говорит "нет божества, кроме Аллаха", будучи верным этим словам и убеждённым в них, но не выполняет того, что это свидетельство требует, тем самым зарабатывает грехи, которые ослабляют его веру и убеждённость. К этому прибавляется малый ширк в делах, и тогда плохие деяния перевешивают хорошие. Поэтому человек умирает приверженным грехам, в отличие от того, кто про-износит их с уверенностью и искренностью. Если бы он не был полностью привержен грехам, то его таухид содержал бы искренность и верность, и хорошие дела оказались бы тяжелее. Те, которые произносили эти слова и попали в Огонь, не говорили их с полной верой и убеждённостью, отвергающими и перевешивающими их плохие дела, и поэтому они перевесили их благие деяния. Их грехи ослабили веру и убеждённость в их сердцах, их сердца подобны словам, которые не способны стереть плохие деяния, и поэтому их плохие де-ла перевешивают благие". Об этом говорили многие учёные, среди них - Ибн аль-Каййим и Ибн Раджаб. Этот хадис указывает на то, что недостаточно только произносить эти слова - без полной убеждённости в них и без подтверждения их в делах. Он также показывает, что Аллах не принимает "этнического" мусульманства, когда человек не только повторяет сви-детельство, но и совершает Намаз, соблюдает пост только потому, что он родился в мусульманской семье. Так же говорили и те, кто от-казался последовать за пророком Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Мы нашли наших отцов держащимися та-кого исповедания, и мы следуем по их стопам". (Украшения, 23). Аллах порицает подобное подражание и не принимает дела этих людей. Человек должен своим разумом познать милость его Господа и всем сердцем уверовать в Него, а после этого - последо-вать по дороге посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Только тогда Всевышний будет доволен им и введёт его в Рай."
А теперь давайте подробней поговорим о смысле двух свидетельств.Приведем отрывок из книги ибн Джибрина "Два свидетельства":
"Имамы исламского призыва, да помилует их Аллах, уделяли большое внимание разъяснению смысла свидетельства, а шейх Мухаммад ибн Абд аль-Уаххаб уделил разъяснению этого вопроса статью “Отведение сомнений”. Об этом же подробно говорили и комментаторы “Книги единобожия”, и я могу предложить вам ознакомиться с тем, что пишет в своем комментарии на эту книгу шейх Сулейман ибн АбдуЛлах: “А смысл свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, состоит в том, что никто не обладает правом на поклонение, кроме одного Бога, то есть Аллаха, у которого нет сотоварища, как сказал об этом сам Всевышний: “Мы не посылали до тебя ни одного посланника, не внушая ему, что нет божества, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне!“ Сура “Пророки”, аят 25 Всевышний также сказал: “Мы отправили к каждому народу посланника с повелением: “Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь тагута ”. Сура “Пчёлы”, аят 36 Некоторые из высказываний учёных о смысле слова “божество”. Ибн Аббас сказал: “Аллах обладает божественной природой и правом на поклонение со стороны всех Его творений”. Визирь Абу аль-Музаффар сказал: “Свидетельство “нет божества, кроме Аллаха”, требует от приносящего его знания о том, что нет божества, кроме Аллаха, как сказал об этом сам Аллах Всевышний: ‘’ Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...’’ Сура “Мухаммад”, аят 19 Таким образом, человек, произносящий эти слова, должен в то же время свидетельствовать об этом, а Аллах Всемогущий и Великий ясно указал на то, что если свидетельствующий об истине не знает того, о чём он свидетельствует, то это значит, что он не может быть столь же искренним в своём свидетельстве, как и тот, кто знает об этом. Всевышний Аллах сказал: ‘’...лишь те, кто свидетельствует об истине, и они знают’’ Сура “Украшения”, аят 86 Имя Аллаха стоит в этом свидетельстве после слова “кроме”, поскольку божественная природа присуща только Ему, а кроме Всевышнего никто не имеет права претендовать на это... Произнесение слов свидетельства требует от тебя знания о том, что всё то, для чего характерными являются признаки изменения, не может быть Богом, и если ты произнёс слова “нет божества, кроме Аллаха”, то эти слова подразумевают собой то, что ничто, кроме Аллаха, божеством не является, а это обязывает тебя считать божеством одного лишь Всевышнего... В целом польза этого свидетельства состоит в том, что ты узнаёшь о том, что эти слова указывают на необходимость неверия в тагута и веры в Аллаха, ибо отрицая обладание божественной природой кем-либо помимо Аллаха, слава Ему, и признавая это только за Ним, ты становишься одним из тех, кто не верует в тагута и верует в Аллаха” (сокращённо).
В своём толковании Корана Абу АбдуЛлах аль-Куртуби писал: “Слова “нет божества, кроме Него” означают, что не существует объекта поклонения, кроме Него”.
Аз-Замахшари сказал: “Слово “божество” относится к числу имён нарицательных, и в этом смысле оно не отличается о таких слов, как “человек” или “лошадь”. Это имя нарицательное употребляют для обозначения как истинного, так и ложных объектов поклонения, но в большинстве случаев оно применяется по отношению к истинному объекту поклонения”.
Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал: “Божеством является тот, кому поклоняются и кому повинуются”. Он также сказал: “Свидетельство о том, что нет божества, кроме Аллаха, является подтверждением того, что лишь Он обладает божественной природой, подразумевающей обладание Им совершенным знанием, могуществом, милосердием и мудростью, а также того, что Он оказывает благодеяния своим рабам. Поистине, божеством является тот, кого обожествляют, а обожествляемым является тот, кто обладает правом на поклонение. Если же говорить об обладания Им этим правом, то Он обладает им в силу обладания такими атрибутами, которые вызывают необходимость проявления по отношению к Нему высшей степени любви и высшей степени покорности”.
Ибн аль-Кайим сказал: “Божеством является тот, кого сердца обожествляют в силу своей любви и почитания, обращения и почтения, возвеличивания и покорности, смирения и страха, надежды и упования”. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |