|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава Д Наказ управе благочинияНазвание главы говорит о ее инструктивном характере. Наказами в России с XVI в. называли законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, в которых фиксировалась компетенция и порядок деятельности государственных учреждений и должностных лиц, — Наказ о градском благочинии"1649 года, Наказ губернаторам, воеводам и их товарищам 1728 года и др. (При Петре I такие нормативные акты преимущественно назывались регламентами.) В этом же ключе составлен Наказ Екатерины II Уложенной комиссии 1767 года. «Наказ управе благочиния» устанавливает принципы и порядок деятельности, компетенцию этого общегородского полицейского учреждения. Глава Д, особенно ее начальная статья «Зерцало управы благочиния», привлекает особое внимание, она рассматривается даже как самостоятельная, вторая, часть Устава209. Составляющие «Зерцало» нравственные принципы, которыми должна была руководствоваться управа благочиния в своей деятельности, и по форме и, в значительной степени, по содержанию были новыми для законодательства XVIII в. Изложенные в форме мудрых афоризмов, добрых отеческих наставлений, нормы «Зерцала» диссонируют с грубыми формулировками жестких регламентов первой четверти и середины XVIII в. с их безапелляционной императивностью, явным неуважением к человеческой личности. «Зерцало» не делит людей на «подлых» и «благородных», его принципы, сформулированные в духе христианской морали, проповедуют социальный мир и общественную бесконфликтность, уводят от классовой борьбы. «Зерцало управы благочиния» — типичное проявление политики просвещенного абсолютизма. 15 принципов-афоризмов «Зерцала» разделены на 3 части. В первой проповедуются семь заповедей человеческого общения. Они относятся ко всем гражданам, именно в них фиксируется отмеченная во вводной фразе к «Зерцалу» взаимная между гражданами обязанность. Во второй части записаны принципы взаимоотношений в семье — между супругами, между родителями и детьми. Нормы этой части отражают семейно-правовые отношения того времени. Третья часть относится к государственным учреждениям и должностным лицам. В п. XII перечислены семь качеств, необходимых для должностного лица, в трех последующих пунктах — принципы, которыми должностное лицо должно руководствоваться в своей деятельности, '-'бращает внимание отсутствие императивности и в том, что следует чинить правый и равный суд (п. XIII), и в том, чтобы не брать взяток (п. XV). Однако взятка не перестает быть преступлением, В главе Н (ст.ст. 251—252) за нее предусмотрена судебная ответственность. 1 радиционное, основное и необходимое в самодержавном государстве требование к полицейским чиновникам соблюдать верность к службе императорского величества (4) помещается среди общечеловеческих добродетелей — здравый разсудок (1), человеколюбие (3), усердие к общему добру (5), честность и Устав благочиния См. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983, с. 137. Законодательство периода расцвета абсолютизма 210 Ключевский В. О. Соч., т. V. М., 1958, с. 359. безкорыстие (7). Любопытно, что в этом перечислении требов-ний к должностным лицам (п. XII) просматривается определенный порядок — требования, связанные непосредственно со службой, помещены под четными номерами (2, 4, 6), а требования общечеловеческие — под нечетными (1, 3, 5, 7). Такое расположение, видимо, не случайно. Добродетельные слова должны были смягчить и подсластить жесткую и, для критически настроенного потребителя, непривлекательную основу начинки чи-новничье-бюрократического нормативного пирога. «Зерцало» изобилует добрыми словами. Однако эти слова не сочетались с реальностью. «Хорошие слова, став ходячими, в непривычном обществе скоро изнашиваются, теряют смысл», — писал В. О. Ключевский о фразеологии Устава благочиния и других законодательных актов 60—80-х гг.210. Непоследовательность в изложении материала наблюдается и в других частях главы. Однопорядковые положения не всегда группируются в одном месте, не выделяется главное, наиболее важные положения излагаются в середине или конце соответствующей части. Здесь сказывается и запланированный камуфляж, и недостатки законотворческой техники. Статьи 42—56 регламентируют порядок деятельности управы благочиния. Наказания за легкие правонарушения предоставлялось определить самой управе благочиния, после чего предполагалось отпустить виновного. В таком случае эта норма противоречила положениям главы Н, в которой было установлено, что лица, оштрафованные управой благочиния, не освобождаются, а работают в установленных местах до уплаты штрафа. В ст. 42 указано, что члены присутствия не должны выходить из управы, пока не будет проведено следствие по правонарушению, подведомственному суду, и пока обвиняемый и дело не будут отправлены в суд. Это требование далеко не всегда можно было выполнить, так как на проведение следствия требовалось порой времени больше, чем члены присутствия были в состоянии беспрерывно находиться в служебном помещении. В очередности рассмотрения дел предпочтение должно отдаваться тем из них, в которых заинтересованы лица, не способные в силу физического или имущественного состояния, семейного положения постоять за себя (ст. 43). Закрепление в ст. 44 принципа равного отношения ко всем гражданам, независимо от физического или имущественного состояния, положения в обществе, — свидетельство влияния на законотворчество буржуазного уклада, а также идей просвещения. В действительности эти нормы вряд ли могли реально соблюдаться, так как в эпоху абсолютизма сословные перегородки увеличивались. Статья 45 предписывает при рассмотрении дел в управе благочиния выяснять, с умыслом или без умысла совершено преступление или проступок. Это было важно для определения меры наказания, которая, согласно действовавшему в то время законодательству, прежде всего Соборному уложению 1649 года, зависела от того, как совершено деяние — умышленно, по неосторожности или случайно. Законодательство того времени не дает однозначного определения преступления. Соборное уложение понимает его как непо- слушание царской воле, нарушение предписаний. В указе 1714 года преступным называется деяние, наносящее вред и убыток государству211. В Артикуле воинском преступление рассматривается опять как нарушение законов и ослушание царской воли. Решительный поворот в этом вопросе, вызванный проведением политики просвещенного абсолютизма, был сделан при Екатерине II. В своем Наказе Уложенной комиссии она определяла преступление как деяние, вредное и для всего общества, и для отдельных лиц и потому запрещенное законом. В ст. 37 Устава дается определение, общее для преступления и проступка, — это деяния, узаконению противные или обществу вред наносящие. Статья 46 различает 2 вида правонарушений — деяния, противные букве закона, и нарушения, при которых буква закона формально соблюдается, но действие его становится ничтожным в результате его недобросовестного истолкования. Подробно регламентируется порядок получения, хранения и обнародования нормативно-правовых актов (ст. 50). После получения и регистрации нормативно-правовых актов следует выяснить их достоверность, о чем должен дать заключение стряпчий управы благочиния (видимо, уездный стряпчий — прокурорский чиновник, которому поручался надзор за управой благочиния). В случае сомнения в достоверности закона или непонимания его содержания стряпчий должен был обратиться за разъяснениями к губернскому прокурору. Широкое распространение актов, издаваемых самозванцами, а также различного рода подделок требовало от государственных учреждений критического отношения к получаемым нормативно-правовым документам. Прокурорские чиновники должны были разъяснять нормативно-правовые акты должностным лицам, обращать внимание на изменение или отмену старых узаконений (см. ст. 405 Учреждений для управления губерний). Если раньше обнародование законов производилось и полицией, и церковью (полицейские органы на регулярной единообразной основе имелись не везде, а церкви были всюду, где проживало исповедовавшее православие население), то с повсеместным введением единообразных полицейских учреждений на них и возлагается эта обязанность. Законодатель добивался знания и правильного толкования законов полицейскими чиновниками. Нередко на Устав благочиния механически переносилась терминология Учреждений для управления губерний. Пример тому — ст. 55, в которой говорится об изучении узаконений председателями и заседателями, хотя таких должностных лиц в управе благочиния не значится. Зато они имелись в судебных палатах (по 2 председателя и по нескольку заседателей). Заседатели были и в нижнем земском суде. К статьям, регулирующим обращение в управе благочиния с законами, относится и ст. 49, определяющая порядок исполнения договора займа. Запрещение 1754 года брать проценты выше шести, видимо, не соблюдалось. Поэтому управе благочиния предписывается иметь в виду, что если сумма выплаченных процентов равнялась сумме займа, то дальнейшая выплата процентов прекращалась. Устав благочиния ПСЗ, т. IV. №2871. II Законодательство периода расцвета абсолютизма 212 См Ходнев А. И История Императорского Вольного экономического общества с 1765 по 1865 год СПб, См Шепелев Л Е Акционерные кампании в России Л, 1973 Начиная со ст. 57 дополняется и конкретизируется компетенция управы благочиния, определенная в главе Г. На первом месте стоят нормы, определяющие полномочия управы по отношению к религии и церкви (ст.ст. 57—63). Проводимая правительством политика веротерпимости нашла отражение в ст. 62, содержащей указание полиции не препятствовать отправлению религиозных обрядов лицами, исповедующими неправославную религию, и в ст. 63, согласно которой управа благочиния должна поддерживать между лицами различных верований бесконфликтные, хорошие отношения. Эти меры, конечно, не уравнивали положение различных религий, православная религия оставалась официально господствующей. Проводя политику просвещенного абсолютизма, царское правительство допускало некоторую общественную самодеятельность. Дворяне уездов и губерний объединялись в сословные общества, регулярные жители городов составляли городские общества, создавали корпоративные объединения. С 1765 года в России действовало Вольное экономическое общество212. Развитие буржуазных отношений обусловило развитие торгово-промышленных объединений. Правительство поощряло образование кампаний. В 1755 году учреждается Водолазная кампания, а в 1782 году — Акционерная для строения кораблей кампания п. Широко распространяются различные торговые и промышленные товарищества. Полиция же должна охранять подобные объединения, уважать их постановления, положения, правила, обязательства, основанные на законе, а также содействовать их законной деятельности (ст. 64). В то же время полиция должна была запрещать и пресекать деятельность не утвержденных на законных началах общественных организаций, к тому же если они еще и общему добру вред, ущерб или убыток наносят, либо бесполезны (ст. 65). Под эти формулировки можно было подвести любую организацию, не угодную властям и действовавшую не в согласии с проводимой правительством фактической социально-классовой политикой. Так, полиция, вместе с Тайной экспедицией преследовавшая прогрессивные объединения, разгромила организованную в 1784 году Н. И. Новиковым Типографическую кампанию. Феодальная регламентация жизни и деятельности населения в полной мере отразилась на содержании ст. 66, которой подтверждаются законодательные акты первой четверти и середины столетия, регулировавшие форму и цену одежды, количество лошадей в экипажах, размеры и качество жилища, организацию быта постоянных и временных жителей городов в зависимости от их сословной принадлежности, классного чина, служебного положения и рода занятий. Управа благочиния (и, конечно, нижестоящие полицейские органы) должна была смотреть за соблюдением этих норм. После окончания работы и до наступления времени, когда горожане должны были ложиться спать (об этом население оповещалось различными сигналами, в Петербурге, например, — пушечным выстрелом), а в воскресные и праздничные дни после завершения богослужений в церквах и крестных ходов разрешались не нарушающие порядок игры и увеселения. В ст.ст. 70 и 72 разграничивается компетенция полиции и судебных органов в отношении преступлений. В ст. 70 отмечается, что в полиции по уголовным делам следует проводить словесное изследование, т. е. устное расследование. В то же время ст. 42 предусматривает направление обвиняемого в суд вместе с делом. Следовательно, результаты устных допросов в полиции подлежали документированию. О составлении протоколов при «словесном изследовании» частным приставом прямо говорится в ст. 99 и ст. 103. Разграничение административно-полицейских и судебных функций было произведено еще Учреждениями для управления губерний. Устав это разграничение детализирует применительно к городам. Узаконения 70—80-х гг. сделали большой шаг в направлении специализации карательных учреждений, ограничив судебные полномочия полиции кругом сравнительно мелких дел. Однако и это отвлекало полицию от ее прямых обязанностей, порождало обширную формальную переписку и волокиту, которая усугублялась низким образовательным уровнем полицейских чиновников, вело к злоупотреблениям с их стороны. Оставление за полицией следствия и судебных функций еще в дореволюционной литературе рассматривалось как основной недостаток Устава благочиния214. В статьях 72—74 уточняется место управы благочиния в системе местных государственных органов. В государственной иерархии она была поставлена ниже наместника (генерал-губернатора, главнокомандующего), губернатора, губернского правления, казенной, уголовной и гражданской палат, а также приказа общественного призрения и совестного суда, т. е. общегубернских всесословных учреждений, и уравнена с городскими, уездными и окружными учреждениями. Соответственно определялась и форма деловой переписки между управой благочиния и этими административно-полицейскими и судебными местами (ст. 73). Не определялось место управы благочиния по отношению к сословным общегубернским судебным органам. Но эти органы, согласно ст. 74, имели перед ней преимущество. Разрешение споров о территориальной и функциональной подведомственности должно было возлагаться на губернское правление. Оно стояло над всеми учреждениями в губернии, и именно через него, а также через уездного стряпчего управе благочиния следовало реагировать на непорядки в ведении дел судебными местами (ст. 73, пп. 6, 7). В ст. 75 определяется место управы благочиния в торжественных шествиях. В статье описан и изображен схематически порядок шествия чиновников управы: впереди приставы уголовных и гражданских дел, за ними городничий или полицмейстер, замыкают шествие обер-полицмейстер или обер-комендант. Ратманы, состоявшие по штатам в ратушах и магистратах, в составе этих Учреждений и должны были следовать в торжественных случаях- В комментируемой статье также делается ссылка на ст. 432 "^ главы Учреждений для управления губерний, принятой в числе трех последних глав 4 января 1780 r.2ls. Г) п, о ст. /4 говорится о единстве целей всех полицейских и судеб-ых органов, о взаимопомощи и сотрудничестве между ними. Устав благочиния 214 См: Высоцкий И. П. Указ соч., с 71. ПСЗ, т XX, № 14960, 14392 ч 2 Законодательство периода расцвета абсолютизма 216 См Петров П Н История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по Учреждениям о губерниях 1703—1782 СПб., 1885, с 156—157. ПСЗ, т 8, № 5405 ЦГАДА, Ф 366, д 28, л 23—24, д 16, л 1 д 851,л 1 —2и др 219 ПСЗ, т X, №7815 ЦГАДА, Ф 366, д 133 л 44 221 См Высоцкий И П. Указ соч, с 48 ЦГИА СССР, ф 1329, оп 2, д 25, л 25; д 26, л 33 ПСЗ, т XV, № 10959 224 ЦГИА СССР, ф 1329, оп 2,д 41,л 7—9. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |