|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
О народных школахобщественнаго призрения умножить сей капитал как частию процентных денег, так и принятием от доброхотных людей к благим установлениям добровольного подаяния, что кому разеудится, и для которого установления кто за благо разеудит назначить, то так и употреблять. Дозволяется приказу общественнаго призрения учредить аптеку, с которой доходы употреблять в пользу установлений в 380 статье прописанных, но оным установлениям лекарство получать от приказа без платы. 383. Приказ общественнаго призрения ведет весьма верныя и точныя приходныя книги о всех принимаемых им деньгах как казенных, так и от доброхотных подателей, а расходам и кому деньги розданы, и что именно употреблено как на установление, так и на содержание которого установления сколько по годно расходится, сочиняет по годно особливыя рас-ходныя исправныя книги, кои отсылаются для ревизии в казенную палату всякий раз, когда о том от государева наместника прислано будет повеление. 384. В разеуждении народных школ, приказ общественнаго призрения долг имеет стараться, чтоб оные были установлены во /.по всем городам, а по том в тех многолюдных селениях, кои подсудны верьхней расправе, для всех тех, кои добровольно пожелают обучаться в оных [в чем однако же не чинить ни кому принуждения, но отдать на волю родителей отдавать детей в школу, или оставлять их дома], 2. чтоб неимущие могли учиться без платежа, а имущие за умеренную плату, 3. учение в народных школах имеет на перьвый случай состоять в научении юношества грамоте, рисовать, писать, арифметике, детей же греко-российского исповедания учить катихизису для познания оснований православныя веры, тол- Законодательство периода расцвета абсолютизма О содержании и сирот обоего пола. воспитании кованию десяти заповедей божиих, для вкоре-нения нравоучения всеобщаго, 4. во всякой школе надлежит иметь смотрение, дабы горницы были чисты, и всякий день выметены, и воздух в них переменялся открытием окон летом во весь день, а зимою всякий день на короткое время, дабы дети от духоты в горницах не претерпели в здоровье своем повреждения. Учение производиться имеет всякий день, выключая воскресные и табельные дни, но не более двух часов сряду по утру, до двух часов сряду после обеда для одних детей одной науке, по середам же и по субботам после обеда дается отдохновение, 6. учителям запрещается наказывать детей телесным наказанием, 7. приказ общественнаго призрения имеет прилежное попечение, чтоб учители и школы все определенное получали по всюды исправно, не радивых же и не исправных учителей, по раз-смотрению жалоб, сменяет и определяет на место их радетельных и исправных. 385. В разсуждении установления и надзирания сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужескаго и женского пола оставшихся после родителей без пропитания, приказу общественнаго призрения предписывается буде где не удобно установить таковых общих домов для воспитания, для того, что строение требует иждивения превосходящего подаяние, или же содержание приставников для научения и воспитания питомцов отнимало бы способы к умножению их числа, тогда приказ общественнаго призрения, имея в единственном виде распространение добра для много требующих от онаго помощи, неимущих сирот по их рождению, или состоянию отдаст на руки надежным, добродетельным и добронравным людям за умеренную плату для содержания и воспитания сирот с обязательством, чтоб представить их приказу общественнаго призрения во всякое время, детей ремесленных лю- Учреждения для управления губерний О гошпиталях, или больницах. О богадельнях. деи для научения ремесла, торговых для научения торга, и всяких иных сирот для научения, или прокормления по их полу, роду, или состоянию. 386. В разсуждении установления и надзирания гошпиталей, или больниц для излечения больных, надлежит приказу общественнаго призрения стараться учредить оныя для многолюдных городов вне города, но близ онаго, в низ по реке, а отнюдь не выше города, буде можно на высоком месте и свободном воздухе, и весьма прилежно смотреть должно, чтоб строение было не тесное и не низкое, чтоб покои чисто содержаны были, и чтоб в покоях воздух переменялся открытием хотя на короткое время окон, чтоб больные мужескаго пола особо содержаны были от больных женскаго пола, чтоб больные прилипчивыми болезнями особливые покои имели, чтоб излишними не нужными людьми, или приставниками, или иными не надобными издержками не убавлялась и не тратилась сумма, которая бы могла быть употреблена с лучшею пользою для излечения наивящшаго числа больных. Приказу общественнаго призрения равномерно непрестанное бдение и старание иметь надлежит, дабы до больниц и в них находящимся дошло все то, что им определено. Для примерного обозрения прилагается здесь учреждение одной больницы. 387. В разсуждении установления и надзирания богаделен для мужескаго и женскаго пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют, надлежит приказу общественнаго призрения смотреть, где в оных нужда состоит [понеже во многих местах таковыя установления уже заведены] и буде найдет, что где в губернии число обоего пола убогих, увечных или престарелых, кои пропитания не име- Законодательство периода расцвета абсолютизма ют, превосходит число положенных мест по богадельням, тогда приказу общественнаго призрения отдается на разсмотрение, или распространить установленныя богадельни, и умножить места в оных, или же завести вновь в удобных к тому местах богадельни, имея всегда в виду, дабы таковые убогие, увечные и престарелые, кои пропитания не имеют, получали покров, одежду и прокормление в богадельнях, и к общему стыду и соблазну не были бы принуждены испросить оных вне установленных для них мест. При установлении богаделен, приказ общественнаго призрения наблюдать имеет и то, чтоб мужескаго пола богадельни были особо, а женскаго пола богадельни особо же заведены, чтоб до богаделен и в них находящимся дошло все то, что им определено, чтоб внутри богаделен благочиние было сохранено, чтоб горницы были чисто со- держаны, чтоб в богадельнях молодых людей обоего пола отнюдь не было, и где таковые найдены будут, то приказ общественнаго призрения, смотря на лета, пол или состояние, отдаст оных или в школы, или поместит во услужение, или поручит добронравным людям для научения, или ремесла, или иных работ, или же отошлет в работные домы для прокормления, и отнюдь не допустит, чтоб с молодости в праздности жили и к праздности привыкали. Приказ общественнаго призрения наблюдает и то, дабы внутри богаделен сохранялось добронравие, и чтоб ни каких неистовств обществу соблазнительных не происходило, найденных же паче чаяния в таковых соблазнительных противностях, приказ общественнаго призрения по разсмотрению отсылать может в смирительные домы на время или на всегда, чего весьма довольно будет для удержания продерзостей всякаго рода обоего пола людей. 388. О домах для больных не иа- В разсуждении установления и надзирания лечимых. особаго дома для неизлечимых больных, кои Учреждения для управления губерний О домах для с ума сшедших. пропитания не имеют, приказу общественнаго призрения предписывается, токовый дом установить для того, что в гошпиталях, или больницах хотя и стараются о излечении разными недугами одержимых; однако же случаются болезни таковыя, кои по существу своему бывают неизлечимы, и буде где не будет особенного установления для неизлечимых неимущих, тогда случиться может, что в гошпиталях, или больницах число неизлечимых неимущих занимать будет места без пользы тех, кои будучи одержимы временными болезнями, могли бы получить пользованием излечение в гошпиталях, или больницах [не упоминая и о том, что бывают болезни неизлечимыя, кои еще при том и прилипчивы] или же неизлечимые неимущие останутся без покрова; и для того приказу общественнаго призрения надлежит стараться о доставлении неизлечимым неимущим покрова, прокормления, услужения и призрения, и чрез то да подастся неизлечимым неимущим хотя облегчение в их недугах. 389. В разсуждении установления и надзирания дома для с ума сшедших, приказу общественнаго призрения надлежит иметь попечение, чтоб дом избран был довольно пространный и кругом крепкий, чтоб утечки из него учинить не можно было. Таковый дом снабдить нужно пристойным, добросердечным, твердым и исправным надзирателем и нужным числом людей для смотрения, услужения и прокормления с ума сшедших, к чему нанимать можно или из отставных солдат добрых и исправных, или же иных людей за добровольную плату, кои бы обходились с ума сшедшими человеколюбиво, но при том имели за ними крепкое и не ослабное во всякое время смотрение, чтоб с ума сшедший сам себе и ни кому вреда не учинил; и для того держать с ума сшедших по состоянию с ума сшествия, или каждаго особо заперта, или же в таком месте, где от Законодательство периода расцвета абсолютизма Учреждения для управления губерний О работных домах. О смирительных домах. него ни опасности, ни вреда учиниться не может, и приложить старание о их излечении. С ума сшедших неимущих принимают безденежно, а имущих имение принимают в доме не ина-ко, как за годовую плату на содержание, присмотр и на приставников. 390. В разсуждении установления и надзирания работных домов для обоего пола людей, приказ общественного призрения имеет строго и точно наблюдать, чтоб таковое учреждение соответствовало совершенно тому намерению, для кото-раго таковые домы заводить предписывается, а именно: дабы работою доставить прокормление неимущим; какою же работою, сие отдается на усмотрение приказа общественного призрения [ибо не везде одинакия удобности бывают, в Москве каменья пилить, в других местах приготовлять лен, или прясть, и тому подобное] и поНеже в работных домах всякий кормится своею работою, то и принимают в оные совершенно убогих обоего пола людей, кои работать могут, и сами добровольно туда приходят [и кои не привязаны к иной работе] в оных домах дают им работу, а по мере работы пищу, покров, одежду, или деньги, или же в работные домы принимают пристанища не имеющих, кои присланы будут на время, или на всегда из какого ни на есть места на то власть имеющаго в той губернии. Живущих в работных домах людей му-жескаго пола содержат особенно от женского пола, и в сих установлениях, как и во всех прот-чих сохраняют правила добронравия, отдаляют всякое злоупотребление и соблазны превращающие доброе установление во зловредное. Определяют к сим домам пристойных надзирателей, людей добросовестных и порядочных и прочих необходимых людей для присмотра, избегая везде излишества. 391. В разсуждении установления и надзирания смирительных домов для обоего пола людей, приказу общественного призрения предписывается учреждать оные с великим прилежанием, дабы установление совершенно соответствовало намерению; ибо доброучрежденный смирительный дом ограждает общество от многих продерзостей добронравие повреждающих, и следовательно бывает нужен для общаго благочиния и спокойствия семей. Смирительный дом установляется ради таких людей обоего пола, которые непотребного и не воздержного жития, яко 1. сыновья или дочери, кои родителям своим не послушны, или пребывают злаго жития, или ни к чему доброму не склонны, 2. люди, которые впадут в непотребное житие, начнут разточать имение, долги накоплять в двое против имения, дом разорять, и чинить непотребности противныя чести, 3. люди, которые начнут без стыда и зазора иметь явно поведение добронравию и благочинию противное, 4. рабы непотребные, которых никто в службу не принимает, 5. рабы ленивые и гуляки, кои все пропивают или проматывают, 6. люди, которые не хотя трудиться для своего пропитания, едят хлеб вотще, и сим подобные, 7. не-потребнаго, неистового и соблазнительного жития женского пола. В смирительный же дом не инако принимают на время, или на всегда вы-шеписанных людей обществу стыд и зазор наносящих, как по повелению наместнического правления, или по приговору прочих судов, или же по прошению в приказе общественного призрения отцов, или матерей, или по прошению трех родственников [сим представить свидетельство, для чего] или по требованию помещика, или хозяина с прописанием причины, для которой ссылает человека в смирительный дом. Смирительному дому надлежит быть довольно пространну, построену на вольном воздухе, кругом крепку со стеною, или таким забором, чтоб утечки из онаго дома отнюдь ни кто учинить не мог, и чтоб числа людей для присмотра или караула излишно не Законодательство периода расцвета абсолютизма Учреждения для управления губерний О особенных установлениях. умножить, внутри смирительнаго дома иметь все нужныя для дома строения и бани. К смирительному дому надлежит приставить пристойного и исправного надзирателя, а для надлежащаю во всех частях дома присмотра определить из отставных солдат добропорядочного состояния и исправных людей. В смирительном доме сосланных людей должно содержать мужескаго пола особо от женского, и как скоро кто в смирительный дом принят будет, и имя, отечество и прозванье его в книге дома того запишутся, то называть уже его тем именем, как при крещении назван, а не отчеством, или прозваньем. В смирительном доме всего более смотреть надлежит, чтоб сосланные, кроме нужнаго человеку времени для сна и пищи, отнюдь праздны не были, но обращались в безпрерывной работе внутри дома, а оттуда ни под каким видом отнюдь выпускаемы не были; ленивых же принуждать к работе, а роптивых и непослушных дозволяется надзирателю наказывать прутьями, но не более трех ударов за один проступок, или сажать на хлеб и на воду на три дни, или в темную тюрьму того дома на неделю. Сосланным в смирительный дом производить нужную для жизни пищу без излишества, а одежду самую простую, больным же из них стараются излечением возвратить здоровье. Сосланных в смирительный дом по прошению родителей, родственников, помещиков или хозяев, сами родители, родственники, помещики и хозяева должны снабдевать содержанием, без чего смирительный дом сосланных не принимает, или принятых освобождает. В смирительном доме, как и во всех прочих установлениях, приказ общественнаго призрения строго наблюдает, чтоб сохранены были правила добронравия и благочиния, и отдаляет всякое злоупотребление и соблазны, превращающие доброе и полезное заведение во зловредное. 392. Буде же случится, что частный человек, или какое общество, или город, или селение захотят Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |