АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вспомним мечтателя из Калуги

Читайте также:
  1. Зав. кафедрой В.А. Калугин
  2. Зав. кафедрой В.А. Калугин

Идею субъективного бессмертия по-своему, однако, с материалистических позиций, выдвинул в свое время К.Э. Циолковский. Приведем некоторые из его записей на этот счет: Субъективно смерти ни для кого нет. Ни один атом, ни одно существо ей не подвержены < > дело в том, что небытие не отмечается временем и ощущением. Поэтому оно как бы не существует, а существует одна жизнь. Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени, но сливающихся субъективно в одну непрерывную, и прекрасную жизнь. Обычно говорят: Я умру, вещество мое рассеется по всему земному шару, как же я смогу ожить? Но на это есть такой ответ: До вашего зарождения вещество ваше тоже было рассеяно, однако это не помешало вам родиться. После каждой смерти получается одно и то же - рассеяние. Но оно не препятствует оживлению. Конечно, каждое оживление имеет свою форму, несходную с предыдущими. Мы жили, и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошедшем (цит. по [4, с.172]).

Мы видим, что сущность субъективного бессмертия здесь схвачена с удивительной точностью, хотя и не без передержки: мы имеем в виду концовку фразы: сливающихся в одну непрерывную жизнь. Однако передержка эта - не на совести мечтателя из Калуги, она - результат отсутствия понятийных элементов в человеческом языке, которые могли бы адекватно описать феномен субъективного бессмертия.

Правильной, на наш взгляд, идее К.Э. Циолковского не суждено было развиться, так как в ее основе лежал хотя и рациональный, но, тем не менее, ошибочный тезис о временной безграничности Вселенной (дециллионов в дециллионной степени лет), а также слишком прямолинейное приписывание атому свойства ощущения. Ошибочность этих тезисов применительно к проблеме бессмертия вполне четко показана в книге И.В. Вишева [3]. Однако при этом автор упомянутой книги, как нам кажется, не сумел до конца оценить универсальную концепцию бессмертия, предложенную К.Э. Циолковским.

Приведем соответствующую цитату: Следует вместе с тем подчеркнуть, что концепция Циолковского отнюдь не безобидна. Овладевшая им идея не позволила ему более вдумчиво отнестись к проблеме физического бессмертия, поскольку она уже не представляла для него большой ценности. Это не могло не причинить определенного ущерба научному решению проблемы личного бессмертия [4, с.175]. Правда, несколькими строками ниже И.В. Вишев идет на уступку: Наконец, если даже допустить, что Циолковский прав и составляющие человека ощущающие атомы со временем включатся в состав других, высших и совершенных существ, это ничего не изменит, ибо такая участь никого не минет [4, с.176].

Читатель, конечно, понимает (уже в свете положений настоящей книги), что дело не в ощущающих атомах, а в том, что по существу К.Э. Циолковский был прав. В конце концов, при грандиозности самого феномена не так уж важно, что поможет его объяснению - ощущающие атомы или инвариантное субъективное начало.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)