|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возможно ли бессмертие по-материалистически ?Обсудив религиозные сюжеты бессмертия и признав их нереалистичность из-за отсутствия того, что могло бы постоянно существовать (например, души) и передаваться во времени, а также, рассмотрев взгляд материализма на эту проблему, изменим несколько угол зрения и зададим такой вопрос: Как могла бы выглядеть материалистическая модель бессмертия, если бы этот феномен все-таки существовал или мог бы существовать? Самый первый ответ, который приходит в голову: сколь угодно долгое существование индивидуального тела. Не будем пока обращать внимание на тот факт, что тело как живой организм не может существовать неограниченное время, а воспользуемся нашими знаниями о пока еще скромных достижениях науки в области имплантации внешних и внутренних органов тела. Экстраполяция этих результатов в будущее позволяет, скорее всего, говорить о возможности продления индивидуальных жизней и делать их практически неограниченными, если допустить возможность имплантации на клеточном уровне. Уже было упомянуто, что клетка идентифицируется не по своему атомному составу, и поэтому восприятие субъектом своей личности (а также ощущение факта своего бытия) хотя и определяется функционированием тела и его органов, но в то же время не зависит от конкретного вещественного состава организма. Данное высказывание становится еще более убедительным, если вспомнить, что в течение 7-10 лет клеточный состав организма полностью обновляется. Таким образом, подобная модель бессмертия вполне материалистична. Она может иметь свои вариации, например, отдельные органы тела (а может быть, и все!) будут конструироваться путем имплантации не естественных, живых, а искусственных клеток. Возможна иная интерпретация этой идеи и как следствие иная техническая реализация личного бессмертия. Если процессы и функции мозга суть преобразование, стирание, воспроизведение и хранение информации, то в принципе можно говорить о записи мозговой информации на промежуточных носителях и переносе ее в другой мозг. Однако подобные способы реализации бессмертия, по крайней мере, на данном этапе, не очень интересны для нас вследствие двух причин: во-первых, сами идеи такого бессмертия тривиально просты и никак не вскрывают сущности его противоположности смерти; во-вторых, техническая реализация этих идей, наоборот, фантастически сложна и еще не известно оправданно ли стремление к подобному бессмертию. (По данному поводу иная точка зрения высказана И. В. Вишевым в его монографии [4], но, думается, что время для полемики еще не наступило.) Итак, отказываясь от существования бессмертия по-религиозному (что-то мистическое передается во времени и пространстве), оставляя за рамками книги тривиальное (по сути, а не по реализации) бессмертие как жизнь, хотя и обновляемого, но все-таки одного и того же тела, а, следовательно, одной и той же личности, сделаем попытку построить еще одну, вполне материалистическую, модель вечной жизни. Она нам ничего не будет стоить, потому что, по-видимому, она уже реализована самой природой. Но чтобы подойти к сути этой модели, а мы будем приближаться к ней поэтапно, рассмотрим следующий сюжет. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |