АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как относиться к этой книге

Читайте также:
  1. P. S. Немного о том, как к вам будут относиться другие люди
  2. Для обогащения знаний в книге содержится также краткий словарь основных терминов и определений по финансовому праву.
  3. Здесь описание Эксперимента №3 в книге прерывается и описание его я нашла на другом сайте(прим.автора).
  4. Как относиться к женщинам
  5. Как относиться к женщинам.
  6. Как относиться к смерти
  7. Комментарии к Рабочей книге 1
  8. Комментарии к Рабочей книге 2
  9. Комментарии к Рабочей книге 3
  10. Комментарии к Рабочей книге 4
  11. Комментарии к Рабочей книге 5

Так получилось, что сначала автор, ни сном, ни духом не помышляя о теме бессмертия, изнуряюще долго обдумывал вопрос, что такое сознание. Прочитав какой-то минимум литературы о сознании, он понял философия и наука на вопрос что же такое сознание ответить еще не готовы. Исписаны многие и многие тысячи страниц, выявлены и зафиксированы многочисленные характеристики и свойства сознания, но единой основополагающей концепции сознания еще не создано. Можно даже убедиться в обратном, что общепринятое мнение о сознании как средстве познания в какой-то степени ошибочно, и вследствие этого уводит нас в сторону от правильного пути решения этой проблемы. В то же время знания, приобретенные в процессе профессиональной деятельности, информатики, позволили автору потянуть за невидимую многими ниточку, которая и привела к формулировке некой рациональной, непротиворечивой концепции возникновения и становления сознания.

На всех стадиях размышления было ясно, по крайней мере, одно объяснить эту концепцию или модель простыми словами, привычными понятиями не удастся. Так оно и оказалось: найденные и описанные далее модели имеют достаточно отвлеченный абстрактный, математический характер, по сути ничего не говорящий человеку, далекому от математики, информатики и кибернетики. По этому поводу можно было бы не переживать: многие из окружающих нас сложных вещей и явлений нам непонятны, что вовсе не мешает нам спокойно жить. Лишь единицы среди огромной массы понимают теорию электромагнитного поля, но массовое непонимание этой теории не мешает людям пользоваться телевидением и радио. Может быть, даже хорошо, что не понимают. Иначе получится, как с одним ученым, который был вынужден отказаться от вождения автомобиля по той причине, что за рулем он все время думал о процессах, происходящих в камере сгорания двигателя. В самом деле, есть ученые, специалисты, которые разберутся со сложной моделью сознания; это позволит им глубже проникнуть в тайны работы мозга, чтобы лечить болезни, исправлять дефекты и делать множество других полезных и понятных людям вещей.

Казалось бы, таким пониманием путей распространения и использования научного знания о сознании можно было бы и ограничиться. Но с моделью сознания, по нашему глубокому убеждению, все должно быть не так, все должно быть по-другому. Как только у автора появилось достаточно четкое собственное понимание, что же такое сознание, точнее какая модель может лежать в его основе, словно лучом прожектора предельно остро и контрастно осветилось решение другой проблемы, о которой вначале не было и мысли, обозначить которую словесно даже немного жутковато проблемы бессмертия. Эта проблема касается не только ученых (как в случае с построением модели сознания), она, несомненно, интересует и волнует всех и каждого, хотя в наш прагматический век проблему бессмертия (если говорить об ее нерелигиозной интерпретации) никак не назовешь актуальной.

Коль скоро упомянута религия, следует отметить, что религиозная идея бессмертия в своей основе понятна всем, в том числе и атеистам. В этом вообще проявляется особенность религиозного знания: оно всегда ориентировано на уровень массового сознания. Научное же знание постоянно вынуждено быть выше этого уровня. Поэтому перед нами возникает дополнительная трудность: ни на гран не отступая от научной строгости изложения, постараться сделать ход рассуждений по возможности доступным. Насколько это удалось судить не нам. Тем не менее, следует признать, что, несмотря на желание автора адресовать эту книгу широкому кругу читателей, неспециалисты, а также неподготовленные читатели при работе с главами, посвященными описанию основных концепций моделирования сознания, могут испытывать некоторые затруднения. Чтобы их преодолеть, потребуются определенные усилия: отправляясь в интересное, но трудное путешествие, не следует относиться к нему, как к легкой прогулке.

Средства массовой информации наряду с объективным отражением окружающего нас бытия последнее время все больше и больше погружают нас читателей, слушателей, зрителей в некий фантастический мир ирреальных сущностей. Полтергейст, телекинез, телепатия, спиритизм, астрология, колдовство, НЛО, гуманоиды вот далеко не полный список этих ирреальностей. Однако для многих путешествие по этому миру скорее приятно, чем трудно. Дело дошло до того, что уже становится неважным существует ли все это на самом деле или нет. Созданные атрибуты существуют сами по себе в головах людей, в описаниях многочисленных свидетелей и очевидцев, не говоря об официальных публикациях. Создалась система, которая сама себя поддерживает и обслуживает.

В ряду перечисленных и не перечисленных здесь ирреальностей обсуждаемая нами тема бессмертия могла бы занять достойное место, и в указанном смысле интерес к ней со стороны читающей публики был бы обеспечен. Но данное обстоятельство не столько радует, сколько огорчает.

Несмотря на попытки служителей упомянутой ирреальной системы придать ей респектабельный научный вид, несмотря на ученые степени и звания определенной части комментаторов, наконец, несмотря на существование людей, целиком посвятивших себя такого рода деятельности, эта система заняла нишу, не совпадающую с нишей, традиционно принадлежащей науке. И как бы кому-то ни хотелось рассматривать это самым серьезным образом, мы не можем отказаться от вывода, что данная система держится в основном на неистребимой человеческой жажде чуда. Что же может быть большим чудом, чем бессмертие? Но нам не хотелось бы, чтобы рассмотрение в книге темы бессмертия служило только удовлетворению этой жажды. Пусть для скептика сказанное далее прозвучит неубедительно, но в основе всех наших построений лежит только трезвая научная мысль, а не желание удовлетворения жажды чуда. Поэтому опасение быть неправильно понятым вот главная причина нашей тревоги.

Далее читателю довольно часто придется сталкиваться с попыткой автора сопоставить идеалистические и материалистические взгляды на те или иные связанные с нашей темой вопросы. Хотелось бы, чтобы отношение читателя к таким местам было бы по возможности освобождено от излишней предвзятости. Длившаяся несколько десятилетий в странах социализма идеологизация философской мысли наложила известный отпечаток даже на чисто формальную классификацию мировоззренческих линий: все, что связано со словом материализм хорошо, со словом идеализм плохо. Дело, разумеется, не в словах, не в приклеенных ярлыках, а в установлении истины. Как нам кажется, идеалистическая мысль порой находит вполне рациональные зерна, да только сеются они не в ту почву. И если уж быть правдивым до конца, то ни последовательные материалисты, ни последовательные идеалисты не доказали абсолютное преимущество своей позиции над позицией оппонента. У каждой стороны есть и победы и поражения, не было между ними только мира. Говоря о мире, мы, разумеется, не имеем в виду прекращение дискуссий, но борьбы да.

Последнее время термин материализм, постепенно исчезая со страниц публикаций, не мог не попасть в тень уходящего прошлого. Тем не менее, автор в данном эссе явно будет придерживаться взглядов материалистического толка. Во-первых, потому, что автор так был воспитан, но это, пожалуй, во-вторых. Главное же в том (и это будет показано), что свойственная науке материалистическая методология, проникнув фактически в запредельные сферы знания и не войдя в противоречие с собой, смогла, как нам кажется, на рационально поставленные вопросы о сущности сознания, смерти и бессмертия дать такие же рациональные ответы.

В данной книге читатель не найдет конкретных предложений по реализации тех или иных деталей рассматриваемых вопросов. Мы все время будем находиться в границах концептуальных подходов к проблеме. Чтобы увидеть гору, не следует стремиться занимать позицию рядом с ней стоящего наблюдателя. С близкой точки зрения он вынужден будет довольствоваться видом какого-либо участка склона, грудой камней, на нем разбросанных и т. д. На гору нужно смотреть издалека. Сознание это гора, бессмертие горный массив. И, думается, выбранная обобщенная точка зрения вполне соразмерна с масштабом рассматриваемой проблемы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)