|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
От Марка Святое благовествование (4:24)Немного кибернетики Влияние веры в бессмертие (если эта вера достаточно широко распространена среди членов общества) на социальную жизнь бесспорно. По этому поводу вряд ли возможны сомнения. Другой вопрос, нужна ли для гармонизации социальной жизни общества вера в бессмертие или знание о том, что оно существует? Нам думается, что специалисты, работающие в области философии, социологии и других дисциплин, имеющих отношение к указанному вопросу, могут найти много аргументов и контраргументов по данному поводу. Автор, в свою очередь, не может пройти мимо этой темы и не воспользоваться следующей аналогией из области кибернетики. Если рассматривать человеческое общество (социум) как сложную систему, то с определенной долей упрощения в ней можно выделить две части: материальная культура (в дальнейшем именно эту часть для краткости будем называть термином социум) и множество элементов системы, т. е. людей. Среди всевозможных информационных каналов, функционирующих в подобной системе, можно выделить два четко обозначенных направления движения информации: от элементов системы (т. е. людей) к социуму и в обратном направлении. В этой двунаправленности выражено совершенно очевидное положение: люди создают социум, и он же обусловливает их социальное поведение, иными словами, человеческое общество - типичная система с обратной связью. Определенное обоснование такому подходу можно найти, например, в статье К. Боулдинга Общая теория систем - скелет науки: Представляется заманчивым определить социальные организации или почти любую социальную систему как множество ролей, связанных воедино каналами связи Единицей таких систем является, вероятно, не человек - отдельный человек, как таковой, - а роль - часть личности, принимающая участие в соответствующей организации или ситуации [20, с.119]. Однако, на наш взгляд, следует обратить внимание на одно обстоятельство. С одной стороны, воздействие каждой личности на социум, как правило, выходит за границы ее непосредственного жизненного цикла (роль живет дольше ее исполнителя). Влияние может быть большим или меньшим, зависящим как от масштаба самой личности, так и от стечения конкретных обстоятельств. Даже такое, казалось бы, естественное деяние человека, как рождение детей, - мощнейший фактор воздействия личности на социум в смысле воспроизводства этого социума на уровне составляющих его элементов. С другой стороны, социум действует на личность только в границах ее врйменного и временнуго существования. Если в подобной системе считать воздействие социума на личность прямым сигналом, а действие личности на социум - сигналом обратной связи, то мы имеем систему, в которой действие обратной связи как бы запаздывает по отношению к прямому сигналу. Иначе говоря. Социум постоянно находится под воздействием консервативных идей. Если же принять другое направление сигналов - прямое от личности к социуму и обратное от социума к личности, то при той же разнопродолжительности прямых сигналов и сигналов обратной связи можно говорить как бы о врйменном прекращении действия отдельных ветвей обратной связи, т. е. их разрыву, что неминуемо должно приводить к ухудшению качества системы. Приведенная аналогия с не полностью сбалансированной кибернетической системой, конечно, весьма условна. Однако наблюдаемые в реальной истории примеры консерватизма среды по отношению к радикальным элементам и врйменной потери социальной ориентации, особенно часто среди молодежи, свидетельствуют о том, что аналогия наша удачна. Пользуясь этим сравнением и дальше, можно сказать, что подобной разбалансированности не будет, если продолжительности действия прямых и обратных сигналов будут равными, иными словами, если границы жизненного цикла личности будут равны временнуму интервалу ее влияния на социум. Так как последние всегда больше первых, то мы приходим, казалось бы, неожиданно, к идее выгодности личного бессмертия с точки зрения построения гармонизированного социума. Конечно, это упрощенный, кибернетизированный взгляд на социальную роль бессмертия. Однако к такому же выводу пришло само человеческое общество, создав феномен религии с ее идеей бессмертия человеческой души. Вряд ли что-нибудь изменится в социальной роли бессмертия, если отказаться от личностного бессмертия как невозможного (по крайней мере, в обозримом будущем) и принять идею субъективного бессмертия. Это, кстати, может подтвердить и кибернетизированная аналогия, так как в последней элементы системы (т. е. личности) - не персонифицированы (вспомним о ролях). Таким образом, мы уверены в справедливости следующего вывода: существующее в настоящее время в нашей стране материалистическое мировоззрение, отринув религиозную веру в бессмертие, лишило общество мощнейшего социально-образующего фактора, не найдя ему, как показала реальная жизнь, эквивалентной замены. То же самое можно сказать и о других странах, в которых вера в жизнь после смерти среди населения идет на убыль. Признав справедливость постулата о гармонизирующем влиянии идеи бессмертия на социальную жизнь общества, мы должны одновременно признать, что, хотя концепция религиозного бессмертия еще существует, мы, тем не менее, должны понимать, что возврат к нему - шаг назад, шаг в ложном направлении. В этих же целях более оправданно, на наш взгляд, придание феномену субъективного бессмертия ранга научной гипотезы. Итак, будем считать, что влияние феномена субъективного бессмертия на вопросы социального и нравственного характера (при условии широкого признания этого феномена обществом) бесспорно. Однако возможные социальные последствия этого - столь необозримы, что не может быть речи даже о кратком рассмотрении их всех в рамках нашей книги даже в постановочном плане. Поэтому дальше мы остановимся лишь на одном-двух вопросах, которые в настоящий момент представляются нам наиболее важными. Один из них - вопрос о религии. То, что мы начали именно с него, конечно же, далеко не случайно. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |