|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кем я буду после смерти?Какой волнующий вопрос! Можно было бы, конечно, от него отмахнуться. Однако он вполне естественен: если уж я буду, то кем же? Вообще говоря, когда мы спрашиваем другого человека - кто он, кем он является, то имеется в виду его личность и отношение этой личности с социумом. Когда же мы задаем такой вопрос по отношению к себе, то имеем в виду не только нашу личность, но и способность быть личностью, т. е. то, что раньше было названо субъективным началом. Личность, как было сказано неоднократно, со смертью исчезает и в тождественности самой себе уже больше никогда не возникает. Когда задается обозначенный выше вопрос, то в самой постановке его уже предполагаются некоторые элементы ответа: я буду не той личностью, каковой я являюсь сейчас, а какой-то другой (при этом под я здесь понимается именно способность быть личностью). Ответ не столь сложен, как это могло бы показаться на первый взгляд, особенно если учесть, что важнейшим источником возникновения личности является внешняя информация, поступающая в первую очередь из социума. Поэтому вопрос кем я буду? во многом сводится к другому - какова структура социума, в котором появляются новорожденные?. Уже отсюда видно, что никакой персонифицированный, детерминированный ответ невозможен; он может иметь только вероятностный и обобщенный характер. Для того чтобы получить хотя бы такой приблизительный ответ, нам придется создать некую гипотетическую модель, которую мы назовем репродукционной моделью. Ниже будет предложено несколько ее вариантов. При дальнейшем описании репродукционной модели нам придется многие вполне обычные слова употреблять с кавычками, чтобы исключить их общеупотребительное, буквальное толкование, которое неминуемо внесло бы ненужный оттенок в существо излагаемой модели (такого рода трудности уже отмечались нами в разделе Кое-что о приставке пере-). В то же время автор, отвергая возможное замечание скептика о том, что говоря слово корова, мы имеем в виду козу, должен признаться, что современный понятийный аппарат и терминологические конструкции, имеющие отношение к излагаемому предмету, видимо, уже не могут однозначно выполнять свои функции, и это обстоятельство критически настроенный читатель должен учитывать. Рассмотрим первый, достаточно простой вариант модели. Введем понятие расчетное множество: это то множество вновь родившихся людей, среди которых окажусь и я после своей смерти не как личность, а как носитель субъективного начала (здесь опять для удобства изложения целесообразнее отказаться от третьего лица и перейти к первому). В качестве такого расчетного множества можно рассматривать все человечество. Тогда можно сказать, что с вероятностью 20% я в будущей жизни окажусь китайцем и буду жить в Китае. Более вероятно, что по социальному статусу я окажусь человеком бедным, с приблизительно равной вероятностью я могу стать мужчиной или женщиной и т.д. и т. п. Кто хочет на основе этой модели свой вероятный будущий статус определить более детально, может вооружиться социально-демографическими справочниками и сделать необходимые выборки. Данная модель, хотя она логична и по-своему убедительна, имеет серьезный недостаток: она не отвечает на вопрос, почему в качестве расчетного множества берется все человечество? Действительно, можно предположить, что в каких-то странах в определенное время рождаемость может увеличиться или, наоборот, упасть. Это обстоятельство должно учитываться при определении будущего статуса. Поэтому логичнее связывать репродукционную модель не с человечеством как таковым, а с фактором рождаемости. Поэтому, нам думается, в каждом конкретном случае из множества, совпадающего с понятием человечества, следует выделять некоторое переменное подмножество, которое мы назовем реализуемым. Рождаемость - довольно сложное и многоплановое социально-биологическое явление. Мы пока не предполагаем в нашей модели рассматривать все многообразие этого явления, и мы ограничимся лишь его контурами. При разработке будущей рабочей модели (если мы возьмемся ее построить) упомянутое многообразие обстоятельств, естественно, придется учитывать (см., например, [74]). Кем конкретно буду я после своей смерти? Это зависит, прежде всего, от географического региона, в котором появится группа новорожденных непосредственно после моей смерти (нужно понимать, что между этими событиями нет причинно-следственной связи). Подчеркнем, что речь может идти только о времени после, потому что до я еще есть. Очень трудный вопрос - насколько после. На него репродукционная модель ответа не дает. Многое зависит от ответа на другой вопрос. Когда вообще появляется первое звено Я? С точки зрения психологии, если говорить вообще об Я, о самосознании, то это не конкретный момент, а временной интервал, имеющий протяженность. Чтобы упростить задачу, будем считать, что первое звено конкретного Я возникает с начала процесса самоприменимости. Тогда, это точный момент, который, в принципе, может фиксироваться объективно. В этом случае после становится более определенным, но не настолько, чтобы можно было, тем не менее, сказать, чему оно равно - минуте, часу, суткам, и т. д.? В зависимости от интервала неопределенности исчисляется мощность реализуемого множества. Таким образом, хотя полное расчетное множество совпадает с человечеством, фактически реализуемое подмножество - меньше. Если появление первого звена Я мы связали с возникновением самоприменимости, то начало ее появления можно отсчитывать от момента зачатия. Если и далее придерживаться предложенной модели, то можно высказать и дальнейшее предположение. Зачатия в каждом временнум поясе приходятся, как правило, на определенное время суток. Следовательно, между мной и множеством тех, среди которых окажусь я в следующей жизни, можно установить определенное отношение. В зависимости от момента моей смерти может быть определен (с достоверностью, конечно, существенно меньшей, чем 100%) временной пояс, в котором к этому моменту будет иметь место пик возникновения самоприменимостей. Сейчас среди части населения распространены методики, на основе которых можно якобы определить статус своего прежнего существования. Надо сразу сказать, что наша репродукционная модель ничего общего с этими методиками не имеет. Кроме того, подобные методики, в принципе не могут быть верными из-за необратимости времени (по крайней мере, так считает официальная наука) и из-за того, что количество рождающихся, вообще говоря, больше, чем умирающих, и, стало быть, у кого-то может не оказаться предыдущей жизни. Репродукционная же модель, ничего не говоря о прошлом, может дать с определенной степенью приблизительности некоторую весьма ограниченную информацию (географический пояс) о будущем, но для этого за точку отсчета необходимо принимать момент смерти, который тому, кто интересуется своим будущим статусом, неизвестен, или известен в определенных случаях, что, конечно же, ограничивает применимость модели. Далее, уже на основе использования статистических данных по установленному региону, можно сделать дальнейшие уточнения по будущему статусу. Все родившиеся обладают одинаковой способностью к возникновению субъективного начала, и, следовательно, каждый из них является тем Я, в которое я перевоплощусь после своей смерти. Как говорится, работает формула кто родился, тот и я вместо привычной - я родился. Но в то же время я смогу стать я только как один из многих. В зависимости от социального статуса родителей каждого одного из многих, а также общественной атмосферы и экономического развития региона, в котором все это будет происходить, и будут зависеть стартовые условия моего будущего существования. Хотя пик рождаемости в каждый момент мирового времени приходится на различные географические зоны, очевидно, что в каждый момент дети рождаются везде, поэтому еще раз хотим подчеркнуть, что рассматриваемая модель сугубо вероятностна. Предложенный в данной модели элемент, связанный с отсчетом времени от момента возникновения самоприменимости (если, конечно, она возникает еще в утробе матери), может использоваться и совершенно неожиданно, например, для определения момента, когда зародыш человека следует признать личностью, что позволит решать этические проблемы, связанные с абортами. Формула кто родился, тот и я позволяет построить иную репродукционную модель, имеющую уже не вероятностный, а детерминированный характер. Исходя из этой формулы, можно принять соглашение: коль скоро все субъективные начала одинаковы, то мой возможный статус будет определяться применительно к тому новорожденному, самоприменимость мозговых структур у которого появится после моей смерти раньше всех других. Тогда для того, чтобы я (или кто-то другой) могли узнать об этом новорожденном еще до моей (своей) смерти, я или этот другой должны располагать информацией следующего вида. Во-первых, должен быть заранее известен точный момент наступления смерти. Очевидно, что такое возможно, например, когда речь идет обо мне, лишь в двух случаях: либо я готовлюсь совершить самоубийство (правда, об этом я вряд ли сообщу другим), либо кто-то готовится лишить меня жизни (и вряд ли сообщит мне о времени совершения задуманного злодейства). Следовательно, знание указанного момента, в принципе, возможно, но только в единичных случаях. Во-вторых, должен существовать некоторый централизованный банк данных, содержащий информацию обо всех зачатиях. Хотя существование подобного банка теоретически возможно, мысль о его практической надобности, мягко говоря, слишком фантастична. На основании всех этих соображений признаем данную детерминированную модель практически нереальной. Мы неоднократно, в том числе и в этой главе, подчеркивали, что субъективное бессмертие и вытекающая из него вероятностная репродукционная модель никак не связаны с передачей от умершего к родившемуся некой неуловимой сущности; в этом смысле отсутствие фактического баланса между числом рождений и смертей - еще один, пусть и не самый главный, аргумент в пользу выдвинутой концепции. Если же признать термины перерождение, перевоплощение как обозначение действительной передачи чего-то (как это и принимается буддизмом), то наличие упомянутого баланса становится необходимым. Здесь нужно признать, что буддийская концепция возможности перевоплощения не только в человека, но и в животных, или в фантастические существа оказалась для данного учения спасительной. Действительно, если бы допускалось перевоплощение только в пределах человеческого рода, то при современных методах сбора и обработки статистических данных, когда достаточно быстро устанавливается соотношение между числом родившихся и умерших, причем в глобальном масштабе, приверженцам сансары пришлось бы постоянно объяснять - куда девается избыток умерших, и откуда появляется избыток родившихся, так как эти числа практически никогда не бывают равными. Множество фантастических существ (таких, как ассуры, тенгрии, мученики ада, бириты) - вот своеобразное, недоступное проверке буферное запоминающее устройство, на которое всегда можно списать отсутствие баланса. Мы не собираемся упрекать творцов буддизма в подобной предусмотрительности, а как раз наоборот - хотим лишний раз подчеркнуть стройность и внутреннюю непротиворечивость данной философской и религиозной концепции. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |