|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Автор идет на уступкуПримеры даны, поясняющих аналогий по тексту книги также сделано немало, а полной ясности все-таки нет, в чем автор тут же убеждается, пересказав написанное домашним. Вопрос для понимания действительно очень трудный, особенно на уровне житейского, бытового описания. Если бы перевоплощение было реальным, тогда все понятно. Но его же нет! Автор не стыдиться признаться, что у него, в самом деле, не хватает слов, чтобы выразить все это без использования понятий: модель, машина Тьюринга, самоприменимость, два звена сознания и т.д. А, будучи выраженным обыденными словами, написанное становится трюизмом. Действительно, мы употребляем слова одинаковый, подобный, когда человек говорит о другом как о себе подобном. Мы прекрасно знаем, что после нас будут жить люди, и также будут называть себя Я. И до нас тоже жили люди и также называли себя Я, и никакого бессмертия тут нет: просто меня не будет, будет кто-то другой и т.д. И для того, чтобы объяснить, что это не так, автор решается на отчаянный шаг: бессмертие способности к возникновению субъективного начала можно объяснить через перевоплощение Я, которое якобы все-таки происходит. Но и в этом случае в окно влезает, хотя мы выставили его за дверь, тот же вопрос: в кого, хотя и как бы, происходит перевоплощение, и из кого оно произошло? Когда этот вопрос задаст вновь появившаяся личность, приходится отвечать не знаем, так как в действие вступают как бы вероятностные законы и выбор того, в кого как бы корреспондируется как бы душа, как бы случаен. Известно, то, что мы назвали способностью к возникновению субъективного ощущения я, интуитивно воспринималось людьми очень и очень давно (некоторое обоснование этой мысли можно будет увидеть в следующем разделе), и также давно возникла идея о бессмертии, которая и была предельно точно и ясно выражена некоторыми религиями на доступном им языке. Точнее, язык, который был найден или создан для этого, и стал основой религиозной ткани. Душа гениальное изобретение человеческой мысли! И сейчас у некоторой части, в общем-то, нерелигиозных людей существует верование, что после смерти наступит новая жизнь, только в образе другого человека. Однако в силу трудности его словесного выражения без использования мистических атрибутов, а также по причине отсутствия официальной поддержки оно остается сугубо личным, скрываемым, почти интимным чувством, не играющим никакой социальной роли. Однако лед, кажется, тронулся, о чем говорят некоторые публикации последнего времени. Например, современная наука всерьез отнеслась к проблеме перевоплощения. Понятно, что накопленного материала мало. Процесс перевоплощения невозможно реально зафиксировать на уровне лабораторного эксперимента. Но, с другой стороны, собранная информация нуждается в анализе всех версий научными методами [63]. Цитаты не положено переиначивать, но нам очень хочется слово перевоплощение взять здесь в кавычки. Таким образом, Я как совокупность восприятия конкретной личности и конкретного тела уникально, неповторимо и, увы, смертно; но Я как способность к возникновению субъективного начала, присущая любому человеческому индивиду, мы полагаем, бессмертно. Рождается ребенок, развивается, становится новой личностью. Это вновь Я. Я в облике новой личности буду наслаждаться радостями жизни, и страдать от ее невзгод. Я как новая личность и новое тело буду жить. Я, пишущий эти строки, и ты, их читающий, ничего, ровным счетом ничего не знаем о тех будущих личностях, жизнью которых мы будем жить, так же, как и они, ничего не узнают о нас. И в то же время у нас общая способность к возникновению субъективного начала, которая является достоянием любого из нас и всего человечества. Опираясь на все сказанное, рассмотренное, проанализированное выше, мы представляем, что субъективное восприятие ситуации некоторым лицом A (оно через некоторое время умрет) и родившимся лицом X можно описать так. Лицо A живет, ощущает окружающий мир и себя, наконец, наступают мгновения ощущения ухода, который не воспринимается как уход, и затем возникают какие-то несвязные, не привязанные к месту действия и времени искорки сознания, сначала они очень редкие, затем их становится больше, они начинают освещать то лицо человека, наклонившегося над кроваткой, то высокий забор, через дырку в котором лезет какой-то мальчишка, то сердитый голос, заставляющий есть такую невкусную кашу. Потом полоска света становится шире, и вдруг захочется крикнуть: Мама, это я, мне страшно, спой мне песенку, чтобы скорее уснуть! Наконец, настанет время, когда какой-то дядя спросит: Мальчик (девочка), как тебя зовут? - И звонкий детский голосок ответит: Меня зовут X. Таким образом, объективно смерть это гибель, исчезновение конкретного тела и конкретной личности. Смерть субъективно это момент засыпания опять-таки конкретной личности, и медленное, растянутое во времени пробуждение другой. Объективно смерть существует, но субъективно, по отношению к себе, ее нет. Если проследить за нашей аргументацией, то получается следующая цепочка: описательная модель субъективного бессмертия сознание мозг информационная модель взаимодействия мозга со средой машина Тьюринга самоприменимость машины Тьюринга внутренний язык моделирование Я - два звена Я - одинаковость моделей первых звеньев Я - одинаковость субъективных начал бессмертие Я. Ключевыми в этой достаточно длинной цепочке являются, на наш взгляд, три звена: структурированность сознания, существование внутреннего языка и одинаковость первых звеньев Я. Но вот что интересно: к этим выводам нас мог привести не только упомянутый путь, следующий от научной мысли второй половины ХХ столетия. На примере буддизма мы видели, что люди довольно давно поняли сущность субъективного бессмертия, бессмертия я (об этом мы говорили во второй главе). Однако явление (феномен вечного бытия), которое, на наш взгляд, существует реально, было истолковано неправильно и стало знанием-верой, ибо ему не соответствует действительного прототипа. Объяснение подобному несоответствию заключается в отсутствии адекватной этому явлению понятийной концепции и пригодных для ее правильного выражения языковых средств. Поэтому сделаем еще одну попытку найти наглядную аналогию обсуждаемому феномену. Для начала вспомним раздел пятой главы Единый язык людей. Пример с телевизионным изображением на разных экранах позволяет перейти к более серьезной аналогии. Чем различаются включенный и выключенный телевизионные аппараты? При ответе на этот вопрос удобно воспользоваться терминами система и состояние. Включенный и выключенный телевизор - это система, находящаяся в разных состояниях. А. Рапопорт в статье Математические аспекты абстрактного анализа систем пишет: Система с математической точки зрения - это некоторая часть мира, которую в любое данное время можно описать, приписав конкретные значения некоторому множеству переменных. Совокупность этих значений определяет состояние системы [ Я, с.98]. Не должна показаться крамольной мысль связать понятия сознание, субъективное начало с понятием состояние. В этом случае допустимы следующие выводы. Во-первых, состояние не является самостоятельной сущностью системы, оно - ее свойство. И если правомерны вопросы о существовании или несуществовании системы (ее бытии или небытии), то говорить так о состоянии недопустимо: система может находиться в нем или нет, она может пребывать в некотором конкретном состоянии или переходить из него в другое. Если система перешла из состояния а в состояние б, то нельзя сказать, что состояние а исчезло, что его в системе больше нет, поскольку при определенных условиях система вновь может перейти в состояние а. Во-вторых, если наличие Я, т.е. сознание, суть состояния системы, то ее способность быть в этом состоянии определяется не вещественным составом системы, а ее, скажем так, архитектурой. Данный вывод еще раз показывает, что связь личности, Я человека с его телом не столь детерминирована, как принято считать, эта связь более гибкая, подвижная. Поэтому представление о том, что личность человека зависит от единственного в своем роде сочетании генов, не вполне удовлетворительно. В-третьих, каждый человек телесно чем-то отличается от другого, поэтому говорить об эквивалентности тел нет смысла; даже если бы эта эквивалентность существовала, она с точки зрения выяснения сущности Я человека ничего не дает. Ставить же вопрос об эквивалентности состояний в разных системах допустимо. Так как, по нашим предположениям, способность к возникновению субъективного начала - состояние системы, и сущность этого состояния в том, что оно есть определенное и единственное субъективное качество, то можно говорить об этом состоянии вне отношения к конкретной системе: оно - эквивалентное свойство каждой системы типа человеческого мозга. Эскиз Этот небольшой раздел мы рассматриваем как набросок, эскиз будущей картины. Сформулированная в данной главе мысль о каком-то соотнесении сознания человека и небытия позволяет, как бы вернуться назад (по лабиринту только так и ходят!) и построить более детальную схему эволюции самоприменимой универсальной модели. Здесь следует напомнить об одном существенном отличии специализированной модели от универсальной. Самоприменимая специализированная модель в силу своей интегрированности с внешней средой не нуждается в особом внутреннем механизме своего информационного взаимодействия с этой средой, ибо интегрированность - это и есть одна из форм подобного взаимодействия. Другое дело - самоприменимая универсальная модель: она субъективно выделена из среды, существует она (модель), а все остальное - не она (внешняя среда). Но, для того чтобы такая модель могла существовать в среде, причем, существовать активно, она должна обзавестись неким надстроечным информационным механизмом, который бы заменил разрушенную интегрированность со средой новым типом связи. Установление такой связи - это внутренняя потребность модели, ставшая ее свойством, которое, в свою очередь, явилось основой для появления языка. Таким образом, мы считаем, что первоначальный толчок, дающий начало процессу языкового общения, исходит от внутренних свойств самоприменимой универсальной модели, и только затем этот процесс продолжает развиваться уже на основе других, внешних причин. Общение людей и общение животных - качественно разные явления. Например, животное, родившееся и выросшее вне своей естественной природной среды, без общения с себе подобными, тем не менее, остается тем животным, которым ему и положено быть. Необходимость общения животных обуславливается внешней средой. В основе общения человека с человеком лежат помимо внешних и внутренние причины, поэтому без информационной связи с другими людьми человек состояться не может. Теперь вспомним упомянутую ранее сентенцию: человек - это живое существо, обладающее способностью субъективного невосприятия небытия. Возникает интересная мысль: для того чтобы получить вышеуказанное утверждение о человеке, оказывается, не нужен был кружной путь, нами проделанный. Двойная, вполне законная грамматическая инверсия вполне банальной фразы человек - это живое существо, обладающее способностью субъективного восприятия бытия, дает тот же результат. За этой мыслью следует другая - о соотнесении языка и сознания. Если признать сознание первичным по отношению к языку (а именно это следует из третьего абзаца данного раздела), то возникает своеобразная картина: сознание, отразив себя в языке и его грамматических конструкциях, тем самым отразило само себя в своем отношении к бытию. На основе сказанного в данном разделе, а также описанных ранее свойств самоприменимой универсальной модели можно предложить гипотетическую схему возникновения рода Homo sapiens (рис.15). К рисунку, естественно, требуются определенные пояснения. Универсальная самоприменимая модель, будучи реализованной в особым образом организованном живом организме, приводит к появлению сознания в этом организме (это еще не мышление в привычном для нас понимании, поэтому лучше назвать появившийся феномен - предсознанием). Взаимодействие таких организмов (может быть, лучше сказать - существ), выходя за рамки чисто биологических контактов, приводит к появлению языка и соответствующих речевых структур мозга. И только на базе языка (соответственно, речевых структур), а также информации, поступающей в мозг существа из внешней среды, существо становится личностью (здесь лучше, как и в случае с предсознанием, употребить термин предличность). Деятельность предличности оказывает влияние на язык, развивает и совершенствует его (здесь мы в первую очередь говорим о понятийном аппарате языка), что ведет к дальнейшему синтезу речевых структур мозга; предсознание превращается в сознание, а предличность - в личность. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |