АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Tou de noein aition allo o kai tw onti amfoterwn ama aition allo 13 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. Il pea.M em u ifJy uK/uu 1 страница

 

Попытаемся осмыслить эту формулу. В приведённом многозначительном пассаже присутствуют указания на две важных для Плотина идеи: на идею цикличной замкнутости горней метафизической архитектоники и на идею троичности этой архитектоники. Что касается второй идеи, то она, понятное дело, восходит ко второму письму Платона Дионисию и в русле «Эннеад» трансформировалась в учение о трёх ипостасях. Что же касается первой идеи, то следует обратить внимание на то, что, по Плотину, пласты горней архитектоники не существуют изолированно друг от друга и что между ними происходит непрестанное взаимодействие. Прочертив ось «первое – то, что после первого», Плотин детализирует это соотношение, используя не только понятие meta («после»), но и термин ex («из»). Кроме того, как видно из заглавия трактата (данного, впрочем, не Плотином, а его учеником Порфирием), для характеристики соотношения «первого» и «того, что после первого» оказывается значимой и категория apo («от»). Получается, что следствия «первого» – из, от и после него. Принимая во внимание архитектонические оси «Эннеад» и неисчерпаемые глубины философского словаря Плотина, мы должны отметить, что такое словоупотребление подразумевает идею творения и порождения иного Единым (или Первым). Порождение Единым иного и творение Единым иного – единый акт, в котором между генетическим и креативным поставлен знак равенства. Единое-первое творит, порождая, и порождает, творя. И никакого внутреннего сущностного противоречия в такой, казалось бы, очевидной двойственности, нет. Да, в этом же самом трактате 5.4 Плотин именует высочайшее «порождающим» (to gennwn) и тем самым наделяет Абсолют генетической функцией, но следует учесть и иные пласты «Эннеад», например, трактат 5.2, в котором ясно говорится и отчётливо указывается на то, что высочайшее сотворило – сотворило иное, другое… Так что высший акт на философской картине, написанной Плотином, следует понимать и как акт порождения, и как акт творения, и как акт творения-порождения.

В приведённой выше формуле Плотина содержится указание на «порядок вторых и третьих», на «второе» и «третье», – исходя из философской аксиоматики «Эннеад», мы должны заключить, что «второе» (deuteron) – это Вторая Ипостась Ум, а «третье» (triton) – это Третья Ипостась Душа. Не будет преувеличением сказать, что «вторые» – это вся полнота ментального, ноуменального, умопостигаемого, мыслимого и мыслящего, а «третьи» – психическое, взятое в его множественности. То есть, попросту говоря, «вторые» – это умы, а «третьи» – это души. Важно обратить внимание на то, что, повествуя о «вторых» и «третьих», Плотин употребляет важнейший для Платона и его последователей термин h taxi ς («порядок»)*1. Сие знаменательное понятие явственно убеждает нас в том, что, по мысли Плотина, «второе», «вторые», «третье» и «третьи» – гармоничны и, следовательно, благи.

Универсальная формула, с которой начинается трактат 5.4, содержит как своё ядро мысль о прогрессии абсолютного единства во множество и регрессии этого множества обратно – в единство. Эта формула «фиксирует» не всю многоступенчатую пирамиду нисхождения-восхождения (прогрессии-регрессии) и заостряет наше внимание на горней сфере этой пирамиды – на «взаимоотношениях» Трёх Ипостасей. Нисхождение первого (Единого Первой Ипостаси) ко второму (Уму Второй Ипостаси) и затем второго к третьему (Душе Третьей Ипостаси), по Плотину, предполагает и подразумевает и возвращение последующего к предыдущему. Начало и конечную цель этого «процесса» нельзя рассматривать ни с точки зрения времени, ни с точки зрения пространства, ни с точки зрения вечности.

Как легко догадаться, в такого рода архитектоники вовлечено и человеческое «Я». «Я», на какой бы ступени иерархии реальности оно ни пребывало, способно притязать на абсолютное единство. Другое дело, что, как мы знаем, Единое – по ту сторону всего, не имеет бытийной ткани и в силу своего безусловного единства непостижимо. Притязание же на абсолютное единство выводит нечто в трансцендентную негативность, и для человеческого «Я» такое притязание ведёт к обезличиванию, без умию и исступлённому пребыванию по ту сторону бытия. Восхождение к Единому и «прикосновение» (h afh) к нему понимается Плотином как цель всего,

именно таков идеал, созданный им в «Эннеадах», и именно к этому призывает греческий мыслитель человеческое «Я».

*

В приведённой выше формуле, с которой начинается трактат 5.4, упоминается «необходимость» (h anagkh) – понятие, имевшее богатейшую историю в философии Древней Греции. Осмысляя это понятие в русле «Эннеад», нам не следует преувеличивать его значения: употребляя его, Плотин вовсе не имеет в виду механическую необходимость и использует это слово в особом контексте: «если – то», «если есть нечто после первого, то оно по необходимости существует из него…». В любом случае, в этом высказывании идёт речь о необходимости особого рода, которую нельзя отождествлять ни с судьбой, ни с грубой телесной необходимостью, ни с той или иной осью механической причинности. У Плотина всё куда сложнее, нежели, к примеру, у древнегреческих стоиков, с их тотальным фатализмом и идеей непобедимой судьбы. В дальнейшем мы вернёмся к этому вопросу и, учитывая разные грани философской доктрины Плотина, выясним, какой же смысл вкладывает создатель «Эннеад» в слово h anagkh.

*

Обратим пристальное внимание на следующую формулу из первой «главы» трактата 5.4, в ней даётся чёткая дефиниция высочайшего:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)