АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сгибание в тазобедренном суставе

Читайте также:
  1. Cгибание и разгибание в коленном суставе
  2. Автоматическая ротация в коленном суставе
  3. АМПЛИТУДА ДВИЖЕНИЙ В ЛОКТЕВОМ СУСТАВЕ
  4. АМПЛИТУДА ДВИЖЕНИЙ В ЛУЧЕЗАПЯСТНОМ СУСТАВЕ
  5. ДВИЖЕНИЯ В ДИСТАЛЬНОМ ЛУЧЕЛОКТЕВОМ СУСТАВЕ
  6. ДВИЖЕНИЯ В ЛУЧЕЗАПЯСТНОМ СУСТАВЕ
  7. Движения в подтаранном суставе
  8. Движения в поперечном предплюсневом суставе
  9. ДВИЖЕНИЯ В ПРОКСИМАЛЬНОМ ЛУЧЕЛОКТЕВОМ СУСТАВЕ
  10. Медиальные и латеральные смещения в коленном суставе
  11. Остановка кровотечения из конечности сгибанием в суставах.
  12. Ротационные движения в тазобедренном суставе

Сгибание в тазобедренном суставе – это движение, при котором передняя поверхность бедра приближается к туловищу и вся нижняя конечность оказывается кпереди от фронтальной плоскости, проходящей через сустав.

Объём движений зависит от следующих условий.

В целом амплитуда активного сгибания меньше пассивного. Положение коленного сустава также влияет на амплитуду движений: при разогнутом коленном суставе (рис. 2) сгибание в тазобедренном достигает 90°, при согнутом (рис. 3) – может доходить до 120° и даже более.

Амплитуда пассивного сгибания всегда превышает 120°, но она тоже зависит от положения коленного сустава. При разгибании голени (рис. 4) объём пассивного сгибания в тазобедренном суставе отчётливо меньше, чем при согнутом положении (рис. 5), в последней ситуации его амплитуда превышает 140° и передняя поверхность бедра почти приходит в контакт с грудной клеткой. Далее будет показано, как при сгибании в коленном суставе расслабляются разгибатели голени, а это в свою очередь обеспечивает увеличение амплитуды сгибания в тазобедренном суставе.

При одновременном пассивном сгибании обеих нижних конечностей тазобедренных суставах в сочетании со сгибанием голеней (рис. 6) передние поверхности бёдер приходят в контакт с грудной клеткой. Это оказывается возможным, потому что сгибание бёдер сочетается с наклоном таза кзади вследствие уплощения поясничного лордоза (показано на рис. стрелкой).

Разгибание в тазобедренном суставе

При разгибании нижняя конечность оказывается кзади от фронтальной плоскости.

Амплитуда разгибания отчётливо меньше чем сгибания и определяется натяжением подвздошно-бедренной связки.

Активное разгибание осуществляется в меньшем объеме, чем пассивное. Когда коленный сустав разогнут (рис. 7), оно возможно в большем объёме (20°) чем при согнутом коленном суставе (рис. 8): это происходит потому, что сгибатели голени до какой-то степени снижают свою работу в качестве разгибателей бедра, поскольку и сокращение в основном ориентировано на достижение флексии в коленном суставе.

Пассивное разгибание достигает 20° при наклоне туловища кпереди (рис. 9) и доходит до 30° при тяге за стопу по направлению к спине (рис. 10).




Обратите внимание на тот факт, что амплитуда разгибания в тазобедренном суставе существенно увеличивается при наклоне таза кпереди, т.к. при этом возрастает поясничный лордоз. Этот вклад со стороны поясничного отдела позвоночника в разгибание конечности в тазобедренном суставе можно измерить (рис. 7 и 8) как угол между вертикальным (показано тонким пунктиром) и "прямым" положением бедра (показано толстым пунктиром). Это "прямое" положение легко определить, поскольку угол между таким положением бедра и линией, соединяющей центр тазобедренного сустава и передне-верхнюю ость подвздошной кости, постоянен. Однако этот угол имеет индивидуальные различия, поскольку зависит от ориентации таза, т.е. от наклона его кпереди или кзади.

Показатели средней амплитуды движений характеризуют движения "нормального" нетренированного субъекта. При тренировке они существенно возрастают. Балерины, например, делают шпагат (рис. 11) в воздухе; это оказывается возможным благодаря повышенной эластичности подвздошнобедренного тракта. Однако здесь стоит отметить, что они компенсируют недостаточное разгибание находящейся сзади конечности весьма значительным наклоном таза кпереди.

 

Отведение

Отведение означает движение конечности непосредственно кнаружи от плоскости симметрии тела.

Теоретически возможно выполнить отведение в одном тазобедренном суставе, но на практике за отведением конечности в одном тазобедренном суставе автоматически следует такое же отведение в другом. Это становится очевидным при превышении 30° отведения (рис. 12), когда мы начинаем явно замечать наклон таза, если судить по смещению линии, соединяющей поверхностные анатомические ориентиры обеих задних остей подвздошных костей. Если мысленно провести продольные оси нижних конечностей, они пересекутся на линии симметрии таза. Это показывает, что в данном положении каждая нижняя конечность была отведена на 15°.

Когда отведение достигает максимума, (рис. 13) угол между нижними конечностями будет прямым. Здесь опять происходит симметричное отведение в обоих тазобедренных суставах – на 45° в каждом. Теперь таз наклонён на 45° к горизонтальной плоскости и "смотрит" по направлению к опорной конечности. Позвоночник в целом компенсирует этот наклон таза, сгибаясь к опорной стороне. Таким образом, и здесь позвоночник принимает участие в движениях в тазобедренном суставе.

 



Степень отведения контролируется столкновением шейки бедра с краем вертлужной впадины, но ещё до того, как это произойдёт, данное движение обычно ограничивается натяжением приводящих мышц, илиофеморального тракта или лобковобедренной связки.

Тренировка может существенно увеличить максимальный объём отведения, например балерины достигают 120° (рис. 14) – 130° (рис. 15) активного отведения в воздухе. Пассивное отведение при шпагате у тренированных субъектов (рис. 16 а) может достигать 180°. Но по существу это уже не чистое отведение, поскольку для того, что бы расслабить илиофеморальный тракт, таз наклоняется вперёд (рис. 16 в), а поясничный отдел позвоночника приходит в положение гиперэкстензии, благодаря этому конечность в тазобедренном суставе принимает положение отведения и флексии.

 

Приведение

Приведение – это движение, при котором конечность перемещается в медиальном направлении к плоскости симметрии тела. Обе конечности находятся в контакте друг с другом, поэтому чистого приведения не существует.

Имеется только относительное приведение, когда конечность перемещается медиально из любого положения отведения (рис. 17).

Имеются также движения, заключающиеся в сочетании приведения разгибания (рис. 18) и приведения и сгибания (рис. 19) в тазобедренном составе. И, наконец, возможно отведение одной конечности в сочетании с приведением другой (рис. 20), при этом происходит изменение положения таза и позвоночника, Обратите внимание на тот факт, что когда стопы расставлены – а это необходимо для поддержания равновесия – величина приведения в одном тазобедренном суставе не равна величине отведения в другом (рис. 21). Разница между этими двумя углами равна величине угла между осями нижних конечностей в исходном симметричном положении.

Вo всех этих комбинированных движениях с участием приведения максимальный объём последнего составляет 30°.

Одно из этих комбинированных движений встречается весьма часто, как показано на рисунке, изображающем человека, сидящего, закинув ногу на ногу (рис. 22). В этом положении приведение сочетается со сгибанием и наружной ротацией бедер. Это положение максимальной нестабильности для тазобедренного сустава.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)