|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Б.И. Коновалов 15 страницаВо-вторых, Печников выставляет себя большим христианином, чем ап. Павел, по чьему совету и поступила Церковь: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» (Тит. 3,10). В-третьих, отлучение от Церкви не есть нарушение «свободы совести». Если, близко ознакомившись с чьим-то «внутренним образом мыслей», я перестаю принимать носителя этих мыслей в своем доме – это не значит, что я становлюсь злостным нарушителем «прав человека». Если я кого-то не пустил на порог своего дома – это не значит, что я его преследую. Ни в каком толковании «свобода совести» не предусматривает, что религиозная община обязана принимать в свои члены человека противоположных взглядов. Свобода совести предполагает, что ни одна община не должна завлекать людей силой или обманом, а также, что она не должна насильно удерживать у себя тех людей, которые решили ее покинуть. Собор, закрыв церковные врата перед сектантами, не совершил ни того, ни другого нарушения свободы совести. («Но если церковь, действуя нравственно, не может употреблять насилие, если она в праве приобщать к себе членов единственно путем свободного убеждения, то это не значит, что внутри себя она должна признавать свободу основным началом всего своего духовного здания. Человек свободно примыкает к церкви, но приобщаясь к ней, он признает над собою высший закон, который не им установлен и который он не властен менять самовольно. Церковь является хранительницею высшего закона, не только изъятого от человеческого произвола, но и подчиняющего себе человеческий произвол. Никто не в праве требовать от человека этого подчинения, но если он хочет быть членом церкви, он должен покориться ее власти и ее уставам, никогда не отрекаясь от своей совести и от своего разума, которые он обязан уважать в себе как проявления божественного начала, но сознавая шаткость личной мысли и стараясь согласить их с непоколебимыми основами церковных преданий» (Чичерин Б. Наука и религия. – М., 1901, с. 222). Здесь стоит еще только добавить, что евангельские истины, возвещаемые Церковью, изъяты из области произвола не только отдельных людей – сама Церковь также не может противоречить Евангелию или отменить некие его части)… «Скандал» сам по себе вряд ли может многих убедить, но он способен весьма многих осведомить о реальной позиции Церкви по конкретному вопросу. «Скандал» – это заявление, идущее вразрез с той интеллектуальной модой, которая в данный момент считается «общественным мнением», и потому он привлекает к себе внимание. Если такое заявление делает Церковь – она это делает не для того, чтобы всех убедить в правоте своей позиции, но для того, чтобы по крайней мере всех оповестить о ней. Такое заявление от лица Церкви сделал Архиерейский Собор по вопросу о неоязыческих и оккультных сектах. В принципе церковные проповедники и иерархи постоянно говорят о том, что христианство несовместимо с оккультизмом. Но столь же постоянно в школы, телепередачи, в дома культуры и библиотеки приходят адепты оккультно-языческих доктрин и заявляют, что их взгляды очень мирно уживаются с Евангелием, и что вообще они нашли способ создать «мировую религию» без всякого ущерба для христианской вести. И, честно говоря, их саморекламе верят больше, чем предупреждениям Церкви. Последней в этой ситуации оставалось одно. Максимально громкое и максимально недвусмысленное заявление. Анафема. Это не административно-юридический акт, изгоняющий или наказывающий отступников, но просто горькое признание совершившегося отделения. Анафема – это свидетельство о том, что данный человек не имеет благодатной силы, которая даруется в таинствах Церкви. Каждый из нас в своих грехах отпадает от Церкви, и точно так же каждый православный христианин может воссоединиться с Церковью через искреннее покаяние, исповедь и Причастие. В молитвах исповеди священник просит о нас: «примири и соедини его святой Твоей Церкви». Однако к числу тех грехов, которые отлучают человека от общения с Церковью, принадлежит и грех проповеди учения, противоречащего Евангелию. Среди Десяти Заповедей, к исполнению которых Господь призвал людей еще во времена Моисея, первые четыре говорят о том, как человек должен мыслить о Боге, и их нарушение является грехом не меньшим, чем, например, нарушение заповеди «не укради». Да, у нецерковных людей есть юридическое право на проповедь нехристианских систем мировоззрения. Но и у Церкви есть право при встрече с суррогатами предупреждать: это подделка. Церковь имеет право на полемику, имеет право отвечать на обвинения, которые высказываются в ее адрес и имеет право не допускать к своим таинствам людей, которые кощунственно к этим же таинствам относятся. Это свидетельство и высказала Церковь после долгого, даже слишком долгого, затянувшегося на несколько десятилетий, молчания». (Диакон Андрей Кураев «Сатанизм для интеллигенции». (О Рерихах и Православии), в 2-х кн. М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. Электронная версия). 439. Протоиерей Владимир Дмитриев «Место Богоявления». Журнал «Альфа и Омега», № 3 (47), М., ИД «Фома», 2006, с. 130. 440. Даниил Андреев подчёркивает не только абсурдность, но и и кощунственность тезиса авраамистических религий о «вечных адских муках»: «Религиям семитического корня свойственно стремление возложить ответственность за жестокость законов на Божество. Как ни удивительно, но не вызывала протеста, даже просто не осознавалась самая их жестокость, по крайней мере жестокость законов возмездия. С непостижимым для нас спокойствием даже праведники христианских метакультур мирились с представлением о вечных страданиях грешников. Абсурдность вечного воздаяния за временное зло не волновала их разума, а совесть - непонятно как - удовлетворялась идеей о предвечной незыблемости, то есть безвыходности этих законов. Но то состояние разума и совести миновало давно. И нам кажется кощунственной мысль, будто этот Закон, в том виде, как он существует, создан по божественному произволению». (Даниил Андреев «Роза Мира». Метафилософия истории. М., «Прометей», 1991, с. 79). – С.П. 441. Диакон Андрей Кураев «Сатанизм для интеллигенции». (О Рерихах и Православии), в 2-х кн. М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. Электронная версия. 442. Диакон Андрей Кураев «Церковь в мире людей». Электронная версия. Что касается Л. Н. Толстого, то справедливости ради следует отметить, что у Русской Православной Церкви были веские основания для его отлучения: «Убедительнее всех церковную позицию изложил архиепископ Сергий (Страгородский) в своей статье «Как православный христианин должен отнестись к предстоящему чевствованию графа Толстого?». Архиерей обратил внимание на две стороны в личности и творчестве великого писателя. С одной стороны, это «известный художник слова <…> автор <…> действительно замечательных произведений», с другой, он отказался от своего творчества, осудил его, «выступив в качестве нового учителя веры», стал «ересеначальником», отрицавшим Божественную природу Христа и приснодевство Богородицы. Архиепископ Сергий напоминал поклонникам таланта, что Толстой выступил и проповедником анархических воззрений на государство, «послужил одним из главных виновников тех зол и нестроений», которые разралились в 1905-1907 гг. <…> Стоит учесть, что достаточно бескомпромиссную позицию по отношению к Л. Н. Толстому занимал святой праведный Иоанн Кронштадский. Его отношение к религиозным исканиям писателя (не художественному творчеству) было сугубо отрицательным. (Святой праведный Иоанн Кронштадский. Предсмертный дневник. М., 204. С. 44). Далеко не однозначно, как это принято традиционно считать, отнеслись к толстовской проповеди и представители интеллигенции. (Бердяев Н. А. Духи русской революции. // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 282-283; Кони А. Ф. Воспоминания о писателях. Л., 1965. С. 117). <…> Однако оппозицию взглядам священноначалия на толстовство составила сама высшая государственная власть во главе с императором. <…> Подрывая своей политикой авторитет «господствующей конфессии» страны, высшая власть неминуемо приближала и свой конец, фактически рубя сук, на котором сидела в течение двух столетий». (Протоиерей Максим Хижий «Патриарх Сергий (Страгородский) и его церковно-политические взгляды». Журнал «Альфа и Омега», № 3 (47), М., ИД «Фома», 2006, с. 104-106). Л. Н. Толстой - «зеркало русской революции», как «величал» его «вождь Октября» В. И. Ленин, был в действительности - «кривым зеркалом». А. Кураев пишет в данном контексте: «Имел бы право Лев Николаевич возмутиться, если б узнал, что его обозвали «зеркалом русской революции»? Вот так же и церковные люди выступают с возражениями, когда их вера, вера апостолов и Отцов Церкви, вера Евангелия и вера оптинских старцев подвергается осмеянию или ложным перетолкованиям. (А кстати, может, и в самом деле – «зеркало»? Комиссары, громившие храмы и из церковных риз делавшие портянки, не глазами ли Льва Николаевича смотрели на храм? Вот только начало знаменитого словесного погрома, учиненного Л. Н. Толстым Литургии: «Сущность богослужения состояла в том, что предполагалось, что вырезанные священником кусочки и положенные в вино, при известных манипуляциях и молитвах, превращаются в тело и кровь Бога. Манипуляции эти состояли в том, что священник равномерно, несмотря на то, что этому мешал надетый на него парчовый мешок, поднимал обе руки кверху и держал их так, потом опускался на колени и целовал стол и то, что было на нем. Самое же главное было то, когда священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей». - Воскресение, ч. 1, гл. 39)». (Диакон Андрей Кураев «Сатанизм для интеллигенции». (О Рерихах и Православии), в 2-х кн. М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. Электронная версия). Л. Н. Толстой сыграл крайне деструктивную роль в формировании мировоззрения русской беспочвенной интеллигенции - «Иванов, своего родства непомнящих». Н. А. Бердяев писал об этом: «Толстой сумел привить русской интеллигенции ненависть ко всему исторически-индивидуальному и исторически-разностному. Он был выразителем той стороны русской природы, которая питала отвращение к исторической силе и исторической славе. Это он приучил элементарно и упрощенно морализировать над историей и переносить на историческую жизнь моральные категории жизни индивидуальной. Этим он морально подрывал возможность для русского народа жить исторической жизнью, исполнять свою историческую судьбу и историческую миссию. Он морально уготовлял историческое самоубийство русского народа. Он подрезывал крылья русскому народу как народу историческому, морально отравил источники всякого порыва к историческому творчеству. Мировая война проиграна Россией потому, что в ней возобладала толстовская моральная оценка войны. Русский народ в грозный час мировой борьбы обессилили, кроме предательств и животного эзоизма, толстовские моральные оценки. Толстовская мораль обезоружила Россию и отдала ее в руки врага. И это толстовское непротивленство, эта толстовская пассивность очаровывает и увлекает тех, которые поют гимны совершенному революцией самоубийству русского народа. Толстой был выразителем непротивленческой и пассивной стороны русского народного характера. Толстовская мораль расслабила русский народ, лишила его мужества в суровой исторической борьбе, но оставила непреображенной животную природу человека с ее самыми элементарными инстинктами. Она убила в русской породе инстинкт силы и славы, но оставила инстинкт эгоизма, зависти и злобы. Эта мораль бессильна преобразить человеческую природу, но может ослабить человеческую природу, обесцветить ее, подорвать творческие инстинкты». (Н. А. Бердяев «Духи русской революции». // «Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции. «Из глубины». Сборник статей о русской революции. М., «Правда», 1991. Приложение к журналу «Вопросы философии», с. 281-282). Известный неоязыческий автор В. А. Истархов пишет о христианско-толстовской идеи непротивления злу насилием: «христианский метод «борьбы» со злом имеет широкую массу последователей от Льва Толстого до большинства сегодняшних так называемых гуманистов. Сегодня в качестве волка в овечьей шкуре выступает так называемый гуманизм. Сегодняшние «гуманисты» изошли пеной изо рта в пропаганде отмены смертной казни. Однако их гуманизм почему-то строго односторонний. Они нежно беспокоятся о преступниках, а до жертв их гуманизм почему-то не доходит. Почему бандит и подонок имеет право убить добропорядочного человека, а его самого расстрелять нельзя? Какое право на жизнь имеет маньяк и подонок, изнасиловавший и убивший ребенка? О каком пожизненном заключении может идти речь в таких случаях? Где здесь справедливость? Кому выгоден этот гнилой гуманизм? Ясно кому - мафии, которая может убивать кого хочет, а её представителей расстреливать нельзя - гуманизм, понимаешь. Гнусная и лживая пропагандистская кампания по пропаганде отмены смертной казни развязана в купленных мафией средствах массовой информации. И доказывается, что черное - это белое, а белое - это черное. Доказывается, что чем меньше будет расстрелов матерых преступников, тем меньше будет преступности, хотя любому ребенку ясно, что, чем меньше расстреливается бандитов, тем больше и наглее идет отстрел добропорядочных граждан. Кровь добропорядочных граждан на руках этих мерзких «гуманистов» (сатанистов). Она им выгодна. Посмотрите на сегодняшнее законодательство в христианских странах. Кому оно выгодно? Чьи интересы оно защищает: преступников или добропорядочных граждан? Во времена язычества любой гражданин имел право носить оружие и защищать самого себя, свою семью, своих близких. Если он убивал бандита, то считался героем. Сегодня может добропорядочный гражданин при защите самого себя убить бандита и не понести уголовного наказания по этим «гуманным» законам? Нет. А бандиты могут убивать кого угодно без всяких законов, а если попадутся, то масса продажных адвокатов найдет множество лазеек в этом гуманном законодательстве, чтобы бандиты не понесли заслуженного наказания. Тысячу раз права языческая заповедь «Око за око! Зуб за зуб!». Только так, и никак иначе. Иначе это не справедливость, а растление и развращение общества, попустительство и расширение преступности. А для того, чтобы реализовывать эту заповедь, добро должно быть сильным и применять свою силу. Льву Толстому на его гнилую христианскую идею непротивления злу насилием можно ответить только одним: добро должно быть с кулаками, иначе оно не добро. Справедливость без силы смешна». (В. А. Истархов «Удар Русских Богов». Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 18, компакт-диск № 2). 443. Даниил Андреев констатирует, что не только апостол Павел, но все прочие апостолы христианской церкви и евангелисты сыграли определенную роль в извращении Учения Иисуса Христа. (Даниил Андреев «Роза Мира». Метафилософия истории. М., «Прометей», 1991, с. 114-115). Известный православный богослов Александр Мень пишет в данной связи: «Все евангелисты утверждают, что эти люди, которых Иисус приблизил к Себе, первое время плохо понимали Его Самого и Его цели. Подчас им было трудно уловить даже простую мысль Учителя. Это, конечно, должно было огорчать Иисуса, но Он терпеливо воспитывал учеников и радовался каждый раз, когда что-то прояснялось для них. …Невольно может возникнуть вопрос: если апостолы столь долго не понимали многих сторон учения Христа, то как они смогли донести его до следующего поколения верующих? Существуют два дополняющих друг друга ответа: 1) люди Востока издавна отличались тренированной памятью и способны были веками хранить устную традицию, 2) вполне вероятно, что кто-либо из учеников (в частности Матфей) записывал слова Христовы и из этих записей сложились первые Логии (Курсив – А. Меня – С. П.), сборники Его изречений (см. о них с. 143). При этих двух условиях вполне возможно сохранение подлинного Евангелия Иисуса». (Александр Мень «Сын человеческий». Журнал «Волга». 1991, № 7, с. 31, 159, Саратов). Видимо, в реальной исторической действительности эти «два условия» соблюдены не были, в результате чего, подлинное Ученье Иисуса Христа оказалось извращённым уже в Новом Завете. Подробнее об этом, см. далее. 444. Даниил Андреев «Роза Мира». Метафилософия истории. М., «Прометей», 1991, с. 116 – 117. В свете вышеизложенного, то обстоятельство, что «безблагодатный» апостол Павел был именно «тринадцатым апостолом», помеченным числом «чёртовой дюжины», приобретает зловещий смысл. (Напомним, что у евреев это «дьявольское число» является символом надежды). Ведь именно апостол Павел, в силу указанных выше причин, больше всех прочих апостолов подверженный дьявольским инвольтациям, и стал по сути дела подлинным основателем христианской церкви, как крайне громоздкой, неповоротливой, закостенелой религиозно-бюрократической структуры, со всеми вытекающими отсюда последствиями. 445. Даниил Андреев «Роза Мира». Метафилософия истории. М., «Прометей», 1991, с. 115-116. 446. Н. А. Бердяев «Самопознание» (Опыт философской автобиографии). М., «Книга», 1991, с. 70. 447. В. А. Истархов «Удар Русских Богов». СПб., «ЛИО Редактор», 2001. Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 18, компакт-диск № 2. 448. Юлиус Эвола «Языческий Империализм». М., «Арктогея», 1990. Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 18, компакт-диск № 2. 449. См.: Диакон Андрей Кураев «Почему православные такие?..». М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006, с. 2, 3. Критику позиции диакона А. Кураева в отношении эзотеризма, см. также в наших фундаментальных работах – «Индоевропейский эзотеризм и Каббала», «Каббала: известная и тайная». 450. Олег Исхаков «Вампиры и оборотни среди нас». Хроника, исследования. Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 18, компакт-диск № 2. 451. В переносном значении, «Талмуд» определяется как «начетничество, схоластика», а «талмудист» как «начетчик, схоластически рассуждающий человек». См.: С. И. Ожегов «Словарь русского языка». М., «Русский язык», 1990, с. 786. 452. Михаэль Лайтман «Постижение Высших Миров». Прислано группой по изучению и распространению Каббалистических Знаний «Бней Барух». Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 14, компакт-диск № 2. 453. Известный популяризатор иудаистской Каббалы Михаэль Лайтман пишет в этой связи: «Каббала от слова лекабель - получать, учение о том, как получить свет. …Каббала - это наука о системе наших духовных корней, исходящих свыше по строгим законам, объединяющихся и указывающих на единственную высшую цель – «постижение Творца творениями, находящимися в этом мире». …Каббала называется тайным учением, т.к. раскрывает постигающему её, ранее от него скрытое, тайное. …Каббала с помощью слов и понятий нашего мира рассказывает нам о действиях духовного мира». (Михаэль Лайтман «Постижение Высших Миров». Прислано группой по изучению и распространению Каббалистических Знаний «Бней Барух». Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 14, компакт-диск № 2). – С. П. 454. Папюс «Каббала». СПб., «Андреев и сыновья», 1992, с. 51. 455. Ричард Кавендиш «Магия Запада». М., «Клышников - Комаров и К0», 1994, с. 43: глава III «Каббала и имена власти». 456. Михаэль Лайтман «Кабала». Тайное еврейское учение. (Основные положения в доступном пересказе). Часть 1-3. Репринтное издание. Новосибирск, «Интербук», 1993, с. 47. 457. В. А. Истархов «Удар русских богов». СПб., «ЛИО Редактор», 2001. Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 18, компакт-диск № 2. 458. Михаэль Лайтман «Каббала - основные положения». Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 14, компакт-диск № 2 459. Григорий Климов «Протоколы советских мудрецов». Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 18, компакт-диск № 2. 460. Лучшими общедоступными работами по иудаистской Каббале являются, с нашей точки зрения, работы крупнейшего гебраиста Нового времени Гершома Герхарда Шолема (1897-1982). Как справедливо отмечает известный мыслитель-традиционалист Александр Дугин - «труды данного автора считаются сегодня наиболее серьезными и весомыми из всего того, что было написано об иудейской Традиции за последние 200-300 лет, и особенно о её мистическом содержании». (Александр Дугин «Консервативная революция». М., «Арктогея», 1994, с. 250: часть X «Judaica»). Особо отметим работу Гершома Шолема «Символизм Каббалы». На русском языке в 2004 году впервые издан труд Гершома Шолема по истории и феноменологии Каббалы «Основные течения в еврейской мистике». (Гершом Герхард Шолем «Основные течения в еврейской мистике». Русское общество друзей еврейского университета. «Мосты культуры». М., 2004, Иерусалим 5765, 32 усл. п. л., тираж – 1000 экз.). В данной работе автор не только глубоко анализирует каббалистические труды, но и рассматривает историю развития еврейской мистики на протяжении почти двух тысяч лет. 461. В. А. Истархов «Удар русских богов». СПб., «ЛИО Редактор», 2001. Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 18, компакт-диск № 2. 462. Н. Б. Мечковская «Язык и религия». Лекции по философии и истории религий. М., «Гранд», 1998, с. 228. 463. Подробнее об этом, см., наши фундаментальные работы - «Индоевропейский эзотеризм и Каббала», «Каббала: известная и тайная». 464. См.: Александр Дугин «Консервативная революция». М., «Арктогея», 1994, с. 245-282: часть X «Judaica». 465. Александр Дугин «Консервативная революция». М., «Арктогея», 1994, с. 280: часть X «Judaica». 466. Отметим, что в переносном смысле слова определение «фарисеи» вошло во все словари, как синоним определений «лицемеры», «ханжи», а «фарисейство» - как синоним «лицемерия», «ханжества», «показного благочестия». (См., например: «Современный словарь иностранных слов». М., «Русский язык», 1993, с. 638). – С. П. 467. «Христианство возвестило то, о чем мечтала Индия: «уже не будет ни новой смерти, ни нового воскресения» (Апология, 48). «Почитатели Бога, облеченные вечным телом, будут находиться пред лицом Его всегда», а непочитатели Его познают, что мир, в котором все пронизано Вечным Светом, может оказаться скорбной и обжигающей тьмой для тех, кому скучно жить в Боге (в этом пассаже встречается чрезвычайно важная для христианского богословия идея о том, что свет божественной любви и огонь геенны – это разные восприятия одной и той же Божественной энергии: «вечный огонь, который по своей натуре именно божественной будет несгораем»)». (Диакон Андрей Кураев «Сатанизм для интеллигенции». (О Рерихах и Православии), в 2-х кн. М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006. Электронная версия). 468. В. А. Истархов «Удар русских богов». СПб., «ЛИО Редактор», 2001. Электронная версия: «Библиотека в кармане», выпуск 18, компакт-диск № 2. 469. «Какой-то муж явился предо мной, от долгого безмолвья словно томный… Так ты Вергилий, ты родник бездонный, откуда песни миру потекли? – ответил я склоняя лик смущенный. – О честь и светоч всех певцов земли, уважь любовь и труд неутомимый, что в свиток твой мне вникнуть помогли! Ты мой учитель, мой пример любимый; лишь ты один в наследье мне вручил прекрасный слог, везде превозносимый… «Ты должен выбрать новую дорогу, - он отвечал мне, увидав мой страх, - и к дикому не возвращаться логу». (Алигьери Данте «Божественная Комедия». М., «Правда», 1982, с. 19). Великий мистик-визионер Даниил Андреев писал о Данте: «Есть ещё более совершенный вид таких странствий по планетарному космосу: тот же выход эфирного тела, те же странствия с великим вожатым по слоям восходящего или нисходящего ряда, но с полным сохранением бодрственного сознания. Тогда, вернувшись, путник приносит воспоминания ещё более бесспорные и, так сказать, исчерпывающие. Это возможно только в том случае, если духовные органы чувств уже широко раскрыты и запоры с глубинной памяти сорваны навсегда. Это уже подлинное духовидение. И этого, конечно, я не испытал. Насколько мне известно (возможно, впрочем, что я ошибаюсь), из европейских писателей этому был причастен пока один только Дант. Создание «Божественной комедии» было его миссией. Но полное раскрытие его духовных органов совершилось только в конце жизни, когда огромная работа над поэмой уже близилась к концу. Он понял многочисленные ошибки, неточности, снижение смысла, излишнюю антропоморфность образов, но для исправления уже не хватало времени и сил. Тем не менее, излагаемая им система может быть принята в основных чертах, как панорама разноматериальных слоев романо-католической метакультуры». (Даниил Андреев «Роза Мира». Метафилософия истории. М., «Прометей», 1991, с. 34-35). Лучшее эзотерическое исследование творчества Данте - классический труд Рене Генона «Эзотеризм Данте». (Рене Генон «Избранные сочинения: «Царство количества и знамения времени». «Очерки об индуизме». «Эзотеризм Данте». – Пер. с франц. 2-е изд., испр. и дополн. – М., НПЦТ «Беловодье», 2003, с. 409-468: «Эзотеризм Данте»). 470. Т. А. Басова, В. В. Басов «Йога Просветления». Практика медитаций, основанная на синтезе науки, философии и эзотерической мысли. Саратов, 1996, с. 51. 471. Е. П. Блаватская «Теософия и практический оккультизм». Сборник статей. М., «Сфера», 1993, с. 18: статья: «Оккультизм или магия». Состояние каббалистики в современном Израиле рассматривает, в своей обзорной статье «Изучение Каббалы в Израиле сегодня. Кто еcть кто в мире тайноведения», известный исследователь Каббалы Авигдор Эскин. Данная статья была опубликована на философском портале «Арктогея». В ней говорится следующее. Истинные тайноведы не занимаются саморекламой, сторонятся «звезд» и прочей светской суетности. Обычно они избегают любой формы выхода в массы, погрузившись в то, что есть внутренний смысл Торы и всего мироздания. Однако агрессивная информационная атака мистиков всех сортов и религий вынуждает порой приоткрыть завесу и указать на истинное знание заблудшим. Мне самому это твердо объяснил рав Йоэль Шварц. Я спросил его, что делать, если ко мне обращаются с вопросами по тайнам Торы далекие от Торы люди, большинство которых и вовсе не относятся к народу Израиля. Он ответил мне так: «Сам ты не должен приходить с каббалой к далеким от Торы людям. От тебя не должно исходить инициативы. Но если кто-то набрался уже ложных представлений через термины тайноведения, то ты обязан поправить его. Еврей он или нет, но ты должен способствовать укреплению его веры. Это единый критерий в таких случаях». Издревле было принято у мудрецов Торы держать в секрете тайные занятия. И мы бы не осмелились взяться за рассказ о мире изучения тайноведения в Израиле, не будь вокруг тысяч дезориентированных людей, ассоциирующих таинства Торы с «приблатненной» глупостью вульгарных лицедеев. Дабы указать заблудившимся на ориентир, мы попытаемся рассказать вкратце о том, что такое мир тайноведения в сегодняшнем Израиле. Главенствующая система изучения и практики каббалы на Святой Земле связана с именем Рашаша - рабби Шалома Шараби (1780 – 1837). Он родился в Йемене, но с возраста двадцати семи лет стал главой образованной им в Иерусалиме ешивы «Бейт Эль». Все началось с двенадцати учеников, каждый из которых был знатоком Танаха, Талмуда, Зоара и учения Ари. Достаточно сказать, что великий Хида – рабби Хайим Йосеф Давид Азулай (1724-1806) – стал к концу жизни учеником Рашаша. Учитель раскрыл им глубины учения Ари о молитвенном приношении через созерцание, называемым «каванот». Так вышел в свет сиддур с «каванот» Рашаша. Непосвященный подумает, что это китайский язык ивритскими буквами. Но для сведущего – это ноты для настроя души. Истинный тайновед не просто произносит слова молитвы, но направляет душу к разным уровням духовного строения. Это особая практика, которую можно условно назвать медитацией, но это определение несовершенно, поскольку система Рашаша включает не только созерцание, но и учение, включая его самые традиционные аспекты. Ешива «Бейт Эль» существует и сегодня в Иерусалиме. Раввин Стены Плача Меир-Иегуда Гец возглавлял ее до самой своей кончины в сентябре 1995 года. В последние годы с этой ешивой был близко связан рав Шмуэль Дарзи. Он ушел из жизни два месяца назад. Каждое утро его можно было встретить в миньяне напротив Кодеш Кодашим в тоннеле возле Стены Плача. Утренняя молитва длилась там свыше четырех часов. Даже не знающие созерцания с «каванот» сотрясались при звуках, выходивших из уст рава Дарзи. К этой же школе относился ушедший недавно из жизни рав Ицхак Кадури. В его ешиве «Нахалат Ицхак» собираются и сейчас подвижники из его круга. Продолжателей традиции Рашаша найдем и в таких центрах каббалы в Иерусалиме, как «Агават шалом» (рав Яаков Гилель), «Ашалом» (рав Бацри), «Ахайим веашалом» (рав Атия), «Нагар шалом» (рав Шмуэли). В этих местах учатся преимущественно сефарды. Как и в ешиве рава Нисима Переца в Бней-Браке и рава Йосефа Тавиллы в Цфате. Существуют и ашкеназийские ешивы школы Рашаша. В иерусалимской ешиве «Шаар Ашамайим» до сих пор ведутся уроки на идише. В ешиве «Торат хахам» рава Моргенштерна тоже часто слышен идиш. А вот в «колеле» рава Тидхара Аялона «Шемен сасон» собираются люди «поселенческого» вида – с большими вязаными ермолками на голове. Отметим еще недавно открывшуюся ешиву «Алей нахар» рава Бинга в Бней-Браке. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.) |