|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Историческое обозрение чина миропомазанияИз чего состоит чин миропомазания? Главные составные элементы Таинства миропомазания – молитва, помазание частей тела миром, и слова произносимые при помазании. Таинства преподания Святого Духа без сомнения восходит ко временам апостольским. Но в этот первый период истории Церкви преподание Духа совершалось главным образом через руковозложение (Деян 18, 15-17). Здесь мы отмечаем, что преподанию Духа предшествовала молитва – первая составляющая Таинства. При руковозложении, как можно предположить, на главу крещаемого возлагались обе руки, и, возоможно, при этом произносились определенные слова. Как совершалось миропомазании в превохр-е времена. Что помазывалось? Наряду с руковозложением в апостольское время появляется и помазание миром, в качестве иной формы преподания даров Святого Духа. К сожалению, мы не можем с точностью знать, какой был порядок преподания этого Таинства. Обращаясь к ветхозаветной практике использования мира, можно предположить, что оно возливалось на главу. Произносились ли при этом какие-то определенные слова молитвы неизвестно. Некоторый намек, возможно, дают слова апостола Павла: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22). Возможно от этих слов развилась идея о помазании миром, как о печати Духа Святого. В каком памятнике мы находим первое описание совершения миропомазания? Из эпохи мужей апостольских и во 2 веке нам лишь известно, что помазание совершалось, но без каких бы то ни было подробностей. Первое описание помазания миром мы находим в Апостольских постановлениях: «Подобно тому ты, епископ, помазуй главу погружаемых, мужчины ли они или женщины, святым елеем, во образ духовного погружения. Потом или ты, епископ, или подчиненный тебе пресвитер, произнося над ними поименно священное призывание Отца и Сына и Святого Духа, погрузи их в воде; причем мужчину пусть воспринимает диакон, а женщину — диаконисса, чтобы преподаяние несокрушимой печати совершалось благоприлично. После этого епископ пусть помазует погруженных миром» (Книга 3, гл. 16). Изходя из этого свидетельства, мы видим, что точно помазывалась голова и неизвестно помазывались ли другие части тела. В правилах Ипполита Римского мы читаем: «по изшествии из воды (новокрещаемого) пусть пресвитер помазует елеем благословения говоря: помазую тебя помазанием, святым елеем, во имя Иисуса Христа». Известных нам слов, произносимых при помазании миром, в 3 веке мы еще не встречаем. Но, в то же время, помазание миром называется некоторыми христианскими авторами «печатью». Так, Климент Александрийский, пишет: «Ни крещение, ни блаженная печать, не имеет для них (еретиков) значения». От третьего века сохранилось также множество свидетельств того, что подание даров Святого Духа совершалось через руковозложение. Эти две практики сосуществовали и взаимозаменяемыми. Неоправданно предположение, что помазание миром и руковозложение могли совершатья одновременно. Возможно, такая такое соединение двух практик было характерно для западной традиции. С какого века начинают помазываться разные части тела? Свидетельства 4 и 5 веков указывают на то, что миром помазывались различные части и члены тела. Прп. Ефрем Сирин пишет: «Печатию помазания запечатлены все члены твои». Кирилл Иерусалимский, объясняя значение таинства миропомазания, впервые перечисляет помазуемые части тела: чело, уши, ноздри, перси. Где впервые встречается формула миропомазания? Слова, произносимые в современной практике при помазании миром «печать дара Духа Святого», впервые встречается в правиле второго Вселенского собора: «присоединяющихся к Православию… приемлем, запечатлевая, т.е. помазывая миром, во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши и запечатлевая их глаголем: «печать дара Духа Святого». Свидетельство настолько ясно, что не имеет смысла, давать здесь какие бы то ни было объяснения. Очевидно, эта практика появилась значительно ранее самого правила. В самом тексте эти слова приводятся как общеизвестные. В последующие века различным было помазание частей тела(иногда предписывается помазывать чрево, почки). К словам «печать дара Духа Святого» добавлялось «и ныне и присно и во веки веков», народ добавлял «аминь». В некоторых евхологиях между молитвой миропомазания и самим миропомазанием полагалось петь «Елицы…». Сохранилась рукопись (Barberinum88), относящаяся к 15 веку, где даются следующие указания к помазанию: священник помазует на челе, говоря: печать дара Духа Святого; и на очах, говоря: помазание дара Духа Святого; и на ноздрях: помазание обручения Духа Святого; на устах: помазание причастия жизни вечной; на внутренней стороне рук: помазание Святого Христа Бога и печать невредящая; на сердце: исполнение дара Духа Святого и броня веры и истины». Вплоть до 17 века в различных евхологиях указываются различные части тела для помазания.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |