АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

История диаконской хиротонии

Читайте также:
  1. II. Конец Золотой Орды и история образования казакского ханства
  2. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  3. PR, реклама и маркетинг: история конфликта
  4. VI. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
  5. Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. 1994
  6. Астана – столица суверенного Казахстана (история и современность).
  7. Ацтеки имели очень хорошо поставленное образование, преподавались такие дисциплины, как: религия, астрономия, история законов, медицина, музыка и искусство войны.
  8. Билеты к экзамену по предмету «История»
  9. БРЕШЬ И ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ
  10. В.В. Путин у власти // Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2007. С. 537-543.
  11. В.В. Путин у власти // Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. СПб., 2007. С. 537–543.
  12. Вопрос 60. Краткая история сурдопедагогики

Первое свидетельство о поставление диаконов и его содержание? "Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу. А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; и поставили перед апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки " (Деян.6, 3-6).

Так говорит об избрании первых в истории Церкви диаконов книга Деяний. Они были избраны из среды христиан собранием верующих - Церковью и представлены апостолам как предстоятелям христианской общины. «Помолившись, возложили на них руки» - в этих словах книги Деяний мы видим древнейший чин рукоположения диакона и основу всех чинов поставления в иерархические степени. Руковозложение и соединенная с ними молитва – это те акты, которые составляют содержание всех чинов хиротонии.

Ветхозаветная история акта руковозложения. Но нельзя сказать, что акт руковозложения был чем-то совершенно новым и неизвестным в религиозной практике предшествующих времен. В частности акт руковозложения был широко распространен в религиозной практике евреев. Руки возлагались на жертвенное животное в знак его особого культового предназначения (Быт. 48, 14). Старейшины сынов Израилевых возлагали руки и на левитов, когда они выделялись из среды народа и посвящались на служение Богу. Дважды в ВЗ мы видим следствием руковозложения низведение даров Святого Духа (Числ 27, 18 и Втрз 34,9). Процитируем текст Второзакония: «И Иисус, сын Навина, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои». В послепленном иудаизме в достоинство раввина также возводили руковозложением.

Таким образом, христианство позаимствовало из иудейской практики хорошо известное и понятное действие при поставлении в служение. Со времен апостолов и до настоящего времени это действие употреблется в церкви при возведении в степени клира и считается столь существенным, что его опущение равносильно недействительности таинства. Цель возложения рук в том, чтобы через это видимое действие преподать рукополагаемому невидимую благодать Святого Духа.

В каких раннехр-х памятниках содержатся молитвы на хиротонию диакона? Что же касается молитвы при рукоположении диаконов, то самая ранняя из известных нам находится в "Апостольском предании" святого Ипполита Римского (170-236 гг.): "Боже, все сотворивый и устроивый Словом, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Которого Ты послал для исполнения Твоей воли и объявления нам Твоего намерения, даруй Святым Духом благость (gratiae), ревность и усердие сему рабу Твоему, которого Ты избрал служить Твоей Церкви по наследованию великого первосвященника, чтобы, служа непорочной, безупречной и чистой жизнью с светлым умом, был бы достойным, по воле Твоей, сей великой и возвышенной степени, чтобы он Тебя восхвалял и прославлял через Твоего Сына Иисуса Христа Господа нашего, через Которого Тебе слава и сила и хвала со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь". Другая молитва находится в Апостольских Постановлениях (III- кон. IV вв.), где от имени апостола Филиппа предписывается епископам при рукоположении дьяконов, которое совершалось в присутствии Церкви, читать следующую молитву: "Боже Вседержителю, истинный и нелживый, богатый во всех призывающих Тя во истине, страшный в советах, мудрый мыслию, сильный и великий. Услыши молитву нашу, Господи, и вонми молению нашему, и яви лице Твое на раба Твоего сего, избранного Тебе в диаконство, и исполни его Духа Святаго и силы, яко исполнил еси Стефана мученика и подражателя страстем Христа Твоего, и сподоби его, благоугодно содержаща врученное ему служение непревратно, непорочно, назазорно, вящшия сподобитися степени, ходатайством единородного Сына Твоего, с Нимже Тебе слава, честь и почитание и Святому Духу во веки. Аминь. А в евхологии Серапиона, епископа Тмуитского (IV в.) содержится третий вариант молитвы при рукоположении во дьякона: "Отец Единородного, пославый Сына Своего и учинивый на земле все предметы и каноны в Церкви и чины даровавый на пользу и спасение паств, избравый епископов, пресвитеров и диаконов на служение Кафолической Своей Церкви, избравый чрез Единородного Твоего семь диаконов и даровавый им Духа Святаго, постави и сего диаконом Кафолической Своей Церкви и даруй ему Духа разума и рассуждения, чтобы он мог служить среди святого народа просто и непорочно в сем служении ради единородного Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и держава во Святом Духе во вся веки веков. Аминь". Столь поздние и разные тексты молитв можно объяснить тем, что при обилии харизматических дарований в ранней Церкви не было необходимости иметь установленные молитвы на совершение рукоположений.

В каком памятнике впервые описывается чин рукоположения и каково содержание этого чина и его символическое толкование? Впервые описание чина рукоположения встречается в сочинении, приписываемом святому Дионисию Ареопагиту "О церковной иерархии" (V в.). Рукоположение диакона состояло в том, что поставляемый приводился к престолу, прислонял со стороны его одно колено и епископ, благословив ставленника крестным знамением, посвящал его в диаконскую степень через молитву, кроме нее есть указание на возглашение (сейчас оно начинается словами: "Божественная благодать..."), после рукоположения ставленник лобызал епископа и всех присутствовавших священнослужителей. Кроме описания самих действий при поставлении дьякона автор сочинения "О церковной иерархии" дает символическое толкование священнодействиям. Он обращает внимание на то, что рукополагаемого приводят к престолу, а не сам приходит. Это выражает мысль о том, что человек "не сам собою принимает часть, но званный от Бога, как и Аарон" (Евр. 5, 4) - этот момент будет повторяться во всех последующих чинах хиротоний и толкованиях на них. То действие, что хиротонисуемый перед престолом преклоняет только одно колено, по изъяснению псевдо-Дионисия обозначает, что посвящаемый смиренно принимает на себя самую меньшую иерархическую степень, с которой связано служение "призывания и оглашания". Что автор подразумевает под следующим за коленопреклонением и запечатлением крестным знамением " священным возглашением", сказать трудно, но можно предполагать, что в нем присутствует объявление имени рукополагаемого и его степень посвящения. Кроме объявления для народа о происходящем действии, словами возглашения епископ напоминает себе, что "он есть только провозвестник Божиего произволения, не сам своей благодатью возводит посвящаемых на степени священства, но будучи подвизаем на все священноначальственные освящения от Бога". После произношения возглашения епископ читает "совершительные для чина служителей призывания".

Все акты, которые входили в состав рукоположения диакона в V в., к VIII в. не только обогатились, но и дошли до нас в более подробном изложении.

Какова общая схема рукоположения в 8-12 веках? Сравнивая три греческих евхология: Барберини 336 (VIII в.- описывает практику Константинопольской церкви в доиконоборческий период), Коален (относится к 1027 г. и описывает богослужение храма Святой Софии, а также особенности некоторых других храмов византийской столицы) и евхологий Виссариона (ХII в. - говорит о практике греческой церкви до падения Константинополя в 1204 г.) исследователь православного богослужения о. Михаил Арранц выводит общую схему того периода при рукоположении во диакона.

"После анафоры, когда отворились двери, и перед словами диакона: "Вся святыя помянувше..." приводится будущий хиротонисаться диакон к епископу, и после возглашения "Божественная благодать" будущий диакон преклоняет колено или колени (кодекс Виссариона говорит о преклонении именно правого колена, а более древний кодекс Барберини указывает рукополагаемому стоять на двух коленах). После этих предварительных действий архи епископ творит три креста на голове ставленника и, возложив руку, молится: "Господи Боже наш, предзнанием Твоим Святаго Твоего Духа подаяние ниспосылаяй...", то есть ту же самую молитву, которая читается и теперь, в ней испрашивается рукополагаемому благодать Святого Духа. В это время один из дьяконов поизносил мирную ектению диаконской хиротонии. После ектеньи епископ, держа руку на голове ставленника, читал вторую молитву и после "Аминь" епископ снимал с новопоставленного диакона короткую фелонь, возлагал орарь, лобызал его и вручал рипиду. После этого диакон веял рипидой над Святыми Дарами до возгласа "Святая святым". Кодексы говорят, что после этого диакон причащался первым из служителей своего чина, а затем, если была вторая чаша, выносил ее для причащения народу.

 

Совместимость диаконского служения с правом причащать народ. Представляет интерес указание в евхологиях на то, что диакон после своей хиротонии преподавал народу чашу для причащения. Хотя этот акт и не имеет прямого отношения к самому чину хиротонии, но в древности это было привилегией новорукоположенного диакона. Как известно, раньше на диаконах лежала обязанность относить Святые Дары больным или другим верным, не присутствовавшим на литургии. До появления лжицы порядок причащения был таким: диаконы преподавали верующим чашу с Кровью Христовой, а епископ перед ними преподавал Христово Тело. После появления лжицы некоторое время еще существовала традиция причащения верных диаконом отдельно Крови Христовой на той литургии, на которой он был сам рукоположен.

Какие дополнения в чин хиротонии произошли в 13-16 веках? После 13 века литургические памятники в общих чертах так описывают чин хиротонии во дьякона: ставленника приводит к правой стороне престола архидиакон или другой диакон, хартофилакс произносит: "Вонмем " и подает епископу для чтения хартию, начинавшуюся словами "Божественния благодать" и заканчивающуюся троекратным возглашением присутствующих "Господи помилуй ", после чего ставленник преклонял правое колено и епископ читал уже известные нам молитвы. Ставненник причащался первым из диаконов и выносил чашу для причащения народа.

Этот чин отличается большей торжественностью в сравнении с ранее рассмотренными, хотя практически не обогатился новыми священнодействиями. Появившееся новое лицо – хартофилакс - без сомнения, занимал церковную должность, так как произносил в алтаре возглас "Вонмем" и, как предполагается, его хартия была документом, подтверждающим достоинство ставленника, который сдавал экзамен хартофилаксу. Последний абзац этого документа заканчивался словами: "Божественная благодать"... с прошением к народу: "помолимся убо о нем"... Свое согласие привутствовавшие выражали троекратным (в честь Св. Троицы) возглашением "Господи помилуй". Подробность относительно преподавания чаши народу подтвеждает торжественность хиротонии, так как обычай раздельного причащения мирян уже отошел в прошлое.

Изложенное последование хиротонии во диакона можно встретить и в памятниках ХIV – ХV и даже ХVI столетий, только с уточнениями, что новорукоположенный диакон произносит ектенью "Прости приимше" и возглас "Господу помолимся" перед заамвонной молитвой.

Особенности диаконской хиротонии в описании Симеона Солунского. Но это не является доказательством того, что после ХI в. чин дьяконской хиротонии не развивался, что подтверждает существование чина, описанного в ХIV в. св. Симеоном Солунским. По этому чину рукополагаемый во диакона "после совершения Божественных Даров, но прежде окончательной молитвы т.е. прежде ектеньи "Вся святыя помянувше" по водворении молчания, став на середине, трижды возглашал "Елицы вернии". Затем он вводился двумя диаконами в алтарь, там отлагал свои иподияконские принадлежности (полотенце, умывало) и распускал пояс. После этого ставленник совершал обхождение вокруг престола. Во время обхождения два диакона сопровождали рукополагаемого спереди и сзади и пелись тропари "Святии мученицы" и "Слава Тебе, Христе Боже". Обхождение совершалось трижды и перед каждым новым обхождением ставленник покланялся перед престолом. После третьего раза он наклонял голову, получал троекратное благословение, затем преклонял колено и прилагал голову к престолу. После этого архиерей полагал руку на голову ставленника и после возгласа архидиакона "Вонмем" читал: "Божественная благодать". Все присутствующие по окончении чтения возглашения пели "Господи помилуй", а епископ снова траекратно благословлял поставляемого и читал положенные две молитвы, во время которых произносилась ектения. По окончании второй молитвы епископ третий раз осенял голову ставленника крестным знамением, затем воздвигал от престола и, благословив орарь, возлагал его на левое плечо нового диакона. Последний принимал орарь, целовал его и руку епископа, который возглашал: "Достоин " - аксиос; это возглашение повторялось трижды в алтаре и на хорах. По окончании пения епископ вручал ставленник у рипиду, последний целовал престол, руку и ланиту архиерея, а затем всех присутствовавших диаконов. После этого приветствия и поздравления новорукоположенный диакон становился у престола " стрещи святая" - веять рипидой над Святыми Дарами. Причащался рукоположенный первым из числа других диаконов, также он произносил ектению "Прости приимше" и возглас "Господу помолимся" перед чтением заамвонной молитвы. По указанию у святого Симеона Солунского, новый дьякон должен был участвовать в совершении литургии в течение семи дней.

В описанном святым Симеоном Солунским чине хиротонии во диакона содержится много интересных подробностей, среди которых возглас ставленника перед хиротонией "Елицы вернии". Как объясняет его сам святой Симеон, возглас произносится для того, чтобы будущий диакон закончил свое иподиаконское служение, а также и для того, чтобы засвидетельствовать о себе перед всеми собравшимися, что он "приступает к рукоположению как чистый перед всеми свидетелями, а в особенности перед Богом". Судя по тому, что этот возглас как принадлежность диаконской хиротонии больше на встречается, можно предположить, что это не что иное, как литургическая особенность Солунской церкви.

Большого внимания заслуживает впервые упоминаемый святым Симеоном акт обхождения ставленником престола. Как описывает его автор, диаконы, совершавшие обхождение вместе со ставленником, держали в руках зажженные свечи "во славу Бога, первого света и в знамение Божественного просвещения".

Какова история пения тропарей при обхождении престола? Обхождение совершалось троекратно в "честь Троицы", ставленник каждый раз кланялся перед престолом, как "пред престолом Божиим, на котором Сам Христос в таинствах предлежит и присутсвует". Первый тропарь "Святии мученицы" пели при первом и при втором обхождении, потому "что приводимый подвизался, живши хорошо, соблюл веру, сохранил чистоту, а потому и увенчивается" - священным саном. Второй тропарь пелся только при третьем обхождении престола, потому что Христос "есть начальник и виновник побед и венцов. Кроме того и единосущие Троицы должно проповедывать, ибо Она есть истинная радость и веселие для лика торжествующих на небесах, в особенности при посвящении мужа священного и служителя вещей горних". Относительно последнего тропаря святой Симеон Солунский добавляет, что его не пели в Константинополе, а только в Фессалоникийской церкви. Это замечание свидетельствует о разнообразии практики пения тропарей при обхождении ставленником престола.

Можно ли молитву «Божественная благодать…» считать тайносовершительной? Далее епископ возлагает руку на голову преклонившего колено ставленника и после возгласа архидиакона "Вонмем" произносит: "Божественная благодать, всегда немощная врачующие и оскудевающая восполняющи, проручествует (имя рек) благоговейнейшего иподиакона во диакона: помолимся убо о нем да приидет на него благодать Всесвятаго Духа". Святой Симеон Солунский, кроме полного текста, дает и свойственное ему символическое толкование этого возглашения, не лишенное, правда, предвзятого освещения, потому что сам святой Симеон придавал возглашению значение совершительной молитвы всего таинства священства. Святой Симеон высказывает свою главную мысль о значении возглашения: "рукополагаемый тотчас из иподиакона делается диаконом" или в другом месте "говоря "в диакона" рукополагаемый при сем слове иерарха тотчас получает диаконство".

Мысль о совершительном значении возглашения "Божественная благодать" вслед за святым Симеоном Солунским поддерживали и другие толкователи богослужения, среди них - архиепископ Игнатий (Семенов) и архимандрит Антоний (Амфитеатров). Их оппонентами можно назвать профессора В. Соколова, А. Неселовского и М. Арранца. Последние выдвигают ряд аргументов: отсутствие возглашения в древних чинах хиротоний - нет его у святого Ипполита Римского, Апостольских постановлениях, нет и в последованиях восточных неправославных христиан; возглашение нельзя назвать молитвой; после произнесенеия слов "Божественная благодать" епископ снимает митру и продолжает держать руку на голове рукополагаемого. О. Михаил Арранц высказывает мнение, что возглашение возникло от способа назначения на должность при дворе византийских императоров, которое звучало приблизительно таким образом: "... мое величие Божией благодатью проручествует тебя в (такую-то должность)".

В памятниках текст возглашения впервые встречается в VIII в. у преподобного Максима Исповедника в его толковании на сочинения, надписанные именем святого Диониссия Ареопагита (V в.). В своде церковных канонов имеется также 7 правило Феофила Александрийского (+412 г.), которое предписывает совершать рукоположения "при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовать о нем (ставленнике). Тайно же да не бывает рукоположение", а для свидетельства нужно сообщить о том кто и в какую степень рукополагается. Известно, что в IX-XIV вв. возглашение употребляется для оповещения верующих о происходящем, ставленник слушал его, стоя на ногах, и сразу после прочтения преклонял колено(и).

Заметно, что только под влиянием мнения святого Симеона воз-глашению "Божественная благодать" некоторые толкователи стали придавать значение совершительной молитвы, в чинопоследовании же это выразилось в том, что с конца ХIV - начала ХV, а иногда и с XVI века возглашение стали произносить над ставленником, преклонявшим колено(и), с возложением руки хиротонисующего ему на голову. В настоящее время о полемических мотивах святого Симеона мало кто вспоминает, а возглашение приобрело несколько иное символическое значение: в нем различают три момента 1) вся Церковь призывается сосредоточить все свое внимание на имеющем быть произнесенным; 2) исповедуется перед Церковью, что все действия человеческие, отметившие рукополагаемого к возведению в священную степень, являются выражением божественной благодати; 3) вся Церковь призывается к молитвенному испрошению нисхождения благодати.

Когда же архиерей прочитает вторую молитву, он в третий раз запечатлевает голову ставленника крестным знамением и воздвигает его от престола. Этому действию святой Симеон Солунский придает значение возведения от низшего чина в высший и то, что епископ "лежавшего долу и уничиженного" восставляет и возвышает.

В какой именно момент произносится возглашение "Достоин"-"Аксиос" святой Симеон не говорит, но оно стоит после "прочтения молитв" и перед "священным целованием". Скорее всего оно и тогда совершалось в момент возложения ораря на ставленника.

Принимая орарь, рукоположенный диакон сначала целовал его, а затем руку архиерея в знак того, что он "с любовью принимает его (орарь) и дающего его как благодетеля". После вручения же рипиды новопоставленный целовал сначала престол, так как "на нем он принял благодать" затем руку епископа, "через которую он рукоположен" и его ланиту "ради любви и единения в делах божественных и потому, что достоин любви раздающей дары духовные".

Обряд целования с диаконами святой Симеон так описывает: "целует (новопоставленный) наперед диаконов, а затем у каждого из них орарь, показывая тем и как бы говоря: "Через сей дар я соединился с вами, сделался единочинным и стал едино с вами, одного и того же с вами чина". Они же без противления с любовью обратно целуют его и являются любителями равночинного себе, возлюбленными и любящими его в Духе".

Причащался новорукоположенный дьякон раньше других диаконов "как недавно посвященный, ради обновления в нем Божественной благодати". Об упоминавшемся обычае, по которому новопоставленный диакон преподавал чашу народу ни святой Симеон ни более поздние памятники упоминаний не содержат: видимо, после ХIV века эта практика вышла из употребления.

После причащения народа новопоставленный дьякон читал ектенью "Прости приимше", "свидетельствуя тем и показывая народу, что он поставлен служителем Божиим и получил от Него благодать творить прошения и призывать народ к молитвам и молениям и возносить их к Богу".

После своего рукоположения в течение семи дней диакон служил божественную литургию "как в честь даров Духа, так и для того, чтобы научиться своему делу, а равно и для того, чтобы дело Божие отнюдь не прекращалось в продолжение седмицы дней, которая означает настоящую, по седмицам протекающую жизнь нашу, в которую во всю непрестанно мы должны совершать дело Божие".

Чем дополнился чин диаконской хиротонии после 16 века? После ХVI века в чин диаконской хиротонии были включены и другие действия, которые остались до сих пор в практике восточных грекоязычных Церквей, а оттуда перешли и стали употребляться и в Русской Церкви. К этим актам относятся следующие действия: рукополагаемый перед самым моментом хиротонии становится за солеей, оттуда два диакона при возглашении "Повели", "Повелите", "Повели, Преосвященнейший Владыко" вводят его в алтарь. Там все участвующие в богослужении диаконы берут его за руки и обводят ставленника трижды вокруг престола. Во время обхождения рукополагаемый целует углы престола, омофор и палицу архиерея, а также кланяется епископу до земли. После обхождения все диаконы выходят из алтаря на середину храма, где рукополагаемый прикладывается к иконам на аналоях, а также делает поклоны правому и левому клиросам, а затем народу. По возвращении дьяконов со ставленником в алтарь закрываются царские врата и завеса. Рукополагаемый преклоняет правое колено у престола и прислоняет к нему руки и голову, а все находящееся в алтаре священнослужители падают ниц. По произнесении епископом возглашения "Божественная благодать" все священнослужители поднимаются с земли и подходят к хиротонисуемому со словами: "Помяни имя рек", а тот отвечает: "Помяни, Господи". Новорукоположенного епископ воздвигает от престола (за волосы), открывается завеса и царские врата. Все принадлежности диакона: орарь и диаконский служебник (вместо рипиды) сначала через врата показываются народу с возглашением "Аксиос", а затем вручаются новопоставленному. Далее он приветствует целованием всех диаконов в алтаре, причащается первым (даже раньше протодиакона), выносит чашу для причащения народа, произносит ектению перед заамвонной молитвой, участвует в потреблении Святых Даров и наводит порядок на жертвеннике.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)