|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
История пресвитерской хиротонииРаннехристианское свидетельства о пресвитерской хиротонии. Появление пресвитеров в христианской Церкви не так ясно описано в ее первом историческом обзоре - книге Деяний - как история появления диаконов. Причиной этому служит различие их служений: пресвитеры поставлялись для исполнения последнего повеления Спасителя о совершении Евхаристии: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк. 22, 19), как заместители апостолов, которые занимались распространением веры, в то время как диаконы несли свое особое служение вспомоществования, в том числе и на евхаристических собраниях, помогая апостолам, а затем и их заместителям - пресвитерам. Тем не менее чин поставления во пресвитеры как в апостольскиие, так и в последующие времена был во всем подобен диаконскому и основными моментами его оставались все те же - молитва и возложение рук. В "Апостольском предании" святого Ипполита Римского (+236г.) о поставлении пресвитера говорится, что это совершается епископом и чин его посвящения сходен с чином поставления во епископа. "Когда же посвящают пресвитера, то епископ возлагает руку на его голову, которой касаются также и пресвитеры, и произносится подобное с тем, что было сказано ранее, когда мы говорили относительно епископа, молясь и говоря: "Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, призри на сего раба Твоего и даруй ему дух благости и совета пресвитерского, чтобы он помогал и управлял Твоим народом с чистым сердцем, подобно тому, как Ты заботился о Своем избранном народе, повелев Моисею избрать старейшин, которых Ты преисполнил Духа Твоего, Которого Ты дал Твоему служителю. И ныне, Господи, яви, непорочно сохраняя в нас, дух милости Твоей и сделай нас достойными, чтобы веруя, мы служили Тебе в простоте сердец, прославляя Тебя через Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и сила Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви, и ныне и во веки веков. Аминь". В "Апостольских Постановлениях" также нет описания обрядов рукоположения пресвитеров, есть только молитва, которую от лица апостола Иоанна Богослова рекомендуется читать епископам при поставлении во пресвитеры: "Господи Вседержителю, Боже наш, иже Христом вся создавый и Им всяческая промышляяй свойственне. Емуже бо сила различная сотворити, сему и сила различно промышляти. Сего бо ради промышляеши, Боже, о безсмертных убо стражбою единою, о смертных же преемством, о душе попечением законов, о теле исполнением нужды. Сам убо и ныне призри на святую Твою Церковь и умножи ю, и исполни иже в ней предстоящия, и даждь силу ко еже трудитися им словом и делом к созиданию людей Твоих. Сам и ныне призри на раба Твоего сего гласом и судом клира всего в пресвитерство вданного и исполни его духа благодати и совета еже заступити и правити люди Твоя в сердце чисте, имже образом призрел еси на люд Твой избранный и повелел еси Моисею избрати старейшины, ихже исполнил еси духа. И ныне, Господи, подаждь, неоскуден сохраняя в нас, дух благодати Твоея, яко да исполнен быв действ целительных и слова поучительного, в кротости накажет люди Твоя и поработает Тебе искренне в мысле чисте и душе хотящей, и яже о людех непорочныя священнодейства свершит, Христом Твоим с Нимже Тебе слава, честь и почитание и Святому Духу во веки. Аминь". В евхологии Серапиона, епископа Тмуитского (IV в.), есть такая молитва по этому случаю: "Руку простираем Владыко Боже небес, Отче Единородного Твоего, над человеком сим и молимся, чтобы Дух истины снизошел на него: даруй ему разум и ведение и доброе сердце, да почиет на нем Божественный Дух, чтобы он мог управлять народом Твоим, блюсти божественные Твои слова и примирить народ Твой Тебе нерожденному Богу, Который, уделив от духа Моисея на избранных им, Духа Святого удели и имя рек, Духа Святого от Единородного в дарование премудрости, разума и правой веры, чтобы он мог Тебе служить с чистою советью ради Единороднаго Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и держава во Святом Духе ныне и во все веки веков. Аминь". В каком памятнике содержиться первое описание пресвитерской хиротонии? Кроме текстов молитв и известного обряда руковозложения в этих памятниках нет других указаний на то, как совершалось поставление пресвитера. Первое пояснение встречается у псевдоДионисия в сочинении "О церковной иерархии". (IV в.) Этот отец рассматривает чины поставления и их отличительные особенности между собой. По его описанию чин пресвитерского рукоположения отличается от диаконского только тем, что "иереи преклоняют оба колена", это действие объясняется как знак того, что "священно-руководствуемые ими не только очищаются, но и священнодейственно возводятся светоноснейшими их священнодействиями после очищения жизни к состоянию и силе созерцания". В остальном же "на каждого из них (диакона и пресвитера) возлагается от посвящающего иерарха крестовидное знамение, над которым совершается священное возглашение имени и заключительное лобзание, которое всякое из присутствующих священных лиц и посвятивший иерарх дают посвященному". Из периода с V по IХ в. сведений о том, как формировался чин хиротонии пресвитера, не сохранилось, но нет сомнений, что это был период становления чинопоследования, потому что к IХ в. он уже имел свои главные части. В каком виде чин пресвитерской хиротонии сформировался к 9-12 векам? Рассмотрим чин хиротонии во пресвитера по двум известным нам греческим евхологиям - Барберини и Коален, - чтобы яснее были видны сходства и различия с современной нам практикой. После Великого входа и положения на престоле Святых Даров первый из пресвитеров приводит ставленника в алтарь. Архидиакон или хартофилакс дает епископу хартию, на которой написано возглашение "Божественная благодать" и произносит: "Вонмем." Архиерей читает возглашение, после чего хиротонисуемый преклоняет оба колена, а все присутсвующие в алтаре говорят: "Кирие элейсон" три раза. Далее епископ творит на голове ставленника три креста, полагает руку и читает молитву: "Боже безначальный и бесконечный...", в это время старший из пресвитеров вслух читает ектению, на прошения которой отвечают все остальные пресвитеры. Архиерей продолжает и, держа руку, читает вторую молитву: "Боже великий в силе и неисследный в разуме...", по ее окончании он воздвигает ставленника, переносит заднюю часть его ораря вперед, надевает фелонь, поздравляет рукоположенного целованием и отправляет его на место среди других пресвитеров. Когда же начнется пение: "Достойно и праведно", епископ дает новопоставленному пресвитеру в руки один Хлеб с дискоса (евхологий Коален говорит о "частице"), ставленник держит его над престолом, положив на него голову, и так остается до возгласа "Святая святым", после которого возвращает Хлеб епископу. Ставленник причащался раньше других пресвитеров и по евхологию Коален должен был преподавать Чашу "остальным" (пресвитерам?), также читал заамвонную молитву и совершал в течение семи дней литургию. В отличие от чина по книге "О церковной иерархии", в последования этого времени уже вошло возложение епитрахили и фелони на рукополагаемого пресвитера и вручение ему Хлеба, но еще не было известного нам возложения омофора и преклонения ставленником головы к престолу. Какова история и символика епитрахили? Епитрахиль возлагалась на ставленника не так, как это совершается в наше время: тогда задний конец ораря переносился через шею на правое плечо, так что получались оба конца спереди вокруг шеи. Точное время появления епитрахили определить непросто, но можно утверждать, что она была в VI в. в виде двух концов ораря спереди, так как на западном Брагском соборе (563 г.) 4 правило запрещает дьяконам носить орарь так, как его носят священники. Также и фелонь появилась раньше IХ в., но трудно точно определит, когда именно это произошло. Облачение новорукоположенного иерея в епитрахиль и фелонь имеют то же символическое значение, что и облачение диакона после его хиротонии в одежды, присвоенные его сану. В Криптоферратском евхологии есть такие особенности пресвитерской хиротонии: новорукоположенный причастившись Тела и Крови Христовой от епископа, преподавал Их другим пресвитерам, читал заамвонную молитву и должен быо в течение недели совершать богослужения. Эти указания повторяются и в памятниках ХIV и ХV веков. Наряду с этим, в ХIV в. есть указания на пение "Достоин" при возложении фелони и на вручение уже освященной части Агнца. Особенности пресвитерской хиротонии в описании св. Симеона Солунского. Гораздо подробнее изложен чин пресвитерской харотонии у святого Симеона Солунского. До своего рукоположения во пресвитера диакон исполнял все свои обязанности, в числе которых и несение "Божественного Агнца" на великом входе, чем знаменуется окончание диаконского служения. В начале хиротонии епископ садился на кафедру у престола, зажигали свечи, "означавшие сияние и светозарность благодати", а ставленник в сопровождении диаконов, из чина которых рукополагался, приводился к царским вратам, где его принимали два пресвитера, в чин которых он вступал. В алтаре в предшествии архидиакона и священников он обходил престол. Это обхождение было таким же как и на диаконской хиротонии: совершались те же обряды, одинаковым образом пелись тропари. После обхождения ставленник преклонял перед престолом оба колена, прилагал чело к престолу и т. д., как в чине диаконской хиротонии, с тем лишь различием, что ектению после первой молитвы произносил старший из пресвитеров. Святой Симеон Солунский не указывает, какие именно читались молитвы архиереем, но судя по тому, что они с ХIV в. до наших дней не менялись, можно утверждать, что молитвы эти были такие же как и сейчас, и своим умолчанием святой Симеон подтверждает это. Окончив вторую молитву, епископ воздвигал священника, переносил задний конец ораря с левого плеча на правое и возлагал на ставленника фелонь. Эти два действия сопровождались возглашением епископа "Достоин", которое затем повторялось внутри и вне алтаря. Далее следовали те же обряды, которые были и при диаконской хиротонии: целование престола, архиерея и священников. После приветствия со священниками новорукоположенный становился сбоку престола. После освящения Даров архиерей призывал к себе новопоставленного и, взяв правой рукой второй освященный Хлеб, вручал его ставленнику, сложившему крестообразно руки, со словами: "Приими залог и сохрани его до пришествия Господа, ибо Он востребует его от тебя." Приняв "залог" и поцеловав руку епископа, новопоставленный уходил на свое место, полагал руки со Святым Хлебом на престоле, наклонялся над ним и молился, "поминая и себя самого, и рукоположившего его иерарха и всех священных и мирских людей и испрашивая спасения всех, воспоминая и о живых православных, и об умерших: ибо он держит руками Самого Господа и руки его выше священных сосудов, а держимый Иисус есть помазание и для него и для рук, и для главы его." В последних словах очень заметна полемическая нотка: святой Симеон противопоставляет описанное священнодействие помазанию рук елеем у новопоставленных латинских пресвитеров. После молитвы "Вонми, Господи Иисусе Христе"... (читается пред возгласом "Святая святым"), новопоставленный пресвитер возвращал епископу Святой Хлеб, причащался раньше других, а затем и сам преподавал Божественную Кровь иереям и диаконам. Также он читал заамвонную молитву и в течение семи дней совершал литургию. В сравнении с предшествующими описаниями чинов пресвитерской хиротонии принадлежащий святому Симеону Солунскому чин усложнен и дополнен новыми актами. К их числу относится обряд приведения ставленника в алтарь и обхождение престола с пением тропарей. Смысл этих действий точно такой же, как и при хиротонии во диакона. Относительно символического значения преклонения двух колен святой Симеон Солунский, а за ним и другие толкователи придают значение, по которому преклонение двух колен выражает идею о высшей степени благодати, получаемой священником, по сравнению с той благодатью, которую получает при хиротонии диакон. У святого Симеона только возложение фелони сопровождается пением "Достоин", сейчас же это распространилось на епитрахиль и на другие облачения священника. С ХIV в. наряду с перенесением конца ораря сзади на правое плечо вперед, чем образовывалась епитрахиль, стала появляться и практика возложения готовой сшитой епитрахили. Впервые это встречается в рукописи из библиотеки монастыря преподобного Саввы Освященного, где говорится: "Переносит епископ задний конец ораря его наперед, говоря: "Достоин", или "Возлагает на него епитрахиль и поет: "Достоин" Объясняя цель, с которой именно эти одежды возлагаются на пресвитера, святой Симеон Солунский пишет: "Из этого символа (возложения епитрахили) он (пресвитер) должен разуметь, какую получил благодать, то есть что прежде на нем лежала обязанность совершать одно только дело - служение при таинствах, теперь же он призывается к совершению таинств и к священству во всей полноте его." Таким образом, епитрахиль, по мысли святого Симеона Солунского, служит пресвитеру напоминанием о благом иге Христовом, которое принял на себя пресвитер, получив посвящение. А так как от посвятивших себя Богу требуется чистота, смирение, борьба с тем, что лишает этих качеств, то для напоминания обо всем этом на пресвитера возлагается фелонь. Как пишет святой Симеон: "Она бывает белая - в знак чистоты, святости и сияния славы Божественной, потому что Бог есть свет. Она не имеет рукавов, потому что изображает вретище, в которое был облечен Спаситель, когда был поругаем. Она покрывает все тело, от головы даже до ног, в знак всевышнего промысла Божия, содержащего и сохраняющего нас." Какова история и значение «залога» в пресвитерской хиротонии? Наконец, новое в чине святого Симеона Солунского это наставление "Приими залог сей...", которое произносил архиерей, вручая новопоставленному пресвитеру Святой Хлеб. Во всех рассмотренных чинах, начиная с XI в. говорится о том, что новорукоположенный получает из рук епископа "залог", но когда и какой залог вручается, не дается однозначного ответа. В древнейших памятниках время вручения "залога" отнесено к моменту после "Достойно и праведно". Так было до ХIV в., после чего практика начала изменяться и "залог" стали вручать после преложения Святых Даров. Неясным является и вопрос о том, что именно вручалось ставленнику, потому что указания в рукописях говорят как о части освященного Агнца, так и о специально заготовляемом на проскомидии втором Агнце, если за литургией совершается пресвитерская хиротония. На вопрос: "Зачем вручается залог ставленнику?" святой Симеон дает неясный ответ: "Это показывает, что иерей делается строителем Таин Божиих и принимает для священнодействия не другое что - нибудь, но живой хлеб - Иисуса и священство Его, и в виде залога вверяется ему Сам Христос, и потому посвящаемый должен блюсти сие, то есть священство и себя самого непорочным, потому что именно зтого востребует от него Сам Господь." Если вдуматься в слова святого Симеона, то будет видно, что ответа на вопрос о смысле залога и его цели нет: как вручение новопоставленному пресвитеру показывает, что он становится "строителем таин Божиих", когда он принимает одинаковое с другими сослужащими участие в совершении Евхаристии и ничем от них не отличается, как можно принять "для священнодействия" "живой хлеб - Иисуса и священства Его", когда Агнец уже освящен и не над чем священнодействовать? Если же под "залогом" подразумевать паству, которую получает священник для окормления, то и это объяснение не снимает многих вопросов. Ответ же можно получить только рассматривая этот момент с исторической точки зрения, то есть определить, как это было в практике Церкви до ХIY в. Тогда давали ставленнику не часть освященного Агнца, а целый и неосвященный. Смысл этого действия подобен вручению чтецу книги или дьякону рипиды при посвящении, и поставленный приступал к совершению своего служения, также и рукоположенный священник на первой своей литургии получал неосвященный Агнец для освящения. По этой практике вручался целый Агнец, а не частица и это совершалось в самом начале анафоры - эти два момента подтверждают описания хиротоний во пресвитера до ХIV в. Эта практика понятна и больше соответствует служению священника, чем вручение "залога", возникает вопрос, почему же пришлось ее оставить и ввести новую? Скорее всего основная причина в том, что этим действием получается, что на одном престоле в один день совершаются две литургии, что противоречит церковному преданию и вызывало нарекания со стороны католиков, которым православные в полемике ставили в вину совершение нескольких месс в день на одном престоле. Возможно, кроме этой, были и другие причины, побуждавшие отказаться от древней практики вручения священнику после хиротонии специально заготовленного Агнца для освящения, но само действие осталось, хотя изменилось и время, и вид, и его значение его. Поэтому и появилась в ХIV в. сопровождавшая новые действия формула: "Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Относительно самой формулы необходимо заметить, что она единственная в своем роде: много предметов вручается ставленнику на хиротонии, но сопровождаемых словами кроме нее в современной практике нет. Сам же категорический тон формулы делает ее похожей на латинские формулы, как и слова святого Симеона, проводящие параллель между помазанием маслом католических рукополагаемых и тем, что часть Агнца, лежащая на руках нового пресвитера, есть "помазание и для него, и для рук, и для головы его." В конце литургии новопоставленный пресвитер читал заамвонную молитву, "чтобы засвидетельствовать пред верными, что он поставлен иереем и сделался посредником их перед Богом." Первым дополнением к чину пресвитерской хиротонии, изложенному святым Симеоном Солунским, было указание, что приняв "залог", ставленник произносил про себя 50-й псалом, во всем же остальном описания совпадают. Позже появилась практика перед введением ставленника в алтарь возглашать "Повели", "Повелите", "Повели, Преосвященнейший Владыко". Также появилось пение тропарей, обхождение престола с целованием его углов, преклонение колен и возложение края омофора при чтении возглашения "Божественная благодать", была практика на время чтения молитв закрывать царские врата и одергивать завесу, также появилось пение "Достоин" на вручение Служебника. Все эти особенности, сохранившиеся и до нашего времени, существовали уже в ХVII в. и, благодаря патриарху Афанасию Пателарию, перешли в практику Русской церкви. Существенные изменения в чинопоследовании пресвитерского рукоположения произошли в ХVII веке с появлением привезеного из Греции чина хиротонии патриархом Афанасием Пателарием, прибывшим в Москву в 1653 г. С тех пор чин дошел до нашего времени с минимальными изменениями. К числу новых особенностей этого чина в сравнении с тем, что было в ХIV-ХVI вв., нужно отнести прежде всего обычай несения ставленником воздуха на голове. В Чиновнике нет указаний на такой способ несения этого покрова, а говорится, что поставляемый в пресвитеры на литургии исполняет все обязанности протодиакона. Но, видимо, для того, чтобы не поручать протодиаконских обязанностей, в числе которых и несение дискоса на Великом входе, неподготовленному к этому человеку и не нарушить указаний Чиновника, стали еще со времени святого Симеона Солунского употреблять обычай несения воздуха на голове ставленника, который по чину должен нести на главе дискос. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |