|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Чин поставления диаконисыКаким был чин поставления дискониссы, время его формирования и исчезновения? Из писаний апостольских не видно, как совершалось при Апостолах поставление диаконис, хотя нужно думать, что такое же, как и поставление в другие тогдашние степени клира, т.е. через руковозложение, соединенное с молитвой. Полный и разработанный чин сформировался к 9 веку. Рукопись передает чин следующим образом. Рукополагаемая подводилась к епископу для посвящения в то же время, что и ставленник в диаконы, т.е. по возгласе: «И да будут милости». Епископ возглашал: «Божественная благодать», а потом трижды благословлял крестным знамением преклоненную голову посвящаемой, полагал на нее руку и читал молитву: «Боже святый и всемогущий». По возгласе, один из диаконов произносил великую ектенью, в которой были прошения: «О ныне проручествуемой диаконисе и спасении ея», «Яко да человеколюбец Бог дарует ей нескверное и непорочное служение». Во время произнесения этой ектеньи епископ, держа руку на голове поставляемой, читал вторую молитву: «Владыко Господи, не отвергающий и женщин». После «Аминь», которым заключалась молитва, епископ возлагал на шею диаконисы, диаконский орарь, перенося оба конца его (αρχάς) наперед, а после преподания ей тела и крови Христовых вручал ей и святой потир. Приняв от епископа святую чашу, диакониса поставляла ее на святую трапезу. Такой же чин рукоположения диаконисы находится и во многих других рукописях 10-14 веков. Имеется описание чина хиротонии диаконисы у Матфея Властаря. Этот чин совпадает с приведенным выше. Тождество рассматриваемого чина во всех памятниках, начиная с IX века, ясно свидетельствует о том, что чин этот закончил свое развитие еще в VIII-IX веках. Известно, что на Западе институт диаконис признан был излишним еще в V веке и окончательно был там отменен в VII или VIII веке. На Востоке же он продолжал еще существовать некоторое время, установить которое с точностью трудно. Во всяком случае, в век Вальсамона (XII) рукоположение диаконис уже не совершалось, и самый обычай их рукоположения, по словам названного канониста, в его время совершенно вышел из употребления. Каким было значение ораря у диаконис? Каким было содержание служения диаконис? Почему диаконисам усвоено было право носить принадлежность диаконского облачения – орарь, сказать трудно. Гоар высказывает мысль, что диаконисы носили орарь просто для украшения, а не в знак права на служение алтарю, какового (права) они не имели. Потому-то, по его мнению, орарь и возлагался им не на одно плечо, а на оба. Но если и согласиться с таким объяснением, то все же остается непонятным, почему для украшения диаконис был избран именно дьяконский орарь, когда, как известно, Лаодикийский собор запретил низшим клирикам ношение этого облачения (правила 22 и 23). В виду этого скорее нужно допустить, что диаконисы не причислялись к низшему клиру и имели право на какое-то служение алтарю, несколько сходное с служением диаконов. На этом основании они рукополагались в алтаре, у престола, получали из рук епископа диаконский орарь и даже святую чашу. Как новорукоположенный диакон получал потир и причащал из него верующих – в воспоминание древнего обычая, так и для той же цели получала святую чашу и диакониса. Вероятно, в период доникейский диаконисы служили и при совершении таинства Евхаристии. Быть может, им предоставлено было право раздавать святую чашу верующим, в частности – женщинам. Конечно, все это – лишь предположения, которые мы не можем обосновать ссылкой на какой-либо авторитет. При всем этом трудно совместить факт рукоположения диаконис в алтаре и 44-е правилом Лаодикийского собора, которое гласит: «не подобает жене в алтарь входити». Кажется, что примирение в данном случае возможно лишь на почве, указываемой 69-м правилом Трулльского собора. А это правило запрещает входить в алтарь лишь лицам, «принадлежащим к разряду мирян». Очевидно, в период Лаодикийского собора уже сознавалась необходимость ограничить круг лиц, для которых алтарь мог быть доступен. Такое ограничение тем более было необходимо, что до Лаодикийского собора входить в алтарь никому не запрещалось, вследствие чего в него свободно входили женщины. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |