АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пресвитеры как совершители таинства св. елея

Читайте также:
  1. Место совершения таинства елеосвящения

Когда св. апостол Иаков заповедует всякому боля­щему призывать «пресвитеров» для совершения над ним таинства св. елея, то высказывает этим, что для данного таинства требуется особенно усердная молитва, но не определяет раз навсегда чис­ла пресвитеров. В таком смыс­ле и понималось это выражение ап. Иакова о пресвите­рах христианскою церковью в первые века. Более соответствующим завету ап. Иакова считалось уча­стие многих пресвитеров, но допускалось совершение таинства и одним пресвитером, когда этого требовали обстоятельства. Такие обстоятельства складывались нередко. Пресвитер Руфин о преп. Макарии Египетском (IV в.) свидетельствует, что он едино­лично благословлял елей и помазывал им больных. О преп. Ипатии (IV—V вв.) повествуется, что он ходил за больными и «в случае нужды просил игумена пресвите­ра, чтобы тот помазал больного благословенным елеем; и часто случалось, что (больной) елеопомазанный через несколько дней выздоравливал при помощи Божией».

Однако, допуская совершение таинства св. елея од­ним пресвитером, христианская церковь и в древности не уклонялась от исполнения завета ап. Иакова о мно­гих пресвитерах, как совершителях таинства. У Теодульфа, архп. Орлеанского (821), для совершения таин­ства елеосвящения указываются три пресвитера. Чис­ло три и было, можно думать, распространенным в христианской древности. Это, во-первых, отвечало заве­ту ап. Иакова призывать многих пресвитеров для совер­шения св. елея, и, кроме того, имело для себя глубокую аналогию и оправдание в Тро­ичности.

Когда впервые было принято семь пресвитеров для совершения таинства, с точностью неизвестно. С боль­шею вероятностью можно полагать, что семь пресвите­ров были приняты для таинства св. елея в VII—VIII ве­ках, так как в IX—X веках мы застаем уже чины елеос­вящения, построенные на предполагаемом участии семи пресвитеров в их отправлении. Число семь было приня­то потому, что оно издавна в христианской церкви по­читалось числом священным. Особенно глубокое рас­суждение по этому вопросу находится у блаженного Симеона Солунского. «Думаю», говорит он, что это сделано «в соответствие седмеричному числу да­ров Духа, исчисляемых у Исайи (11: 2), или в соответ­ствие тем семи священникам ветхого закона, которые, по повелению Божию, семь раз обходили с трубами Иерихон и разрушили стены его, так, как будто и эти (ие­реи) хотят низложить град лукавый и твердые стены высот греховных; или как бы по подражанию Пророку, простершемуся над детищем той жены Соманитяныни, и иереи семь раз помолившись о мертвой душе, имели возбудить ее, как отрока Елисей, который семь раз про­стирался над ним и семь раз молился, или, как бы, по­добно Илии, который семикратно помолившись, снова отверз небо, которое заключил ради грехов и низвел дождь, — имели они (иереи) разрушить засуху грехов­ную, и отверзть, подобно Илии, небо, подавши ключ благодати, и, как дождь, низвести от Бога милость отпу­щения. Таков, по-моему, смысл седмеричного числа». Объяснение блаженного Симеона выясняет внутреннее религиозное значение числа семи. Но несомненно, что столько же действенными для принятия седмеричного числа совершителей таинства были и исторические об­стоятельства того времени. Христианская церковь к VII—VIII векам, уже давно освободившись от стеснен­ного положения, занимаемого ею в первые века, сво­бодно развертывала свои силы не только в вероучительной области, но и в области богослужения. Последнее теперь стало приспособляться к торжественности в от­правлении, чего оно было по естественным причинам лишено ранее. При увеличении числа пресвитеров естест­венно было распространенному ранее и имевшему глу­бокую аналогию в Троичности числу «три» противопос­тавить число со столь же глубоким значением. Таким числом как раз и оказывалось число «семь». С VII—VIII веков таинст­во св. елея иногда и называют «семисвященством». Патриарх Иоанн Векк в 1277 году писал: «Вместе с остальными таинствами принимаем и молитвомаслие, которое у нас по чину со­вершения называется семисвященством». Во всех греческих рукописях, начиная с Барберинова евхология (IX в.) и др., неизменно указывается семь пресвите­ров для чина св. елея. Но в случае необходимости же­лательною заменой семиричного числа пресвитеров было их троичное число. Что же касается «одного» совершителя таинства св. елея, то блаженный Симеон определенно отвечает, что «один пресвитер вовсе да не совершает елеосвящения». Такой точки зрения придерживались и многие другие отцы и иерархи.

Отступления от седмеричного числа пресвитеров делались и в другом направлении, в сторону увеличения числа иереев. И мы имеем прямое указание такого рода в словах блаженного Си­меона. Отмечая практику своего времени св. Симеон гово­рит, что «иные во свидетельство большей веры и усер­дия созывают и больше семи (иереев)».

Что же касается наших славянских рукописей, то в них соблюдается верность греческим традициям. Начиная от первых по времени руко­писей от XIII—XIV веков, до позднейших, из XVII века, неизменно указывается семь пресвитеров для соверше­ния таинства. Однако действительность и в русской церкви понуждала делать исключения. Еще в XV веке неизвестный автор в одном церковно-историческом памятнике спрашивает: «Самому другу по­пу маслом мазати?» Ответ на это дается отрицатель­ный: «Не мазати, развее семи попов, а нужи ради, пять да будет». Вопрос показывает, что в данное время практиковалось совершение елеосвящения и одним пресвитером, но такая практика вызывала недоумения, побудившие поставить определенно вопрос, на который и был дан отрицательный ответ. Но это пре­доставление права, в случае нужды, совершать елеосвя­щение вместо семи только пяти пресвитерам не соблю­далось твердо и в последующее время. Даже более. В XVII веке наблюдаются опыты построения елеосвяще­ния на предполагаемом участии в совершении таинства одного пресвитера, или, как говорится в одном памят­нике, для совершения «единому попу». В требнике Петра Могилы признана возмож­ность совершения таинства елеосвящения по крайней нужде одним пресвитером. В предисловии к чину елео­священия говорится в этом требнике: «Материя, сиест вещь тайны святого елеосвящения, ест елей масличный, от семи священников в обходе ее освященный, в нуж­де же, от трех, или двух, беде же смертной надлежащей и от единого. Нужде же несущей, два или един священ­ник, никакоже свершати тайну сию да дерзнет, под смертным страхом».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)