|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Употребление елея в христианской древностиУпотреблению елея в христианской церкви для врачевания больных, как в таинстве елеосвящения, так и вне его, предшествовало широкое применение его для тех же целей в языческом и иудейском мире. О целебном значении елея мы имеем свидетельство у Филона. Оно касается всех восточных народов. Филон говорит: «Что можно бы искать для натираний лучше плода, выжимаемого из маслины? Ибо он смягчает и утомление тела и содействует здоровью, и если окажется какая-нибудь язва, он плотностью затягивает и сообщает более всякого другого (плода) силу и бодрость». И далее Филон отмечает, что приятные натирания приготовляли «великие страны — Сирия, Вавилон, Индия и Скифия». У греков и римлян тоже употреблялись натирания, в которые входил елей и другие благовонные вещества. Широкое применение елей как врачевальное средство имел и у иудейского народа. Еще пророк Исайя указывал на такое его значение, изображая состояние народа Божия в его время: «От подошвы ноги до темени головы нет у него (Израиля) здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем» (Ис. 1: 6). (Иер. 8: 2). У иудеев елей употреблялся в различных болезнях то чистый, то смешанный с вином. На такое применение елея указывает и Спаситель в притче о милосердном самарянине. Самарянин возлил елей вместе с вином на израненного разбойниками (Лк. 10: 34). Затем и об апостолах говорится, что они «мазали маслом многих недужных и исцеляли» (Мк. 6: 13). Елей, как врачебное средство, широко применялся и у первых христиан. Прежде всего, в древнехристианской церкви имел широкое употребление елей, освященный мужами, известными своею святостью. Так, христианин Прокл, по рассказу Тертуллиана, исцелил императора Севера, отца Антонина, помазав его елеем. О мученице Архелае, пострадавшей в царствование Диоклетиана, рассказывается, что она исцеляла всех, обращавшихся к ней, через помазание елеем. Симеон Столпник (VI в.), по pacсказу блаженного Феодорита, по просьбе персидской царицы послал ей благословенный им елей, который исцелил не только ее болезнь, но и помог многим из ее близких. Преп. Аммон помазал елеем отрока и возвратил ему здравие. Не менее широко применялся христианами и елей из лампад, привешенных перед изображениями святых, и от гробов мученических. Так, Кирилл Скифопольский в жизни св. Евфимия говорит: «И вечером взяв св. воду от гробницы святого и елея из неугасимой лампады, выпив, таким образом освободился от демона». Подобные же примеры врачевания елеем мы наблюдаем в жизни: св. Пахомия; св. Нила младшего; св. Георгия мученика; св. Евпраксии девы; св. Артемия и др. Удивительным образом распространенность употребления елея вне Таинства елеоосвящения, послужила причиной скудости отеческих свидетельств об употреблении елея при Соборовании. Например, у св. Иоанна Златоуста дается широкое и разностороннее раскрытие учения о таинствах, исключая лишь таинство елеосвящения. Подробность в описании шести таинств и молчание о седьмом – елеосвящении, характерна практически для всей отеческой письменности. Дажеу более ранних церковных писателей: св. Иринея Лионского, Климента Александрийского, Оригена, Тертуллиана, — можно видеть сравнительно ясное раскрытие учения о таинствах, исключая опять таинство елеосвящения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |