|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Историческое обозрение крещального акта. Вопрос о веществе крещенияИзложив историю подготовительной части крещального акта, мы перейдем теперь к историческому обозрению самой главной его части, - части совершительной, иначе говоря, перейдем к изложению истории крещального чинопоследования в непосредственном смысле слова. Хотя эта часть крещального чина и представляет из себя один цельный акт, но в то же время еще из глубокой древности и она распадается на несколько составных частей. Поэтому при ее историческом рассмотрении мы будем излагать историю каждого из составных актов крещального чина. Очевидно, в данном случае первым предметом нашей речи должна быть история освящения воды для крещения, так как этот акт в чине крещения по времени его совершения занимает первое место. Когда зародился обряд освящения воды? Какие имеются свидетельства? Освящение воды для крещения, которым теперь начинается собственно крещальный чин, есть одно из древних христианских священнодействий. Первый намек на него мы находим у св. Игнатия Антиохийского, который в послании к Ефесеям, между прочим, пишет: «Христос родился и крестился для того, чтобы своим страданием очистить и воду». Более определенные указанием на существование этого акта в древней практике и именно во II веке может служить изложение Иринеем Лионски м обряда крещения у Маркионитов. Здесь он, между прочим, говорит: «некоторые из них говорят, что водить на воду излишне, а смешав в одно елей и воду, с произношением слов… вливают на голову посвящаемых и это почитают исцелением». Обряд, на который намекает здесь Ириней, по всей вероятности, выражал собой еретическое освящение воды. Если же освящение воды было у еретиков, то, вероятно, оно существовало и у православных. За такое предположение говорит тот факт, что еретики всегда многое заимствовали из практики Православной Церкви. Кроме того, это тем более вероятно и потому, что у того же самого Иринея мы находим прямое и довольно ясное указание на освящение воды и в православной практике. «Мы, – говорит он, – прокаженные во грехах, чрез святую воду и призывание Господа, очищаемся от прежних грехов, и как новорожденные дети, духовно возрождаемся». На основании этих соображений и последнего свидетельства можно смело утверждать, что освящение воды существовало в Церкви уже в половине II века, а святитель Василий Великий считает этот обряд основывающимся на Апостольском предании. Но каким образом совершалось в это время само освящение воды нам не известно. По всей вероятности, если принять во внимание составные элементы этого акта в последующей богослужебной практике Церкви, то нужно думать, что оно состояло из крестного знамения и молитвы. Молитва освящения, вероятно, не была во всех церквях одинаковой. Богослужение того времени в целом не отличалось единообразием. За третий век как, доказательство существования акта освящения воды при крещении, мы прежде всего находим еще одно отрицательное свидетельство в творениях святителя Киприана Карфагенского. Около 250 года главными еретиками в Церкви были те-же гностики и Киприан, оспаривавший действительность гностического и, особенно, маркионитского крещения, по отношению к ним говорит: «каким же образом может очищать и освящать воду, кто сам нечист, в ком нет Святого Духа?» Но кроме этого в творениях Киприана мы имеем другое, положительное, весьма важное и определенное свидетельство по этому предмету. Вот что он пишет: «Вода к Януарию должна быть прежде очищена священником, чтобы при крещении она могла омыть грехи человека крещаемого». Эти слова не только указывают на важность освящения воды для крещения, но и определяют даже само содержание освящения. Выражение «очищена и освящена» намечает два момента в освящении: отрицательный – очищение, относящееся к влиянию нечистых духов и указывающее на заклинательный его характер, - и положительный – сообщение освящения. Сверх этого, отсюда же видно, что освящение воды должно было совершаться священником. Ближайшим поводом к освящению, как можно думать на основании этих слов, послужило, кажется, общее верование, которого не отвергала и Церковь, - то верование, что в вода может быть вместилищем злых духов. По крайней мере, так можно думать из следующих слов другого писателя этого века – Тертуллиана: «Не общее ли в народе мнение, говорит он, что известные нечистые духи носятся над водами, как бы в подражание тому, что в начале мира Дух Божий носился вверху воды? Много слышно рассказов о мрачных источниках, об ужасных ручьях, о купальнях и банях, о чанах в домах, о заколдованных колодцах, которые, судя по рассказам, глотают или душат людей силой, конечно, злого духа». Такое воззрение на воду, как на жилище злых духов, естественно, должно было вести к тому, что вода, как орудие очищения, должна очищаться и освящаться. Каково первое свидетельство о молитве на освящение воды? Сведения о том, каким образом совершалось само освящение воды, мы находим в Апостольских Постановлениях. «Потом, (после помазания елеем) говорит их автор, приходит крещаемый к воде. Священник благословляет и прославляет Владыку Бога-Вседержителя, Отца Единородного Бога, благодаря, что послал Сына Своего вочеловечиться для нас, чтобы спасти нас, что потерпел, что Он в вочеловечении был послушлив во всем, проповедал царство небесное, прощение грехов, воскресение мертвых…. Теперь пусть призывает священник при крещении и говорит: «призри с небесе и освяти воду сию, даждь ми благодать и силу, яко да крещающийся, по заповеди Христа Твоего, Ему сраспнется и соумрет, и спогребется, и совостанет во усыновление, еже о Нем. Умрет убо греху, живет же правде». Из этого общего описания ясно, что молитва при освящении, по преимуществу, носила благодарственно-хвалебный характер и только уже в конце ее присоединялось прошение об освящении воды. В 4 и 5 веках об освящении воды свидетельствуют св. Кирилл Иерусалимский: «…простая вода, по призвании на нее Святого Духа, Христа и Отца, приобретает силу святости». Освящение воды совершалось посредством особых священных призываний, соединенных с троекратным крестовидным возлиянием в нее «всеосвященного мира» и с пением священной песни вдохновения богодухновенных пророков, как говорит свят. Василий Великий. По объяснению св. Максима Исповедника этой пророческой песнью был 28 псалом: «Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.» Молитва, читаемая теперь при освящении воды, составлена по всей вероятности Софронием Иерусалимским. Какие изменения в чине освящение крещальной воды произошли в 8 веке? Существенное дополнение к чину освящения произошло в VIII веке. Произносилась ектения сильно отличающаяся по содержанию от современной. Во время произношения диаконом ектении священник, как и теперь, читал молитву: «Благоутробный и милостивый Боже», в которой молит Бога даровать ему силу на совершение таинства. По окончании же ектении, в услышание всех произносил молитву: «Велий еси Господи». Содержание этой молитвы до самого момента назнаменовния было одинаково с известным нам текстом молитвы. После этого священник совершал дуновение на воду и знаменование ее. Дуновение совершалось трижды. Что же касается до знаменования воды, то и оно совершалось также трижды и одним только перстом. При совершении последних действий священник трижды произносил слова: «Да сокрушатся под знамением креста Твоего вся сопротивныя силы», и затем читал молитву: «молимся Тебе, Господи, да отступят от нас вся воздушныя и неявленыя приведения, да не утаится в воде сей демон темный…». Чин Х в., по отношению его к рассматриваемой части, дает нам сведения более полные и указывает на новые особенности в совершении освящения воды. Здесь ясно говорится, что совершающий таинство крещения должен облачаться в белые священные одежды, прежде самого священнодействия совершить каждение купели и рекомендуется благословить воду свечей. Благословения воды свечей в современной практике не совершается, но это было распространенным обрядом в древности. Еще в XVI веке существовал этот обычай, причем свечи тушились прямо в воде. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |