|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические формы демократииПрямая демократия представляет собой одну из самых очевидных ее форм. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решениях нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. Ее можно обнаружить в примитивных обществах периода родового строя. В период разложения первобытного общества возникает военная демократия, где народ, иными словами имеющие право участвовать в управлении и осуществлять правосудие, ограничивался только вооруженными мужчинами. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах). В древних Афинах, подаривших миру опыт первой прямой политической демократии, под народом понимались только взрослые свободные мужчины. Именно они имели право лично участвовать в работе народного собрания и голосовать. Женщины, рабы, метеки (лично свободные переселенцы) политических прав не имели. Таким образом, в Афинах демократия распространялась только на ограниченное количество человек. Значительная часть граждан в течение своей жизни, так или иначе, занимала один из множества выборных постов. Не было разделения между законодательной и исполнительной властью – обе ветви власти сосредотачивались в руках активных граждан. Политическая жизнь характеризовалась значительной активностью граждан. Прямая демократия оценивалась многими представителями Нового времени как идеальная форма. Референдум и гражданская инициатива, сохранившиеся в конституциях многих стран, можно рассматривать как сохранившиеся элементы прямой демократии. Античные авторы отмечали пять признаков демократии: всеобщее равноправие, отсутствие деспотизма, выборы на должности по жребию, ответственность выборных лиц, решение важнейших дел на народном собрании. Другое важное различие между античной и современной демократиями состоит в трактовке понятия равенства. Античная демократия была не только совместима с рабством, но и предполагала его в качестве освобождения от физической работы свободных граждан, которые посвящали себя решению общественных проблем. Современные демократии не признают в политической сфере различий и привилегий, основанных на социальном происхождении, классе, расе и поле. Выделим отличия античного понимания демократии от современного: 1. демократическое устройство не гарантировало свободу личности, которая рассматривалась как неразличимая часть государства; 2. как естественное воспринималось существование рабства и сословное деление граждан; 3. считалось разумным наличие правящей элиты и предоставление гражданских прав различным группам населения в соответствии с их имущественным положением; 4. гражданское общество и государство понимались как неразличимые; 5. не было разделения ветвей власти. Помимо этого, власть эта была далека от совершенства еще и потому, что подавляла инакомыслие, принимая форму тирании «большинства». Так, афинская демократия приговорила к смерти Сократа, а также могла предать любого непопулярного гражданина остракизму (изгнанию из города). Известно, что из Афин был изгнан полководец и политик Фемистокл со словами: «Ты - лучше нас, а нам не нужно лучших». Этой участи едва избежал и известный сторонник афинской демократии Перикл. Таким образом, эволюция значения термина «демократия» происходила одновременно с развитием общества. Первоначально, с момента возникновения, демократия рассматривалась как прямое правление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Однако уже в античности демократия была признана «худшей формой правления». Ибо низкий уровень культуры граждан греческих полисов позволял правителям манипулировать подобным «народовластием», вследствие чего режимы демократии были недолговечны и переходили в охлократию, а те порождали тиранию. Аристотель не проводил различий между охлократией и демократией и отрицательно относился к первой. Такая оценка демократии повлияла на дальнейшую ее судьбу: демократия воспринималась негативно и была вытеснена из политического обихода на долгое время. Средневековый период в истории развития человечества характеризуется установлением абсолютной монархии, жестким сословным делением, усилением роли церкви в государственной и общественной жизни, ограничением прав и свобод широких слоев населения. В тоже время Средние века ознаменовались появлением первых представительных учреждений и, соответственно, системой разделения ветвей власти: 1265 году парламент в Англии; 1302 году – Генеральные штаты во Франции; XVI веке – земские соборы в Московском государстве. Уже в ранний период в деятельности этих учреждений можно было наблюдать три важнейших элемента современных парламентских демократий: публичность власти, ее представительный характер, наличие механизма сдержек и противовесов. Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было самой большой опасностью, порождавшей бесправие, насилие. Отсюда отсутствие монополии на власть – непременное условие демократии. Однако далеко не сразу система разделения властей вошла в практику государственного управления. В Греции афинское собрание соединяло в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Но уже в Средние века вся феодальная система государственного управления часто основывалась на известном балансе власти между королем, знатью и верхушкой духовенства. Так, испанское дворянство, давая клятву новому королю, подчеркивало: «Мы, которые также хороши, как и ты, клянемся тебе, который ничуть не лучше нас, принять тебя в качестве короля и суверенного господина при условии, что ты будешь соблюдать все наши статусы и законы, если же не будешь - то мы не примем тебя». Первые парламенты возникли скорее как уступка королей в обмен на золото высшей аристократии (британский парламент, французские Генеральные штаты). Эти законодательные собрания постепенно увеличивали свою власть, противопоставляя ее абсолютистским запросам монархов. Так, в XVI веке английский король Генрих VII был вынужден уже в полной мере признать законодательную власть парламента. Ему необходима была поддержка парламентариев, чтобы выйти из под власти католической церкви (по одной версии, чтобы развестись с супругой). Таким образом, в период Средневековья в светской политической мысли преобладали идеи местной и сословной демократии и самоуправления. Во-первых, обосновывалась возможность участия представителей различных сословий в парламентской деятельности, которая хотя и носила крайне ограниченный, совещательный характер, но обеспечивала возможность участия в выработке решений. Во-вторых, возможность функционирования местных форм самоуправления (земства в России, вольные города в Германии – Гамбург, Бремен). Подобные формы, хотя и находились под полным контролем монарха, в то же время предоставляли возможность населению реализации определенных гражданских прав. В области духовной жизни большую роль в распространении идеи равенства сыграли учения теологов – богословов, которые, утверждая божественное происхождение абсолютной власти монарха, тем не менее, отстаивали идею равенства всех людей перед богом, недопустимость унижения их человеческого достоинства и вмешательства светской власти в область духовной жизни человека. Новый этап в развитии теории демократии начался с Французской революции, когда демократия стала рассматриваться как направление общественной мысли, отвергающее монархию и элитарность. Однако негативное отношение к демократии не было преодолено даже в XVIII веке. Это объясняется тем, что идеальная модель демократии как непосредственного и повседневного участия в управлении всех граждан в больших политических образованиях практически невозможна. Первоначальный смысл демократии трансформировался, приспосабливаясь к новым потребностям общества. Крупнейшими событиями, заложившими основы современной демократической тенденции, явились Английская революция (1688 г.), Война за независимость Северной Америки (1775-1783 гг.), Французская революция (1789 г.). В принятых в этот период документах: Билль о правах (Англия), Декларация независимости, Билль о правах (США), Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1791 г.) - были выдвинуты демократические ценности и принципы, которые просматриваются и в современной практике функционирования системы представительства, взаимоотношения ветвей власти и законодательства в области прав человека. Но более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |