|
|||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концепция демократического правления Т. ДжефферсонаОсновным автором проекта «Декларации независимости» (1776) является Т. Джефферсон. Радикальный характер взглядов Джефферсона, а также составление основ Декларации в обстановке острых споров в Континентальном конгрессе по вопросам независимости страны, ее будущем политическом устройстве, об отношении к рабству и др. нашли отражение в первых строках Декларации: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье»[27]. Джефферсон высказал немало значительных и плодотворных идей, которые рассыпаны в многочисленных небольших работах, главным образом в обширной переписке, набросках к речам, выступлениям. Среди «отцов – основателей» американского государства он был наиболее убежденным и последовательным сторонником демократии. Джефферсон безраздельно верил в силу человеческого разума, и считал, что разум и здравый смысл - единственные надежные судьи в вопросах истины. Фундаментом его политической философии служила вера в силу человеческого разума, позитивную и социальную природу человека. «Люди склонные жить честно, если им не препятствуют, и они располагают возможностями для этого»[28], - замечал он в одном из писем. Наличие у человека врожденной моральности, писал он, - «это ярчайшая драгоценность,… недостаток ее унижает человека более, чем самое страшное физическое уродство»[29]. В трактовке категории «естественное право», он исходит из позиции Локка. Однако если у английского философа среди неотчуждаемых прав перечислялись свобода, жизнь и собственность, то в интерпретации Джефферсона это были «жизнь, свобода и стремление к счастью». В республике должны получить реализацию все основные права и свободы граждан. Так, Джефферсон большое значение придавал свободе мысли, свободе слова, печати, религиозного вероисповедания и равноправное существование всех религий. Мыслитель подчеркивал прямую связь гласности с характером политического управления. «Держать двери открытыми» и укреплять обычай все подвергать испытанию разумом – значит поставить надежный заслон на пути движения к тирании. В политической концепции Джефферсона центральной является его трактовка понятия «суверенитет народа», который находит реализацию в особенностях политического управления. Таким образом, суверенитет народа проявляется в мерах по ограничению власти, которая всегда стремится к расширению полномочий. Во-первых, это разделение власти на общегосударственном уровне. Стоит отметить, что федеративное строение государства, по его мнению, также должно служить целям такого эффективного сдерживания. Во-вторых, для предотвращения «порчи» в правительственных кругах за ними нужен постоянный контроль со стороны народа. Там, где граждане не имеют права контролировать правительство, общество превращается в «стадо овец», управляемое волками». «Ни одно правительство не может оставаться хорошим иначе, чем находясь под контролем народа». При этом особое значение Джефферсон придавал контролю за расходованием бюджетных средств[30]. В-третьих, в случаях неэффективности иных мер, за народом всегда остается право на восстание против тиранической власти. Особенностью взгляда Джефферсона является то, что никакая страна не может сохранить свои свободы, если ее правители не получают время от времени предупреждения о том, что ее народ хранит свой дух сопротивления. В-четвертых, средством против «порчи» власти должны стать регулярные выборы. Уже в последние годы жизни, он был убежден: там, где оканчиваются регулярно проводимые и честные выборы, начинается тирания. При этом Джефферсон последовательно выступал за отмену различных избирательных цензов с тем, чтобы в выборах могли участвовать все взрослые свободные мужчины. Кроме других аргументов в защиту расширения избирательного права он выдвигал и тот, что при столь значительном числе голосующих подкупить их всех будет очень трудно. С особой силой Джефферсон выступал против имущественного ценза. «Я … еще не наблюдал, чтобы человеческая честность увеличивалась по мере роста богатства человека»[31]. Однако главное средство против возможных злоупотреблений властью Джефферсон видел в непосредственном участии народа в политическом управлении. «Лучше всего, - писал он, - это чтобы народ принимал участие в деятельности всех трех видов власти во всех отношениях, в каких это возможно»[32]. Таким образом, речь идет о разумном соотношении прямой и представительной демократии. Одним из механизмов реализации данной модели Джефферсон видел в развитии местного самоуправления, или, как это принято называть в американской литературе, «окружной демократии». Для формирования самоуправления Джефферсон предлагал в структуре государства выделить такую единицу, как относительно местные самостоятельные округа, или как он называл их «малые республики». В ведении такого округа могли бы находиться организация начального образования, забота о бедных, о дорогах, выборах, назначение присяжных и т.д. В пределах округов Джефферсон считал возможным «правление основной массы граждан, действующих лично и непосредственно, по правилам, установленным большинством»[33] (прямая демократия). Такое участие дало бы гражданам бесценный опыт политического участия, усилило их привязанность к независимости и республиканской конституции страны. На общегосударственном уровне полезным была бы представительная демократия. «Таким образом, каждый район представлял бы собой небольшую республику, и каждый человек в штате стал бы активным членом народного правительства, осуществляя лично большую часть обязанностей, хоть и второстепенных, но тем не менее важных и находящихся вполне в его компетенции. Человеческий разум не может придумать более прочной основы для свободной, прочной и хорошо управляемой республики»[34]. Для политического управления на государственном уровне, по мысли Джефферсона, требуются специально подготовленные люди, которые избираются на ответственные посты. Джефферсон называет их «естественной аристократией». Характерными чертами их он называет талант, мудрость, добродетельность. Отбору и подготовке таких людей для управления государством мыслитель придавал большое значение. Средством против воцарения «мишурной аристократии» (аристократии рождения, богатства) он считал регулярные свободные выборы и развитие политической культуры народа через систему образования и воспитания. «Если кто-то думает, - пишет он, обращаясь к Ч. Янси, – что цивилизованная нация может быть невежественной и свободной, то он ожидает того, чего никогда не было и никогда не будет»[35]. «Если мы думаем, что люди недостаточно просвещены, чтобы осуществлять контроль над любыми властями с полным благоразумием, то средство против этого – не лишение их права и возможности контроля, а приобретение народом такого благоразумия через образование и информацию»[36]. Джефферсон предлагает целостную систему народного образования. Основой такой системы должны стать начальные школы, где в течение трех лет детям бесплатно преподавались основы чтения, письма, арифметики и истории. После «беспристрастной проверки» способные выпускники начальных школ должны за счет государства проходить обучение в классических средних школах с дополнительным изучением латинского, греческого языков, математики, географии. 50% лучших выпускников таких школ за государственный счет должны обучаться в университетах. Такая система образования преследовала бы две цели: во-первых, общая образованность для всех, которая была бы достаточной, чтобы будущие граждане могли принимать непосредственное участие в делах местного самоуправления, а также осознанно выбирать политических лидеров в представительные органы; во-вторых, более «продвинутое» образования для наиболее способных и добродетельных граждан с тем, чтобы готовить «естественную аристократию» для государственного управления[37]. Таким образом, Джефферсон оставался на протяжении всей жизни горячим поборником идей народного суверенитета, осуждал рабовладение «как противное человеческой природе» (под давлением рабовладельческих кругов Юга пункт, осуждавший рабовладение был исключен. Рабство было официально отменено только почти через столетие 1 января 1863 года в ходе Гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом), ратовал за свободное развитие мелкособственнического трудового фермерского хозяйства в условиях демократии. Неизменную основу его взглядов составляло то, что можно назвать «народной перспективой»: вера в разум, здравый смысл, моральное чувство народа. «Именно нравы и дух народа сохраняют силу в республике. Вырождение народа – это язва, которая вскоре заразит его законы и конституцию»[38]. Джефферсон был вице-президентом, государственным секретарем, третьим президентом США. При его участии была предпринята попытка разработки конституции, получившей название «Статьи конфедерации». Помогал маркизу де Лафайету в создании текста французской «Декларации прав человека и гражданина». Основал университет штата Виргиния. Джефферсон не только вырос в семье землевладельцев – фермеров, но на протяжении всей жизни точкой отсчета его политических планов и действий для него служили труд, жизнь, интересы, нравственные установки и ценности тех, кто трудится на земле. В дальнейшем, 1787 году была разработана новая Конституция, фиксирующая федеративное устройство государства. В 1789 году Конституция была дополнена Биллем о правах – еще 10 статьями - поправками, в разработке которых также принимал активное участие Джефферсон. В отличие от Европы, где только теоретически рассуждали о необходимости разделения властей, обосновывали право и права, в США эти законодательные акты продвинули далеко вперед молодое государство по пути политического прогресса и позволили американскому обществу избежать таких явлений, как тоталитаризм, культ личности, диктатура. Начиная с 70-х годов XVIII века, свобода личности остается важнейшей политической ценностью США. Таким образом, в целом к концу XVIII века были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили в качестве положений для разработки основных политических теорий и концепций современности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Прокомментируйте выражение Платона: «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». 2. Какой критерий положен Аристотелем в основу разделения видов политического устройства государства? Какие слои общества Аристотель относит к несущественным, каковы основания такого деления? 3. Как в античности соотносились понятия «гражданское общество», «государство», «политическое сообщество»? 4. «Желанно, разумеется, и благо одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государства». Прокомментируйте выражение Аристотеля. Соответствует ли оно современным требованиям демократии. 5. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
6. Проанализируйте высказывание Джефферсона: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и не будет». 7. Как вы понимаете аристотелевское изречение: «Закону страсть не причастна». Согласны ли вы с ним. Должен ли закон учитывать личность подсудимого, его статус в обществе, имущественное положение. 8. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы правления. Как понимать слова Платона: «Демократия опьяняется свободой». 9. Почему Т. Гоббс определял естественное состояние человека «как война всех против всех»? 10. О создании какого механизма власти свидетельствуют слова Ш.-Л. Монтескье: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»? 11. Сторонником какой формы правления является автор данного высказывания: «Государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный – частица, подчиняющаяся целому»? 12. Кому принадлежат слова: «Человек – политическое животное»? (Платон; Цицерон; Аристотель; Сократ; Конфуций) 13. Кому принадлежат слова: «Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понять, почему»? (Платон; Аристотель; Конфуций; Лао-цзы; легисты) 14. Кто первым в истории создал модель идеального государства? (Платон; Аристотель; Мор; Маркс; Кампанелла) 15. Кому принадлежат слова: «Что угодно прицепсу (государю), имеет силу закона, так как народ свою власть уступил императору»: (Макиавелли; Гоббс; Аквинский; Платон; Локк). 16. Кому принадлежат слова: «Государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любовь, хотя бы избежать ненависти»? (Макиавелли; Гоббс; Аквинский; Платон; Локк) 17. Утверждение, что «форма государственного устроения есть тоже, что и политическая система, последняя же олицетворяет верховную власть в государстве», принадлежит: (Аристотелю; Платону; Монтескье; Макиавелли; Руссо). 18. Идеальное правление должно опираться на мораль, правитель должен проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного примера. Это основная идея: (конфуцианства; легизма; теории Платона; даосизма; теории Н. Макиавелли). 19. Закончите мысль Н.Макиавелли: «Хорошими всегда будут дела внутренние, если...» (будут постоянно хорошими дела внешние; государь будет справедливым; будет хорошее наемное войско; все будут в государстве хорошо жить). 20. Кто из мыслителей Нового времени главной ценностью считал политическую свободу, для обеспечения которой необходимы справедливые законы и умеренное правление? (Ш.-Л. Монтескье; Ж.-Ж. Руссо; Дж. Локк; Р. Декарт; Т. Гоббс) 21. Ж.Ж. Руссо называл естественное, догосударственное состояние человечества: («золотым веком человечества»; «войной всех против всех»; хаосом, в котором господствовало зло и насилие; обществом, регулируемым нормами естественного права; обществом, регулируемым обычаями и традициями). 22. Кто считал, что «государство есть искусственное составное тело, искусственный организм, а подданный - частица, подчиняющаяся целому»? (Т. Гоббс; Ибн-Рушд; Локк; Ибн-Халдун; Аристотель). 23. Какие слои общества выделял Платон в идеальном государстве? (философы, воины, ремесленники; философы, воины, стражники; богатые и бедные; олигархи, средний класс, угнетенные; правители, купцы, земледельцы) 24. Выделите неправильные формы правления по Аристотелю (тирания, олигархия, демократия; монархия, олигархия, охлократия; тирания, аристократия, полития; тимократия, олигархия, тирания; тирания, олигархия, охлократия) 25. Почему Платон обосновывал необходимость управления государством философами? (поскольку у них развита разумная часть души; поскольку у них есть достойное образование; поскольку они не способны к коррупции; поскольку настоящих философов мало; поскольку философия способствует умеренности души) 26. Что подразумевает термин «макиавеллизм»? (цель оправдывает средства; свобода есть высшая ценность человека; управление кнутом и пряником; война всех против всех; разделение ветвей власти) 27. Закончите мысль Аристотеля: «В основе наилучшего политического устройства лежит …» (собственность средней величины; право и закон; разделение ветвей власти; гражданский мир; умеренные правители) 28. Вставьте пропущенное слово в высказывание Платона: «Из крайней … возникает величайшее и жесточайшее рабство» (свободы; демократии; тирании; олигархии; тимократии) 29. Кто из мыслителей выступал против частной собственности у отдельных слоев общества? (Платон; Аристотель; Локк; Гоббс; Макиавелли) 30. Определите порядок смены форм государственного правления, согласно Платону. (тимократия, олигархия, демократия, тирания; олигархия, демократия, тирания, аристократия; олигархия, демократия, тирания, монархия; тимократия, олигархия, тирания, демократия; монархия, тирания, демократия, олигархия) 31. Какой принцип положен Платоном в основу конструирования модели идеального государства? (принцип справедливости; принцип воздаяния; принцип каждому по потребностям; принцип равного распределения общественных ценностей; принцип имущественного ценза) 32. Согласно Гоббсу, человек по природе эгоистичен, соответственно общество порождает…(инстинкт страх; инстинкт общения; инстинкт любви; инстинкт обогащения; инстинкт одиночества). 33. Кто считал, что полнота государственной власти целиком должна находиться в руках того органа или лица, которому она передана? (Гоббс; Монтескье; Гегель; Маркс) 34. Локк причислял к естественным правам человека: (право на свободу, равенство и частную собственность; право на свободу, равенство и свободу вероисповеданий; право на свободу, имущество и труд; право на свободу, равенство и счастье; право на свободу, труд, равенство). 35. Вставьте пропущенные слова в известное высказывание Ш.-Л. Монтескье: «Для гражданина … есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в собственной безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина» (политическая свобода; социальная свобода; экономическая свобода; индивидуальная свобода; творческая свобода). 36. В какую неправильную форму, согласно классификации Аристотеля, трансформируется аристократия как правильная форма правления? (олигархия; монархия; тимократия; охлократия; полития) 37. Почему Макиавелли сравнивает государя с лисой и львом? (поскольку умеет обходить капканы и не боится волков; поскольку умеет обходить капканы и не боится хищников; поскольку умеет обманывать и не боится хищников; поскольку он царь зверей; поскольку он мастер политических комбинации и демагогии)
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |