|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Перспективы развития идеологии в КазахстанеКазахстан – светское демократическое государство. Это соответствует ее поликонфессиональным, многонациональным и коллективистским национальным ценностям. Поэтому в Казахстане предпочтение может быть отдано политической идеологии светского и демократического характера. После краха коммунизма ведущими политическими идеологиями ХХ века стали неолиберализм, неоконсерватизм, социал-демократия, между которыми, как отмечают некоторые ученые, больше общего, чем различий. Страны, переходящие на новый путь развития в конце ХХ века, так или иначе, опираются на ценности и идеи этих идеологий. Так, в Японии был осуществлен удачный синтез неолиберальных западных ценностей с ценностями национальной религиозной идеологии (синтоизм, буддизм). Этот синтез привел к специфическому единству ценностей западного индивидуализма и восточного коллективизма (патернализма), нашедшего свою реализацию в специфических формах корпоративизма, демократизма, здорового консерватизма управленческого менеджмента. Китайское руководство выбрало путь поэтапного перехода: курс на социал-демократический путь развития с опорой на традиционную буддийско-конфуцианскую традицию. Социал-демократический путь Китая, таким образом, также соединяет в себе ценности западной социал-демократии, восточного социализма, планируемого рынка и традиций конфуцианско-буддийского направления. В Казахстане, как известно, не раз пропагандировались идеи идти западным или восточным путем. Однако опыт цивилизационного взаимодействия свидетельствует, что успехов в развитии государство достигает на пути синтеза восточных, западных и национальных ценностных ориентаций. Прежде всего, Казахстан должен ориентироваться на имеющиеся традиции, менталитет казахстанцев. Помимо этого, необходимо учитывать, что идеи демократической либеральной идеологии Запада по многим позициям исчерпали свои исторические возможности, поэтому выбор чистого неолиберализма, неоконсерватизма, социал-демократии в их исторически сложившихся модификациях, означает вернуться в прошлое человеческой цивилизации. Поэтому перед казахстанским обществом стоит большая, но ответственная задача – создание единой концепции государственной идеологии. В результате объявленной официальной деидеологизации в Казахстане была разрушена прежняя идеологическая структура общества. Вместе с тем, на протяжении истории государственные идеологии являлись духовным фундаментом развития общества. Исходя из тенденций глобального развития, некоторые исследователи полагают, что будущее всего человечества связано не с технотронным обществом, абсолютизирующим технологическую сторону прогресса, и не с коммунистической перспективой, в которой человек превращается в безликую часть тоталитарного целого, а с гуманистическим обществом. Поэтому в процессе становления нового казахстанского общества будет осуществляться его ориентация на производство духовных ценностей. В связи с этим важнейшей государственной проблемой общества гуманизма будет повсеместное производство знаний, а производство материальных товаров станет результатом производства знаний. Гуманистическое общество будет обществом знаний. В новом казахстанском обществе должно быть гармоничное сочетание духовного, материального, физического и экологического совершенствования личности при приоритете ее духовного богатства. Духовное богатство человека должно стать основой его материального вознаграждения. Историческая миссия Казахстана – стать духовно наполненным обществом, синтезирующим Восток и Запад, различные религиозные конфессии на основе идеологии гуманизма, принципов толерантности, уважения к инокультурам и каждому гражданину, при сохранении и развитии национальных традиций. Переориентация современного общества на производство знаний необходима, прежде всего, потому, что высшей ценностью нового общества должно быть формирование и развитие целостной личности. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Каковы критерии определения понятия «политическое сознание» и его основных функций? 2. Почему ХХ век называют «веком идеологий»? 3. Какие концептуальные подходы к определению понятия «политическая идеология» вы можете назвать? 4. В какой степени содержание идеологии обусловлено ее социальным субстратом? 5. В чем выражаются основные особенности идеологии «либерализма»? 6. Каково соотношение понятий «неолиберализм» и «неоконсерватизм» в современном идеологическом дискурсе? 7. В чем заключаются особенности идеологии современной социал-демократии? 8. Прокомментируйте изречение К. Манхейма, по мнению которого в слове идеология «имплицитно содержится понимание того, что в определенных ситуациях коллективное бессознательное определенных групп скрывает действительное состояние общества, как от себя, так и от других, и тем самым стабилизирует его»[68]. 9. Прокомментируйте изречение А. Берлина: «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие». Определите, какое направление идеологии отражено в этом высказывании. 10. Какой политической идеологии свойственен образ мысли, противоположный догматизму, схематизму, одномерности и нетерпимости. Объясните почему? 11. «…Говорят не только живые, но и умершие, говорит великое прошлое и загадочное будущее. В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы… И то поколение, которое порвет с национальным прошлым, никогда не выразит духа нации и воли нации». Какое направление идеологии отражено в словах Н. Бердяева. 12. Объясните смысл следующего утверждения: «…Консерватизм – это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага». 13. Ценности какой политической идеологии выражены в высказывании А. де Бенуа: «Нельзя овладеть политической властью без предварительного завоевания культурной власти». 14. Вставьте по смыслу пропущенное слово в высказывании английского ученого М. Оукшотта, «быть … означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, достаточное – изобилию, сегодняшнее веселье – утопическому блаженству». (Демократом, либералом, консерватором, коммунистом, националистом) 15. Объясните смысл следующего утверждения представителя «институционального либерализма» Ж.-М. Вару: «Суверенитет должен быть институциональным и ответственным». 16. Какой политической идеологии присуще: предпочтение прагматизму перед рациональностью, оппортунизму, компромиссу перед абстрактными схемами, что у них вообще нет идей и теорий, тем более против их реализации в «чистом» виде на практике? 17. Вставьте пропущенное слово в утверждение Б. Гудвина: «… - это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага». Объясните смысл высказывания. 18. Центральное место в марксизме занимала: (теория классовой борьбы; сохранение ценностей и традиций общества; права и свободы отдельного гражданина; анархизм). 19. Какое определение более соответствует понятию «политическая идеология»? (Описание реалий политической деятельности; описание того, какой должна быть политика; описание политической истории; предсказание политического будущего) 20. Какая из идеологий подчеркивает значение прагматизма и рационализма? (социализм; классический либерализм; консерватизм; национализм). 21. Какое высказывание соответствует идеологии консерватизма? (государство – это то, без чего невозможно осуществлять ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность; человек сам, лучше любого правительства знает, что ему нужно; верховный государственный орган можно сравнить со шляпой, которую можно безболезненно сменить; равенство – это не только юридическое понятие, но и политическое, которое нужно внедрить и в социальную сферу; солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости). 22. Верно ли, что важнейшая идея либерализма утверждает: (нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое; абсолютную ценность человеческой личности и изначальное равенство всех людей; необходимость активного участия аристократии в управлении государством; естественное физическое и умственное неравенство людей; равенство – необходимый элемент общественного развития). 23. Сторонники какой политической идеологии абсолютизировали принцип «государство – ночной сторож»? (анархизм; марксизм; консерватизм; кейнсианство; либерализм). 24. Политическая идеология, построенная на идее исключительности и превосходстве этнической группы и опирающаяся на террор и агрессию: (национализм; сепаратизм; коммунизм; фашизм; клерикализм). 25. Сторонники теории классического либерализма боролись за негативную свободу, которая означает: (свободу от социального контроля государства, от различных ограничений; свободу для расовых меньшинств в условиях расовой дискриминации США; свобода обществу в осуществлении правосудия в отношении государственных преступников; ограниченная свобода запрет на свободу организаций, исповедывающих религиозную нетерпимость). 26. Согласно общеутвержденной пятизвенной модели типологизации видов идеологии, левые выступают за: (радикальные перемены; за умеренную политику; за сохранение существующего строя; за семью, религию, законность; за вестернизацию). 27. Выделите суждение, характерное социал-демократической идеологии: (через социальную справедливость к солидарному обществу; верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить; избыток демократии равнозначен дефициту управляемости; свобода - один из необходимых элементов общества, в то время как права человека – это и цель, и средство его достижения; человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен). 28. Выделите ценности, присущие идеологии консерватизма, в том числе Эдмунду Бэрку в его работе «Размышления о французской революции»: (идея разделения ветвей власти; прагматизм, здравый смысл, скептицизм; идея верховенства закона над государством и его органами; идея необходимости гарантии прав и свобод личности; идея естественных, неотчуждаемых, прирожденных прав личности). 29. Классический либерализм отстаивает идеи: (ограничения государством власти рамками прав человека; регулируемый рынок; ограничения свободы человека нормами морали, религии; приоритет интересов государства над интересами личности; сильное иерархическое государство). 30. Существенной специфической чертой идеологии является: (духовный экспансионизм; политическая иррациональность; социальная детерминированность; электоральность; аполитичность). 31. Классическая форма либерализма зародилась как: (идеология крупных феодально-аристократических слоев; идеология пролетариата; идеология зарождающихся жителей городов позднего Средневековья; идеология зарождающегося класса буржуа; идеология крестьянства против угнетения их феодалами). 32. Документ, в котором принципы и идеалы либерализма впервые получили формальное выражение: (Декларация прав и свобод гражданина; Великая хартия вольностей; Устав ООН; Декларация независимости США; Международный пакт о социально-экономических и культурных правах). 33. Какое идеологическое течение отражено в следующем высказывании: «Целью всякого политического объединения является сохранение естественных, неотъемлемых прав человек. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»? (либерализм; консерватизм; неолиберализм; коммунизм; кейнсианство). 34. Какой вид свободы либералы ставили на первое место? (свободу предпринимательства; свободу совести; свободу передвижения; свободу выбора; позитивную свободу) 35. Основная идея кейнсианства: (необходимость дополнения традиционных либеральных принципов принципами государственного регулирования в экономических и социальных сферах; необходимость дополнения традиционных консервативных принципов ценностями доиндустриальной эпохи; необходимость дополнения традиционных консервативных принципов ценностями постиндустриальной эпохи; необходимость дополнения традиционных либеральных принципов принципами приоритета семьи, морали, религии; необходимость дополнения традиционных коммунистических принципов принципами регулируемого рынка). 36. Неолиберализм стоял у истоков программы: (государства «ночной сторож»; государства с общественной формой собственности; патерналистского государства; государства всеобщего благоденствия; интернационального государства). 37. В чем заключается специфика идеологии неоконсерватизма? (необходимость дополнения традиционных ценностей доиндустриальной эпохи ценностями постиндустриальной эпохи; необходимость дополнения традиционных консервативных принципов принципами государственного регулирования в политических, экономических и социальных сферах; необходимость дополнения традиционных консервативных принципов ценностями доиндустриальной эпохи; необходимость дополнения традиционных консервативных принципов принципами приоритета семьи, морали; необходимость дополнения традиционных консервативных принципов принципами регулируемого рынка) 38. Позиция какого идеологического течения отражена в известном высказывании Ж. де Местра «Предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, вместе взятые»? (консерватизм; неолиберализм; коммунизм; кейнсианство; либерализм) 39. Почему марксизм определяют как крайне радикалистскую идеологию? (поскольку перспективу он видит в построении бесклассового общества; поскольку он выступает за интернализацию пролетариата против крупного капитала; поскольку главный принцип коммунизма: «от каждого по потребностям, каждому по труду»; поскольку марксизм выступает против частной собственности; поскольку в нем преобладают насильственные методы преобразования социальной действительности) 40. Согласно марксизму, исторический процесс понимался как последовательная смена общественно-экономических формаций: (последовательная смена традиционного общества индустриальным, а затем постиндустриальным; последовательная смена частной формы собственности на государственную; смена традиционалистского государства правовым; торжество идей равенства, свободы и частной собственности). 41. Образ нового человека согласно коммунистической идеологии: (человек коммунистической формации ориентируется на моральные стимулы и ценности, получает удовлетворение от работы на общее благо, презрев материальный расчет и выгоду; человек коммунистической формации ориентируется на традиции и нормы общественного развития, сохраняя в обществе преемственность; человек коммунистической формации ориентируется на индивидуальные ценности и приоритеты, в основе которых лежит материальный расчет; человек коммунистической формации критически относится к религиозным ценностям, смысл труда видит в получении дохода; человек коммунистической формации стремится получить высшее образование, иметь высокий социальный статус, строить отношения на партнерской основе). 42. Разновидностью какой идеологии является маоизм в послевоенном Китае? (национализма; либерализма; консерватизма; шовинизма; социализма) 43. Основные принципы социал-демократической идеологии: (свобода, равенство, частная собственность; справедливость, равенство, братство; традиции, религия, мораль; свобода, справедливость, равенство; семья, собственность, свобода). 44. Согласно идеологии консерватизма: (солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости; равенство – это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода – это и средство, в некотором смысле и цель в себе; избыток демократии равнозначен дефициту управляемости; для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений; способность человека к справедливости делает демократию возможной, но его склонность к несправедливости делает ее необходимой).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |