АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Православно-славянская политическая культура

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  4. Авторитарная политическая система.
  5. Адхократическая культура
  6. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  7. Альтернативы развития России и социально-политическая практика весной-летом 1917 г.
  8. Американская культура XIX в,
  9. Андроновская культура
  10. Антикультура, контркультура, субкультура.
  11. Арабская культура
  12. Афанасьевская культура.

Феномен православной политической культуры, а она сегодня представлена прежде всего российской, является предметом напряженного научного анализа. Политические интересы россиян, так же как и много веков назад, во многом детерминированы культурными ценностями. Прежде всего, для православной политической культуры присуще многослойность, многовекторность политической культуры. И если прав Флоровский, что «русская душа издавна живет и пребывает во многих веках и возрастах сразу, расплывается во временах», то российское политическое время соединяет в себе противоречивые пласты.

Географическое расположение России между Европой и Азией оказало серьезное влияние на российское общество. Страна оказалась на месте пересечения двух социокультурных типов: европейского, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и ази­атского, ориентирующегося на общество, кол­лектив, государство. При этом взаимодействие этих двух социокуль­турных типов в российском обществе весьма своеобразно: это не просто переплетение, взаимообогащение содержанием обо­их типов, но и непрерывная борьба между ними. Возникающие на этой основе двойственность, противоречивость и конфликтность полити­ческой культуры находит свое отражение и по се­годняшний день в противоборстве «западников» и «почвенников», за­падной модели развития и самобытного пути России. Т. И. Заславская предлагает в культурном плане признать Россию «маргинальным членом европейской семьи, занимающим в ней примерно такое же место, как Плутон в Солнечной системе»[71].

История российского государства тесно связана с православием. Православная церковь выс­тупала и выступает духовной опорой русского народа. Православная вера сыграла важную роль в формировании идей о вели­чии России, ее масштабности, патриотизме и преданности отече­ству, особом пути России, ставшие важнейшими компонентами политического сознания россиян. Известно, что цер­ковь возвела в ранг святых выдающихся политических деятелей (княгиня Ольга, князья Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие). Являясь последовательницей византийской цивилизации, Рос­сия восприняла от нее и имперскую идею, реализация которой привела к превращению страны в многоэтническую, разноязыкую империю. Удержать целост­ность такой огромной империи можно было только с помощью дес­потической власти, сильного централизованного государства. Пони­мание данного обстоятельства подводило к осознанию необходимос­ти подчинения всех структур общества власти и государству.

Таким образом, одной из особенностей цивилизационного пути России состоит в том, что доминантной формой социальной интеграции выступает идея единого сильного централизованного государства и соборности. Соответственно основными формами взаимоотношения между государством и гражданским обществом выступают, прежде всего, этатизм и патернализм. Однако противоречивость русской души ориентирует этатизм двоякого рода: или на «подчинение» государственной власти, или на ее «ниспровержение».

Корни патерналистской традиции в русской культуре[72], в том числе и политической, находятся в историческом прошлом. Важнейшей социальной ячей­кой аграрного общества была патриархальная семья. Общая численность такой семьи могла насчитывать несколько десятков человек. Авторитет главы семьи был непререкаем. Существование большой семьи долгое время было экономической необходимостью, обусловленной климатом средней полосы России, где короткое лето нередко заставляло почти одновременно проводить разные полевые работы. Трудовой ритм требовал мобилизации всех людей, соответственно наиболее адекватной формой взаимоотношений в семье был авторитаризм. Имущественные отношения, оставлявшие за главой семьи пол­ное право распоряжаться всеми средствами крестьянского двора, на­лагали на него большую ответственность и требовали выполнения ряда функций в общественной, хозяйственно-бытовой и морально-психологической сферах. Сосредоточение команд­ных функций за главой патриар­хальной семьи оставляет всем домочадцам только функции безропотного испол­нения. В такой ситуации человек не испытывает потребности чувство­вать себя личностью, он перекладывает ответственность за свою судьбу на семью, государство, власть, он уходит от индивидуальной ответ­ственности, а значит и от свободы. Глава семьи был вправе распоряжаться даже жизнью домочадцев по своему усмотрению, а они должны были принять любое решение как неизбежность, поскольку такое поведение гарантировало выжи­вание семьи как целостности. Обусловленные природно-климатическими условиями патерналистские черты закрепились в русской крестьянской культуре. Православие освятило эти отношения авторитетом церкви. Таким образом, патернализм стал культурным архетипом, закреп­ленным в российской ментальности и политической культуре. На эту типологическую черту российского общества было обра­щено внимание еще в XIX в., начиная с извест­ного утверждения Н. Карамзина о том, что в России самодержавное правление есть отеческое правление.

Патернализм, как поведенческий стереотип, пронизывал и по­литическую культуру образованного слоя общества. Наибо­лее распространенными словами, отражавшими разные стороны па­тернализма, были попечение и покровительство, заботливость, надзор, поощрение, защита, благотво­рение, воспомоществование, пожертвование, облегчение, благоснисхождение, дарение.

В современной России эта особенность продолжает актуализировать идеал сильного социального государства во главе с сильным лидером, чувствительного к нуждам своих граждан, способного эффективно решать задачи развития российского общества, навести в нем необходимый порядок.

Обратимся к политической истории России. Важный момент политической культуры связан с кризисом древнерусской культуры, с отречением от греков в самый сложный момент национального самоопределения. Этот кризис был связан с потребностью в церковно-политической независимости от Константинополя, когда Иван Грозный заявил: «Наша вера христианская, а не греческая». Можно предположить, что именно этот разрыв на важном этапе становления определил форму национального кода культуры: он с самого начала сложился как двузначный, амбивалентный. В нем борются два начала: национальное, языческое и привнесенное, христианско-византийское.

И поскольку, языческие стихии так и не были окончательно укрощены, не прошли «умного испытания», то реванш язычества на разных этапах политической истории, оборачивался русскими бунтами против иноземцев и привнесенной ими культуры. Опричники Ивана Грозного в XVI веке, большевики в XX веке, «новые русские» в XX и XXI веках – это вырывание наружу языческой силы, отрицающей нормы морали и культуры.

Таким образом, языческое отрицание в политике – это страстное стремление уничтожить, яростное разрушение, которое рождает особую религию нигилизма. Феномен вождизма в политической культуре также сформировался языческими импульсами, требующими безусловного утверждения культа силы – культа политического вождя.

Языческая двойственность национального кода культуры определяет и главный архетип: Москва – третий Рим. Это метафора стала ключевой в долгих политических исканиях российской культуры. Отсюда поиски то абсолютно самостоятельного пути развития, то повтор чужых ценностей на русской земле. Отсюда соблазн политических отречений и отрицаний, поиск между новым и старым: не успев принять и усвоить византийскую христианскую традицию, русская власть от нее отказывается. Каждый новый властитель начинает с кампании «политических разоблачений». Отсюда драматичность политической истории России.

Языческая двойственность породила своеобразное отношение к верховной власти. Уже начиная со «Слова о Законе и Благодати» Митрополита Иллариона, подчёркивается, что милосердие или, напротив, царский гнев, выше любых законных оснований. Очень показательна в этом отношении переписка князя Андрея Курбского и его оппонента царя Ивана Грозного. Они искренне ненавидят друг друга, обмениваются самыми жестокими оскорблениями и обвинениями, но поразительно единодушны в своей концепции верховной царской власти: над царём лишь Господь Бог; он, царь, может быть добрым, злым, жестоким или милосердным, но само понятие законности не применимо к нему в принципе. Иван Грозный доходит до того, что сравнивает всю страну с продолжением своего тела, а непримиримый князь Курбский возражает ему в чём угодно, но не в этом.

Это порождает особое отношение к правителю, как спасителю или, наоборот, душегубу. Архетип российской политической власти с самого начала формируется как бинарный, радикально амбивалентный. Российский лидер должен быть «сам себе оппозиционером», чтобы соответствовать народному восприятию. И сегодня русский народ хорошо воспринимает такого лидера, для которого характерна высокая самокритичность. Это нашло отражение в пословице: «За битого двух не битых дают». Русская душа то возвеличивает «хорошего царя», то гневно клеймит «плохого царя», охотно веря в мистификации «подмены царя» (Лже-Дмитрий) и т. д. Даже в наши дни СМИ достаточно часто печатают слухи о двойниках Ельцина, Путина и других видных политических деятелях. Деспотичный и своенравный Иван Грозный был популярен в народе: одним он объявлял свою милость, другим – свой гнев, чернил служивое дворянство и даже духовенство перед народом. Но, претерпев все жестокости законного царя Ивана Грозного, русский народ отказывался служить «незаконному Борису Годунову», хотя тот всеми силами старался сыграть роль царя-избавителя.

Русский человек, будучи, в сущности, человеком государственным, вместе с тем боялся государства, избегал иметь дело с властями, не доверял государственным учреждениям. Эта особенность приобрела свои крайние формы в советский период. Чем страшнее проявляла себя власть, тем сильнее у человека было стремление приобщиться к ней, войти в неё, стать её частью.

Подобное отношение к государству и властям способствовало формированию двойного стандарта в их оценке. Человек как бы раздваивался, что свидетельствовало об антиномичности политической культуры.Н.А.Бердяев писал: «Россия – страна бесконечной свободы и духовных далей, скитальцев и искателей, страна мятежная и жуткая в своей стихийности». И в то же время – «Россия - страна неслыханного сервилизма и жуткой покорности, страна, лишенная сознания прав личности и не защищающая достоинства личности, страна инертного консерватизма, порабощения религиозной жизни государством…».[73]

Народная культура выражает себя через творцов: учёных, философов, художников, музыкантов, писателей, поэтов. Отличительной особенностью России являлось то, что вплоть до последнего времени (90-х годов XX века) в ней не существовало политических институтов, реально противостоящих власти. Ведь даже первая российская Конституция появилась лишь в 1905 году. Кроме того, не будем забывать, что если на западе существовала такая вненациональная сила как католицизм, то в России ничего подобного не было, поскольку церковь всегда была подчинена государству. В этих условиях культура становится единственным противовесом всеобъемлющей государственной власти. Отсюда небывалый расцвет русской культуры, духовности.

Непостоянство российских политиков порождает повышенную восприимчивость к иноземным влияниям. Россия периодически попадает под влияние иностранных ценностей, адаптирует чужой политической опыт, попирая частенько собственный опыт. Сегодня вместо высоких нравственных принципов национальной культуры, современные политические лидеры уповают на прагматизм, универсальные политические механизмы, привнесенные с Запада. Но парадокс прагматизма заключается в том, что он подрывает духовную составляющую. Политические институты для успешного функционирования нуждаются в активной творческой национальной интерпретации и подпитке. Политик национального масштаба никогда не состоится без веры в долговременную перспективу социокультурного развития своего народа.

Вторым важным следствием поиска особого пути России является тема апокалиптики политического времени. Русское политическое время постоянно испытывает напряжение «надвигающегося конца истории». Рождается идея – что именно от Москвы зависит судьба истории. Поэтому в русском политическом сознании неразрывно связаны судьбы России и мира. Уже в XVI веке выдвигается учение о святой России, о ее мировом значении.

Магическая вера в сакральность законной царской власти – вот истинная причина того, почему в России так трудно оппозиции завоевать народную любовь. Но если власть в глазах народа сакральна, то народ в глазах власти сакральности лишен. Известно изречение: Россия – страна господ, страна рабов. Там, где есть господин, там есть и его холоп. Феномен этот не изжит и сегодня. Стоит кому-либо подняться по социально-имущественному положению вверх, то в большей степени это влечет и нигилистическое отношение к нижестоящим людям, отношение к ним как к холопам. Анекдоты про новых русских отчасти и на эту тему. С другой стороны, этот парадокс безмерного холопства порождает феномен юродивого – специфичного российского трибуна из народа, смело нападающего на государственную власть, которая склоняется перед сакральным величием юродства. Во имя высшей правды юродивые открыто и смело говорят власти в лицо о ее прегрешениях и преступлениях перед народом. Благодаря таинственным механизмам социокультурных превращений аскеза юродства продолжает существовать. Василий Блаженный, Распутин, Солженицын, Жиреновский продолжают эту традицию.

Феномен правдоискательства провоцирует русский народ на оптимистические поиски «земного рая» - это вера в коммунизм, воскрешение Христа – спасителя и т. д. Эта способность жить будущей идеей глубоко укоренена в народном сознании и часто эксплуатируется прагматичными политиками. Российские политические лидеры привыкли обещать светлое завтра в надежде, что народ перетерпит трагическое сегодня. Внутреннюю свободу русского народа Бердяев противопоставлял внутренней несвободе западного человека, закрепощенного мещанскими нормами.

Что касается современного состояния политической культуры России, то здесь наблюдаются противоречивые тенденции. С одной стороны, деморализованность российского общества перед натиском американизации во всех сферах общественной жизни. Политическая элита откровенно проповедует западные ценности, самоутверждается путем отрицания собственной культуры. Это возмущает не только патриотически настроенных россиян, но удивляет даже иностранцев. В ответ на крайности западной фазы (западничество) Россия всегда выстраивала свою идентичность как восточная держава, опирающаяся на религиозный, нравственный фундамент православия.

Завершая, необходимо подчеркнуть, русская культура не раз демонстрировала миру свою высокую жизнестойкость. Причиной (одной из них) является образ человека, созданный православной традицией: он многомерен и пластичен.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

 

1. Что такое политическая культура?

2. Назовите важнейшие составные элементы политической культуры.

3. Прокомментируйте изречение Г. Лебона: «Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов».

4. Какое место занимают в политической культуре религиозные, символические, мифологические и иные начала?

5. Выделите основные типы политической культуры, исходя из цивилизационного принципа.

6. Выделите фактор, оказавший влияние на изучение феномена политической культуры? (выяснение несостоятельности попыток развивающихся стран копировать западноевропейские образцы при создании собственных политических систем; формирование представлений о типах политических режимов; изучение поведенческих реакций людей различных социальных уровней; активизация молодежных движений).

7. Патерналистская культура предполагает: (установку на необходимость постоянного попечительства со стороны государственной власти; установку на «подчинение» государственной власти; установка на «ниспровержение» государственной власти; установку на самостоятельную активность личности).

8. Выделите характер политической культуры исламской цивилизации: (сакральный; светский; подданнический; либеральный).

9. Какой политической культуре присуща групповая ориентация: (конфуцианско-буддийской; мусульманской; православно-христианской; западной).

10. Какой тип культуры Алмонд, по терминологии Вебера, определял как харизматический? (авторитарно-патриархальный; гомогенный; фрагментарный; тоталитарный).

11. Охарактеризуйте основные принципы и характеристики казахстанской политической культуры.

12. Заполните таблицу:

 

Тип культуры (по общецивилизационному принципу) Религиозные базовые ценности Особенности национального менталитета Ценности политической культуры Значимость политических ценностей в контексте общецивилизаци- онного развития  
Конфуцианско- буддийский        
Мусульманский        
Православно – христианский        

13. Согласно какому типу политической культуры, по классификации Г. Алмонда и С. Вербы, у подданных имеет место отсутствие интереса к политической жизни: (патриархальная политическая культура; политическая культура участия; активистская политическая культура; фрагментированная политическая культура; интегрированная политическая культура).

14. Система исторически сложившихся политических традиций, убеждений, ценностей, идей и установок политического поведения, обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности, совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений представляет собой: (политическую культуру; политическую систему; политические режимы; политическую идеологию; политическую историю).

15. Какие черты присущи гомогенной англо-американской политической культуре, согласно классификации Алмонда и Вербы? (светский прагматический характер, понимание политики как процесса объединения интересов, тяготение электората к политическому центру; светский прагматический характер, поляризованный политический спектр, цикличный прерывистый характер, политическая нестабильность; неконфликтное сосуществование традиционных и ветернизированных институтов власти, религиозный характер; центробежные тенденции в политическом развитии, стремление к децентрализации, способность заинтересованных групп переводить потребности в приемлемые политические альтернативы ограничена конституционными нормами и либеральными ценностями).

16. Какой принцип японской политической культуры обосновывают следующие установки и пословицы: «Где люди горюют, горюй и ты», «Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься»? (индивидуализма; либерализма; адаптирующегося коллективизма; социализма; патриотизма)

17. Лояльность, умеренность, гармония, коллективизм – наиболее важные ценности: (православной политической культуры; американской политической культуры; конфуцианско-буддийской политической культуры; исламской политической культуры; западной политической культуры).

18. Какой политической культуре присуща групповая ориентация? (конфуцианско-буддийской; мусульманской; христианской; западной; гомогенной).

19. Выделите черты, присущие конфуцианско-буддийской политической культуре: (способность к ассимиляции, синтез инокультурных влияний, универсальный горизонт политического мышления, надэтническое мышление, отсутствие национализма, мотив завоевания, принцип религиозной теократии, этатизм, имперство соблюдение сословного достоинства, отсутствие аскетизма, конфликтность, жесткая социальная иерархия, патернализм, решение через консенсус, корпоративное мышление).

20. Шляпка гвоздя не должна торчать», «Где люди горюют, горюй и ты» - принцип какой политической культуры отражает данные изречения? (приходской политической культуры; фрагментированной политической культуры; корпоративной политической культуры; индивидуалистической политической культуры; политической культуры участия).

21. Какому типу политической системы соответствуют данные «профили»:

 

Патриархальная культура – 40% Зависимая я культура -40% Активистская культура -20%

(авторитаризм; парламентская республика; демократия; тоталитаризм).

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)