АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическое сознание. Понятие и основные уровни политической идеологии

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. COBPEMEННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I. Понятие и значение охраны труда
  5. I. Понятие общества.
  6. I.3. Основные этапы исторического развития римского права
  7. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  8. II. ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАТИКИ – ИНФОРМАЦИЯ
  9. II. Основные задачи и функции
  10. II. Основные показатели деятельности лечебно-профилактических учреждений
  11. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  12. II. Понятие социального действования

Политическое сознание – это осознание сферы политики социальными субъектами. Одним из стержневых элементов политического сознания является идеология. Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений, орудие «духовного княжения» (Макиавелли) определенной группы, которое задает направленность деятельности государства и других важнейших институтов власти. Сам термин «идеология» был введен в обиход в начале XIX века французским философом А. де Треси. Он рассматривает идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта, на основных принципах которой должны строиться политика, этика. В мировой политической науке сложились различные суждения об идеологии. Основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями общественного бытия, и в первую очередь производственных отношений. Современник Маркса немецкий философ К. Мангейм понимал идеологию как систему «добровольной мистификации», в которой содержатся приемы «от сознательной лжи до полуинстинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана». Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности к сплочению людей.

Современные оценки идеологии располагаются в весьма широком диапазоне: от ее характеристики как замкнутой на себя «служанки власти» до признания ее открытой к изменениям, гибко адаптирующейся идейной системы, пронизывающей все политическое пространство. Так, если П. Рикерт Р. Моска, Р. Михельс придают существенное значение политической идеологии в современном мире, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, то У. Матц считает, что идеология выдвигается на политическую авансцену только во время серьезных политических кризисов. Хабермас полагает, что, в силу невозможности выделения в настоящее время чистых классов (пролетариев, капиталистов), место идеологии занимает «массовая культура». Понимание идеологии как способа коммуникации, направленной на сохранение политического сообщества, предложил Г. Лассуэлл.

Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулировать некоторые законы функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого и правого» крыла, закон генерационной и идеологической волны. Касаясь первого закона, он отмечает, что во всех идеологиях можно обнаружить три основных элемента. Прежде всего – это библейский миф о Моисее – освободителе евреев из египетского плена, то есть всем идеологиям свойственно представление о собственной мессии. Второй – философская интерпретация. Третий – это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идею в действительность. Суть второго закона - закона «крыльев» - заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические стадии – слева направо и, наоборот, то есть обслуживает разные политические и социальные силы.

Смысл третьего закона - «генерационной волны» - состоит в том, что каждое новое поколение ищет новую идеологию. У истоков эта идеология прогрессивна, возникает «слева», опирается на левые силы. Затем идет движение идет к центру, в финале волна завершается «поправением» уже повзрослевшего поколения.

Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными интересами, возникают несовпадающие устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная «призма», через которую социальные слои смотрят на мир. В идеологиях фиксируются те общественно значимые ценности, которые требуют сознательного выбора. Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления, она создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

В современной политологии идеологию характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие. Политическая идеология представляет собой, прежде всего, определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям и потому отличающаяся определенной предвзятостью оценок и склонностью к духовному экспансионизму. Духовный экспансионизм становится яркой чертой политической идеологии, стремящейся подчинить общественное мнение собственным идеалам. Любая политическая идеология стремится подавить другие идеологии, заявить о своем великом предназначении изменить мир и использовать все во имя реализации выдвинутой идеи. Предлагаемая конкретной идеологией интерпретация требует преданности со стороны ее приверженцев ценностям и нормам, которые она культивирует.

В современной политической науке политика и идеология рассматриваются как наиболее экспансионистские, навязчивые системы общественного сознания. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость неизбежно замещается идеологией. Идеология способна подчинить политику. Идеология, как и политика, универсальна, т.е. способна охватывать различные области мысли, деятельности, поведения.

Как известно, основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. Таким образом, политическая идеология выступает духовным орудием элиты в политической борьбе за власть. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения привело к возникновению различных по целям и содержанию видов политической идеологии (либеральной, консервативной, революционной, радикальной, шовинистической и т. д.).

Роль идеологии в мире политики меняется в зависимости от исторических условий, ситуации в стране, соотношения сил. Так, в 60-х гг. XX в. французские ученые Д. Белл и Р. Арон, полагая, что в западном мире достигнуто взаимопонимание основных политических сил по основополагающим вопросам (оценки роли «государства всеобщего благосостояния», децентрализации управления, политического плюрализма и смешанной экономики), а также в связи с возникновением массового общества и некоторых других показателей общественного развития, сделали вывод о «конце идеологии» и начале эпохи деидеологизации. Но буквально через десятилетие усиление роли факторов, нуждавшихся в идеологических оценках (расовые волнения, волна культурного нонконформизма в Европе, безработица, инфляция, кризис общества всеобщего благосостояния, межрелигиозные конфликты и т. д.), заставило их говорить уже об «эпохе реидеологизации».

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)