|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные идеологические течения современностиАнализ сложившихся в обществе социально-политических сил позволяет говорить о существовании ведущих направлений современной общественно-политической мысли. С XVII века начинают формироваться классические идеологии – либерализм, консерватизм, марксизм. Само понятие «либерализм» вошло в европейский общественно-политический лексикон в начале XIX века. Первоначально оно использовалось в Испании, где в 1812 г. либералами называли группу делегатов – националистов в кортесах (испанской разновидности протопарламента), заседавших в Кадисе. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, где его классическая форма зародилась в XVII веке как идеология рождающегося класса буржуа, окончательно сформировался к середине XIX века. «Декларация независимости США», обнародованная 4 июля 1776 года, стала первым документом, в котором эти идеи и принципы получили формальное выражение. Они были сформулированы и приняты к исполнению на официальном государственном уровне. «Мы считаем, - заявили авторы Декларации на весь мир, - самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых – право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью»[61]. Все же поворотным пунктом в формировании либерализма следует считать Великую французскую революцию. В частности, один из ее главных политико-идеологических документов – «Декларация прав человека и гражданина» (1789), где в системной форме представлены основные принципы классического либерализма: «Целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»[62]. Опираясь на доктрину «правового государства» Дж. Локка, идею Дж. Милля о том, что человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии боролись за «негативную свободу», то есть свободу от социального контроля, от различных ограничений (например, от сословных привилегий и наследственной власти). Во главу угла они ставили проблему свободы не общества, а личности. Среди всех свобод на первое место они ставили свободу экономическую, свободу предпринимательства. Либералы считали, что права каждого на жизнь, свободу, частную собственность стимулирует развитие производительных сил, демократии. Таким образом, либерализм воплотился в сфере экономики - в принципе свободного рынка, конкуренции; в сфере политики – в идеях государства как «ночного сторожа», идеях парламентаризма; в области гражданских отношений - индивидуализм, приоритет гражданского общества над государством. Либерализм формировался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. При ближайшем рассмотрении в либерализме можно обнаружить большое разнообразие оттенков. Но, как правило, выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонская и континентально-европейская. Англосаксонская традиция ассоциировалась с рыночной торговлей, развитием конституционных норм, укреплением демократических ценностей, расширением избирательного права и т.д. Таким образом, здесь индивидуалистическому идеалу придавалось самодовлеющее значение, он рассматривался как исходная цель всякого разумного общества вообще. В своих крайних формах эта тенденция трансформировалась в различные варианты анархизма, либертаризма и другие формы индивидуалистического радикализма. На политической арене носительницей этой традиции стала либеральная партия Великобритании, которая в середине XIX века стала одной из двух ведущих политических партий страны. Однако с выдвижением лейбористов на политическую авансцену либералы постепенно стали утрачивать свои позиции. В континентально-европейской традиции больший акцент делался на процессы национальной консолидации и отказа от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. Разнородность либерализма как идеологии и либеральных партий объяснялась тем, что в разных странах с разной степенью остроты вставали различные проблемы: конституционных реформ, экономических свобод, секуляризации государства. В Италии и Германии либерализм превратился в одну из мобилизующих сил национально-государственного объединения. Идеи либерализма в итоге были взяты на вооружение существенной частью политической элиты Запада, но воплощение их не обеспечивало социальную гармонию в обществе. Обнаружилось, что свободный не регулируемый рынок не обеспечивает социальную гармонию, ведет к организации и обогащению крупных собственников и разорению мелких. Поэтому идеи либерализма стали терпеть кризис, теряя сторонников. В 30-е годы возникает попытка обновления либерализма, появляются новые направления неолиберализма: «новый либерализм», или «социальный либерализм» и т. д. Водоразделом, четко и бесповоротно утвердившим новый, или социальный либерализм стал Великий экономический кризис 30-х годов. Основополагающее значение в этот период имело кейнсианство, построенное на признании необходимости дополнения традиционных либеральных принципов принципами государственного регулирования в экономической и социальной сферах. Получив первоначально сильнейший импульс в США, где президент - реформатор Ф.Д. Рузвельт провозгласил и начал реализовывать программу «нового курса», этот процесс стал набирать силу в европейских государствах. Смысл нового либерализма четко изложил бывший сенатор США Дж. Кларк-мл., который в частности писал: «Здесь либерал определяется как тот, кто верит в использование всей силы правительства для продвижения социальной, политической и экономической справедливости на муниципальном, штатном, национальном и международном уровнях»[63]. Как видим, это радикально пересмотренный вариант либерализма. Таким образом, неолибералы стояли у истоков программы «государства всеобщего благоденствия», с обязанностью правительства ограждать личность от злоупотреблений и негативных последствий рыночной системы. В целом, либерализм – это комплекс принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий. Вместе с тем, либерализм – это тип и способ мышления и поведения. Либерализм представляет собой весьма гибкую и динамичную систему, открытую со стороны других течений, чутко реагирующую на изменения в общественной жизни. Консерватизм (термин впервые употребил Ф. Шатобриан в конце XVIII в.) представляет собой двоякое духовное явление. С одной стороны, это стиль мышления и поведения, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, предпочитающий прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой стороны, консерватизм — это и соответствующая модель поведения в политике, особая идеологическая позиция, которая эволюционировала от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и принятия некоторых основополагающих принципов либерализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т. д.). История консерватизманачинается со времен Великой французской революции, бросившей вызов самим основам «старого порядка». Общепризнанным пророком консерватизма считается английский политический деятель Э. Бэрк, который в 1790 году выпустил в свет эссе «Размышления о революции во Франции». Выступая против идей французской революции, Бэрк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях. Стабильность, равновесие, постепенное обновление – вот те принципы, которым должно следовать общество. Консерватизм признает незыблемость естественным образом сложившихся вещей, приоритет преемственности над инновациями, иерархичность человеческого общества, привилегий и сословий. Консерватизм в отличие от либерализма – носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации выше, чем интересы отдельного человека: «быть консерватором… означает предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, достаточное – изобилию, сегодняшнее веселье – утопическому блаженству» (М. Оукшота)[64]. После Второй мировой войны консерватизм приобрел новые формы. Особенность этого периода состояла в кризисе левых – от коммунистических до кейнсианских (неолиберальных) – моделей общественного развития. Консерватизм, по сути, заполнил тот образовавшийся идеологический вакуум. Однако, если после Второй мировой войны многие политические партии консервативной ориентации еще не рисковали принять название «консервативных», боясь быть отождествленными с фашизмом, то в уже к 70 годам консерватизм вновь приобретает популярность. В ряде европейских стран возникают политические партии под названием «неоконсервативная», правда, с дополнением «прогрессивная», «народная», «демократическая». Приход к власти в США Р. Рейгана и его избрание на второй срок, победа Консервативной партии во главе с М. Тэтчер в Англии три раза подряд показали, что идеи консерватизма созвучны настроениям широких слоев населения. Идеологи неоконсерватизма пытались обосновать третий путь – а именно, соединение старых ценностей доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями постиндустриальной эпохи (творческий труд, уникальность личности, развитие образования и культуры). Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обществе чисто человеческих качеств, универсальных нравственных законов, без которых никакое экономическое и техническое развитие общества не может заполнить образовавшийся в человеческих сердцах духовный вакуум. Не случайно, Ж. де Местр определял консерватизм как «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе». Консерваторы чутко реагируют на настроения масс, требуют принятия новых государственных мер в экономике, против безработицы, расточительства государственных средств. Например, на выборах в 1979 году М. Тэтчер обещала полностью изменить политику господства государства во всех сферах жизни общества. Как утверждал германский неоконсерватор Г.-К. Кальтенбруннер: «Именно консерватор нашего времени знает, что не только многое изменилось, но и что многое нужно изменить»[65]. В современном консерватизме предлагаются следующие ценности: - укрепление законности и порядка; - приверженность социокультурному и религиозному традиционализму (приоритеты семьи, религии, морали); - ответственность человека за сохранение в себе человеческого начала, умение рассчитывать на собственные силы; - терпимость к либеральным ценностям. В современном консерватизме органически сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе личности и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, собственность, семья, закон, порядок, протестантская этика. Консерватор предпочитает известное неизвестному, настоящее и прошлое – будущему. По их мнению, для сохранения стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем решать каждому вопрос, исходя из личного мнения и личного разума. Подводя итоги, можно констатировать, что современный консерватизм представляет собой весьма сложное и многослойное образование. Поэтому прав Л. Аллисон: «Консерваторы являются одновременно индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми»[66]. Они концептуальные скептики, в том смысле, что не интересуются открытием фундаментальных принципов политики и формулированием широких концепций. Они ищут ключи к решению проблем в практике и конкретных делах. Сегодня, в условиях масштабных и глубоких перемен, которые в настоящее время переживает наша страна, умеренность, взвешенность, здравый смысл, характерные для консерватизма, способны послужить рациональным противовесом таким крайностям, как национализм, безоглядная вестернизация, исламизация. К середине XIX века в Европе возникают левые общественно-политические движения, ставящие целью достижение такого общества, в котором реализовался бы принцип индивидуальной свободы, соединенный с принципами равенства и справедливости. Выделилось два направления: радикально-революционное (марксизм) и реформаторское (социал-демократическое), расходившиеся в способах реализации новой модели общества.
Главный недостаток капитализма - неравное распределение благ; главное преимущество социализма - равное распределение лишений. У. Черчилль Коммунистическая идеология. Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX столетии. Большое значение для их концептуализации имели эгалитаристские идеи Ж.-Ж. Руссо, Ф. Бабёфа с его идеями классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство. Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII — начале XIX столетия — утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье, Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становления более отдаленного этапа развития общества - коммунизма, представлявшего, по их мнению, подлинную цель развития человечества. Обосновывая неизбежность становления «социально справедливого общества», немецкие ученые весьма противоречиво истолковали способы достижения этого социального идеала, сохранив возможность применения как эволюционных, так и революционных путей его утверждения в обществе. Марксизм представляет собой радикалистскую идеологию, акцентировавшую внимание на революционных методах построения «светлого коммунистического будущего». Схема исторического прогресса сводилась к обусловленности общественных изменений от уровня материального производства, которое в свою очередь определялось господствующей формой собственности, исключала культурные, психологические, исторические и другие факторы. Весь исторический прогресс представлялся как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Однако если антагонистические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются на базе частной собственности, а, следовательно, исторически обреченные, то коммунизм (и его первая фаза - социализм) создается на принципиально иной экономической основе - общественной собственности на средства производства. Непримиримость социальных интересов пролетариата и буржуазии в капиталистическом обществе, жесткая классовая борьба были обусловлены сосредоточением всей собственности в руках буржуа. Поэтому в качестве основных задач революционного перехода от капитализма к социализму выдвигались экспроприация (изъятие) частной собственности у буржуазии и установление диктатуры пролетариата. Новое общество, с точки зрения коммунистической идеологии, характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентирующегося на моральные стимулы - «ощущение удовлетворенности от работы на общее благо». Признается ведущая роль коммунистической партии как направляющей и руководящей силы. В дальнейшем внутренняя противоречивость марксистского учения обусловила различные варианты коммунизма. Так, В. И. Ленин, развивая революционную традицию марксизма, разработал учение об этапах социалистической революции, партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впоследствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникновения сталинского режима, при котором были выдвинуты идеи об усилении классовой борьбы по мере социалистического строительства, обеспечении общественных преобразований (обобществления производства, индустриализации народного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения. Попытка реализовать идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну разновидность социализма — маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзэдуна). Мао взял за основу сталинскую идею о необходимости борьбы с внешними и внутренними врагами, дополнив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, призванное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «светлому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского населения, особенно во времена «культурной революции», когда десятки миллионов были уничтожены в качестве «врагов народа». «Коммунист должен быть искренним, преданным и активным, интересы революции должны быть для него дороже жизни, он должен подчинять личные интересы интересам революции; всегда и везде он должен отстаивать правильные принципы, вести неустанную борьбу против всяких неправильных взглядов и поступков и тем самым крепить коллективизм в жизни партии и связь партии с массами; он должен заботиться об интересах партии и масс больше, чем о своих собственных интересах, заботиться о других больше, чем о себе. Только такой человек достоин называться коммунистом», - считал Мао Цзэдун.[67] Социал-демократизм – второе направление, в котором существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений. Например, используются понятия «латинский социализм», скандинавская и шведская модели социализма, основывающиеся на австромарксизме. История социал-демократии самым тесным образом связана с рабочим движением. Эволюция социал-демократического учения происходила на фоне изменений в условиях жизни рабочего класса. Первоначально социал-демократия в принципе разделяла установки марксизма на ликвидацию капитализма и коренное переустройство общества путем установления диктатуры пролетариата, обобществления средств производства, всеобщего равенства и т.д. Однако постепенно в ходе эволюции партии социал-демократической ориентации институциализировались, стали парламентскими и внесли существенный вклад в интеграцию рабочего движения в господствующую систему. С этой точки зрения всю последующую историю социал-демократии можно рассматривать как историю постепенного отхода от марксизма. Особенно ускоренными темпами этот процесс пошел после большевистской революции в России в 1917 г., которая перед всем миром продемонстрировала ущербность и гибельность революционного пути переустройства общества. Социал-демократия и коммунизм оказались на противоположных сторонах баррикады и, соответственно, руководители реформистского крыла социал-демократии встали на путь мирного построения демократического социализма. В развитие идей «демократического социализма» большой вклад внесли Э. Бернштейн, Л. фон Штайн, О. Бауэр и др., которые отвергали идею диктатуры пролетариата и обосновывали необходимость перехода социал-демократии на почву парламентской деятельности, числового народного представительства и народного законодательства. После Второй мировой войны наступил новый этап в судьбах демократического социализма. Опыт фашизма в Германии и большевизма в СССР подтолкнул европейскую социал-демократию к разрыву с марксизмом и признанию непреходящей ценности правового государства, демократического плюрализма. В 1951 году Социнтерн принял свою программу принципов – Франкфуртскую декларацию, где обосновывались основные идеи демократического социализма – свободы, справедливости, равенства. О том, насколько позитивна роль социал-демократии, наглядно можно представить на примере Швеции. В Швеции Социал-демократическая рабочая партия бессменно находилась у власти с начала 30-х годов до середины 70-х годов. Эти обстоятельства дали возможность более или менее последовательно реализовывать социально-экономические реформы. К середине 70-х годов шведскими социал-демократами были достигнуты значительные успехи в осуществлении социальных программ государства благосостояния. В частности, доля ВВП, расходуемой на социальные цели, увеличилась примерно с 10% в начале 50-х годов до 33% в 70-е годы. Возрос уровень заработанной платы и соответственно уровень жизни людей в области социального обеспечения, здравоохранения, образования, профессионального обучения, жилищного строительства и т.д. Таким образом, основными характерными особенностями шведской модели считаются: создание за короткий срок высокоэффективной экономики, обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения, ликвидации бедности, создание самой развитой в мире системы социального обеспечения, достижение высокого уровня грамотности и культуры. Эту модель иногда называют функциональным социализмом. Отмечая новые явления в социал-демократии в последние полтора-два десятилетия в общем контексте наблюдается тенденция к усилению акцента на пересмотр позитивной роли государства, на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и др. Были приняты ряд новых базовых документов и программ, где основными ценностями выдвигаются: политический плюрализм, частнокапиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций, социальная помощь неимущим слоям, обеспечение максимального уровня занятости и т.д. В различных моделях социал-демократизма в современном мире превалируют особые акценты, связанные с традициями, спецификой, уровнем развития того или иного государства. Однако сегодня в начале нового столетия можно однозначно утверждать, что провести сколь-нибудь четкие различия между социал-демократическими партиями и партиями других идейно-политических ориентаций достаточно сложно. Дело в том, что многие принципы, установки, ценности политической демократии, которые раньше были полем ожесточенной борьбы между ними, стали их общим достоянием. Но все же дискуссионным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы настаивают на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространяться на другие сферы, в частности экономику. Социал-демократы, наоборот, придерживаются той позиции, что демократия, свобода, равенство являются основой функционирования общественной системы в целом и поэтому не должны быть ограничены только политической сферой. Таким образом, современная картина идейно-политической мысли очень мозаична. В западной литературе в свое время была популярна пятизвенная модель типологии: левые (коммунисты) - центр (либералы) - правые (консерваторы). Деление на правых, левых и центр сложилось исторически, во времена Великой Французской революции, когда левые выступали за радикальные перемены, центр – за умеренную политику, а правые – за сохранение существующего порядка. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |