АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система «Благодатного знания» Ж. Баласагуна

Читайте также:
  1. A) прогрессивная система налогообложения.
  2. C) Систематическими
  3. ERP и CRM система OpenERP
  4. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  5. I. Суспільство як соціальна система.
  6. I.2. Система римского права
  7. NDS і файлова система
  8. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  9. WAIS – информационная система широкого пользования
  10. X. Налоги. Налоговая система
  11. А. Система потребностей
  12. Автоматизированная система обработки данных правовой статистики

Влиятельной фигурой общественной мысли Семиречья в XI веке был Жусуп Баласагун. Взращенный на синтезе тюркской и персидской культур, он сумел в своем творчестве представить в системном, оригинальном изложении основные социально-политические проблемы: правила социальной регуляции и функционирования государства, места и роли человека в обществе, идеальное правление.

Социально-политические взгляды Баласагун характеризуются своей конкретностью, реалистичностью и стремлением улучшить и укрепить феодальные отношения в обществе. В своей поэме автор выражает свои размышления об исторически прогрессивных тенденциях, изменениях в Караханидском обществе, свидетелем которых он был сам.

Труд «Кутадгу Билиг» был написан в 1069 году в Кашгаре, куда автор переехал по службе. Двор Караханидов высоко оценил значение этой работы: Баласагуну было даровано звание «министра двора», и он активно влиял на жизнь государства Караханидов. Кутадгу Билиг» - энциклопедическое произведение, написанное на тюркском языке, в котором освещены различные сферы культуры и науки, политики, заданы нормы идеального общества. Но это не только политический трактат, он является суммой знаний по различным областям науки и культура своей эпохи с философским осмыслением автора.

В поэме «Кутадгу Билиг» рассматриваются вопросы эффективного управления государством, с тем, чтобы создать сильное государство.

Каким нужно быть, чтобы всех их возглавить,

Со славой и честью делами их править

И чтобы цвели и народ, и страна,

И с доброй молвою бы шли времена.

«Наука быть счастливым» - один из вариантов перевода поэмы. Таким образом, цель управления – создание справедливого общества и достижение человеком личного счастья. Основную часть поэмы составляют диалоги: элика (правителя) Кюнтогды со своим советником Айтолды и его сыном Огдюльмиш. Персонажи поэмы олицетворяют важнейшие добродетели и блага Кюнтогды (перевод – «Солнце взошло») – персонифицирует справедливость, Айтолды (перевод – «Луна взошла») - персонифицирует счастье, Огдюльмиш («Достохвальный») – персонифицирует разум. Также в поэме представлен образ суфия – аскета Одгурмыша («Сообразительный»), олицетворяющего непритязательность: в его проповеди изложены основные положения суфийского учения. Таким образом, главными добродетелями – героями поэмы выступают: Адил, Девлет, Акыл, Канагат.

Мыслитель верит в возможность совершенствования общественной жизни и управления государством, опираясь на просвещение и науку. Эти идеи Жусупа созвучны взглядам аль-Фараби и Ибн-Сины.

Величье дается благим разумением,

А знанья – основа великим свершениям.

Баласагун дает анализ социально-классовой структуры феодального общества. Мыслитель на основе двух критериев – по имущественному цензу и по роду занятий – дифференцирует население общества. По своей социально-классовой структуре общество делится на богатое и среднее сословие, а также на бедняков. По роду занятий, отмечает мыслитель, население делится на дехкан, ремесленников, скотоводов, купцов, врачей и др. Различные социальные группы Баласагун рассматривает с точки зрения их роли в общественной жизни. В сочинении поэта каждой профессии посвящена отдельная глава. Земледельцы, считает поэт, - нужные люди, так как «они и питье, и питание дают», скотоводы обеспечивают общество молочными продуктами, животными, шерстью. «Все дива Вселенной – плод мастерства» ремесленников. Он призывает всех членов общества дружить и с уважением относиться к людям особенно этих профессий, поскольку они кормят и одевают людей. Это и означает разумность, разделение и гармонию между общественными функциями и их носителями.

Примерно такие же небольшие главы посвящены тому, как должно обходиться с людьми благородного происхождения и простого звания, с людьми учеными и знающими, с лекарями и знахарями и др. Баласагун считал, что каждый член общества должен занимать определенную социальную нишу и трудиться на ней с полной отдачей сил. Тогда кооперация этих профессиональных групп позволит государству плодотворно функционировать и богатеть обществу и всем его слоям.

Мыслитель осуждает деспотизм жадных ханов и глупых беков, которые жестоко эксплуатируют народ, попирая их достоинство и право, грабят их. Феодалы развязывают междоусобные войны, чтобы расширить свою территорию, разоряют соседние народы, сжигают их города и поселения, превращают людей в рабов. Он призывает ханов и беков быть великодушными по отношению к бедным, «одаривать их», относится справедливо. Он призывает богатых относиться к низшим слоям по совести и справедливо, а трудящихся поучает быть верными, преданными своим бекам, и на путях этого достигнуть создания справедливого общества.

Он считал, что необходимо соизмерять разделение богатства, иначе народ будет нищенствовать, а немногие богатеть и вырождаться.

Поможешь – и бедный на среднего тянет,

А средний – богатым, зажиточным станет.

Бедняк, ставши средним, упрочит доход,

А станет богат – вся страна расцветет.

Народ будет счастлив, страна благоденна,

В мольбах о тебе все склонятся смиренно[41].

Разумность общественного устройства не бросается в глаза, пока идет все нормально. Когда же социальный порядок разрушается, возникают новые идеи и лозунги, способные разрушить порядок и гармонию. Сравнивая общественное устройство с натуральным хозяйством, мыслитель отмечает, что оно само себя регулирует в нужном направлении. Однако важным условием разумности общественного устройства выступает наличие свободы, горизонтов волеизъявления.

По мнению академика А.Кононова, возможно, что Жусуп Баласагун ощущал настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для раздираемого неурядицами общества.

Что ж так люди дурны? Что ж отринут закон?

Что за век послан мне, Где я жить осужден?

Как достойных возвысить, А зло выгнать вон?

Добрый лад и закон – Все утрачено сплошь.

Люди подлы, и где же добро ты найдешь![42]

Упорядочить на новой основе жизнь недавних кочевников во всех ее сферах, внести в ее политико-правовую организацию такое государственное управление, которое должно дать подвластному народу самое главное – закон.

Основа страны, ее силы опора –

Две вещи, два корня, два твердых упора:

Закон справедливости – первый устой,

Второе – войска одарять с щедротой.[43]

Страной управлять – нужно пестовать рать,

Для рати – надежный доход собирать.

Доходы добры при народном достатке,

А люди богаты при твердом порядке[44].

Баласагун управление государство представляет как взаимозависимые звенья, где сильное войско возможно при хорошем достатке народа, а оно в свою очередь возможно только при твердом порядке.

Эти и некоторые другие мысли перекликаются с политическими воззрениями Н. Макиавелли, который также как и Баласагун стремился к созданию сильного централизованного процветающего государства. Однако если Макиавелли считал, что сила и страх должны лежать в основе управления, то Баласагун необходимым условием процветания государства считал морально-нравственный облик самого правителя, его высокая требовательность к самому себе. В этой связи мыслитель посвящает целую главу правителям, о том «…каким должен быть бек, достойный сана бека».

Быть беком достоин муж чести достойной –

Могучий, решительный, смелый, спокойный…

Ему ум и знанья иметь подобает,

Ему благородство, заметь, подобает…

Народу нужны храбрецы – вожаки,

Чьи силы в великих делах велики…

Муж должен быть дерзок, отважен и смел,

Да так, чтобы с недругом биться умел…

«Когда над собаками лев – голова,

Любая собака похожа льва».[45]

Важно, что Баласагун говорит не только о том, каким должен быть бек, но и чего не должно присутствовать в его правлении.

Две вещи опасны могуществу бека,

Они его путь искривляли от века.

И два этих зла – беззаботность и гнет,

Обеими бек развращает народ…

Насилием долго не держится власть:

Не стерпит народ, и – насилию пасть.

Бек должен чуждаться вина и разврата:

Два зла этих – верная счастья утрата.

А если властителя к играм потянет,

Он в нищенство всех за собою заманит[46].

Нельзя не удивиться прозрениям мыслителя, правота которого подтверждена временем. Именно благодаря политико-правовой мысли Баласагуна в тюркоязычной литературе уже с XI века четко закреплено понимание того, что одно из главных условий преобразования государственно-правовых отношений – это верховенство в нем закона. Даже в небольших строках поэмы «Кутадгу Билиг» можно уловить важнейший, существенный признак правового государства – господство закона. Он полагает, что единственным путем установления гармонических отношений между социальными группами и классами, утверждения социальной справедливости является выработка гуманного и строгого закона управления государством.

Где властен закон, там безбеден народ.

И в славе его имя живет.

Цветут при законе страна и весь мир.

При гнете – в загоне страна и весь мир[47].

Философ считал, что если государство будут возглавлять просвещенные ханы, опирающиеся в своей деятельности на науку, нравственность, то они будут издавать справедливые законы и действовать на основе этих законов. Справедливость, подчеркивает Баласагун, - это необходимое нравственное качество главы государства. А это значит действие в соответствие с законом. По мнению мыслителя, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, он не может в своих действиях разделять людей на рабов и беков, а обязан относиться к ним одинаково, как герой его поэмы – правитель Кюнтогды (символ справедливости), который говорит:

По правде вершу все дела я привычно,

А бек или раб предо мной – безразлично.

И сын ли, чужой ли, родня ли, приятель.

Пришелец, приспевший ли – кстати, некстати ль

Они для меня по закону равны.

Я им не смягчу, ни прибавлю вины.[48]

Жусуп делает Кюнтогды символом законности. Только когда глава государства действует справедливо на основе закона, совести и разума, тогда возникает идеальное государство.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)