|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Гражданское общество, его признаки и принципы жизнедеятельностиБыло бы ошибочным полагать, что жизнь людей в основном связана с политическими и государственными интересами. В действительности большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных интересов и потребностей, и прежде всего, индивидуальных. В них действия индивидов отражают стремление к автономии от коллективной жизни. Повседневная жизнь индивидов, ее первичные коллективные формы составляют сферу гражданского общества. Однако многообразие повседневных потребностей индивидов требуют взаимного согласования для поддержания целостности, неконфликтности и прогресса всего общества. Равновесие и взаимосвязь общественных, групповых, индивидуальных интересов осуществляет государство. Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольные организации и ассоциации свободных граждан, огражденные соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти. Гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное и противостоящее ему. Понятие «гражданского общества» восходит своими корнями к идеям полиса Аристотеля, гражданского общества Цицерона и идеям естественного права. В тот период гражданское общество и государство рассматривались как взаимозаменяемые термины. Например, для греческого полиса было характерно слияние гражданского общества с государством. Гражданам государства была чужда идея неприкосновенности частной сферы. Общие интересы полиса сливались с частными интересами граждан, а в случае их столкновения приоритет, бесспорно, отдавался первым. Такой подход сохранился почти в неизменном виде вплоть до Нового времени. Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и его отличием от государства. Основу этого процесса составил ряд факторов: - формирование идеи личности с особыми неотъемлемыми правами и свободами; - растущее осознание противоречий между государством и обществом; - создание теорий о естественных правах, происхождении государства; - формирование свободной рыночной экономики с частной собственностью. Так, согласно, Дж. Локку, общество предшествует государству, оно существует по природе. Государство представляет собой некое «новое тело», основной задачей которого – защита общества. Таким образом, формировалось убеждение, что чрезмерно разросшееся государство препятствует свободной жизни граждан. Как писал В. фон Гумбольд, «чем большее действие оказывает государство, тем более схожим становится … все находящееся под его воздействием. В таком государстве о людях забывают ради вещей и результатов их деятельности». Наиболее радикальную концепцию гражданского общества сформулировал автор знаменитого памфлета «Права человека» Т. Пейн. Государство, он считает, необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Поэтому власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества. Среди мыслителей Гоббс был первым, который употребил в политической науке термин «гражданское общество» в том смысле, в котором это принято в современной науке. Но, как об этом свидетельствуют его труды, он во многом отождествлял гражданское общество и государство. Гражданское общество и государство взаимодополняют друг друга. Без зрелого гражданского общества невозможно построить правовое демократическое государство. Гражданское общество является опосредствующим звеном между свободным индивидом и государственной волей. В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства: 1. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим. 2. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках закона и права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим. 3. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством, и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости. Таким образом, проблема взаимодействия государства и гражданского общества одна из самых важных в политическом процессе; от того, насколько эффективно оно решено, зависят общественное согласие, стабильность и порядок в обществе. Известный русский философ П. Новгородцев писал: «Нужно, чтобы все поняли, что не механические выборы и какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны, а лишь новый поворот общественного сознания… должен образоваться крепкий духовный стрежень жизни, на котором все будет держаться на органической своей основе»[59]. Речь идет о крупном духовном стержне гражданского общества. Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Оно имеет достаточно сложную структуру: состоит из семьи, церкви, СМИ, общественных клубов, научных и культурных организаций, благотворительных фондов, профессиональных объединений и т. д. В свое время, А.Токвиль, в качестве одной из особенностей США отмечал наличие разветвленной системы институтов гражданского общества, ставшей гарантом стабильности американского общества. Американской демократии значительно проще было сформировать гражданское общество, так как она не была отягощена европейским феодальным наследием в области преобразования политической системы. Поэтому в США гражданское общество получило свое наименее сдерживаемое развитие через беспрепятственное распространение свободных ассоциаций граждан, которые возникали поначалу в силу слабости государства. Конечно, большую роль в данном процессе сыграло наличие в США частнособственнических в своей основе промышленности и фермерства, которые, отстаивая свою независимость от государства и его бюрократии, всячески поддерживали такие организации и создавали новые. Высокий уровень экономики, демократии, социальная защищенность человека связаны с высокой активностью граждан. А это в свою очередь возможно только при гражданском обществе. В США демократическое государство ориентировано на формулу «свобода каждого есть условие свободы всех». В США, например, очень самостоятельная система местного самоуправления. Трудно себе представить, что всемогущий президент США сможет назначить или снять мэра, шерифа, мирового судью какого-либо захолустного городка. В Америке тысячи партий, обществ, кланов, кооперативов, клубов, комитетов, сект, общин, муниципалитетов. Эти институты не только автономны – они сами действуют на принципах самоорганизации, выборности. У них в каждой общине – своя конституция. Таким образом, основными функциями гражданского общества являются социально-компенсаторная и компенсаторно-регенерирующая (воспроизводства и воспитания), коммуникативная функции, непосредственное жизнеобеспечение, социализация, гражданский правопорядок, социальная защита и гарантия против произвола властей. Гражданское общество предполагает создание защитных мер, цель которых материальная и социальная поддержка населения, обеспечение минимума необходимых средств существования для всех своих членов. Эти функции выполняются структурными элементами гражданского общества – самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях вызревает активная гражданская личность. Основа структуры гражданского общества – личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов, и наоборот. Необходимо отметить, провозглашение равенства политических и иных прав автоматически не ведет к повышению их гражданской активности. Наоборот, сегодня очевидно: многие люди ценят свое право не участвовать в политических решениях не меньше, чем другие – право участвовать. Если в древнегреческих демократиях реализовывался прямой вид демократии, когда каждый гражданин участвовал в общественной жизни, то представительская демократия, в рамках которой мы сегодня живем, позволяет вести большинству частный, общественной пассивный образ жизни. Гражданин, в повседневности снимающий с себя заботы о гражданском долге, подрывает основы самой демократии как института. В структурном отношении гражданское обществоможно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной. Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности, а также наличие свободных владельцев средств производства. К числу экономических принципов гражданского общества относится многоукладная экономика, разнообразие форм собственности, развитие среднего и малого бизнеса. Чем большее число людей втянуто в эти отношения и являются собственниками, тем крепче и стабильнее гражданское общество, тем уже функциональное поле государства. В развитых странах существует самый настоящий культ малого предпринимателя. Не случайно 98%-99% американского, европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего». На сегодняшний день в Германии в сфере малого и среднего бизнеса занято 65,5 процентов трудоспособного населения страны. Во Франции и Германии доля малого и среднего бизнеса в ВВП этих стран почти 50%; в Японии им создаётся почти 57% всей продукции в ведущей для страны обрабатывающей промышленности; в Италии на него приходится примерно 95% национального дохода. Увеличить долю малого и среднего бизнеса в ВВП к 2020 году до 60-70% - такова одна из задач, поставленных перед правительством президентом России В. Путиным. Политико-правовая сфера - это отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путём участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, ассоциациях. Политическую основу гражданского общества составляют разделение ветвей власти, децентрализация властных полномочий, политический плюрализм, верховенство закона. Духовная сфера – это отношения, связанные с реализацией свободы совести, слова, вероисповедания и др. Духовную сферу гражданского общества составляют самостоятельные творческие объединения, религиозные организации, культурно-образовательные центры, независимые СМИ. Гражданское общество у различных народов может существенно различаться, поскольку основу его составляют культурные традиции и особенности религиозного мировоззрения. Одним словом, западная модель гражданского общества, основанная на индивидуализме и морали успеха, не может считаться единственно правильной. Основной принцип западного гражданского общества: «не человек для общества, а общество для человека» справедливо критикуется за агрессивный антропоцентризм, невнимание к коллективным ценностям, поскольку гражданское общество призвано не только защищать индивидуальные интересы, но и способствовать достижению единых коллективных целей, гармонизации интересов. Условия успешного функционирования гражданского общества: 1. Экономические - это наличие собственности. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок, конкуренция. 2. Политико-правовые - это юридическое равенство граждан, реальное обеспечение прав и свобод, политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления. 3. Культурные - повышение образовательного и культурного уровня, доступность информации, высокая правовая культура, развитие собственно знания, опора на традиции. 4. Социальные - это наличие класса среднего собственника. Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В Казахстане нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий является пренебрежительное отношение граждан к законам, низкий уровень гражданского правосознания, доминанта государственного начала над личностным.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |