|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Происхождение государства. Первые зачатки институтов власти и общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития обществаПервые зачатки институтов власти и общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Однако для этого периода характерно отсутствие устойчивых институтов политической власти. Социальные нормы в этот период носили характер обычаев, традиций, обрядов, табу. Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной. Существуют теологическая (Ф. Аквинский), патриархальная (Аристотель, Платон, Конфуций), договорная (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро), насильственная (Л. Гумплович, Е. Дюринг), психологическая (Цицерон, Л. Петражицкий, Г. Тард,), расовая (Ж. Габино, Ф. Ницше), органическая теория (Г. Спенсер, Р. Вормс), ирригационная (К. Виттфогель), материалистическая (К. Маркс, В. Ленин) и другие теории происхождения государства. Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая. Она исходит из того, что государство является результатом деятельности божественной воли, воплощением небесного провидения, а потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют высшей справедливости. Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория. Патриархальная теория трактует происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Аристотель, например, исходил из того, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Таким образом, государство есть продукт объединения разросшихся семей. С другой стороны, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Аристотель отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. Данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма и этатизма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных, активным вмешательством государства в жизнь общества. Позитивным в патриархальной теории было то, государство как большая семья стремилась и могла сохранить основные нравственные ценности, мораль, собственную культуру. Возникновение государства с точки зрения марксистской теории обусловлено развитием материального производства, а именно: совершенствованием орудий труда; появлением избыточного продукта вследствие роста производительности труда; возникновением частной собственности и социально-классовым расслоением общества; формированием государства как аппарата подавления одного класса другим. Теория насилия объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. После завоевания победители стремятся с помощью насилия утвердить свое господство и образуют для этих целей государственную организацию. Представитель теории насилия К. Каутский утверждал, что рабство возникает из войны с чужими общинами, племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя работать на победителей, платить им дань или подати. Возникает аппарат принуждения (государство) для управления побежденными. Органическая теория. Г. Спенсер использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как племя, союз племен, города-государства и т.д. Таким образом, общество функционирует подобно живому организму с присущими ему закономерностями и особенностями. Ирригационную теорию связывают с именем немецкого ученого К. Виттфогеля. Он объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных государствах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая - происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев, которые занимались поддержкой работ этих сооружений, обеспечением судоходства, распределением воды, производством ремонта сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета, которые в совокупности способствовали возникновению государственного аппарата. Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство оросительных систем. В современном мире существует 194 государства, признанных абсолютным большинством (более 2/3) других государств. Из них в ООН входит 193 государства-члена. Ватикан как суверенная территория Святого Престола имеет политическую систему, подобную государству, но государством в полном понимании данного термина не является. Он официально признан большинством государств как суверенная территория, но не является членом ООН. Около десятка государственных образований являются самостоятельными государствами фактически, но либо не признаны другими государствами, либо признаны недостаточным количеством других государств, и статус их спорен (Косово, Южная Осетия). Во многих частях света существуют регионы, население которых борется за признание их самостоятельной государственности (Палестина). Государства, имеющие крайне малую территорию или численность населения, именуют карликовыми государствами (Сан-Марино, Суринам, Восточный Тимор). Сильные независимые государства, обладающие значительным превосходством над другими государствами, а также постоянных членов Совета Безопасности ООН именуют великими державами. Великие державы, обладающие подавляющим превосходством над другими государствами, именуют сверхдержавами. Это государства с колоссальным политическим, экономическим и военным (обязательно включая стратегическое ядерное оружие) превосходством над большинством других государств (в истории - Древний Египет, Древний Китай; в ХХ веке – США, СССР). Государства, обладающие ядерным оружием, именуют ядерными державами (членами «ядерного клуба»). Государства, обладающие независимой возможностью осуществления орбитальных космических полётов (вывода спутников собственными ракетоносителями) именуют космическими державами (членами «космического клуба»), в том числе государства, обладающие независимой возможностью осуществления пилотируемых космических полётов, иногда именуют космическими сверхдержавами. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |