АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эффективность и легитимность власти

Читайте также:
  1. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  2. II. Лжедмитрий I: путь к власти, восхождение на российский престол и крах (1605-1606).
  3. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  4. А) Властивості бінарних відношень
  5. А. Законодательные (представительные) органы власти республик в составе Российской Федерации
  6. А. Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации
  7. Акты судебной власти
  8. Анализ взаимосвязи между обобщающими, частными показателями экономической эффективности деятельности предприятия и эффективностью каждого научно-технического мероприятия
  9. Анализ влияния инноваций на эффективность производственной деятельности предприятия
  10. Анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти в сфере приватизации
  11. Апогей папской власти в XI – XIII в.
  12. Атрибутивні ознаки і властивості культури

Политическая власть - это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности.

Эффективность власти - это гарантированное проведение в жизнь властных распоряжений в максимально короткие сроки с наименьшими издержками.

Важным показателем эффективности власти является ее авторитет – степень признания обществом деловых качеств субъекта власти. Разумеется, при авторитарных и тоталитарных режимах объективные оценки авторитета не всегда отражают реальные политические предпочтения в государстве. Обратимся к некоторым фактам. Например, по данным ЦИК Туркменистана на выборах Президента 12 февраля 2012 года, за Гурбангулы Бердымухаммедова проголосовали 97,14% избирателей. Явка превысила 96%. Выборы Президента России, которые также состоялись 2012 году 4 марта, показали явку избирателей 65,34%. Победу на выборах В. Путин одержал 63,6% голосов. Предварительный опрос, проводимый ВЦИОМ на 25-26 февраля показал предварительный прогноз сторонников Путина 59,9% голосов. Президентские выборы во Франции 2012 года были проведены 22 апреля (первый тур) и 6 мая (второй тур). По результатам первого тура выборов лидировал Франсуа Олланд, набравший 28,63 % голосов и действующий президент Николя Саркози набравший 27,18 %, они и вышли во второй тур. Победу одержал кандидат от Социалистической партии Франсуа Олланд с результатом 51,64 %. Действующий президент потерпел поражение. Это вторые выборы на которых действующий президент терпит поражение.

Эффективность власти также во многом зависит от ее легитимности. Легитимность (legitimus с лат. - согласный с законами, правомерный) означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

История понятия легитимность восходит к Средним векам, когда оно обозначало согласие с традициями и преимущественно трактовалось, как право верховных должностных лиц поступать согласно обычаям. Однако в течение всей истории человечества вплоть до Нового времени определяющую роль в этом отношении играли мифология и религия, которые обосновывали божественное происхождение власти и богоизбранности того или иного народа. Идея своего величия и богоизбранности была характерна и для американцев, одним из важнейших компонентов национального сознания которых является убежденность в особом пути развития Америки и ее роли в мировой истории. Светские и духовные вожди американского государства представляли дело таким образом, что народ этой страны реализовывает идею божественного провидения – построить «град на холме», который будет представлять высший этап развития человечества и лучшую последнюю надежду всех людей.

В научный обиход термин легитимность ввел Макс Вебер. Немецкий ученый указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Многие могущественные мировые державы, казавшиеся вечными и незыблемыми, становились достоянием истории именно вследствие потери большинством граждан веры в его способность обеспечить их безопасность, благополучие и справедливость. Особенно показателен в этом отношении Советский Союз, который, несмотря на внешнюю монолитность, фундаментальность, распался в одночасье, потому что народ перестал верить в его легитимность.

М. Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится добровольное признание власти подчиненными. Государственная власть не может долго опираться на силу: «Штыки хороши всем, кроме одного, на них нельзя сидеть» (Ш. Талейран). Такая власть не может быть в длительной перспективе социально эффективной, ибо «управляемые» с помощью силы внутренне не расположены к реализации принятых властью решений. Поэтому государственная власть, чтобы быть успешной, должна быть, прежде всего, легитимной.

Только высокий уровень легитимности власти позволит реформаторам осуществлять широкомасштабные преобразования. Поэтому именно в переходные периоды доминирует многоэлементная легитимность, которая опирается не только на закон, но одновременно и на традиции, рациональность. Это, прежде всего, соответствие проводимой государственной политики национально-государственной идее, соответствие образу «идеальной власти», сформированному в контексте культурных архетипов. Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Средства поддержания легитимности власти:

- изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями;

- стремление опираться на традиции при проведении государственной политики и законотворчестве;

- поддержание в обществе законности и правопорядка;

- мобильное реагирование на происходящие в обществе процессы и т. д.

Делегитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе, национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, возникновение внутри правящей элиты острых социальных противоречий. Казахстан в определенной степени переживает кризис легитимности государственной власти. Безответственность отдельных политических руководителей, несоответствие между ожиданиями различных социальных групп и реальными результатами социальной политики, коррупция и т. д. – все это может привести к утрате властью легитимности.

Отметим, что легитимность – явление политическое, а легальность – юридическое. Легальность рациональна, поскольку опирается на обоснованное законодательство, а легитимность может быть иррациональной (например, харизматическая). Для граждан легальность состоит в повиновении закону, легитимность политического явления означает его добровольную поддержку.

Вебер выделяет три типа господства: легальное, традиционное, харизматическое.

Легальное господство основано на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений. К такому типу господства Вебер относил современные ему европейские государства: Англию, Францию и США. В таких государствах и управляемые, и управляющие подчиняются не личности, а четко установленным законам. Таким образом, принцип, лежащий в основе легального господства - это правовое начало. Именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности. Самым чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Правда, с оговоркой, что никакое государство не может быть полностью бюрократичным. Легальный тип господства (рациональная бюрократия) наиболее соответствует формально-рациональной структуре рыночной экономики. Правление бюрократии - это господство посредством знания, и в этом заключается его специфический характер.

Традиционное господство - этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению, это «авторитет вечно вчерашнего». Легитимность основывается на общепринятом убеждении в святости традиций. Вебер рассматривал это как самый универсальный и самый примитивный вариант власти. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность существующих порядков и власти. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное государство, которое предшествовало современному буржуазному. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности. Основные обычаи и нормы рассматриваются как нерушимые, неповиновение им ведет к санкциям. Штаб правления здесь состоит из лично зависимых от господина чиновников, родственников, личных друзей или вассалов. Именно личная верность служит здесь основанием для назначения на должность, а также для продвижения по иерархической лестнице.

В традиционном обществе Вебер выделял различные виды: геронтократическую (власть старейшин), патриархальную (власть вождя), патримониальную (власть монарха), султанизм как разновидность последнего.

Харизматическое господство. Понятие харизмы (греч.– божественный дар), особые способности, свойства индивида, выделяющие его из всех остальных. Это качество не столько приобретенное, сколько дарованное человеку от природы. К ним Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Он возникает в условиях социально-политического кризиса и способствует появлению вождей - харизматиков, отличающихся политическим радикализмом и стремящихся подорвать основы существующего порядка. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру. Однако следует отметить, что при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят легальному господству как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а, прежде всего, эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность ей. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю. Однако заметим, что харизматическая легитимность постепенно исчезает в результате процесса секуляризации, то есть освобождения общественного и индивидуального сознания от влияния религии. Чисто харизматический тип легитимности пока сохраняется в традиционных обществах Африки, где харизма остается ведущей формой организованного политического поклонения.

Уровни легитимности власти

Исторически сформировались три уровня легитимности: идеологический, структурный, персональный.

Идеологический уровень легитимности подразумевает признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью. Основа - идеологические ценности.

Структурный уровень правомочности власти вытекает из убеждения в законность и ценность установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Основа – исторически сложившиеся политические структуры.

Персональный уровень легитимности – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя. Основа – личный авторитет правителя.

Описанные уровни легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

В современных системах легитимизации в той или иной мере сохраняют актуальность все названные Вебером типы. Например, одной из опор, на которых держится английская политическая система, являются традиционные институты власти и палата лордов. Еще большее значение для ее сохранения и эффективного функционирования имеют начала рациональной организации, право, законность, парламентаризм и др. В определенных условиях в общественном мнении прочность прерогатив правительства может быть усилена харизмой политического руководителя (например – М. Тэтчер, У. Черчилль, Рузвельт). Проблема легитимности – это в значительной мере и проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты, открытые формы недовольства режимом.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:

 

харизматическое господство власть мудрецов- старейшин
легитимность юридическое обоснование законности политической власти
медиакратия форма правления, при которой политическая власть находится в руках церкви
политическая власть власть толпы
охлократия тип господства, опирающийся на освященные обычаем нормы
плутократия власть, основанная на воздействии средств массовой информации
легальное господство способность, право и возможность господства над людьми с помощью закона, авторитета и принуждения
легальность утрата доверия, лишение власти общественного кредита
традиционное господство тип господства, основанный на признании добровольно установленных юридических норм
делегитимация признание народом правомерности и законности политической власти
геронтократия форма власти, при которой основным субъектом выступает наиболее богатый слой общества
теократия один из типов легитимного господства, который характеризуется отношением к политическому лидеру как к высшему существу

 

2. Заполните таблицу концепций власти:

 

Концепции власти характеристика
телеологическая  
бихевиористская  
психологическая  
структурно-функциональная  
реляционная  

 

3. Как различаются понятия «легитимность» и «легальность» власти?

4. Какие типы легитимности обосновал М. Вебер?

5. Какой ресурс власти в наибольшей степени зависит от средств массовой информации: (интерес; распределение материальных ценностей; принуждение; убеждение; деньги).

6. Бихевиористские концепции власти анализируют: (системную природу власти; поведенческие аспекты власти; ролевые отношения во власти; бессознательные мотивы, влияющие на властные решения).

7. Что понимается под политической властью в правовом государстве: (умение навязывать свою волю другим; использование элитой своих преимуществ; управление слабыми со стороны сильных; делегирование обществом государству политических полномочий).

8. Что понимается под категорией «ресурсы власти»? (общая характеристика власти; потенциальные возможности власти; методы властвования; структура власти)

9. К какому подходу определения власти принадлежит следующее определение: «Власть – это господство одного класса над другим»? (бихевиористское; психологическое; марксистское; телеологическое)

10. Какой из идеальных типов легитимности, по М. Веберу, является наиболее устойчивым? (харизматический; традиционный; рационально-легальный; религиозный)

11. Как именуется политический порядок, при котором одни люди управляют, а другие подчиняются? (власть; авторитет; харизма; диктатура)

12. Какое определение легальности является верным? (легальность – это право управлять; легальность – это право власти на применение насилия; легальность – это закрепленная в конституции процедура обретения власти; легальность – это действия власти в соответствии с законом).

13. М. Вебер является автором теории: (элит; легитимности; политических систем; демократии).

14. Немецкий ученый М.Вебер понимал легитимное господство как: (господство, признанное со стороны управляемых индивидуумов; власть, опирающуюся на насилие; наследование законного представителя династии; господство законно избранного президента; способ демократического управления).

15. Какой вид власти превалировал в Советском Союзе? (медиакратия; райтократия; теократия; меритократия; демократия)

16. Идеологическая легитимность означает: (обоснованность власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех или иных идеологических ценностей; легитимность, основанная на вере масс в особые способности политического лидера; соответствие власти традиционным ценностям общества; легитимность, навязанная обществу политической целесообразностью; узаконение власти установленными нормами права, конституционными принципами).

17. Специфическая черта бюрократии (по М.Веберу): (рациональная организация деятельности; эмоциональная нейтральность политических решений; стереотипность политических действий и мышления; догматизм; групповая солидарность).

18. Какой вид власти характерен для всех этапов развития общества? (плутократия; райтократия; бюрократия; партократия; теократия).

19. Уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения власти; сила проявления гражданского неповиновения; массовость демонстраций в поддержку власти являются показателями: (легитимности власти; легальности власти; эффективности власти; демократичности власти; отсутствия власти).

20. При каком виде легитимного господства лидер не связывает себя господствующими нормами и правилами? (харизматическом господстве; традиционном господстве; правовом господстве; рационально-легальном господстве; бюрократическом господстве).

21. Быть лично свободными и подчиняться только служебному долгу; иметь устойчивую служебную иерархию; иметь твердо определенную компетенцию; работать на основе свободного выбора; работать в соответствие со специальной квалификацией; рассматривать свою службу как единственную или главную профессию; соблюдать строгую, единую служебную дисциплину и т.д. Все эти требования М. Вебер сформулировал по отношению к: (монарху; президенту; бюрократии; аристократии; интеллигенции).

22. Власть может быть определена как реализация намеченных целей». Какой концепции власти соответствует данное определение? (телеологической; системно-функциональной; формально-конституционной; бихевиористской; психологической)

23. Определите какие из приведенных характеристик свойственны харизматическому господству: (основано на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений господства и подчинения; основами для продвижения по иерархической лестнице являются служебная дисциплина и деловая компетентность; осуществляется в период формирования индустриального общества; развитие плюралистической демократии, многопартийности, учет наличия оппозиции; возникает, как правило, в условиях социально-политического кризиса).

24. К каким направлениям политической мысли и методам анализа принадлежат следующие определения власти:

а) «Политическая власть – это организованное насилие одного класса для подавления другого класса»;

б) «Власть – это отношения между группами, позволяющие одной группе изменить поведение другой группе»;

в) «Власть – это не что иное, как отчаянная попытка приобрести знаменатель силы, когда подлинной силы не хватает»;

г) «Власть понимается… как посредник, тождественный деньгам, циркулирующий внутри того, что мы называем политической системой, но выходящий далеко за рамки последней и проникающий в три функциональные подсистемы общества – экономическую подсистему, подсистему интеграции и подсистему поддержания культурных образцов»;

д) «Власть - способность ее субъекта навязывать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями».

25. Чем политическая власть принципиально отличается от других видов власти – экономической, религиозной, военной и др.?

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.)