АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поэтому роман начинается с истории Шарля, который ярко представляет свою эпоху

Читайте также:
  1. A) сумма потребительских стоимостей, который может приобрести рабочий на свою номинальную заработную плату
  2. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  3. III. Методологические основы истории
  4. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  5. XVI-XVII вв. в мировой истории. «Новое время» в Европе
  6. XX ВЕК В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
  7. Аксиология в истории методологической мысли
  8. Алекс резко передумал подходить, но, будто не заметив их, направился к плакату, который висел на стене у гардероба.
  9. Анализ взаимодействия общества и природы, человека и среды его обитания является давней традицией в истории научной и философской мысли.
  10. Английский женский роман Х1Х века
  11. Английский романтизм
  12. АНЕКДОТЫ, ИСТОРИИ ОТ ОШО

Вспомним начало романа – сцена в школе, жалкий Шарль, который не может из страха даже выговорить свою фамилию. Вот оно новое молодых людей, воспитанное новой средой. У них нет ни силы воли, ни своей позиции. Но есть очень удачное сравнение Шарля с «лошадью, которая ходит по кругу с завязанными глазами». Вся его жизнь до встречи с Эммой - это существование слабого и недалекого человека, который привык довольствоваться тем, что он имеет.

Эмма воспитана совершенно другой средой. Как было принято в те времена, она получила монастырское воспитание. Ее увлечение книгами писателей-романтиков, незнание настоящей жизни сформировало в ней ложное представление о жизни. Героиню часто сравнивают с Дон Кихотом. Книги, как и в романе Сервантеса, сыграют трагическую роль в ее жизни.

Так возникает почва для формирования конфликта между мечтой и действительностью, и с самого начала формируется представление о будущем избраннике - это будет «рыцарь на белом коне, с плюмажем на шляпе, который увезет ее в свой замок».

Таким образом, мы видим, что одной из главных тем романа – становится тема «судьба романтика в эпоху Второй Империи».

Большое значение имеет и следующий факт: в отличие от романов Стендаля и Бальзака, действие романа Флобера принципиально отнесено в провинцию. Подзаголовок романа: «Провинциальные нравы». Почему? Там все обычное более трагично и более типично, нежели в столице. Флобер писал: «Я всегда пытался проникнуть в душу вещей, воспроизвести лишьобщее и всегда отказывался от случайного и драматического».

Этим объясняется его позиция, в корне отличающаяся не только от позиции романтиков, но и от позиции ранних реалистов, которые тяготели к изображению ярких личностей и драматических событий.

В то же время история Эммы, живущей в обыкновенном провинциальном городке, изображена, с одной стороны, как жизнь обычной женщины, а с другой - как жизнь романтика. Это очень важный момент в романе. Таким образом, создается двойственность бытия Эммы и двойственность ее характера.

Вначале Эмма ведет себя как прилежная жена. Она стремится всячески приукрасить свой быт (именно это слово): вышивает ему домашние тапочки, заставляет его носить халат, феску, мечтает о том, чтобы они вдвоем, рука в руке, вечером сидели бы на террасе, смотрели на звезды и мечтали о будущем. Она хотела бы, чтобы Шарль ходил в черном бархатном фраке с длинными фалдами, в мягких сапожках, в треугольной шляпе и кружевных манжетах!

Скорее, мы можем во многом упрекнуть Шарля, который не сумел привести свой дом в порядок до того, как в него войдет его новая жена. Детали, которые играют огромную роль в романе: «пара штиблет, на которых уже успела засохнуть грязь»,«канареечного цвета обои с выцветшим бордюром». А самое главное – «букетновобрачной, букет первой жены», который Шарль забыл унести из спальни. Потом к этому присоединятся - запах дешевой пищи, дешевая посуда, засохшие цветы на клумбе и т.д.Героиня глубоко страдает от отсутствия у Шарля душевной культуры

К чему множество таких подробностей? Это использование непрямых способов социального анализа через цвет- чаще всего он серый; через звук – это скрежет; через запах –он затхлый; через единообразие – описываются два совершенно одинаковых города, в которых происходит действие романа; через бытовые детали, даже через язык тела.

Другой важный момент в романе: главными в движении сюжета оказываются не трагические случайности, как это бывало в предыдущих романах (письмо г-жи де Реналь), а психологически мотивированные изменения в душе Эммы вследствие совершенно обычных событий. Это бал у маркиза, куда они были приглашены с Шарлем.

Бал и свадьба – важнейшие эпизоды, в которых особенно раскрывается двойственность Эммы.

Свадьба. Картины пошлости и низменности, показанные то с точки зрения романтика Эммы, то самого автора Ключевое слово – пошлость. Бал у маркиза: смешанный запах цветов, тонкого белья, жаркого и трюфелей. Граненый хрусталь, вазы с цветами на столах, перепелки, поданные в перья. Все это меняет ее жизнь. Ее состояние сравнивается со скалой, которая раскололась надвое Двойная точка зрения на маркиза. Ключевое слово – красивость. Посещение замка сыграло роковую роль в жизни героини – ее мир также раскололся надвое, и она предпочла жить в своем вымышленном романтическом мире. Отсюда объяснение всей ее дальнейшей жизни и ее итога.

Какой мы можем сделать вывод? Эмма не только выше своей среды, она – совершенно иная, если мы будем сравнивать ее с другими героями романа: первой женой Шарля, матерью Шарля. Она резко противопоставлена такому герою, как аптекарь Омэ.

Ее возвышает любовь. Она страстно влюблена в своих любовников, и это придает ее истории уже трагический характер.

Ее самоубийство объясняется не только ее разорением, но и глубочайшим пониманием своих ошибок (ее последние встречи с Леоном и Родольфом). Таким образом, мы можем назвать Эмму романтиком.

Причиной разочарования Эммы в муже становится не жестокость илипредательство мужа, как это нередко бывает в жизни и изображается в романах, а ее псевдоромантизм, который представлен в романе через мечту о красивых тарелках, стремлением к шелку и бархату, то есть не к Красоте, а к красивости.

По Флоберу, ложный романтик это тот, кто внутреннее заменяет внешним, мнимое принимает за истинное. Только такой путь, по мнению писателя, мог быть у человека, который претендует на роль романтика, в обществе Второй империи, которую Ф. считал временем «тотальной пошлости».

Решение вопроса: «осудить или оправдать героиню?» - Флобер оставляет за читателем, так как ответить на него непросто.

Роман Флобера был написан не столько как социальный роман, сколько как роман социально-философский. Это роман о женщине вообще, о ее вечном конфликте между мечтой и действительностью, о недостижимости идеала вообще. Почему именно о женщине? Только она склонна всегда обращать внимание на внешнее, мечтать о прекрасном. В романе драма героини выходит за рамки частного случая, а женский вопрос расширяется до философской проблемы.

В связи с романом появилось определение «боваризм». Им обозначается известная женская болезнь, которая проявляется в стремлении женщины найти в жизни идеал, которого в принципе в жизни быть не может. Вследствие этого роман Флобера приобретает универсальный, обобщающий характер.

 

Английская реалистическая проза Х1Х века

Реализм как ведущее литературное направление утверждается в английской литературе в 1830-1840 годы, то есть почти на 10 лет позднее, чем во Франции. Но это не принципиально, главное - реализм в этих литературах появляется раньше, чем в других зарубежных странах.

Хронологически он частично совпадает с правлением королевы Виктории (1839 –1901) и в связи с этим получил название «викторианской эпохи». Это название имеет несколько значений. Мы отметим два:

  1. Викторианская эпоха как время правления королевы Виктории.
  2. Викторианская эпоха как викторианство, то есть определенная идеология, образ мыслей и жизни, духовная атмосфера эпохи, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии английского общества того периода.

Термин «викторианский», кроме того, используется в самых различных сочетаниях: викторианская литература, викторианский роман, викторианская мораль, викторианский стиль и т.д. Понятие «викторианство» принято больше связывать со второй половиной 19 века, но всех изучаемых нами писателей принято называть писателями-викторианцами, а их произведения викторианскими романами.

Время формирования английского реализма (1830-1840) - это период напряженной политической и социальной борьбы: часто 1830-е годы назывались «бурными 30-ми», а 1840-е - «голодными 40-ми».

Англия 19 века была экономически развитой страной, обладавшей сильным военным и торговым флотом, обширными колониями, многочисленными мануфактурами, но положение большинства англичан оставалось бедственным – баснословное обогащение финансовой буржуазии сопровождалось ростом безработицы и нищеты, борьбой мелких буржуа и рабочих за свои права, особенно в «голодные 40-е».

Важными событиями, повлиявшими не только на положение в стране, но и на литературу были:

- это активное развитие городской цивилизации (Лондон стремительно превращался в громадный город, который не только романтиками, но и реалистами изображался как «гнездо порока»);

- это парламентская реформа 1832 года, получившая название «моральной» революции, когда доступ к власти, получила и буржуазия - так был дан толчок не только бурному развитию буржуазных отношений, но и появлению в литературе нового типа героя - выходца из буржуазной среды;

- поправка к «Закону о бедных» 1834 года. Комментарий: «Закон о бедных» был принят еще в 1601 году, тогда же был введен налог на бедность. Борьба с бедностью стала решаться в рамках мальтузианства (Томас Мальтус(1766-1834), которое безработицу и бедность объяснял «избытком населения». В 1840-е годы начали организовываться «работные дома», которые, якобы, должны были решить эту проблему:

- безработные занимались тяжелым и низкооплачиваемым трудом;

- семьи разлучались, что приводило к уменьшению роста населения.

Самым чудовищным было то, что пребывание в работных домах было пожизненным, поэтому народ прозвал их «бастилиями для бедных».

Под влиянием этих и других событий английские писатели обратились к современной и социальной проблематике. В 1840- годы были созданы лучшие романы английских писателей. Социальная проблематика отступит на второй план только во второй половине 19 века, что было связано не только со стабилизацией экономических отношений, но и с появившимся глубоким интересом писателей к внутреннему миру человека. На смену остросоциальным произведениям приходит психологический роман. Проявляется интерес и к занимательному повествованию – «сенсационный» и детективный романы. В английской литературе, как и во французской», 19 век – век романа.

Имея много общего в тематике и проблематике с французской литературой, английская литература 19 века выполняла особые функции. Это обстоятельство объясняется распространением в Англии мнения об особом английском пути, на который Англия вступила еще в конце 17 века: в 1688 году произошла та называемая «славная революция» (т.е. бескровный переворот). В результате были ограничены права «короны» и узаконено верховенство буржуазного парламента, т.е. когда «корольцарствует, но не управляет». Следовательно, считали английские экономисты и философы, будущее Англии теперь зависит от главных нравственных качеств не только героев, а всей английской нации. В силу этих обстоятельств, а также в силу пуританских традиций, на писателей возлагалась ответственность за моральное улучшение английского общества. Назидательность, морализаторство стали важнейшими качествами английской литературы 19 века.

Главными приоритетами в произведениях английских романистов были нравственные приоритеты (существенное отличие от французского реализма). В эпоху викторианства, и особенно позднего викторианства, от писателей требовалось наказывать зло и вознаграждать добродетельного героя.

В Англии того времени мирно уживались глубокий критицизм, осуждение эгоизма, проповедь альтруизма, изображение высоких нравственных качеств человека.

Но жизнь диктовала свои правила, и такие писатели, как Теккерей, стремясь к истине, показывали, как личиной добродетели лицемеры прикрывали свое истинное лицо. Были и романы, как «Грозовой перевал» Эмили Бронте, которые никак не укладывались в «викторианский канон».

Национальное своеобразие английского реализма проявлялось также и в воспроизведении многочисленных вариантов английского национального характера. Непревзойденным мастером здесь был Диккенс. Особенно глубоко и всесторонне у Диккенса изображен так называемый «маленький» человек, который пришел на смену титаническим героям эпохи романтизма. В его же произведениях мы встретимся с великолепными образцами английского юмора.

Национальной чертой английского романа 19 века можно считать и пристрастие к изображению Природы, которая часто является действующим героем произведений.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)