|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что общего с Вальтером Скоттом?Выбор переломной эпохи. В романе описывается эпоха перехода от позднего средневековья к раннему Возрождению. В романе нет ни одного исторического события, но есть исторический персонаж – король Людовик Х1. Нам известно, что исторический Людовик Х1 был опытным правителем. Был чрезвычайно религиозен. Умен, хитер, отлично разбирался в людях и в политических ситуациях. В борьбе против мятежных феодалов опирался на новое сословие – буржуазию. Эти качества Людовика Х1 описаны Скоттом. В романе Гюго перед нами предстает совершенно иной король. На примере его изображения мы можем увидеть, какие новые способы характеристики вводит в роман Гюго. Например, король характеризуется через смету его расходов (примеры). Его жестокость подчеркивается тем, что он не жалеет денег на орудия казни. Его скупость - через его ворчание относительно мизерных расходов (примеры). Его коварство – через эпизод с клеткой, в которую заключен его противник, просящий о пощаде. Но король делает вид, что ничего не слышит. Еще одна особенность: неопрятная одежда и жалкая внешность короля (примеры) указывают не на его возраст, а на дряхлость самого института монархии (сравни со Скоттом (идеализация короля), объяснить, почему так). Таким образом, мы видим, что историческое начало воссоздается у Гюго главным образом через романтические символы. И каждый его персонаж – также определенный символ эпохи. «Дух эпохи» у Гюго воссоздается не только через события, но и через поведение вымышленных героев, и через описание нравов. Нравы – самый важный способ передачи эпохи. Следует иметь в еще одну особенность романа Гюго. Как драматург Гюго организует текст своего романа как драматургический. Его роман можно назвать романом-драмой, так как он разделен на 11 частей, каждая называется не частью или главой, а принципиально – Книгой. Каждая Книга – это акт (действие), который состоит, в свою очередь, из отдельных сцен (действий). Название каждого из явлений указывает на тему или идею каждой сцены. Примеры: «Большая зала» - изображены изменения в эпохе через изменения в поведении народа: это недовольство властью и даже церковью (школяры, мистерия); появление на исторической сцене новой политической силы – буржуазии («Жак Копеноль»);«Эсмеральда» - появление нового, иного человека, который многое меняет в их жизни; эпизод встречи Жака Копеноля и короля Двора чудес Клопена Труйульфу – указание на будущий союз простого народа и буржуазии против монархии («гусеница на апельсине»). Важное: исторический роман всегда ориентирован на современность: штурм Собора – это репетиция взятия Бастилии. История Клода Фролло. Архидьякон Клод Фролло - один из самых ярких персонажей романа. Представляет главную силу эпохи – церковь. Презрение народа к нему свидетельствует, скорее всего, о разочаровании народа в идеях церкви, страх перед ней. В действительности, он – ученый монах, сильная незаурядная личность, любящий брат. Появление Эсмеральды в его жизни становится началом трагедии героя. Не случайно он говорит Эсмеральде : «До встречи с тобой я был счастлив». Через историю страсти монаха описывается перелом в эпохе. В его душе происходит страшный переворот: отвергавший женщин, он безумно влюбляется в цыганку. Он готов на все прегрешения ради нее. Страсть побеждает его долг. Но отвергнутая любовь превращается в ненависть и приводит его к сумасшествию. История Квазимодо. Этот герой представляет в романе угнетенный и забитый народ. Чистая душа Квазимодо ожесточена унижением и Злом. Только Эсмеральда своим добром (дала ему напиться, слеза) из «зверя» превращает его в «ангела». Как мы видим, в своем романе писатель не только страстно обличает Зло современного мира, но и указывает путь к Добру. Таким образом, Эсмеральда в романе предстает перед нами как символ эпохи Возрождения с ее гуманистическими ценностями. Как сказал о романе Гюго один из исследователей, «отсутствие исторических событий искупается в нем необычайным богатством нравов». Таким образом, мы можем заключить, что Гюго создал еще одну модель исторического романтического романа. Роман «Отверженные» (1862), второй знаменитый роман писателя, был написан в изгнании. После «Отверженных» Виктор Гюго создал еще три романа – «Труженики моря», «Человек, который смеется» и «Девяносто третий го
Жорж Санд (1804 - 1876) – псевдоним французской писательницы Авроры Дюпен-Дюдеван. Жорж Санд – яркая фигура во французской литературе и общественной жизни. Она широко известна как общественный деятель, известная журналистка, издатель журнала «Независимое обозрение». Жорж Санд была зачинателем феминистского движения во Франции. Она ратовала за право женщины быть любимой, что воплощалось в свободной любви, была сторонницей гражданских браков и своей жизнью демонстрировала реализацию этих принципов. Женское равноправие она понимала как не только интеллектуальное и духовное равенство мужчины и женщины, как это, например, было в Англии, но и как равенство материальное. Не случайно Жорж Санд стала профессиональной писательницей. Писательница всегда очень гордилась своим происхождением. Ее отцом был обедневший дворянин, ставший впоследствии наполеоновским офицером, ее мать была парижской мещанкой. Их брак, который был обычным мезальянсом, быстро распался. Жорж Санд получила сначала монастырское воспитание, как это было принято в те годы в дворянских семьях, а потом ее образованием занялась ее бабушка-аристократка. Тем не менее, писательница очень гордилась своим демократическим происхождением: «Я принадлежу к народу как по крови, так и по сердцу». В 1831 году Жорж Санд ушла от своего мужа, оставив ему детей - дочь и сына. В Париже она сближается с молодыми писателями и сама начинает писать, чтобы обеспечить свое существование. Ее соавтором и первым возлюбленным становится молодой писатель Жюль Сандо, с которым они написали роман «Роз и Бланш». После расставания с ним в память об их отношениях писательница приняла псевдоним Жорж Санд, в котором мужское имя Жорж было призвано подчеркнуть ее равенство с сильным полом. Жорж Санд работала во многих оппозиционных журналах. Во время Февральской революции 1848 года она была редактором «Бюллетеня революции». Вместе с Луи Виардо, мужем знаменитой певицы Полины Виардо, близкой подруги Жорж Санд, она начала издавать свой журнал. В нем она опубликовала большинство своих произведений. Только романов у Жорж Санд насчитывается около 100. Но часть из них не представляет художественной ценности, а лишь свидетельствует о трудолюбии писательницы. Жорж Санд была близко знакома со многими знаменитостями Х1Х века – с писателем Альфредом Мюссе, автором знаменитого романа «Исповедь сына века», с музыкантом Фредериком Шопеном. Тема музыки занимает важное место в ее творчестве. Ранние романы Ж.Санд, такие, как «Индиана», «Валентина», близки к литературе «неистовых романтиков». Главной темой этих произведений становится судьба незаурядной женщины. Вследствие этого Ж.Санд считают одним из создателей (наряду с Жермен де Сталь) французского «женского» романа. В середине 1830-х годов произошли существенные изменения в мировоззрении и творчестве писательницы. По своим взглядам Жорж Санд всегда была типичным романтиком, верящим в то, что общество можно переделать с помощью различных моральных правил. Она исходила из того, что зло не присуще человеку – оно проистекает главным образом из неправильно устроенной жизни. Поэтому следует «исправлять» общество и тем самым уменьшать количество зла в мире. Жорж Санд предлагает сугубо романтические способы его изменения: с помощью идей христианского социализма, перераспределения богатства посредством «неравных браков», хотя Ж.Санд хорошо знала по семье своих родителей, что подобные браки непрочны. Но, помимо этих наивных рецептов, есть и интересные положения в ее концепции жизни. Это, например, поиск «основы жизни». Его суть состоит в том, что человек не имеет права уходить в свои страдания и ненавидеть «мир людской». Спасением для него может стать труд, «полезная деятельность», которая принесет пользу не только самому индивиду, но и обществу. Новым и ценным в концепции жизни Жорж Санд стало стремление иначе, чем многие романтики, оценивать романтический индивидуализм. То, что ранее называлось «великими страданиями» романтических героев, Жорж Санд обозначает как душевную лень, то есть эгоизм. Таким образом, выходя в своих рассуждениях из рамок романтизма, писательница сумела увидеть оборотную сторону некоторых романтических явлений. Человек не должен, по ее мнению, сосредотачиваться на «личном». И такого героя она находит в среде «народа». Как и Виктор Гюго, она идеализирует этот тип, противопоставляя его герою дворянского происхождения. Такие герои представлены в романах «Странствующий подмастерье» (1841),«Мельникиз Анжибо» (1845), «Грех господина Антуана»( 1845) и др. В каждом из них мы находим народных героев, превосходящих дворянство своими высокими нравственными качествами. Но и тип дворянина претерпевает существенные изменения – он представлен нам как тип «кающегося» дворянина, стыдящегося неправедно нажитого своими предками богатства. Этот образ был воплощен писательницей в Альберте Рудольштадском («Консуэло»). В трактовке своих героев Жорж Санд, несомненно, остается на позициях романтизма. «Консуэло» (1842-1843) - самое известное и самое значительное произведение Жорж Санд. Оно публиковалось частями в журнале самой Жорж Санд. Роман имеет черты романа-фельетона (занимательное повествование, введение «тайн» (тайны замка Исполинов), простота изложения материала). В то же время этот роман вполне может быть назван и историческим романом. Известно, что писательница в период работы над романом изучила большое количество исторических материалов. Действие роман переносится в ХУШ век. Первая половина событий происходит в Италии (Венеции), которую Ж.Санд представляет нам как колыбель искусства, вторая часть повествует о событиях в Пруссии и Чехии. Главная героиня романа Консуэло («утешение» - итал.), пожалуй, - самый лучший женский образ, созданный писательницей: она женственна и в то же время сильна. «Дитя улицы», благодаря своему трудолюбию становится великой певицей. Автор показывает борьбу в ее душе между стремлением быть любимой и любить и своим великим назначением. Как женщина Консуэло проходит через любовную трагедию. Она обладает качествами, которые писательница считала лучшими в человеке. Это - «полезная» деятельность, трудолюбие, внутренняя красота, бескорыстие, милосердие, принципиальность. Только рядом с Альбертом пережившая много Консуэло обретает душевный покой. Она заслуживает свое счастье, потому что лишена эгоизма. Роман «Консуэло» справедливо называют и романом о Художнике. Консуэло - художник в самом высоком смысле этого слова, герой который не прельщается успехом или гонораром. Она соглашается с мыслью о том, что искусство требует от художника жертвы. Но в то же время она хочет всегда оставаться внутренне свободной. Свое назначение она видит в том, чтобы служить народу. Эта идея является главной во второй части дилогии – «Графиня Рудольштадт» (1842 – 1844). Жорж Санд по силе своего таланта, глубине поставленных проблем и идей, несомненно, уступает Виктору Гюго. Но в России она пользовалась огромной популярностью. Под влиянием ее идей сложилось так называемое жорж-сандистское движение, главным назначением которого была женская эмансипация. О ее творчестве писали В.Белинский и И.Тургенев. Ф.М.Достоевский назвал ее женщиной, «почти небывалой по силе ума и таланта».
Американская литература Американская литература – самая молодая из всех изучаемых нами литератур. Считается, что романтизм, по существу, первый этап в развитии этой литературы. Но чтобы быть точными отметим, что этому этапу в американской литературе предшествовало Просвещение. Просвещение и романтизм являются первым периодом в развитии американской литературы. Это период с начала ХУП века – по 1865 год. Национальное своеобразие американской литературы обусловлено следующими особенностями формирования нации и исторического развития страны: - колонизацией; - многоэтническим составом Америки; - влияниемпуританизма на все сферы жизни, в том числе и на литературу; - мифом «американская мечта; - регионализмом, то есть формированием в разных регионах своих литературных школ. Еще две особенности: - американская литература начинается не с создания национального эпоса, а как литература письменная; - она развивалась по образцу европейской (в частности, английской) литературы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |