|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Оноре де Бальзак (1799 – 1850)
Бальзак - один из великих писателей 19 века, который и в европейской литературе считается «золотым веком». Интересный факт: он родился в 1799 году, в один год с Пушкиным. Гениальность Бальзака проявилась в глубочайшем анализе современного общества и современного человека, а также в создании новой модели литературного творчества. «Человеческая комедия» (1829 – 1850): структура, замысел По словам Бальзака, это – «единая книга о Франции 19 века», в которой каждый том всего лишь страница одной книги. Исследователи иногда называют эту грандиозную эпопею романом-фреской. Писатель вводит новые способы соединения материала: - под одним названием особым образом объединено около 100 произведений, в основном прозаических; - тексты соединяются между собой с помощью «переходящих («возвращающихся») героев и открытых концов произведения: «Человеческая комедия» Бальзака – это, прежде всего, модель современного мира. Первое обращение к истории молодого человека у Бальзака – роман «Шагреневая кожа» (1831)
Это произведение занимает особое место в «Человеческой комедии». По жанру – это социально-философский роман. В своих произведениях Бальзак представил нам разные подходы к истории молодого человека. История главного героя Рафаэля де Валантена, потомка обедневшего, но знатного рода – это так называемая «бальзаковская» ситуация: герой из провинции приезжает в Париж, чтобы «пробиться наверх». Сюжет романа организован по принципу «китайской шкатулки»: нам описываются два этапа жизни главного героя, вложенные друг в друга. Первый эпизод жизни Рафаэля де Валантена создан в традициях социального романа. В начале своего пути герой выбирает путь «честной бедности», но, поняв его бесполезность, вступает на путь страстей, которые приводят его к решению покончить жизнь самоубийством. Итак, главный двигатель этого сюжета – страсть. В предисловии к роману Бальзак писал о том, что его роман - это изображение «формулы нашей жизни», «принципов поведения современного человека», которые раскрываются на примере жизни Рафаэля де Валантена. Второй эпизод в истории героя начинается с того момента, когда он по своему желанию становится обладателем шагреневой кожи, волшебного талисмана, который исполняет все его желания, но взамен забирает его жизнь. Главным двигателем в жизни героя становится уже талисман. И роман переходит в жанр философского произведения. Философское содержание романа – это высшая степень обобщения человеческого поведения. В основе сюжета – мифологический мотив – мечта человека об исполнении желаний. И он связан с такими философскими проблемами, как смысл жизни, различные формы человеческого бытия, проблема выбора жизненного пути, проблема страсти, свободы, мысли и чувства и др. Вопрос: Зачем автору нужно было так подробно рассказывать о прошлой жизни Рафаэля, о его ошибках? Почему он не начал роман с того момента, как Рафаэль стал обладателем талисмана? Как психолог автор подчеркивает особенности поведения человека: даже его трагический опыт не способен его остановить. Вторым главным героем в романе является антиквар - мудрец и в товремя искуситель, наблюдающий легкомыслие молодого человека. Пытаясь уберечь его от опрометчивого выбора, он открывает ему «великую тайнучеловеческой жизни», которая состоит в следующем: «Человек истощает себя безотчетными поступками - из-за них и иссякают источники его бытия. Все формы этих двух причин смерти сводятся к двум глаголамжелать и мочь». Но между этими двумя пределами человеческой деятельности, говорит антиквар, находится иная формула, коей обладают только мудрецы. Это – глагол «знать»:«Желать – сжигает нас, «мочь» - разрушает, но «знать» - дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии». «Знать», по мнению антиквара, - это «соблюдать чувство меры». Но его богатый житейский опыт не останавливает Рафаэля, который снова хочет поддаться своей страсти, «хочет жить, не зная меры!» Поэтому его самоубийство «только отсрочено». Рафаэль безумно мечтал об исполнении своих желаний, и теперь он ни перед чем не остановится. Он мечтает о роскошной жизни, ради которой он даже готов умереть! Итог его жизни таков: он становится самым несчастным человеком в мире: он имеет возможность исполнять все свои желания, но должен расплачиваться за это своей жизнью. Шагреневая кожа в романе становится многозначным образом. Из множества его значений для нас важны два: а) шагреневая кожа как символ жизненной силы, данной человеку при рождении. Она убывает как с любым желанием, так и с каждой мыслью; б) шагреневая кожа как символ исполненных желаний. Таким образом, в романе перед героем ставится ряд проблем. Одна из них: какой путь выбрать? - яркую жизнь, наполненную исполненными желаниями? (такая жизнь не только сокращает срок жизни: оборотной стороной исполненных желаний оказывается пустота, бурные страсти, они приносят яркие ощущения, но, в то же время, они разрушительны, и, главное, жизнь таких людей почти всегда коротка!) – это первый этап жизни Рафаэля, который привел его к желанию умереть;
- «путь идеальных наслаждений», который выбрал для себя антиквар? Антиквар: «я сосредоточил свою жизнь не в сердце, которое может разбиться, не в ощущениях, которые притупляются, но в мозгу, который не изнашивается и переживет все» (оборотная сторона этого способа бытия: жизнь подчиняется не слову «желать», а слову «знать»). Это жизнь без ярких чувств, постоянный контроль разума над чувством. Самое главное для антиквара - это «духовное наслаждение»: он наслаждается своим превосходством над людьми, которые становятся жертвой своих слабостей». Бальзак не может дать ответа на поставленную философскую проблему, ибо третьего пути не дано. Он лишь констатирует, что у каждого из способов бытия есть свои «плюсы» и «минусы», но за все надо платить! Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |