|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Х1Х век как литературная эпохаМая – 2 лекции (14.40; 16.10) Мая – 2 лекции (14.40; 16.10) Мая в 11.30 – зачет. Тексты для обязательного чтения По «Истории зарубежной литературы Х1Х века» (журналисты ОЗО, 2 курс) Романтизм Немецкая литература Э.Т.А.Гофман. Золотой горшок. А.Шамиссо. Удивительная история Петера Шлемиля. Английская литература М.Шелли. Франкенштейн, или Современный Прометей. Дж.Г. Байрон. Восточные поэмы (Корсар). Дон Жуан. Скотт В.Айвенго. Французская литература В. Гюго. Собор Парижской богоматери. Ж.Санд. Консуэло. Американская литератур Ф. Купер. Последний из могикан. В. Ирвинг. Жених-призрак. Рип ван Винкль. Э.По. Ворон. Новеллы: Убийство на улице Морг. Золотой жук. Маска Красной смерти. Колодец и маятник. Черный кот. Падение дома Ашеров. Реализм Французская литература Ф.Стендаль. Красное и черное. О. де Бальзак Шагреневая кожа Отец Горио. П.Мериме. Новеллы: Маттео Фальконе. Этрусская ваза. Кармен. Голубая комната. Г.Флобер. Госпожа Бовари. Английская литература Ч.Диккенс. Большие надежды. У.Теккерей. Ярмарка тщеславия. Э.Бронте. Грозовой перевал(или Ш.Бронте. Джен Эйр). Немецкая литература Г.Гейне. Книга песен (стихотворения по выбору студента). Германия, зимняя сказка. Т.Шторм. Иммензее. Американская литература Г. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома (ознакомительное чтение ). Г.Мелвилл. Моби Дик, или Белый Кит (ознакомительное чтение). У.Уитмен. Листья травы (стихотворения, указанные на лекции).
Курс высылаемых лекций состоит из двух блоков. Лекции должны быть вами освоены. На занятиях будем вместе анализировать указанные вам произведения. Такая форма усвоения материала будет более эффективной. При хорошей работе можно получить зачет уже на занятиях. Ваш преподаватель Раиса Исхаковна Галеева.
Блок №1 Х1Х век как литературная эпоха Две принципиально важные особенности литературного 19 века: а) литературный 19 век не совпадает с историческим: - Великая французская революция 1789-1794гг - 1871 год; б) в пределах этого периода формируются и в дальнейшем тесно взаимодействуют два ведущих литературных направления 19 века - Романтизм и Реализм 19 века. Первым возникает романтическое движение, затем – реалистическое. В период к.1820-х – 1830-е гг. оба направления сосуществуют. Это обстоятельство дало возможность исследователям литературы называть их 2 сообщающимися сосудами. В связи с этим перед нами стоит главная задача – определить как принципиальное различие между этими методами, так и увидеть их общность.
Романтизм Романтизм – одно из ведущих литературных направлений 19 века. Главными событиями возникновения романтизма были Французская буржуазная революция 1789-1794гг. и последующие за ней события. Главные из них – обманутые ожидания, отрицательное отношение к наступившему пошлому и жестокому буржуазному миру. С понятием «романтизм» связаны многие понятия, о которых мы с Вами сегодня поговорим. 1. «Романтизм» - это одновременно и литературное направление, и художественный метод. Итак, понятие «литературное направление»: то есть когда большая часть современников разделяет эстетические принципы романтической школы. Речь идет о литературных направлениях в различных литературах - в них много общего и в то же время различий. Понятие «литературный метод» - более сложное понятие: имеются в виду особые принципы отбора, изображения и оценки явлений действительности. Своеобразие романтического метода в целом можно определить как художественный максимализм, который обнаруживается на всех уровнях произведения – от проблематики до системы образов и стиля. Романтическая картина мира имеет у романтиков свою иерархию Главное – в ней материальное подчинено духовному. Основано на идеях немецких философов-идеалистов. Борьба, любое столкновение в произведениях романтиков представлены в разных формах. Это может быть борьба божественного с дьявольским, возвышенного с низменным, небесного с земным, добра со злом и т.д. Главное: все построено на антитезе, одном из главнейших эстетических принципов романтизма. Почему так? Это объясняется тем, что романтический идеал находится в вечном противоречии с пошлой действительностью. Отсюда и происходит романтическое двоемирие: большинство романтических героев, существуя в реальном мире, мечтают о мире идеальном. Романтический сюжет, как правило, яркий и необычный, это изображение только кульминационных моментов в жизни героя. С помощью подобных ситуаций создается и занимательность повествования в романтизме. Романтический психологизм – особая категория в романтизме. Очень часто изображаются ситуации, когда человек как безвольная игрушка оказывается в руках сатаны, рока, судьбы, а иногда и собственных страстей. Часто изображается ситуация выбора в судьбе человека. Типология романтических героев. 1. Чаще всего романтические герои отличаются своей непохожестью на остальных людей по разным причинам. Их странность, непохожесть на остальных часто подчеркивается автором с помощью новых средств в портрете. 2. Отношения с обществом в романтическом произведении. Общество представляет собой, чаще всего, толпу, «светскую чернь», когда-то изгнавшую романтического героя. Типы романтических героев формируются и как национальные типы, и как общечеловеческие, и как порожденные средой и событиями. 1. Герой-чудак, часто комичен и нелеп в глазах обывателей (Ансельм в «Золотом горшке», Рип ван Винкль в одноименной новелле Ирвинга). Для него часто характерна детскость (Рип ван Винкль). 2. Герой – трагический одиночка и мечтатель, отвергнутый обществом, осознавший свою чуждость миру. 3. Герой – «разочарованный», лишний человек, «байронический» герой, «сын века». Превратился в аналитика и наблюдателя своей собственной души, страдающий от отсутствия любви и в то время не способный на любовь (Чайльд-Гарольд). 4. Герой – демоническая личность, бросившая вызов обществу, иногда и миру, иногда и самому богу. Личность, обреченная не только на разлад с обществом, но и с самим собой. Герой, избирающий путь зла ради того, что восстановить добро («Корсар» Байрона). 5. Герой – человек из народа, отверженный обществом (Квазимодо). 6. Герой - Художник, близкий автору (Ансельм «Золотой горшок» Гофмана). 7. Герой - благородный рыцарь, индеец или свободолюбивая цыганка (Эсмеральда), представитель нецивилизованных народов, не испорченных пошлостью современного Общества. Романтический пейзаж – играет огромную роль в романтическом произведении, так как воплощает образ близкой романтическому герою Природы. Особенности романтического пейзажа: в отличие от предыдущих, автор-романтик отказывается от изображения «горизонтали»: рощи, дубравы, поля, которые в романтизме становятся нередко символом обыденности. Вместо «горизонтали» в произведениях романтиков появляется «вертикаль»: горы, море, ущелья, утесы, стихии, волны и т.д. Природа в произведениях романтиков описывается как «вольная стихия», как «дикая природа». Романтические жанры: это - баллада, поэма, драма для чтения, роман-драма, повесть-сказка, исторический романтический роман. В эпоху романтизма литературы начинают приобретать национальное содержание. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |