АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Добротолюбие

Читайте также:
  1. ДОБРОТОЛЮБИЕ
  2. Добротолюбие. Том 2.

Том 4

Содержание

Предисловие
Очерк жизни св. Феодора Студита

Св. преподобный Феодор Студит
ПОДВИЖНИЧЕСКИЕ МОНАХАМ НАСТАВЛЕНИЯ

  1. Сколь высоко служение иноческое...
  2. Не мудрствовать о себе высокая...
  3. Бодрствуйте: ибо враг не дремлет, – в утешение и пастырю...
  4. Помните смерть и отчет и ревнуйте об обетах...
  5. Соревновать друг другу в добром, но не в худом...
  6. Против похоти; ибо этим огнем огонь вечный возжигается; и смерть может застать на деле...
  7. Высоко звание; благодарить хранением обетов...
  8. Не ослабевайте: труд мал; воздаяние безмерно...
  9. Поле души очищать, засевать, орошать, чтоб плоды духовные приносила...
  10. Господь сшествует, – терпите; – и чем подкрепляться...
  11. Враг воздымает страсти; но противьтесь и одолеете; Господь помощник...
  12. Идем отсюда... т.е. из области страстей, чрез воздержание чрева, очей, языка, слуха, рук и ног...
  13. Вставание; утреня; первый час; работы...
  14. К Богу устремитесь, и все другое ни во что вмените...
  15. Убежали от мiра; но не убежали от волнений страстных, врагами воздымаемых: внимать надо и противостоять...
  16. Видя преуспевание ваше, радуюсь; но боясь, не остановились бы, молю, не пресекайте течения, уклоняясь от всего неподобного, и ревнуя о всем должном...
  17. За чем вышли из мiра? Чтоб очиститься; и блажен, кто живет в духе сей жизни, особенно в вере настоятелю...
  18. Прехвально общежитие; и блажен кто живет в духе его...
  19. Паче и паче преуспевай каждый в своей добродетели; послушливый в послушании; смиренный в смирении; трудолюбивый в трудах...
  20. Радуют меня ваши успехи... в ком смирение, в ком... (перечисляет иноческие добродетели)...
  21. Будьте в добром, – и врага не пускайте к себе, чтоб он завопил: все злы стали...
  22. Все от Бога; однако же требуется и наше усилие, чтоб хранить и подвигаться вперед...
  23. Противьтесь врагу, страсти воздвигающему...
  24. Против распаления страстей слово Божие, блюдение чувств, паче зрения, недавание покоя плоти: блюдись; пал ты после крещения, не пади и после обетов схимы...
  25. Побеждающим страсти – венцы, поддающимся им – муки; если вы в первом ряду, – добре, если во втором, поспешите исправиться...
  26. С высоты иноческого жития воззрев на мiр, видите море суеты волнующееся; радуйтесь же, что избавились от сего...
  27. Много трудов и терпения требуют дневные службы церковные, скудость в содержании, исполнение правил общежития, штрафы и епитимии; но как это ко спасению, и за это венцы; то мужайтесь...
  28. Вы, как добрая земля, кто такой, кто другой добродетели плод приносите...
  29. Мало-мало, и исход отселе; но да будет он у нас с добрым напутием...
  30. Во избежание переменчивости подчиняться уставу общежития, исключающему всякую отособленность в братиях, ровно всех держащему в деланиях, и тем обезопашивающему от падений...
  31. Что ни потерпим здесь, там будет воздаяние неописанное; будем же тещи не леностно трудным путем нашим, в след святых, прошедших им, кои такие же были люди, как и мы...
  32. Путь царский – все делать по уставу; отступающий уклоняется или в излишество, или в умаление; позволительно и отступление, но с ведома игумена, без чего оно не кончается добром...
  33. При ведении из слова Божия, как жить, надо воспоминать жития святых, кои делом то исполнили, – начиная страхом Божиим и кончая глубоким смирением...
  34. Для предупреждения возмущений против порядков, надо давать знать настоятелю, как только заметит кто замыслы и стачки...
  35. Проявления действий в нас духа Божия, и духа лестча, указываемые с тем, чтоб зная то, о первых ревновали, а от вторых отвращались...
  36. Подвиги необходимы; но как за всякий есть свое воздаяние, то они не удерживают мудрых от преуспеяния...
  37. При вере и любви ко мне будьте работящи; распорядители работ распоряжайтесь разумно и подчиненные исполняйте то верно...
  38. Образ жизни в послушничестве выше всех: его и Господь избрал...
  39. Предзрите Господа пред собою, да не подвигнетесь ни на что худое; нудьте себя на добро, поминая об исходе, и паче о страшном суде и его решении...
  40. Страх Божий отвращает мечи врага нашего...
  41. Относясь к эконому, как к самостоятельной власти, вы вводите двоевластие и разделение; а при разделении власти царство не станет...
  42. Четыредесятница требует воздержания не телесного только, но и душевного...
  43. Ублажаются общежительные труженики: радуйтесь!
  44. Страх за себя по поводу настоятельства...
  45. Бесы увлекают чрез возбуждение страстей, и губят: бороться надо...
  46. Призваны мы к высокой жизни: но так ли живем, как вознамерились сами, и как другие ожидают?
  47. Будь тверд в воспринятой жизни, и сам себя не лишай радостей, предлежащих тебе...
  48. Вот-вот смерть: готовьтесь, очищая себя от страстей...
  49. Картина страданий ради нас спасителя: слава и благодарение Ему!
  50. Урок при виде умершего: не о теле, а о небе пещись...
  51. Все в обители трудятся, привнося свою жертву в общее; почему делаемое от монастыря всякому присвояется...
  52. Братолюбие да пребывает; спаситесь все, очищая себя; бегайте многоречия и смехов; больно мне слышать, когда что неисправно у вас...
  53. Отлучаюсь, но душу оставляю с вами; будьте и без меня, как были при мне...
  54. Благоугождайте Богу; друг о друге пекитесь, не себе угождая; не будьте мудры о себе; единодушны будьте...
  55. Выражает свое благоволение к ревностным труженикам и просит ревновать и о духовных деланиях, и о монастырских послушаниях...
  56. Новоначальным сильны искушения, по причине остатка грешных пристрастий и привычек...
  57. В войне состоим: я, как военачальник, речью возбуждаю вас: стойте...
  58. Поминаю смерть и все бывающее тогда, и молюсь, чтоб дано было мне очиститься и не испытать огня, вы же радуйтесь, взирая на воздаяние, хотя настоящее ваше и скорбно...
  59. Побыв среди суеты мiрской, возблагодарил я Бога, что мы с вами убежали оттуда...
  60. Встаньте и взыщите исцеления у всеврача Господа...
  61. Преполовение Великого поста; потрудились, видим плоды: милость Божия; возблагодарив устремимся далее...
  62. Положение ваше благоустроено: блюдите его...
  63. Отпраздновав, пасху, пойдем далее в духе четыредесятничного времени, чтоб не растратить стяженного, в продолжении его, а умножить...
  64. Высокого сподобились мы звания; будем радоваться, благодарить, и действовать, всякой труд ради его подъемля, и все претерпевая...
  65. Помышляя, что претерпели Пророки, Апостолы и другие Святые Царствия ради Небесного, возревнуем...
  66. Богом поручены вы мне; почему ревную учить вас...
  67. Любя вас, радуюсь, когда преуспеваете, и скорблю, когда вижу какое настроение...
  68. Мiр в суетах ничтожных; наши же цели высоки, и труды многоплодны...
  69. Надо терпеть все, что приходится встретить неприятного; и будем достойны стать в сонме страстотерпцев...
  70. Чего требует от вас Бог? Отречения от своей воли и покорности единой воле настоятеля; потому не дерзайте особиться от других ни в чем, даже добром...
  71. Причины греха – гордость и непослушание; и от них всякое горе: напротив от смирения и послушания – всякое благо...
  72. Как спасительны епитимии, и другие меры исправления? Они путь в рай...
  73. Тяжек и прискорбен путь; но за то ожидают утешения безмерные: потерпим...
  74. Когда царь зовет на вечерю, все спешат. Нас позвал Царь небесный; как не спешить, все перенося: не будем же малодушествовать, а бодро бороться со всем...
  75. Видя плоды доброго, по нашему чину, жития, строже держитесь его: и сделаетесь селением бога триипостасного...
  76. Кто свято живет, у того всегда праздник. Хотите ли сего? Будьте ревностны о богоугождении, и все терпите за него...
  77. Многоволненна жизнь; но во 1-х молитесь, чтобы кормчий ваш был бодрен и мудр; потом веселите себя упованием достигнуть благого конца...
  78. Как при приближении арабов всячески заботимся, как бы не попасть им в руки так будем блюстись от мысленных врагов, облекшись в оружия духовные...
  79. Время бежит: надо внимать, как вы и делаете, особенно заботясь о смирении и кротости, Христу подражая...
  80. Хвалю послушливость вашу: и пребудьте таковы; и раздаятели потреб и послушаний, – и получатели их действуйте богобоязненно...
  81. Страшнее меча восстание страсти будем внимать, ограждая себя заповедями и вооружаясь отвращением... ко греху...
  82. Брат ушел. Отчего? Себе не внимал и помыслам прельстительным поддался; если б внимал себе, псаломские внушения вразумили бы его; и воля не тверда была...
  83. Ничто да не отлучает нас от любви Божией; но пребудем в подвигах и добродетелях, пока достигнем в меру Христову...
  84. Кто не тако нечестивии? Все, дурно живущие; особенно же недовольные скудным содержанием монастырским, в противность обетам...
  85. Горько, что еще двое ушли...
  86. Утешаюсь твердостью вашей и постоянством; преуспевайте и еще, нудя себя, – и благословение Божие; будет на вас; те же, кои не таковы – не Божии...
  87. Отрекшись от мiра, и опять к нему воззревая, – и неразумно и пагубно поступаете вы: отрезвитесь же, прошу...
  88. Радуюсь, что вы благоустроились; но это не мое дело, а дар Божий; радуюсь же я, потому что мы едино с вами: Господь да хранит вас, и да поможет вам преуспевать...
  89. Вняв званию Божию, подобно Аврааму, оставили вы все: не тужите же, но надеждою воодушевляясь, переносите все: впереди венцы...
  90. Как на мне долг – всегда воодушевлять вас на брань: так на вас – всегда стоять во всеоружии духовном и бороться...
  91. Весна настала: блюдитесь, советую воздерживаться от вина, не есть досыта, и в город ходя быть осторожными, и оттуда не заносить в обитель мiрских речей...
  92. Отсечение своей воли наша первейшая добродетель...
  93. В добре подвизаетесь во всем; велик труд, но воздаяние больше; преуспевайте же паче и паче...
  94. Зачем пришли мы в обитель, знаете: не допускайте же ничего противного тому...
  95. Мы – воинство Христово: смотрите, наготове ли всеоружия ваши; ибо враг не дремлет, – и боритесь...
  96. Будем поминать, что были мы прежде, как позваны и каковы теперь; – и благодарить Бога и словом, паче же исправностью жития...
  97. Вы несомненно наследуете блаженство вечное за ваше от мiра отречение, мученическое послушание и борьбу со страстями и врагами невидимыми: стойте же...
  98. Мы бедны; но Бог питает нас; благодарение Ему; но и нам не следует лежать; но да работает каждый по своему послушанию: тогда и Бог умножит малое наше...
  99. Поучения не бесполезны: они пробуждают спящих, а бодрствующих укрепляют и руководят...
  100. Тяжело управлять; но ради Господа, ради нас пострадавшего до смерти крестной, терплю; терпите и вы...
  101. Призваны мы трудами, лишениями и прискорбностями очиститься от грехов...
  102. Ублажаю вас за ваше искреннее и успешное пребывание в подвигах общежития...
  103. Мысли и чувства, слова и дела в мiре, совсем иные от тех, кои у нас: мы все это держим так, как бы находились в раю...
  104. На мне долг говорить, на вас – слушать...
  105. Время теперь льстивое (весна); держите тело в руках...
  106. Будем все терпеть в надежде блаженства вечного, по слову и примеру св.Павла...
  107. Ныне четыредесятница: благоустройся же каждый, как она требует...
  108. Не допустим разленения помня, что Богу работаем, который и воздаст по усердию и ревности...
  109. Ревностно и всесильно ищите не земного: Бог благословит...
  110. По общению вашему добро каждого переходит на всех, и добро всех на каждого...
  111. Поучения говорятся, чтоб вы, слушая их, исправлялись, а вы все такими же остаетесь: перестаньте же быть так мало внимательны, и деятельны...
  112. Духовный у нас бег: кто зрители? На что должно быть обращено внимание бегущих? Кто образцово бежит?
  113. Доброе положили вы намерение; но это не избавляет вас от искушений врага, кои и испытываете...
  114. Будем возделывать души свои, делая в духовном смысле все, что делает земледелец, возделывая поле свое...
  115. Отвергши все похотное и гневное, прилепимся к Господу, работая Ему не ложно в делах нашего послушнического звания...
  116. По случаю убежания неких: стойте и совершенствуйтесь, всячески опасаясь действовать по своей воле, даже и в добром...
  117. Опять убежавшие. – Как избежать такого падения?
  118. Подвиги кратки, но блага за них вечны; сласти греховные мимолетны, но муки за них бесконечны: их не миновать нерадивым...
  119. Вышли мы из мiра: что дивного, если страждем в мiре? Но это не вред для нас, а способствование...
  120. В жизни нашей духовной будем отображать черты жизни Господа на земле во плоти...
  121. Никто ни особься, и веры к отцу своему не теряй; врага же, искусного изобретателя зла, не слушайте...
  122. Путники, смотря на конец пути, охотно переносят все трудности, встречаемые на пути: как и нам надо все терпеть царствия ради небесного...
  123. О чем друг пред другом ревновать должно, чем друг друга превосходить, и в чем друг с другом согласоваться...
  124. Будьте во всем исправны, и внутреннем и внешнем...
  125. Держитесь заповедей Божиих и порядков наших, подражая древним, – все как один человек...
  126. Оставив земное, устремляйтесь к небесному, борясь особенно против гнева и похоти...
  127. Радуюсь, что опять собрались вы от рассеяния и благоустроились, как должно...
  128. Вы живете добре; и да не будет среди вас ни одного худонравного...
  129. Всех приглашает Бога благодарить, что изведен из темницы...
  130. За тем оставили мы все, чтоб благоугождать Богу...
  131. На пути в обитель молитв о себе просить, и им помощи Божией желает в трудах их: ибо жатва...
  132. Софронию внушает – смотреть за исполнением отеческих уставов: ибо от этого всякое добро, а от противного всякое зло...
  133. Труды наши не велики, а награды безмерны...
  134. Будьте во всем исправны, чтоб послужить доброю закваской для имеющих поступить в обитель после вас; имейте Бога пред очами, смерть и решение Суда Божия: отыдите, или придите...
  135. Подвизайтесь, помня об исходе и суде: причем указываются благопотребные деяния и особенно, что потребно для борьбы с похотью плотской...
  136. Вопросами о том, в каком положении у них достодолжное, и не уклоняется ли кто на недолжное, приводить на память весь строй обязательной жизни...
  137. Наставления, как, во время жатвы, службы совершать, подкреплять себя пищей и отдыхать, как ночь проводить и как вообще вести себя...
  138. Услышав добрые о братиях вести, радуется, и внушает паче преуспевать, изображая, как должны действовать начальствующие; и каковы быть все братия...
  139. Страх Божий и любовь возжигают ревность и держат на добром пути; не имеющие же; их предаются нерадению и падают...
  140. Скорбит о нарушающих обеты и оставляющих обитель, и всячески убеждает их возвратиться на добрый путь и пребывать твердыми в иночествовании...
  141. Убеждает оставить свое мудрование и свою волю, и с верою предаться руководству, для прочного преуспеяния в должной жизни...
  142. Приглашает радоваться, что проходят жизнь нищенскую, полную лишений и скорбей, при подвижнических трудах, с оставлением всего мiрского; потому что это верный путь к наследию Царства Небесного...
  143. Сравнивает подвижничкскую жизнь с бегом на ристалищах, и подробные дает наставления, как успешно кончить сей бег и награду получить...
  144. Возревнуем о всякой добродетели, от всего же недоброго будем блюстись, особенно такого, какое кажется добрым...
  145. Жизнь терпеливая в общежительном послушничестве; есть настоящее мученичество...
  146. По случаю землетрясения напоминаете о потрясении неба и земли в последний день и дает соответственное тому наставление...
  147. Паче и паче преуспевать будем, во всякой добродетели, ревнуя и всего недоброго избегая, и подвигами Ангельского общежительства украшаясь, по примеру св... отцов и в чаянии великих обетований...
  148. Доброе трудно прививается к нам, а худое удобоприемлемее...
  149. Обличает уступающих внушениям врага и падающих, и убеждает противостоять им, обнадеживая помощью Господа...
  150. Определив, что мы, зачем мы, где мы и куда отойдем, изображает решение страшного суда и участь десных и шуих, и выводит назидательный урок...
  151. Из того, как приготовляются к состязаниям на мiрских зрелищах выводить наставления и для подвизающихся в духовной невидимой брани...
  152. Примером земледельца, пловца, купца, путешественника возбуждает ревновать о стяжании благ духовных...
  153. Указывает, как блаженно работать Господу; и помянув, что и братия для этого вступили в обитель, оставив все, воодушевляет их словом Господа: ищите и обрящете...
  154. Помянув, как тяготит его бремя настоятельства, особенно при мысли об ответе за каждого, просит помочь ему. Чем? Преуспеянием в жизни иноческой...
  155. Как гражданин доблестный, будучи позван царем для получения награды, радуется: так радуется и брат наш Харитон, позванный отселе Господом, вкушая теперь неописанные блага небесные за понесенные им подвиги и труды обительские...
  156. В Далматскую обитель избрали нового настоятеля, не за что другое, а за одно смирение...
  157. Пришел пост; и упорядочил и внешнее и внутреннее...
  158. Ублажив иноков, что чрез отречение от мiра, отстали они от наслаждений и утех, подобных мясопустным и призваны служить Богу в преподобии и правде, в чем истинное веселие и непрестающий праздник...
  159. Бдите над собою; ибо внезапно может напасть враг и сгубить вас...
  160. Радуясь благочинию братий и тому, что у них все идет по уставу и все довольны монастырским содержанием, – прибавляет; но это не первое; главное – так жить, чтоб по смерти внити в покой Божий: к чему и направлять надо все...
  161. Поем мы: "чашу спасения приму". Сия чаша есть приятие мученичества, которое для нас состоит в мучительной борьбе со страстями...
  162. Описав вид усопшего и помянув о том, что видится в усыпальнице; и поместив краткий очерк доброй жизни почившего, – выводит урок о хранении чистоты тела и души, чтоб сделаться достойной Христа невестою...
  163. Наша брань к духам злобы с вождем их дьяволом...
  164. Описание внешнего вида человека Божия, истинного инока...
  165. Приведши слово Апостола: "се ныне время благоприятно", сказывает, что сим Апостол возбуждает ревность нашу о содевании спасения...
  166. Будьте тверды в жизни и все терпите: ибо за то вечное блаженство, которого когда сподобитесь, еще пожалеете, что не потерпели больше...
  167. Брань наша с духами злыми...
  168. Теча путем своим не будем смотреть на земное и скоропреходящее; но на небесном и вечном утвердим взор свой: ибо то расслабляет, а это исполняет мужеством...
  169. Вы воины Христовы; и вам непрестанно надо быть во всеоружии – вот каком...
  170. Сравнивает с уходом за виноградом уход за душой...
  171. Внимать надобно, чтоб не соступить с пути заповедей, с которого столкнуть нас всячески старается враг; для успеха же в сем будем блюсти чувства...
  172. Нашим брашном должно быть творить волю Отца небесного, живя по правилам подвижничества и порядкам послушания обительского...
  173. Возделание души не требует особого времени и сборов, как возделание земли: оно во всякое время удобно, и сборы все здесь состоят в желании и решимости все недоброе подавлять, а всему доброму благоприятствовать...
  174. Получив, ради оставления мiра и вступления в обитель с обетами, силу на Богоугодное жительство, возблагодарите призвавшего на сие вас Господа, не словом, а делом избранной вами жизни: в сем победа над мiром...
  175. Отлучаясь на время, просит начальствующих и подчиненных действовать и жить по уставу, указывая и как именно...
  176. Стойте доблестно, взирая горе, и Божественными созерцаниями, как стрелами, отражая врагов спасения...
  177. Многие нападают на нас страсти по действию врага. Бороться надо, держа себя облеченными во всеоружие духовное...
  178. Добре совершили вы ныне св.Четыредесятницу и обогатились плодами духовными... Храните же их, строго внимая себе...
  179. Не будем внимать внушениям врага: праотец наш внял, и изгнан из рая...
  180. Пост Богу приятен, когда воздерживаемся и душевно и телесно; если же только телесно, то он неугоден Ему...
  181. Трудитесь в исполнении заповедей Божиих и обетов общежительных, и будете обрадованы от Господа радованием неописанным...
  182. Ни моих поучений, ни наставлений отеческих, ни слова Божия не слушаете, и остаетесь неисправными: чему причиной ваше плоти угодие и нерадение о спасении...
  183. Многие из вас таковы, как следует быть: от чего же не все?
  184. Образ подвижничества в общежительном послушничестве выше всякого другого: он Христоподражателен...
  185. Сравнением подвизающихся с виноградными лозами доброплодными, возбуждает ревность к плодоношению добродетели...
  186. Помня, зачем вышли мы из мiра, и вступили в обитель, будем ревновать достигнуть того, избегая преткновений опытом указанных...
  187. Все вместе стройно будем тещи, преуспевая всякой в своей добродетели, не ища однако же своего, и не отказываясь ни от каких трудов, в уверенности, что за сие несомненно получим царствие небесное...
  188. Как праотца нашего прельстил враг: так и нас прельщает, обманно представляя благом, что зло...
  189. Если опыты худых последствий от удовлетворения пожеланий самоугодия не научают нас воздержанию от сего...
  190. Трудно нам: враг всюду строит козни на прельщение нас; но зная сие будем внимать себе и противодействовать...
  191. Терпением победим врага и сподобимся неизреченных благ ради коих мученики предавали себя на муки, а преподобные на всякие строгости самоумерщвления...
  192. Воззовем и Господь избавит нас от рабства греху и врагам...
  193. Помня, чем кончится жизнь наша, будем ревновать об угождении Богу, подражая отцам нашим...
  194. Вы как сад добрый, произращаете разные плоды добродетелей: смотрите же, не дайте себе завянуть...
  195. Именоваться вам должно по имени духовных отцов ваших, и жить в едином духе иноческом по установленным правилам...
  196. Поучения говорят о главнейшем деле, – спасении души; потому слушать их должно со всем вниманием и желанием...
  197. Во время войны воины покоя не имеют, воюя; и успокаиваются, когда уже домой воротятся...
  198. Мы на ристалищном состязании: надо усиливаться; иначе ничего не получим...
  199. В изречениях указываются добродетели и подвиги иноческие с внушением преуспевать в них...
  200. Ублажив братий за строгую иноческую жизнь и указав в этом черты мученичества, убеждает продолжать так, обнадеживая, что в будущем станут вместе с мучениками...
  201. Изобразив братий совершенными во всех иноческих подвигах, прибавляет: будем на всегда таковы, делая каждый свое дело в свое ему время...
  202. Отсечением своей воли в жертву себя приносите Богу: будьте всегда таковы и во всем, и милость Божия выну будет с вами...
  203. Хвалю вас, что все оставив, охотно течете тесным путем...
  204. Удаляйтесь от всего, что может раздражать нечистую похоть, и терпите все неприятное: за что воздаяние велико...
  205. В Мясопуст надо не невоздержанию предаваться, а углубляться в чтенное Евангелие, и соответственное тому полагать намерение жить святее, да наследуем царствие небесное...
  206. Хоть у нас всегда пост; однако же всякой да приложит что-либо и еще в наступающий пост...
  207. Один одно, другой другое прилагает, по уставу, обще же всем да будет: ничего не делать по своей воле, и внимать себе, чтоб чрез помыслы не дать входа в себя врагу, и беспрепятственно преуспевать во всем добром...
  208. Постнические труды облегчаются навыком, при терпении и постоянстве; наипаче же богомыслием коего и предметы указуются...
  209. Прежде всего благодарить Бога надо – за бытие, за всыновление через св... крещение, за монашество, за исповедничество пред иконоборцами...
  210. Воодушевлением к подъятию тяготы поста да служат: благотворность его, – при хранении впрочем мирного и любительного настроения; и великие обетования несущим труды его...
  211. Наставление о мiре и согласии; о любви к Богу горячей; о ретивом труде в содевании спасения; и вообще о подобающем иноческом житии...
  212. Говорю поучения по долгу; но чтобы плод был, помогите мне вашим преуспеванием при содействии поучений...
  213. Смерть близ: надо готовиться. Как? Все во славу Божию творить...
  214. Помня о Боге, помни и о смерти...
  215. Мир дал нам Господь, обязующий нас внешне со всеми быть в мiре, а внутренне мирствовать в себе от страстей и угрызений совести...
  216. Слушать надо поучения, и, поверив им, исполнять то, что они внушают...
  217. Освободившись от уз житейских, мiрских и греховных не допустим себе опять возвратиться к ним...
  218. Внимательно надо слушать слово Божие: ибо отсюда всякие духовные расположения...
  219. Будем поминовения совершать, не внешне только, но и духовно; – поминая при сем, что и мы отойдем; и – воодушевляясь тем готовиться к отходу...
  220. Конец четыредесятницы поставляет нас пред лице Пасхи; но и вся жизнь наша стоит пред лицом Пасхи, не временной, а вечной, неизмеримо лучшей...
  221. Как после зимы раcцветает и плоды дает царство растительное: так душа, после лишений, скорбей и притрудностей духовно раcцветает и приносит плоды духовные, коими услаждается и питается Господь...
  222. Перечислив подвижнические добродетели, в коих кто особенно преуспевал в пост, – прилагает: пребудьте таковыми на всегда не изменяясь с переменой времени...
  223. Напоминает о каком-то событии, яко искушении для всех, добре всеми пережитом...
  224. Не перестанем воспоминать о страстях и воскресении Господа, чтоб не быть уловленными от страстей...
  225. Пасха прошла, и страстная прошла; но радование пасхальное и память о страстях Господа должны быть живы в нас; чтоб, живя, мы не себе жили, но умершему за нас и воскресшему Господу...
  226. Будем держать себя, в мiре бывая, так, чтоб заграждать уста тех, кои охочи хулить наш образ жизни...
  227. Постом собрали вы духовных благ; теперь постарайтесь хранить их...
  228. Не предавайтесь беспечности: ибо смерть всегда близка; а по смерти суд и воздаяние...
  229. Вся тварь празднует Воскресение Христово, покрываясь цветами и распространяя благоухание: и нам надлежит праздновать сей праздников праздник, распространяя от себя духовное благоухание, уготовав его в себе сочетанием всяких добродетелей...
  230. Помышляя, до чего возвышено естество наше вознесшимся Господом не допустим и помрачить его недостойной жизнью...
  231. В вознесении Господа вознесено естество наше: почтим величие дара, и будем благоукрашаться всякими добродетелями...
  232. Обетовал Господь послать иного утешителя: что и исполнилось в Пятдесятницу; велико сие...
  233. Праздник всех Святых. – Кто они? Все мученики: одни мученики крови, а другие – подвигов самоумерщвления...
  234. В воскресенье поучением для нас да служит воспоминание о благах, кои стяжал нам Господь своим воскресением...
  235. Помянув, как некто, умирая, воззвал: "врасплох застигнут я", и испустил дух, не успев докончить речи своей, – выводит урок: так жить, чтоб всегда готову быть к смерти...
  236. Будем в бодренности, оживляя ее словом Божиим, и ожиданием внезапного пришествия Господа, когда бодренные восхищены будут в сретение его...
  237. Рассеяны. Внушает радоваться о сем...
  238. Теперь время жатвы. Похожа на нее и наша жатва духовная...
  239. Жатва. Все трудятся, не зная утомления: так и нам надо, – всякому в своем деле трудиться...
  240. Мiряне, умирая, оставляют завещание; и от иноков бывает завещание; какое?
  241. Терпение – величайшая добродетель; она – путь святых; будем и мы преуспевать в ней...
  242. Преображение – образ будущего века... К такой светлости и красоте мы предназначены, как и созданы первоначально...
  243. Преставился блаженный Михаил, Митрополит Синадский: почтим память его, ибо это и еще молитвенник о нас...
  244. Возвратившись с похорон Святителя Халкидонского Иоанна, хвалит братий, что нашел их в обычном добром порядке, и желает, чтоб они всегда были таковыми...
  245. Празднество обычное, – и духовное; купля обычная и духовная...
  246. Бог Сына Своего единородного послал в мiр целителем всех недугов наших духовных и телесных и подателем всех благ: что и когда был на земле, делал Он, и теперь делает, как всякий по себе знает...
  247. Ныне время собрания винограда: от сего и урок нам, ибо и мы виноград...
  248. Получив дар освящения, будем хранить его, бегая наипаче похоти плотской: ибо она противна состоянию во благодати; низвергает в рабство; исполняет страшливостью...
  249. Смотря на то, как засевают поля, возьмем урок засевать себя семенами духовных расположений...
  250. Указывает, коль велико благо нам во Христе Иисусе – обновление жизни...
  251. От болезни своей – переходит к мысли о смерти и от страданий в болезни – к мукам вечным...
  252. Богоявление приводит на ум величие благ от пришествия Господня на землю во плоти...
  253. Странствующему в пустыне Израилю был обещан покой; но не все вошли в него...
  254. Девство выше брачной жизни...
  255. Сколько у нас скончалось братий в изгнании за иконопочитание и от мук? Это свидетели истины православия...
  256. Праздновать праздники в духовных утешениях должно...
  257. Подражать надо св... отцам; но подражай тем, кои одного с тобою рода жизни: иначе вред выйдет...
  258. Указав, что есть монах, – изображает, в чем нынешние монахи отстали от прежних...
  259. Помня, что даровано нам воплощенным домостроительством, – будем жить в обновлении жизни, по духу его, – бегая ветхости...
  260. Указав, как обозрение житий святых отцов оживляет в нас все доброе, и отревает от всего недоброго, – приглашает подражать им всякого, по роду послушания своего...
  261. Все желаемое по духу мiра непрочно; одна добродетель вечно блаженна...
  262. Много благодеяний от Господа было нам при перехода из пустыни сюда: благодарить должны не словами только, но и делом...
  263. Всякий исполняй свое послушание, всеусердно, как пред Богом...
  264. Подрались: обличает...
  265. Еще обличает подравшихся; и – приглашает всех к миру, заимствуя побуждение к тому из св.Причащения...
  266. Ревностный не от дел только худых воздерживается, но и от помыслов: чрез что стяжает мир Божий, в коем упоевается божественными созерцаниями...
  267. Послушания связаны одно с другим; почему надо друг другу помогать, и всегда, не отрицаясь и не медля, слушаться распорядителей послушаниями...
  268. На маслянице разгул чувственных удовольствий противен духу Христианства...
  269. Гонение при дверях: встретим его благодушно, уповая на помощь Божию и воодушевляясь обетованиями за претерпение гонений – за веру...
  270. Опять укор разгулу масличному, и вообще мiрской жизни, и благодарение, что Бог избавил от сего иночествующих...
  271. Четыредесятница пресекла шум и молву, и мiрян призвала к порядку благочестному...
  272. Дом души созидать должно с большим рачением, чем житейский...
  273. Неделя поста прошла. Смирив плоть, душе придали мы добротности, да благоугодна будет Жениху Христу...
  274. Был натиск от иконоборцев. Устояли...
  275. Не надо общиться с еретиками...
  276. Передает сказание, как в Болгарии верные христиане скорее согласились смерть претерпеть, чем во св... четыредесятницу есть мясо...
  277. Благовещение начало воплощенного домостроительства обязывает нас духовно его праздновать...
  278. В день благовещения восхваляет девство...
  279. Вожделенна пасха – праздник; но пасха духовная – очищение от грехов и страстей вожделеннее...
  280. Блаженно спострадать Христу, воодушевимся же и уготовимся на страдания...
  281. Обозрев страдания Господа, возбудимся на спострадание...
  282. Предивно, что Господь – таковой, так страждет?
  283. Радуюсь о ваших преуспеяниях в добром...
  284. Получив рану, я прибегнул к врачевству, и – се беседую с вами...
  285. Приглашает благодарить Бога, что и на чужой стороне ущедряет их всяким довольством...
  286. Внешние искушения человеческие суть, и легки...
  287. Естество наше сонливо и лениво. Слово об обетованиях возбуждает его...
  288. Нынешнее гонение слабее; но все же терпеть надо; и нынешний род имеет похвалу в сем...
  289. Гонение – дар: надо жить в гонении достойно сего дара; указывается, как именно...
  290. Отошел виденный мной умирающим, и с нами то же будет; что ж лелеем плоть?
  291. Спасение содевать надо непрерывно и с охотным рвением...
  292. Всем заповедую ревновать о спасении неопустительно...
  293. Будем внимать и бодренно воевать: ибо врагов много, и неусыпных...
  294. Скорби и гонения посылает Бог для испытания; по испытании же пресекает их...
  295. Как ни будь кто грешен, покаяться может: примеры – Давид разбойник, Мария Египетская и другие...
  296. Житейские много терпят ради ничтожных благ: нам ли не терпеть ради благ вечных...
  297. Путешественники все терпят в надежде на покой: будем и мы все терпеть в надежде на покой вечный, да прославляется нами Бог...
  298. Сколько ни толкую, у неких из вас все прорывается немирность...
  299. Св.Феодор не принял, что прислано было в обитель теми кои покаялись в еретичестве иконоборном, а потом опять отпали...
  300. Будем претерпевать все скорбное, и во вне и внутри, пользуясь обычными нам к тому средствами, наипаче молитвою с несомненной верою...
  301. Враги окружают нас, и нападают всегда и везде нечаянно: охранять себя надо...
  302. Чтоб ум не осуечался и не влаялся в греховных помыслах, надо держать его в богомыслии – созерцании свойств и дел Божиих, Ангельских чинов, обителей святых и сего видимого мiра: сим хранится красота души...
  303. Помянув об удалившихся из обители, потом впадших в ересь и развратившихся...
  304. Будем бодрствовать особенно по причине гонения: ибо тут враг налегает сильнее...
  305. Указав заповеди закона и Евангелия, с различием их, и сказав, что не исполняющие ни тех ни других царствия Божия наследити не могут...
  306. Похвалив послушание, как подвиг многоплоднейший и укорив живущих не в послушании...
  307. Помянув о доброплодности поучений, приглашает всех взаимно – содейственно созидаться в жилище Божие...
  308. Жизнь наша похожа на плавание по морю...
  309. Пришел вчера посланный от царя; и мы все всполошились, зная, что царь не благоволит к нам...
  310. Вперед – вперед – по пути добродетели...
  311. Скончался некто с похвалами: дается урок подражать ему...
  312. Радоваться могут только одни истинные монахи, по причине беспопечения о житейском, и попечения об одном угождении Богу, и за хранение девства...
  313. Изменчива жизнь земная, сделавшись такой от первого преслушания...
  314. Брат почил внезапно: отсюда воодушевленное увещание быть готовыми к исходу, и всегда помышляя о нем пребывать в делах Богоугодных...
  315. Храня веру, преуспевать надо и в доброй жизни; особенно в целомудрии, против коего паче всего воюет среди нас враг...
  316. Величает монахов, называя их родом избранным, и воинством Христовым...
  317. Один брат умер, другой при смерти. Мы же разве бессмертны? – Будем же помнить час сей...
  318. При слухе о готовящихся новых притеснениях за веру, выражает воодушевленную готовность все перетерпеть...
  319. В Вифинии явились два леопарда, и похищают людей. Это дает мне повод напомнить вам о невидимых зверях, всюду рыщущих, чтоб поглощать нас...
  320. Житейские своими делами занимаются; а мы – своим, которое выше всех...
  321. Приближается последний час: не будем нерадеть...
  322. Время бежит, смерть подходит: что всуе мятемся?
  323. Скончался старец высокой жизни. Похвалив его за подвижничество и терпение мук от иконоборцев... – дает братиям урок – памятью о смерти отклонять себя от всего мiрского и возбуждать ревность к стяжанию всех добродетелей...
  324. При нападении невидимых врагов, прибегнем к Могущему спасти нас; и Он защитит...
  325. Подобно обычным путешественникам, и нам, странникам на земле, в небесное отечество стремящимся, не должно ни к чему здешнему привязываться, ничем себя не обременять, и стремиться прямо к намеренному, воодушевляясь неописанностью тамошних благ, и ужасами, какие ожидают нас, если не туда попадем...
  326. Где убежище от уловлений вражеских? В удалении от всего грешного, от помыслов и влечений порочных...
  327. Убеждает к беспрекословному послушанию: примерами доказывая, коль благотворно послушание, и как пагубно непослушание...
  328. По воплощенному домостроительству смерть христианам радостна, если они готовыми себя имеют к сретению ее...
  329. Отсечение своей воли – самый великий подвиг, Христоподражательный и Апостольский, хотя ныне не все видят высоту его...
  330. В духовной невидимой брани, с упованием небоязненное и воодушевленное противоборство врагу всегда одерживает победу: от таковых убегают враги...
  331. Прочие дела свое имеют время; дело же спасения всегда должно быть содаваемо...
  332. Указывая, что цели и занятия монашества выше всех других состояний и званий, и – что оно привлекает к себе всех, не смотря на прискорбности, – приглашает радоваться и благодарить Господа сподобившихся его, и стараться быть настоящими монахами...
  333. Учащающие умирания утверждают память о смерти, память о смерти и ее соприкосновенностях водворяет страх Божий; страх Божий очищает сердце от страстей...
  334. Укоряет, что перестали открывать помыслы...
  335. Сказав, что любит братию, и уверен, что и они любят его, приглашает благодарить Бога за такой союз, и потерпеть, когда случится ему строго укорить их...

 

 

Предисловие

Четвертый том Добротолюбия нашего весь состоит из одних наставлений инокам святого Феодора Студита. Сначала имелось в виду сделать извлечение иноческих уроков сего святого отца только из известного дотоле его малого Катехизиса. Но прежде чем приступлено было к сему делу, старцам русского на Афоне Пантелеймонова монастыря дал Бог найти и большой его Катехизис на острове Патмосе в тамошней обители святого Иоанна Богослова, в трех томах, и списать его. – Тогда пришла мысль сделать извлечение наставлений св. Феодора инокам не из малого только; но и из большего Катехизиса. Что и исполнено.

Количество сих уроков иноческих заставило отрядить для них целый том нашего Добротолюбия: что не в ущерб нашему сборнику. Ибо этим заполнится большой пробел в уроках об иноческой жизни, именно – недостаток указаний на то, как обычный видимый строй иноческой жизни обращать в содействователя главной цели иночества. Все аскетические Писания и предыдущих трех томов и последнего пятого имеют в виду жизнь внутреннюю, – и она раскрыта в них всесторонне. Но монастырский строй в его отношении к целям иночества никем не был брат во внимание, кроме святого Феодора Студита. Уроки о внутренней жизни тут же идут и у него, но только как руководительные начала. Главное же у него всегда что-нибудь монастырское, и именно с той стороны, какой стоять должно к главной цели иночества. Всякое самое последнее послушание представляется им не менее ценным пред Богом, как и самое высокое, если оно совершается в должном духе. И он всех постоянно воодушевляет уверением, что всякой труд их есть шаг в царствие небесное, к венцу мученическому.

Для монастырских братий это неоцененная книга. Но и для мiрян найдется здесь не мало полезного. У святого Феодора редкое поучение проходит без того, чтоб он как-нибудь не коснулся смерти, суда, ада и царствия небесного. Для внимательно читающего их картина сих событий неизгладимо напечатлеется в уме, – и для всякого послужит источником побуждения к покаянию и воодушевления к исправной жизни. – Вот почему тогда как Греческое Добротолюбие ничего не взяло из святого Феодора, мы сочли себя обязанными дать его наставления в назидание иночествующему братству.

Счет извлечений идет валовой от начала до конца, а не по томам. Из какого тома поучение, и какое оно по числу тамошнему значится в конце оглавления извлекаемого наставления. При сем поучения малого Катехизиса стоят под именем четвертого тома.

Поучения святого Феодора имеют не всегда один предмет, но многие, и касаются иногда сторонних вещей, судя по текущим потребностям иноческой жизни. Между тем оглавления поучений в рукописях указывают один какой, более выдающейся предмет: от чего содержание поучений не все видно в оглавлениях. Это заставило составить новые более подробные оглавления, которые и предлагаются.

Не излишним считаем приложить малую заметку о рукописях поучений св. Феодора, находящихся в библиотеке русского на Афоне монастыря св. Пантелеймона, и тех отчасти, кои есть у нас в России.

В обители св. Пантелеймона на Афоне:

  1. Большой Катехизис недавно списанный, простым письмом и на простой бумаге, в трех томах, из коих в первом 87 поучений, во втором-124, в третьем-60. Всего 271 поучение. В сем числе и несохранившиеся. Рукопись, с коей список сделан 11 века на пергамене. Потрудился в деле списывания бывший Пелусиотский митрополит Амфилохий, пребывающий на покое.
  2. Малый Катехизис в одном томе в рукописи 11 века на пергамене. В нем 134 поучения.

Примечание

  1. В библиотеке С.П.Б. Духовной Академии есть рукопись малого Катехизиса на пергамене, раньше 11 века, может быть даже – 9 в. – Это дар обители св. Саввы, что близ Иерусалима, руками блаженной памяти тамошнего настоятеля, Архимандрита Иоасафа.
  2. В Московской Синодальной библиотеке, есть три древние пергаменные рукописи поучений св. Феодора 10, 11 и 12 вв. В первой 126 поучений; во 2 – 123; в 3 – 76. Как видно из оглавления их, обязательно сообщенного достопочтеннейшим Синодальным Ризничим о. Архимандритом Владимиром, они взяты из входящих в состав малого Катехизиса.

Из сих Катехизисов, – издавна сделаны были выборники поучений для церковного употребления в обителях. Таковых в употреблении есть два, имеющиеся в обители св. Пантелеймона:

  1. Один в 105 поучений, заимствованных исключительно из малого Катехизиса.
  2. Другой в 95 поучений, заимствованных из 1 и 2 том. большего Катехизиса и из малого, почти в равном количестве.

Только сии последние имеются у нас в переводе, сделанном и изданном Оптинской пустынею. Они только и у Греков имеются в печатном издании.

В западных изданиях св. Отцов, прежних и недавнем Аббата Migne, имеются только малый Катехизис, и при том только в Латинском переводе.

Может родиться вопрос: чего ради извлечения из поучений предлагаются, а не полные поучения? – Отвечаем, что у нас цель не книжная, т.е. не книгу дать, а то, что в ней есть назидательного. Сей же цели лучше удовлетворяет извлечение. Впрочем и извлечения сии, как не трудно заметить, суть почти полные поучения, с небольшими сокращениями, иногда в начале, иногда в конце, а инде и в средине. Но все, что предлагается, суть собственные слова святого отца.

Сверх того, некоторые поучения не вполне сохранились, некоторые совсем не сохранились, иных содержание непонятно. Все такие опущены. – Потому подождать надо, пока где-нибудь найдутся цельные рукописи. Тогда уж все за раз и перевести поучения в полном их составе.

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)