АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Молитва
- Владыко всех Христе! от всего сего избави нас, – как от пагубных страстей, так и от порождаемых ими помыслов.
- Тебя ради созданы мы, да в Тебе блаженствуем, быв помещены в Раю, Тобою насажденном.
- Нынешнее же бесчестие сами мы навлекли на себя, блаженному услаждению предпочетши пагубное.
- За что сами в себе восприяли мы воздаяние, вместо жизни вечной наследовав смерть.
- Ныне убо, Владыко, как всегда призирал Ты на нас, и до конца призрителем нашим будь, – как воплотиться ради нас благоволил, так и спаси всех нас.
- Ибо спасти, нас погибших пришел Ты; не отлучай же нас от части спасаемых.
- Воскреси души, и спаси телеса, очищая нас от всякой скверны.
- Сокруши узы обдержащих нас страстей, как сокрушил полчища нечистых бесов.
- И избави нас от тиранства их, да послужим Тебе Единому, Свету вечному.
- Когда, по воскресении из мертвых, с Ангелами составим единый блаженный и вечно неразрывный хор.
СОТНЯ ЧЕТВЕРТАЯ, коей акростих такой:
Но молись прилежно Богу нашему, да избавимся от зол и настоящих и не настоящих, а только почитаемых такими.
- Кто ум свой отрешил от любления и ласкания плоти, тот Животворящим Духом умертвил деяния плотския (Рим. 8, 13).
- Не думай отрешиться от склонности к плотскому, если ум твой еще занимается тем, что свойственно плоти.
- Как плоти свойственно чувство и чувственное, так душе свойствен ум и мысленное!
- Отвлеки душу от чувств и чувственного, и ум твой пребывать станет в Боге и заниматься предметами духовными.
- Родственны Божеству умные естества, одним умом познаваемые; чувства же и вещи чувственные созданы на служение уму.
- Да служат тебе чувства и вещи чувственные к духовному созерцанию, а не к удовлетворению похоти плоти.
- Повелено тебе умертвить деяния плотская, чтоб трудными подвигами воскресить душу умерщвленную сластями плотскими.
- Буди господствуем от Бога. и господствуй над чувствами, и, будучи лучшим,не давай власти над собою тому, что хуже тебя.
- Бог вечен, беспределен и неограничен, и блага вечные беспредельные и неизреченные обетовал слушающимся Его.
- Уму свойственно пребывать в Боге, и о Нем умствовать, равно как о Его промышлении и о страшных судах Его.
- Имеешь власть склониться на то или другое, но будь на стороне лучшего, и подчинишь себе худшее.
- Хороши чувства и хорошо чувственное, как творения благого Бога, никак однако же не могут идти в сравнение с умом и умовым.
- Разумное и мысленное естество создал Бог способным к познанию всего и Его самого, а чувства и чувственное произвел на полезное сему употребление.
- Как неуместно неключимому рабу подчинять себе благого господина, так неуместно ум разумный подчинять телу тленному.
- Ум, не властвующий над чувствами, чрез них падает в грехи: ибо, прельщен бывая чувственными сластями, он обычно порождает непотребство.
- Держа во власти своей чувства, крепко запирай и память; ибо прежде чрез чувства полученные впечатления, потом чрез воспоминание о них снова приводят в движение страсти.
- Преутруждай тело и чаще молись, – и скоро избавишься от предвзятых помыслов.
- Поучайся непрестанно в словесах Божественных; ибо трудолюбное в сем упражнение истребляет страсти.
- Избавляют ум от блуждания по вещам страстным чтение, бдение, молитва и псалмопение.
- Как весна возбуждает растения к оживлению, так и бесстрастие подвигает ум к познанию Сущего.
- Соблюди заповеди, и найдешь покой; возлюби Бога, и улучишь ведение.
- В приболезненном труде и поте лица осужден ты снедать хлеб ведения.
- Нерадение довело праотца до падения, и вместо утешений райских осудило на смерть.
- Повелевай и ты своей Еве блюстись змия; чтоб прельщена быв от него, не подала она тебе плода запрещенного.
- Как по естеству душа животворит тело, так душу – добродетель и ведение.
- Мнящийся быть мудрым ум есть облако безводное, носимое ветрами тщеславия и гордости.
- Воздерживаясь от тщеславия, берегись и от блуда, чтоб избегая почестей не впасть в бесчестие.
- Избегая тщеславия, к Богу воззревай, чтоб иначе не впасть в самомнение, или блуд.
- Тщеславию свойственно действовать на показ; а гордости – уничижат других и гневаться.
- Избегая чревоугодия, блюдись от человекоугодия, желтизну лица своего притворно показать ухитряющегося.
- Прекрасно пощение, радующееся малоястью, и довольствующееся скудоястием, избегая притом и человекоугодия.
- Постясь до вечера, не наедайся досыта, чтоб не оказаться созидающим опять то, что только что разорил.
- Воздерживаясь от вина, не пей много и воды; ибо иначе все же ты доставишь материал для блуда.
- Гордость заставляет отступаться от Божественной помощи, на себя надеяться и воздыматься над людьми.
- Два предлежат врачебные средства против гордости, которыми если кто не воспользуется, встретит, и нехотя третье очень жестокое.
- Гордость прогоняют молитва со слезами, никого не уничижение, и невольные скорби.
- Вразумление чрез искушения есть жезл духовный, научающий смиренномудрию того, кто надымается в неразумии своем.
- Умное дело не подчиняться помыслу того, кто тайно наговаривает на ближнего.
- Как огородник, не выпалывающий сорных трав заглушает чрез них овощи, так ум, не очищающий помыслов губит подвижнические труды.
- Разумен муж, который слушается совета, особенно когда совет предлагается по Богу духовным отцом.
- Умерщвленный страстями совета и понять не может, и подчинится духовному наставлению совсем не способен.
- Не приемлющий совета не правыми путями шествует, но всегда носится по стремнинам и пропастям.
- Монах – ум, отрешившийся от чувственного, и помысла сластолюбного даже и видеть не попускающий.
- Врач – ум себя уврачевавший, и тем, чем сам уврачевался, других врачующий.
- Взыщи добродетели, и затем, ревнуй не потерять ее, чтоб не жить срамно, и не умереть немилосердо.
- Господь наш Иисус Христос всем даровал Свет, но не верующие Ему сами себя держат во тьме.
- Не почитай малым лишение добродетели; чрез это смерть вошла в мiр.
- Послушное исполнение заповедей есть воскресение мертвых; ибо жизнь есть естественное следствие добродетели.
- За умерщвлением ума чрез преступление заповеди необходимо следует и смерть тела.
- Как Адам, преступив заповедь, подпал смерти: так Спаситель, послушлив быв, умертвил смерть.
- Умертви грех, чтобы не воскреснуть мертвым и от смерти малой не перейти в великую.
- По причине преступления Адамова Спаситель воплотился, чтобы разрешив клятву, всех воскресить.
- Из жизни сей в живот вечный переходит тот, кто умертвил страсти и освободился от неведения.
- исследовав Писания, найдешь заповеди; а исполнив сказанное, освободишься от страстей.
- Исполнение заповедей очищает душу, очищение же души, делает ее причастной света.
- Древо жизни есть познание Бога, Которого причастным сделавшись чистый, пребывает бессмертным.
- Начало жизни деятельной есть вера во Христа, конец же ее любовь к Богу.
- Иисус Христос есть Господь и Бог наш, даровавший нам веру в Него для получения жизни вечной.
- Он явился нам, соединив Божество с душой и телом, чтобы, как Богу, избавить от смерти и душу и тело.
- Стяжаем веру, чтоб придти в любовь, из коей рождается свет ведения.
- За стяжанием веры вот что последует: страх Божий, воздержание от сластей, терпение трудов, надежда на Бога, бесстрастие, любовь.
- Из искренней любви рождается ведение естества; после же него наступит исполнение верха желаний, т.е. благодать богословия.
- Ум, обуздывающий страсти, всеконечно обуздывает их силою страха Божия, веруя в Бога и в то, чем Он угрожал, и что обетовал.
- Кому дарована вера, от того требуется воздержание, которое утвердившись, рождает терпение, поддерживающее трудолюбивый навык.
- Признак терпения есть любовь к трудам, на которых опираясь ум, восприемлет упование, что улучит, что обетовано и избегнет, чем угрожается.
- Чаяние будущих благ соединяет ум с чаемым; пребывая же в сем сочетании он забывает о благах настоящих.
- Бросает настоящее вкусивший чаемого; ибо тогда он все свое желание предает сему последнему.
- Будущие блага обетовал сам Бог, Которому поверивший вожделевает будущего, как настоящего.
- Знак того, что ум живет в чаемых благах есть то, если он старается утвердить в себе совершенное забвение здешних вещей и расширяется в познании благ будущих.
- Добра истина, коей научает Бог истины, отовсюду удостоверяя в ней Боголюбивую душу.
- Превечны суть, и прежде всех веков, и паче ума и слова, блага уготованные наследникам обетования.
- сделаем себя сообразными с правилами благочестия, чтоб, уклонившись в страсти, не отпасть от упования.
- Иисус Христос Един есть от Святые Троицы, и Его-то сонаследником имеешь быть ты.
- Наученный от Бога ведению сущего, не станет затрудняться в веровании Писанию о том, что в нем предсказано.
- Дух святой, находя ум, обнаженным от страстей, сообразно с тем тайно вводит его в познание уповаемого.
- Сообразно с очищением ума, душа руководится и к познанию словес Божественных.
- Установивший тело свое в должном чине, и в Божественном ведении упражняющийся, самым сим ведением все более и более очищается.
- Ум, начинающий любомудрствовать о Божественных вещах, от веры начинает, и потом среди сих вещей вращаясь и шествуя, опять в веру же достигает, но высшую.
- Созерцается, что за началом сего любомудрия последует страх, а концу его предшествует любовь.
- Ум, начиная любомудрствовать от веры внимающей (или понимающей во что верить) достигает в богословии, простирающееся за пределы всякого ума, которое определяют верою незабываемой (всегда присущей сознанию, неподвижно в нем пребывающей) и созерцанием сокровенного.
- Словеса о Боге Святыми и блаженными Отцами нашими созерцаются не такими, чтоб они были по Нему (соответствовали сущности и величью Его), но такими, кои суть о Нем (о Нем открывают нам, сколько то вместимо для ума нашего).
- Разумеются же о Нем, т.е. о Боге, все слова, или положительно, или отрицательно.
- Так, – существо, Божество, благодать, и другое подобное, говорятся положительно; а – безначальное, беспредельное, невидимое, и подобное – отрицательно.
- Поелику едино есть естество, превыше сущее всякого ума и слова, и едино сокровенное Божество Святые Троицы; то все, о Ней изрекаемое и созерцаемое, говорится и созерцается обще.
- Как едино Божество Святая Троица веруется; так и три лица единого Божества исповедуются.
- Означенные выше положительные и отрицательные свойства обще прилагаются ко всей Святой и единосущной Троице, кроме личных свойств, из коих также иные положительны, а иные отрицательны.
- Личные свойства Божественных ипостасей суть – отчество, сыновство, исхождение – и другие собственно к лицам прилагаемые.
- Ипостась определяют естество с личными свойствами; так что каждая ипостась имеет и то, что едино обще естеству, и то, что собственно ипостаси.
- Из общих ко всей Святой Троице прилагаемых свойств отрицательные почитаются главнейшими; но не так сие относительно свойств личных. Ибо и из них, как уже сказано, иные суть положительные, а иные отрицательные как например, нерожденность и рожденность, и подобные. Нерожденность от рожденности отличаются по своему значению: ибо нерожденность означает Отца, а рожденность Сына.
- Речения и наименования употребляются для уяснения того, что созерцается окрест естества Святые Троицы, как сказано (см. гл. 81); но не в сущности естества: ибо к ней относящееся недоведомо для ума и неизреченно для слова, а ведомо единой Троице.
- Как единое естество Божества именуется Триипостасным; так Святая Троица исповедуется единосущной.
- Отец созерцается и безначальным и началом, – безначальным, яко нерожденный, а началом, яко родитель Сына и изводитель Духа Святого, Кои вечно из Него и в Нем суть.
- Единица, до Троицы движась, пребывает единицей; и Троица, до единицы сводясь, пребывает Троицей. Сие и дивно есть!
- Сын и Дух святой исповедуются не безначальными, однако же вечными: не безначальными, яко к началу и источнику, относимые к Отцу; а вечными, яко от вечности один рожденно, а другой исходно, сущие с Отцом.
- Нераздельным едино Божество Троицы всегда верно созерцается и неслиянными три ипостаси единого Божества всегда верно исповедуются.
- Личные свойства суть – Отца – нерожденность, Сына – рожденность, Духа Святого – исходность. Начало Сына и Духа Святого исповедуется безвременным. Ибо, как из Солнца и в Солнце свет, так и Они из Вечного и в Вечном вечное имеют существование.
- Личные свойства ипостасей неподвижными и неизменными всегда созерцаются, а общее естество или Божество – нераздельным.
- Единицу в Троице, и Троицу в единице исповедуем, как нераздельно разделяемую, и раздельно соединяемую.
- Едино начало в Божестве созерцается – Отец, – начало Сына и Духа, яко родитель и: источник Их вечный совечных, беспределный собеспредельных; и три сии единосущны суть и нераздельны. Тварей же всех Творец, – Промыслитель и Судья есть Триипостасный Бог, – Отец чрез Сына во Святом Духе. Ибо говорится, что из Того, и Тем, и в Нем всяческая: Тому слава вовеки. Аминь (Рим. 11, 36).
- Совечными Отцу исповедуем Сына и Духа Святого и собезначальными, яко вечное и безначальное имеющие из Него и в Нем свое существование – и начало. Они вечно с Отцом и в Отце, и Отец вечно с Ними. Не было момента, когда бы Отец был без Них, и Они без Него. Таков образ бытия Единого естеством и Триипостасного в лицах – Бога, – Коему слава и держава вовеки веков. Аминь.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | 181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 | 199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | 219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | 239 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | 259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | 279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | Поиск по сайту:
|