|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 13: Последствия
доинтернетовую эпоху информация передавалась гораздо медленнее, чем сегодня, однако степень важности Клиффа и преданность, которую к нему испытывали фаната металла, повлияли на то, что новости о его смерти распространялись так быстро. Близкие друзья Клиффа и семья были первыми, кого оповестили об этом. Менеджеры группы Питер Менш и Клифф Бёрнштейн были среди первых, кто услышал о катастрофе утром 27 сентября, и они связались с родителями Клиффа. Туровой менеджер Бобби Шнайдер и выжившие в автокатастрофе члены группы позвонили своим друзьям в Соединённых Штатах и те в свою очередь передали сообщение о гибели бас-гитариста по всей метал-сцене района Залива и по всей стране. В течение дня или двух новостные репортажи стали появляться по всему миру. Безусловно, самое сильное потрясение ощущалось в районе Залива среди членов семьи Клиффа и его друзей. Гаральд Оймоэн вспоминает: “Джозеф Хьюстон, мой с Клиффом друг, он теперь является менеджером «Machine Head», был первым, кто сообщил мне об этом. Он совершенно неожиданно позвонил мне и сообщил, что слышал, что Клифф погиб в автокатастрофе. Я не мог в это поверить. У них ведь всё шло так хорошо, и мы все были так молоды. Мы не знали никого из близких нам людей, кто умер в раннем возрасте. Все музыкальное сообщество находилось в состоянии шока”. Рон Куинтана вспоминает: “Кей Джей Дафтон, менеджер фан-клуба, позвонил мне из Орегона. Полагаю, это произошло субботним утром, потому что мне нужно было проводить диджейский эфир на «Rampage Radio» той ночью. Я просто сел и крутил часами «Fade To Black» и другие песни «Металлика»”. Нагнетает тоску тот факт, что многие люди были убеждены, что все эти слухи просто чья-то шутка или по меньшей меры не совсем точны, и отчаянно надеялись на то, что правда окажется иной. Рон добавляет: “Вокруг гуляли слухи, и люди звонили всю ночь. Они находились в состоянии, близком к сумасшествию. Большинство никогда не сталкивались со смертью в своей семье, поэтому для большинства металлистов Клифф был первым умершим человеком, которого они знали. Все находились в состоянии огромной депрессии. Было так печально”. Брайан Слэгел из «Metal Blade» вспоминает: “Я находился в своём офисе, и утром получил звонок от одного из своих друзей. Он сообщил: 'Ты слышал, что Клифф Бертон умер?', и я сказал: 'Что?', а он сказал: 'Да, случилась какая-то авария с автобусом в Швеции', и я спросил его, уверен ли он в этом. Затем я связался с «Q-Prime» и спросил, правда ли это и они подтвердили эти слова. Было ужасно, просто ужасно. Я видел их за два или три месяца до происшедшего, прошло не так много времени. Каждый чувствовал себя опустошенным. Мы чувствовали себя беспомощно в США, потому что это произошло в Швеции, и никто толком не знал деталей происшедшего. Ходили слухи, что другие члены группы также получили травмы. Мы все находились в состоянии и шока и полном неверии в происходящее”. Учитель бас-гитары Клиффа, Стив Доэрти, вспоминает, что сообщения о смерти Клиффа просто никто не воспринимал всерьёз какое-то время. “Всё это началось из сплетни из музыкального магазина, и до того, как прочесть об этом в газете, я просто не хотел верить в произошедшее” – говорит он. “Это была одна из тех ужасных вещей, которые ты никогда не хочешь услышать”. Брайан Слэгел добавляет: “Прошло около дня или вроде того, перед тем, как я окончательно убедился в том, что произошло, потому что тогда я часто слышал подобные слухи, вроде того, что Том Арайа из «Slayer» мертв, примерно каждые шесть месяцев происходило нечто подобное. Поэтому я не был полностью уверен, до того как получил официальное подтверждение. Это было просто ужасно. Никогда не веришь в то, что может случиться нечто подобное. Люди всегда говорят, что хорошие люди рано умирают, но так оно и есть на самом деле. Клифф действительно был самым лучшим, самым добрым парнем, он не обидел бы и мухи”. Друг группы и сотрудник журнала «Metal Mania» Брайан Лью вспоминает, как получил звонок от Дейва Марса, первого барабанного техника «Металлика». Он спросил меня, слышал ли я. Это произошло на следующий день. Новости распространялись так быстро, из Швеции в Сан-Франциско за день, ещё до появления Интернета. Я вышел на улицу и купил «San Francisco Chronicle», там была небольшая заметка Ассошиэйтед Пресс”. Из тех, с кем я разговаривал для этой книги, не было ни одного человека, кто не был затронут смертью Клиффа. Джеймс Ховард, четыре года назад бывший его приятелем по джемам на пивных вечеринках в районе Залива, вспоминает, как услышал об этом от своей девушки Кары. “А она об этом узнала от Одри Кимболл” – говорит Джеймс. “Это были действительно шокирующие новости”. Фронтмен «Spastik Children» Фред Коттон говорит, что ему позвонил друг сразу после того, что случилось. Ужасные новости: я не мог в это поверить. Я, Фланки и Джамбо той ночью сняли номер в Беркли, наполнили ванну пивом и упились в хлам”. Фред добавляет: “Последний раз я видел Клиффа, когда он надел те прямые брюки, это было довольно забавно. На следующий день они собирались уезжать в турне «Puppets», и мы отыграли концерт «Spastik Children». Он сказал: 'Эй, Фред, смотри!', а я ему: 'Да, что?', а он: 'Нет, зацени. Смотри!' И я сказал: ‘Да о чём ты вообще говоришь, Клифф?’ Он опускает взгляд вниз и показывает мне на свои штаны”. Они так смешно на нём смотрелись. Я сказал ему: ‘Ты подрос!’ Было так круто. Это был последний раз, когда я его видел”. Джеймс МакДэниэл вспоминает, как он находился в доме у родителей, за два квартала вниз по улице от дома Джеймса и Ларса в Эль Серрито. “«Spastik Children» отыграли концерт перед тем, как «Металлика» отправилась в турне «Master Of Puppets». Я находился дома, и думаю, где-то утром получил звонок от Фреда, который рассказал мне, что в Швеции произошла автокатастрофа с автобусом, в котором ехали «Металлика», и что он сейчас придёт ко мне. Когда я открыл дверь, он обнял меня, рыдая, и сообщил, что Клиффа больше нет”. МакДэниэл продолжает: “Я находился в полном шоке. Как можно вообще реагировать на что-то подобное? Всё это находилось за пределами моего понимания. Я никогда не терял близких людей своего возраста. Твой разум говорит тебе, что это не может быть правдой, что должно быть произошла какая-то ошибка, это неправильно, это херня, быть не может этого! Я и представить не могу то горе, которое испытывали остальные участники группы в Европе. Мы вышли на улицу и сняли номер в мотеле в Беркли, а затем выпустили наружу свою злость и печаль, заливая своё горе алкоголем и разнося в щепки номер. К счастью, той ночью никто из нас не попал в тюрьму”. Вспоминает Гэри Холт из «Exodus»: “Я перевозил свой садок для рыбы от дома своих родителей к своей новой квартире, когда раздался звонок. Это был 150-галлоновый резервуар, серьёзное сооружение, и в нём находилось около 70 рыб. Смерть Клиффа нанесла мне сокрушительный удар, ты никогда не думаешь о том, что это может случиться с одним из твоих друзей. Это было так нереально. Похороны прошли тяжело: у него было так много нераскрытого потенциала. С тех пор я потерял многих друзей, но он был первым”. Друзья и коллеги Клиффа были шокированы новостями о его смерти. Лучший друг Клиффа, Джим Мартин, вспоминает, как его мать рассказала ему о новостях. “В тот момент я находился дома, у меня был промежуток между турами. Я впал в отчаяние. Он был частью нашей команды мыслителей – он, Дейв Донато и я. Мы потеряли нашего товарища. Шведам было необходимо провести вскрытие, и процедура оформления таможенных документов для отправления человеческих останков, скорее всего, была сложной и длительной, потому что им понадобилось провести там несколько дней, чтобы вернуть его останки в США. Я вернулся домой между концертами «Faith No More», чтобы прийти на его похороны. Это было довольно тяжёлое время, особенно для его родителей”. Первый гитарный техник Клиффа, Чак Мартин сообщает: “Я помню, где я точно стоял, когда получил телефонный звонок. Звонил один из его друзей из тех мест, который был моим клиентом. Было полное сумасшествие, потому что никто толком ничего не знал, а слухи всё распространялись. Бывает, говоришь кому-то до свидания, говоришь, что надеешься, что турне пройдет успешно, но ты и не задумываешься о том, что видишь человека в последний раз в жизни”. Флемминг Расмуссен, продюсер альбомов, которые многие фанаты считают лучшими альбомами «Металлика» на сегодняшний день, за исключением, возможно, «Черного Альбома» 1991 года выпуска, вспоминает, что видел «Металлика» чуть ранее тем летом, когда они выступали в Пфорцхайме в Германии. Он тусовался с ними, и они вместе хорошо провели время. “В «For Whom The Bell Tolls» есть строчка ‘Посмотри на небо перед тем, как умереть’…и тут умирает Клифф. Звучал звон колокола, когда я услышал об этом”. “Моя мама разбудила меня, когда услышала новости” – говорит Флемминг. “Я поздно лёг спать, вероятно, я сидел в студии всю ночь. Она разбудила меня около семи утра и сказала, что кто-то из «Металлика» погиб в автокатастрофе, и что концерт в Копенгагене отменен. Не думаю, что ей хотелось быть тем человеком, который сообщит мне эти новости. Об этом сообщали в датских новостях. Я позвонил всем кого знал, кто мог рассказать мне о том, что произошло. Чуть позже тем же днём об этом снова передали по новостям”. Лейбл «Megaforce» Джонни “Зи” Зазула расширился со времён «Kill’Em All», к тому моменту многие группы проходили прослушивание у него и у его жены Марши. Джонни: “Два дня до этого мне пришлось оставить «Металлика». Моим партнером в то время был Тони Инсиджери, и он находился в дороге. Я был в Сан-Франциско и только что приехал из турне «Anthrax/Metallica», чтобы впервые увидеть новую группу под названием «Testament». В три часа утра Тони позвонил Марше и мне в наш гостиничный номер в Сан-Франциско, и рассказал о том, что произошла ужасная авария и Клифф погиб. В душе ощущалась пустота. Когда они бывали у меня дома, Клифф читал сказки моей дочери Рики. Он был таким чудесным парнем”. Вскоре Джонни выразил свои чувства на международном уровне. Вышедший на следующей неделе номер журнала «Kerrang!» содержал двойной черный разворот от него и Марши со словами: “Великолепный музыкант, лучший металлист, безумная потеря для всех нас, друг навсегда”. Другую заметку под названием «Клифф Бёртон 1962 - 1986» выпустил лейбл «Металлика» в Европе – «Music For Nations», с которым группа сотрудничала некоторое время. Безусловно, новости о смерти Клиффа были чрезвычайно убийственными для его девушки Коринн Линн. Среди многих друзей и членов семьи, которые узнали об аварии в ту же субботу, Коринн была в числе последних. Как она вспоминает: “В пятницу ночью «R.E.M.» выступали в Беркли. Клифф обожал эту группу. Он всегда слушал их, и даже немного завидовал мне, что я пойду туда. Он сказал мне тогда: 'Позвони мне после концерта, чтобы я знал, как всё прошло!' Я была так рада, что смогу увидеть их. Они выступали в «Greek Theatre», но в тот день была молния и шёл ливень, Майкл Страйп вышел на сцену и сообщил: 'Сожалею, но нам не разрешат играть, опасаясь, что мы сегодня умрём'. Позже я вспомнила эту цитату, и подумала, что она дикая”. Коринн и её подруга пошли с концерта в бар, в котором некоторое время находились, перед тем как пойти домой. Она продолжает: “Около полуночи или где-то около часа ночи я начала звонить в отель в Копенгагене. Администратор продолжала утверждать, что они ещё не прошли регистрацию. И я такая: 'Странно'. Клифф обычно регистрировался под псевдонимом Сэмьюэл Бёрнс, что довольно смешно. Я ему ещё говорила: 'Это что, имя порнозвезды?' Но Бобби Шнайдер всегда регистрировался под своим настоящим именем, но его тоже не было на месте. Я подумала, это так странно, и не могла заснуть. Я звонила каждый час: 'Нет, они не зарегистрировались'. Я думала: 'Да что за фигня творится?', однако, в конце концов, пошла спать”. Автобусная авария произошла примерно в одиннадцать часов вечера в ночь на пятницу, по Калифорнийскому времени, так что к тому времени, когда Коринн проснулась следующим утром, новости о смерти Клиффа уже достигли США. Но не имея сотового телефона и электронной почты, с Коринн было невозможно связаться, особенно учитывая, что она провела субботу в доме у подруги, вдали от своего обычного места проживания. “Я пошла в дом к другу своего соседа по дому” – говорит Коринн, “потом все решили поехать на пляж в Санта Круз. Мне не хотелось, я чувствовала, что что-то не в порядке, я просто не могла понять, что именно. Я сказала: 'Нет, я останусь на диване и немного вздремну. Я смотрела MTV, эти идиотские видеоклипы, и думала: 'Какого черта я вообще это смотрю?'” Коринн не знала о том, что произошло до наступления вечера, когда её сосед по дому Мартин Клемсон, услышавший новости от своих родителей, пришёл домой к своему другу. О том, что произошло дальше, больно вспоминать. “Мартин говорит: ‘Мне нужно поговорить с тобой’, а я ему: 'Что? Что случилось?', и он говорит: 'Клифф мёртв', а я отвечаю: 'Нет, он не мёртв! Что ты такое говоришь?', а он говорит: 'Произошла авария'. А я говорю: 'Черт…что? Я пытаюсь до него дозвониться!'” Коринн немедленно позвонила родителям Клиффа. “Они пытались дозвониться до меня весь день. Это было до появления сотовых телефонов, поэтому никто не знал, где я нахожусь. Мама Клиффа вкратце рассказала мне о том, что случилось, насколько она сама знала. Это было невероятно. Той ночью я не поехала к ним, я была не в себе. Первым делом на следующее утро я поехала к ним. Думаю, что находилась у них около двух недель, за исключением того, чтобы зайти домой и взять немного одежды”. Дейв Мастейн, чья группа «Megadeth» за последние два года добилась большого успеха, был раздавлен новостями о смерти Клиффа. Однажды он вспомнил, что эта потеря вдохновила его на то, чтобы написать песню «In My Darkest Hour». Он сообщил, что Мария Ферраро, работавшая на «Megaforce», позвонила ему в тот же день или около того, чтобы сообщить о том, что Клифф погиб. “Никто из «Металлика» или их менеджмента этого не сделал. Я сразу пошёл к наркодилеру, достал у него дури, и начал петь и плакать и писать эту песню”. Дейв в то время боролся с героиновой зависимостью. “Хотя текст песни не имеет с ним ничего общего, его безвременный уход из жизни подсказал мне мелодию, которая и по сей день живет в сердцах металлистов по всему миру”. Интересный факт, озвученный Коринн Линн, состоит в том, что Клифф и Дейв остались в хороших отношениях, несмотря на то, что противостояние между «Металлика» и «Megadeth» носило весьма угрожающий оттенок, с тех пор как четыре года до этого Дейв был уволен из группы. Как она говорит: “Я познакомилась с Дейвом через Клиффа. Он был чудесным человеком, ведь он всегда восхищался Клиффом. У них действительно не было никаких разногласий между собой. Они относились друг к другу весьма уважительно”. Друг Клифф в детстве, Дуг Тайксайра услышал новости несколько позднее. “Я находился на вечеринке металла в «Stone», и тут ко мне подходит мой приятель и говорит: ‘Ты слышал о Клиффе Бёртоне? Он погиб в автокатастрофе’, а я ему: 'Да иди ты, я его недавно видел!' Последний раз я видел Клиффа, когда «Металлика» открывали выступление Оззи в «Cow Palace» в Сан-Франциско. Они звучали великолепно. Сразу после того, как они завершили выступление, Клифф спустился со сцены и нашёл меня. Мы разговаривали и прикольно проводили время, а вокруг него стали собираться люди, узнавшие его. И я сказал ему: 'Чувак, лучше уходи отсюда, они тебя растерзают'. И он такой: 'Ладно, встретимся позже, а потом он ушёл, и это был последний раз, когда я его видел'”. Фотограф Росс Халфин из Великобритании, услышал новости немного позднее, чем американцы. Вот что он рассказывает мне: “Это действительно правда. Я тогда включил «Battery» в своей машине, чтобы позлить свою тогдашнюю жену, и она такая, выключи эту ерунду, а потом я приехал домой и услышал, что он мёртв. Я был в шоке. Последний раз я фотографировал группу на репетиции в Бирмингеме, перед тем, как они начали новое турне. Помню, как мне рассказывал позже, что больше всего его убивала мысль, что они ночью поменялись спальными койками, перед тем, как это произошло, и Кирк мог вместо Клиффа вылететь через окно. Он находился в полном шоке“. Семья и друзья собрали 7 октября 1986 года на похороны Клиффа в Кастро Уэлли. На службе присутствовали члены группы, их семьи и друзья, а также несколько фанатов «Металлика». Рассказывает роуди группы, Джон Маршалл: “Было также несколько фанатов, которые узнали об этом и пришли, но все они вели себя почтительно. Там также находилось несколько местных музыкантов со сцены района Залива. Играла «Orion» и, думаю, некоторые другие его композиции”. “Это было так нереально” – говорит Гаральд Оймоэн, “потому что все были настолько потрясены, что никто не мог поверить в то, что произошло. Скотт Йен из «Anthrax» прилетел из Нью-Йорка. Все, кто знал Клиффа, были там”. Вспоминает Коринн Линн: “Было тяжело видеть участников «Металлика» на похоронах. Вид у них был жуткий. Джеймс был в гипсе, Ларс на костылях, Бобби Шнайдер с плечевой повязкой, Кирк с синяками на лице. Было очень тяжело. Господи, мы просто бухали. Ничего другого, кроме как пить, нам не оставалось. Мы пошли, чёрт возьми, куда же мы пошли? К кому-то домой. Кажется, к Джимми Мартину, и смотрели записи с Клиффом. Помню, как Джеймс только повторял: 'Чёртов Клифф…чёртов Клифф…чёртов Клифф'. Это было всё, что он мог сказать. Ни у одного из нас не было способностей справиться с ситуацией, понимаете? Мы были так молоды, и просто не ожидали, что произойдет нечто подобное. Мы смотрели в шоке на лица участников группы, и я уверена, у всех были такие лица”. Майк Овертон из «Trauma» был приглашён на похороны вместе с вокалистом Доном Хильером. “Не имеет значения, что говорилось тогда, Клифф до сих пор остаётся моим лучшим другом” – говорит Майк. “Его родители тоже дружили с моими. Фактически, Дон встречался с сестрой Клиффа какое-то время. На похоронах было тяжело находиться. Тяжело потерять такого друга, как Клифф. После похорон мы вспоминали его в доме родителей, и я был рад находиться там для того, чтобы их поддержать”. Фред Коттон вспоминает, что после службы он пришёл на частную церемонию на ранчо Максвеллов, где прах Клиффа был развеян близкими ему людьми. “Вместе с урной его праха мы пришли на ранчо вместе с его семьёй и близкими друзьями группы, каждый взял горсть его праха и развеял по ветру. Мы также посадили дерево и остались там на несколько дней, стреляя из оружия и выпивая. Его семья осталась только на небольшую мемориальную службу, которую мы вместе провели, затем они вернулись домой, и пьянка возобновилась”. Джеймс МакДэниэл вспоминает, как представился матери Клиффа после похорон. “Мы находились у них в Кастро Уэлли. Когда она наконец поняла, кто я, участник глупой группы, в которой он играл, её лицо осветилось, она сказала, что помнит, как Клифф приходил домой после концертов с нами, с пятью или десятью долларами в кармане, говоря при этом, что он провёл лучшее время в своей жизни, зарабатывая эти пять баков. Слышать это действительно много значило для меня”. “Я знал, что ему нравилось проводить с нами время” – говорит МакДэниэл. “Мы никогда особенно не обсуждали то, чем занимались, мы просто делали своё дело. Даже притом, что «Spastik Children» это шуточная группа, мы хорошо ладили друг с другом, поэтому нам действительно нравилось вместе играть или репетировать. После встречи с его мамой я понял, почему Клифф был таким, каким он был. Его мама была такой же – очень искренним человеком. Она знала, что Клифф очень особенный парень”. МакДэниэл говорит: “У меня осталось много приятных воспоминаний о Клиффе, несмотря на то короткое время, что я его знал. Самые лучшие из них – они же самые простые, просто мы, зависающие вместе, понимаешь? Пьющие вместе пиво, идущие поесть до начала одного из концертов в нашем городе, или едущие куда-нибудь перекусить на его автомобиле, а в задней части автомобиля на полу все эти обертки от фаст-фуда. Я помню, как боялся включать инструменты в гараже Джеймса и Ларса, потому что на улице дождь лил как из ведра, протекая через крышу и образовывая ручей, нам не хотелось быть первыми, кого ударит током”. Несмотря на онемение, которое все чувствовали, люди в кругу Клиффа сплотились вместе. Для Джен Бертон потеря сына, её вторая тяжелая утрата, как мы помним, была особенно мучительной. Она только недавно победила рак. “Для Джен это было особенно тяжело” – говорит Коринн, “потому, что у неё был рак, находившийся в состоянии ремиссии. Это было что-то вроде, Господи, она так усердно с этим боролась! Смерть одного сына, затем рак…и затем смерть Клиффа”. Из воспоминаний тех, кто был там, казалось, что Джен была, как и Клифф, крепким орешком. Объясняет Коринн: “Джен была изумительным человеком. Она была такой сильной. Она сообщила, что большую часть этой силы она получила в качестве поддержки от людей. У них был неиссякающий поток посетителей. Хлынули письма и телефонные звонки. Она была такой храброй, она плакала, улыбалась и смеялась, потому что люди рассказывали ей такие забавные истории о Клиффе. Ей нравилось слушать, что рассказывали люди о Клиффе. Любое взаимодействие с окружающим миром имело для неё огромное значение. Она цеплялась за это”. Ещё большую поддержку оказали друзья Клиффа: Джим Мартин, его брат Лу и Майк “Яз” Ястремски. Говорит Гаральд Оймоэн: “Яз поддерживал отношения с людьми, когда умер Клифф, когда пытались справиться с этой трагедией. Мы все были так молоды, ведь никому из нас не приходилось сталкиваться со смертью кого-то из близких до этого, для нас это большим испытанием. Он был тем парнем, который произвёл большое впечатление на репортёров из газеты, когда они приехали взять интервью у Джен и Рэя”. Коринн добавляет: “Яз, Джимми Мартин и Лу Мартин были Клиффу как братья. Они были потрясающими парнями. Мы все вместе помогали. Это было непрерывающееся общение”. Местная пресса, безусловно, заинтересовалась этой историей, послав репортеров в дом родителей Клиффа в Кастро Уэлли. Джон Маршалл вспоминает, как приходил с Кирком к ним домой несколько дней спустя. “Там был репортёр из «The Oakland Tribune», который говорил с нами, и, кажется, сделал один или несколько снимков”. Гаральд добавляет: “Местная газета выпустила заметку под названием 'Рок-звезда из Кастро Уэлли погибла в автокатастрофе', и Конни Бертон, старшая сестра Клиффа, сильно расстроилась. Она позвонила в газету и сообщила, что Клифф не любил, когда его называли рок-звездой. Это была самая безумная вещь, какую можно только сказать о нём, его раздражало всё, что относилось к синдрому рок-звёзд как таковых. Он был самым анти-звёздным человеком, которого можно представить. Даже когда они стали набирать популярность, он остался приземлённым человеком”. Один репортер из местной газеты написал, довольно странно, что Клифф был “местным парнем мирового класса”. Газета писала, что он обожал Баха, мексиканскую еду и свой родной город. Его родителей процитировали говорящими, что “Клифф был очень признательным и внимательным сыном. Из-за того, что он выступал, он спал днём и не спал ночами, никогда при этом нас не будил. Однажды ранним утром к нам пришел маленький мальчик и хотел, чтобы Клифф подписал его футболку. Клифф, пошатываясь, вышел на порог, он едва мог видеть, и сказал: 'Конечно, я подпишу её'”. Также была процитирована Конни: “Однажды я позвонила ему и спросила его: 'Каково это быть рок-звездой?' и он пришёл в ярость. Он попросил меня больше никогда так его называть ”. Смятение, вызванное внезапной смертью близкого человека всегда нелегко перенести, и смерть Клиффа не была исключением. Коринн Линн пришлось сдать свой билет на самолёт до Нью-Йорка, где она планировала встретить группу по возвращении из Европы, и для того, чтобы это сделать, ей пришлось подтвердить авиакомпании факт смерти Клиффа. Задача была не из легких. Кроме того стоял вопрос о личных вещах Клиффа; как о тех, что находились в доме его родителей, так и о находившихся в европейском туровом автобусе, которые позже вернули семье Бёртона. “Джен раздала много его вещей” – говорит Коринн. “Я знаю, что Одри Кимболл досталась одна из его бас-гитар. Она стала одной из моих лучших подруг. Она встречалась с Клиффом несколько лет до того, и они остались близкими друзьями. Она была такой классным, весёлым человеком. Тем не менее, Джен оставила у себя его Рикенбакер, он всегда висел в гостиной комнате”. Джен также нашла подарок для Коринн в вещах Клиффа: ювелирное украшение, которое он приобрёл для неё во время турне. “Он любил Дублин” – говорит Коринн, “и обожал Ирландию. Мне нравилось всё, что относилось к кельтам – кельтская музыка, кельтские мифы, кельтские исследования, кельтская история, и он сказал, что купил мне кое-что в Дублине, но не скажет, что именно. Когда вернули его вещи, его мама сказала: 'Я думаю, это для тебя'. Это красивое ожерелье с кельтским крестом, очень изящное, но при этом не слишком вычурное”. По просьбе Бёртонов Коринн прожила у них почти год. За это время она очень хорошо их узнала и вспоминает как исключительных людей. “Рэю и Джен пришлось через многое пройти, у них были просто тонны поддержки. У них прочные взаимоотношения между собой и они поддерживали друг друга. Рэй был тихой, интроспективной личностью, и очень любил классическую музыку. Очень умный и интересующийся политикой, он ненавидел Рейгана. Он многое рассказал мне по истории. У нас с ним была общая любовь к истории, археологии и астрономии. Джен была горячей, страстной женщиной, они уравновешивали друг друга. Его мама очень любила музыку кантри! Она была скорее экстравертом”. Коринн рассказывает забавную историю о матери Клиффа. “Как-то Росс Халфин, дай Бог ему здоровья, прислал самые лучшие фотографии Клиффа и группы родителям Клиффа. Они играли концерт в Айове, «Aerosmith» выступали в роли хедлайнеров. Росс сделал фотографию Стивена Тайлера и Ларса, и Джен Бёртон говорит: 'А кто эта индийская женщина рядом с Ларсом?' В то время Стивен носил бусы и повязку на голове. Это было чертовски смешно! Кажется, я смеялась минут двадцать. В этом была вся Джен”. Одним из самых печальных аспектов смерти Клиффа на двадцать пятом году жизни это то, что он готовился сделать огромный шаг вперёд, как в личном, так и в профессиональном плане. «Металлика» наконец начала зарабатывать деньги, к большому облегчению Клиффа и других музыкантов, которые были практически нищими с момента основания с группы. “Он был так счастлив, что у него теперь есть деньги в банке, и поэтому ему не нужно ни о чем волноваться” – говорит Коринн. “Первым делом он хотел перевезти родителей. Он всегда говорил, что не хочет, чтобы его родители работали, он знал, что всё к тому идет. «Металлика» ворвались в тридцатку лучших исполнителей в чарте «Billboard», что было неслыханным событием, учитывая, что их песни не крутили по радио, и я помню, как он сказал, что у них всё только начинается”. “Это был серьёзный толчок” – говорит Коринн, “и «Металлика» не останавливалась на достигнутом. Он просто знал, что скоро придёт успех. Он так обрадовался, что сможет позаботиться о родителях. Ещё он хотел купить новую машину. Я на самом деле хотела купить его Фольксваген, и он сказал: 'Ты же не хочешь покупать эту машину', а я сказала: 'Да нет же, я хочу, больше всего на свете! Я училась ездить на этой машине, она будет моей'. Он ответил: 'Ладно, забирай за 50 баксов'”. В личной жизни Клифф также собирался совершить серьезный шаг: купить дом для себя с Коринн. Она вспоминает: “Совместный переезд было совершенно естественной вещью, мы оба знали, что это будет следующим этапом наших отношений. Отношения развивались и становились глубже, всё было понятно без слов”. Коринн: “Когда «Металлика» находились в турне с Оззи, он постоянно был на телефоне. Он говорил: ‘Мы можем уже сейчас приобрести дом. Не хочешь начать присматривать что-то подходящее?’ И я сказала, что не знаю, какой именно дом он хочет. А он ответил: 'Это неважно, всё, что ты захочешь. Убедись, что там есть достаточно места и убедись, что я смогу там громко играть музыку. Ничего показного, не хочу, чтобы дом был ляпистым'. Именно так он попросил меня переехать вместе с ним. Тогда я начала смотреть дома в окрестностях”. Безжалостность внезапной смерти Клиффа усиливается, когда понимаешь, что он считал по отношению контроля над своей судьбой в течение лета 1986 года. В интервью, проведённом за кулисами «Tingley Coliseum» в Альбукерке, Нью-Мексико, Клифф предстал человеком, который наслаждался очень ясным пониманием того, к чему стремится, и чётко представляет, как достичь поставленной цели. Его спросили, планирует ли «Металлика» снимать видео, на что Клифф ответил с абсолютной уверенностью: “ Вероятнее всего, рано или поздно нам придётся это сделать, но на самом деле мы с этим не торопимся, потому что на данный момент нам это не кажется необходимостью. У нас неплохо идут дела и без видеозаписей, кроме того, чтобы создать одно такое, потребуется потратить достаточно много денег. На самом деле менеджмент хочет дождаться момента, когда это будет кстати, когда видео, которое мы создадим, принесёт лучший результат из возможных. Во многом этот вопрос связан со временем, и они прекрасно об этом знают. Но пока это не кажется необходимой вещью, поэтому это главная причина, по которой мы этого не делаем”. Клифф сообщил, что в будущем «Металлика» определённо появится Япония. “Несколько людей приехали в Новый Орлеан, и Ларс с Джеймсом дали для них интервью, всё похоже на то, что мы туда действительно поедем в скором времени”. Вопрос европейского пива также поднимался в этом интервью. “Америка – лучшее место в мире. Я люблю Америку больше, чем что-либо, но если дело касается пива, европейцы в этом деле гораздо лучше понимают, и гораздо дольше этим занимаются. Они варят пиво уже около тысячи лет…они на голову впереди нас в этом деле”. Он сообщил, что группа однозначно не вернётся в Данию на запись следующего альбома. “Мы чертовски устали от Копенгагена” – смеется он. “В следующий раз, когда я поеду туда, я хочу лететь туда в кабине бомбардировщика. Вероятнее всего, мы найдем место в Калифорнии”. Коринн говорит, что Клифф ненавидел Данию. “Он чертовски ненавидел это место. Ему просто не нравилось находиться так долго вдали от дома. Он был таким домашним парнем”. Деловое чутье Клиффа тоже, безусловно, развилось. “В первую очередь мы рассчитываемся с долгами” – говорит он. “На протяжении последних нескольких лет мы погрязли в больших долгах, и сейчас они практически полностью выплачены”. Кроме того, складывается ощущение, что он развил реалистический взгляд на мир, несмотря на свой относительно молодой возраст. “В целом мы достаточно пессимистичная группа. В принципе, во многом, как и весь мир: это довольно мрачное место, если хотите знать мое мнение”. Тем не менее, Клиффу нравилась его роль в жизни, и в частности, в «Металлика». О рекорд-компании он сообщил: “«Elektra» говорят, просто предоставьте нам восемь песен, и мы их одобрим”. Какой бы человек не умирал в раннем возрасте, это всегда трагедия. Но почему-то простая зрелость Клиффа лишь ухудшается тем фактом, что его жизнь оборвалась так преждевременно. Однажды, Джон Буш, вокалист групп «Anthrax» и «Armored Saint» подводя итоги, сказал мне: “Это была трагическая, ошеломляющая смерть. Как знать, что могло произойти с «Металлика»?” Так что же действительно произошло с «Металлика»?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.) |