|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 10: «Master Of Puppets»
ни говорили люди, но лишь небольшое число альбомов могут действительно претендовать на звание лучших в трэш-метал. Небольшое число фанатов могут назвать альбомы «Bonded by Blood» группы «Exodus», «The Legacy» группы «Testament», «Darkness Descends» группы «Dark Angel», «Rust In Peace» группы «Megadeth», «Among The Living» группы «Anthrax» или не совсем очевидный выбор в виде «Pleasure To Kill» группы «Kreator». Однако два альбома, за которые голосует абсолютное большинство как за лучшие в жанре, это «Master Of Puppets» группы «Металлика» и «Reign In Blood» группы «Slayer». Говорят, что вторые альбомы обеих групп – «Ride The Lightning» и «Hell Awaits» также претендуют на высокую позицию, но уже вне списка лучших трэш-альбомов. Две этих группы были впереди всех остальных. Соперничество между «Master Of Puppets» и «Reign In Blood» было предметом детального обсуждения долгие годы, каждому из этих альбомов в большей или меньшей степени равенства присваивался статус номер № 1 в тех или иных ситуациях. Однако по существу оба альбома отличны друг от друга, с точки зрения бас-гитариста и в других аспектах. Основной стиль – агрессивный метал, часто сыгранный на безжалостно высокой скорости на обеих пластинках тот же самый, по крайней мере, так на бумаге. Однако тон, техника и атмосфера песен абсолютно различны. «Reign» весь полон убийственной скорости и злобы, «Puppets» более продуманный, многослойный альбом, полный эпических композиций и виртуозного музыкального мастерства, большая порция которого прямо или косвенно исходила от Клиффа и его обширного музыкального образования. “Думаю, можно честно сказать, что мы повзрослели музыкально, если не ещё как-то иначе, по прошествии последних трех лет” – смеялся Клифф в одном редком интервью, которое он дал в то время. “Сейчас гораздо больше поставлено на карту” – добавил он. “Каждый человек, с кем мы сотрудничаем, блестяще выполняет свою работу на наше общее благо. Всё идёт хорошо”. “Запись альбома не получилась такой профессиональной, как мы планировали” – сказал он, - “на это потребовалось много времени; мы не слишком хорошо планировали своё время, однако песни были очень хорошими и то, что в итоге у нас получилось - весьма достойная работа”, однако результаты работы говорили сами за себя. К тому моменту Клифф сменил свою рабочую гитару Рикенбакер 4001, на которой он играл с 70-х годов на Aria Pro II SB1000 с чёрной отделкой и позолоченной начинкой. Он также играл на Элембик, выборе Стэнли Кларка, но как он объяснил: “У меня был Элембик некоторое время, которым я был очень доволен до тех пор, пока его не украли. Если кому-либо встретится черная бас-гитара «Спойлер» с огромным чипом на обратной стороне гитары, рядом с грифом, скорее всего это моя, поэтому…просто пришлите её мне”. Существует совсем немного фотографий Клиффа, играющим на этом басу: он известен использованием двух инструментов, Рики и Эриэ - небольшое количество гитар для такого почитаемого музыканта. Кто знает, что бы он стал играть в будущем? Теперь звук гитары Клиффа базировался на усилителе Меса-Буги и кабинетах. “Я приобрёл несколько кабинетов 4x12 для них и несколько изготовленных по заказу 1x15” – объяснил он. “Первоначально они были 1x15, набитые в коробку с 4x12”. Судя по всему, это было сделано с эстетической точки зрения, просто следуя 4x12, с помощью которых играли Кирк и Джеймс. Приобретите экземпляр альбома «Master Of Puppets», в идеале на виниле, или в ещё большем идеале на двойном виниле 45 оборотов в минуту, и в первую очередь вы будете потрясены иконической обложкой и стикером, который содержали многие издания альбома. Стикер «Металлика» высмеивает недавно образованное в то время печально известное «Родительское сообщство по вопросам музыки» и их предупреждающие о нежелательном содержании стикеры. Надпись на стикере «Металлика» гласит: “Единственной композицией, которую вам возможно не захочется слушать, является «Damage, Inc», вследствие многочисленного использования постыдного слова на букву F (подразумевается Fuck). Во всех остальных песнях такие слова, как «Shits» (Говна), «Fucks» (Потрахушки), «Pisses» (Письки), «Sucks» (Отстой), «Cunts» (Пизды), «Motherfuckers» (Долбоёбы) и «Cocksuckers» (Хуесосы) не встречаются”. Несмотря на панковское безразличие, в музыке на альбоме нет ничего подросткового или бунтарского, а сама запись сделана на весьма достойном уровне. Флемминг Расмуссен и «Металлика» продолжили процесс совершенствования звука, от сырого звука «Kill'Em All» к «Ride The Lightning», создавая широкоформатный, теплый звук, который идеально подошёл многообразию различных структур песен. Этот обширный, но не чрезмерный звук стал результатом работы Флемминга и микширования, сделанного опытным Микаэлем Вагенером в Калифорнии. Как сообщил Клифф: “Мы хотели, чтобы звук был достаточно сухим (без реверберации), потому что именно тогда звук получается очень плотным. Микаэль Вагенер смикшировал альбом, и каждый раз, когда мы заглядывали послушать результат, он успевал добавить большое количество реверберации практически на всё. Мы тут же сказали: 'Это неправильно, убери реверберацию с гитар'. Звук был действительно убогий. Он был бесполезен в быстрых песнях, они становились слащавыми. Нам не нужен был перепродюсированный альбом, поэтому мы сказали ему, что нам нужно, чтобы альбом звучал сухо и плотно, как можно ближе к нашему живому звуку”. Чистый, современный звук альбома, кажется, подошел амбициям «Металлика» в том, чтобы быть группой мирового класса. Клифф сообщил: “Когда я только начинал, я решил, что посвящу свою жизнь музыке… у меня это неплохо получается. Представляю, что существует много людей, посвятивших свои жизни музыке и не достигших успеха, которого ищут. Я имею в виду, что на это влияет множество факторов, но есть один главный – нужно полностью посвятить себя этому, виртуально женить себя на музыке, вот что нужно сделать, и не отвлекаться на посторонние вещи, которые тебе предлагает жизнь”. Думаю, вы понимаете, что именно отношение «все или ничего» вдохновило всю группу, сделав «Металлика» полностью современной группой музыкантов, прекрасно осознававших то, чем они занимаются. Те читатели книги, кто знаком с «Master Of Puppets», помнят, каково было в первый раз ощущать вступление к первой песне, «Battery». Её акустическое вступление и последующая чудовищная стена риффов являются подтверждением музыкального образования, полученного «Металлика. Слои гитарных гармоний по-классически изысканны и эпичны в своих амбициях, гитары доминируют на записи. Бас Клиффа практически неотделим от звуков инструментов остальной части группы, не считая отдельных моментов, когда Джеймс играет и зажимает аккорд, предоставляя Клиффу место для восьмых и шестнадцатых нот. Кроме этих моментов звук «Battery» - это звук в высшей степени талантливой слаженной групповой игры. То же можно сказать и об одноимённой песне альбома, для которой Джеймс написал свои первые строки о социальных проблемах, в данном случае о наркотиках. Гаральд Оймоэн рассказывает, что вдохновением к этой песне является, по крайней мере частично, фанат из района Залива, Рик Бёрч. “Его увлекала скорость” – говорит Гаральд. “Строчка из «Master Of Puppets» - “приготовь свой завтрак на зеркале” это ссылка на него, заглядывающего в дом. Если бы не он, я бы и половину музыки, которую слушаю сейчас, не открыл для себя. Печально, что Рик Бёрч позднее умер от СПИДа. Он умер примерно во время выпуска Черного Альбома. Ларс и Джеймс ходили навещать его в госпитале. Когда всё начиналось, всё это казалось чем-то неизведанным, не потому что многие люди умирали тогда от этого или что-то в этом роде. Мы воспринимали это как шутку, а потом это вдруг случилось с Риком, что привнесло негативный оттенок в эту песню”. Клифф обожал «Master Of Puppets». “Моя любимая песня это «Master», которую я считаю лучшей песней «Металлика» на данный момент. Тексты песен становятся гораздо лучше…всё в какой-то мере улучшается. Мы прогрессируем”. Он продолжил: “Большую часть песни посвящено рассказу о том, что происходит, когда люди становятся зависимыми от наркотиков, но лично я считаю, что повелитель всего этого – судьба. Вот так всё и происходит. Смотреть на поставщиков наркотиков как повелителей – значит смотреть на проблему слишком узко. Потому что они всего лишь продают свой товар. Я не очень уверен в том, с какой точки зрения Джеймс на это смотрит. Он написал эту песню. Когда ты наблюдаешь за этим всем, становится понятно, что каждый получает почву под ногами. Кто бы ни был на поле сражения, только они могут предотвратить то, что их используют в своих целях”. Джеймс подтвердил тематику песни в интервью магазину «Thrasher». “«Master Of Puppets» в основном описывает наркотики, всё переворачивается с ног на голову: вместо того, чтобы контролировать то, что ты принимаешь и делаешь, наркотики начинают решать за тебя. Что-то вроде, я пошел на вечеринку в Сан-Франциско, там все эти придурки ширялись, а у другой девчонки была ломка”. Однако он подчеркнул, что его тексты песен не стремятся отразить общеизвестные истины, к которым могут примкнуть последователи «Металлика», или столкнуться с отлучением от церкви. “Все эти больные люди пытаются внедрить весь этот обширный символизм в музыку и тексты песен, которые они слушают” – сказал он. “Тексты песен, которые я пишу, по большей части пишутся для себя. Я не говорю людям, как думать. Типа 'Если ты не веришь в том, что я делаю, значит ты не настоящий фанат «Металлика»' или всякое подобное дерьмо”. Члены трэш-группы из Нью-Йорка «Anthrax», заявленные в турне в поддержку «Металлика» осенью 1986 года, хорошо знали Клиффа Бёртона ещё со старых добрых дней в «Music Building». Их барабанщик Чарли Бенанте: “Мое любимое воспоминание это когда мы с Кирком и Клиффом пошли позавтракать и говорили об этом и о том, вообще обо всём. Я не мог разобрать, что поёт Джеймс перед лидер-соло на песне «Master Of Puppets», он что-то орёт, но я не мог понять, что именно. Я спросил Кирка и Клиффа, и они просто уставились в изумлении. Нужно помнить, что это было давно и тогда наши мозги не так уж хорошо работали”. “И после долгой паузы Клифф с невозмутимым видом говорит: 'М-м..блинчики?' Думаю, мы все выплюнули наше кофе от смеха. Вам нужно было это видеть. А затем, оставшуюся часть турне, когда наступал момент этой части, мы всегда смотрели с Клиффом друг на друга, и он всегда проговаривал слово 'блинчики'. Позже мы спросили Джеймса, что он говорил в той строчке. Оказалось, ‘fix me’. Но ‘блинчики’ мне нравятся больше. Клифф Бёртон рулит!” На «Master Of Puppets» Клифф играет в унисон с гитарами до наступления средней секции, где Джеймс исполняет чистое, чередование аккордов арпеджио, оставляя место для гармоний соло Кирка. Под этой превосходно сыгранной и спродюсированной секцией Клифф исполняет оригинальную партию, содержащую редкий фрагмент низкого регистра (и следовательно не повторяет партию гитар). Интересно сравнить игру Клиффа в ближайшем эквиваленте «Металлика» к тому времени – в изысканной соло-секции в «The Four Horsemen» с этим фрагментом в «Master Of Puppets». Его музыкальное мышление практически не претерпело изменений. В обоих случаях он исполняет партию, которая мелодична, но при этом не занимает слишком много места, чтобы гитары не были сжаты или понижены в значении, хотя оба этих музыкальных фрагмента радикально отличаются друг от друга во всем остальном. Также прислушайтесь к искусному скольжению Клиффа в 0:52, добавляющему второй рифф вступления к главному риффу куплета. Тематически, если не музыкально, Клифф полностью доминирует на следующей песне «The Thing That Should Not Be». Клифф сообщил, что эта композиция – очередная порция подобных «Call Of Ktulu» мифов. “Она о больших парнях, гуляющих вокруг…настолько больших уродах, что они могут соревноваться в размере со зданиями”. Джеймс цитирует строки старого доброго Лавкрафта “Not dead which eternal lie / Stranger eous death may die”, вдохновение для песни очевидно. В этой вещи Клифф сотрудничает с Кирком, ярым фанатом графических рассказов и ужастиков, собиравшим книги комиксов многие годы. Кирк: “Я собирал эти штуки долгое время, а затем купил гитару и стал ею просто одержим. Просто забросил комиксы и уделял много времени гитаре…Однако эти две вещи объединились в одну, потому что обычно играя на гитаре, я заходил в магазин комиксов поискать комиксы, которые я обычно брал, и такой, мол, а у меня это уже есть. Я со временем понял, что всё ещё хочу продолжать своё увлечение, так, я вернулся к коллекционированию комиксов и прочих вещей, к примеру, ужастиков. «The E.C.s» и «Famous Monsters», да и вообще всё, что так или иначе относилось к жанру ужастиков. Как и Клифф, Кирк нашёл для себя вдохновение в этой культурной нише. “Многим интересен такой вид развлечения” – говорит Кирк. “Комиксы вдохновляют меня. Многое из того, что я нахожу в комиксах, я могу потом использовать в музыке”. Основная часть «Welcome Home (Sanitarium) (Добро пожаловать домой (Санаторий))» основана на бемольных, арпеджиообразных гитарных аккордах, по этой причине Клиффу отведено достаточно места для мелодичных вставок. Музыкальные кусочки ограничены низким и средним регистрами, характеризующими баланс между отточенной мелодией и основной техникой, которой всегда была знаменита игра Клиффа. Как бы то ни было, быстрая полу-трэшевая часть перед тем, как во второй части вступает вокал, сопровождается неожиданным, атональным фрагментом в 3:44, подчеркивая в очередной раз тот факт, что Клифф был всегда непредсказуем в музыкальных находках. Джеймс играет необычную и запоминающуюся партию, затем вступает Клифф, играя с зубодробительной четкостью, особенно в тех частях, которые начинаются со строк «Soldier boy / Made of clay…» и содержащих тремоло на грани безумной скорости и точности. Даже сегодня поражает факт, что Клифф никогда не использовал медиатор для этих партий, обладая такими сильными пальцами, которые позволяли исполнять эти партии без особых проблем, как на концертах, так и на пленке. И вновь неожиданно он использует аккордную вставку в 8:01, практически в самом конце песни, обычно он играл однонотные партии вместо использования звучащих в унисон струн аккорда. Клифф как-то в шутку сказал, что «Leper Messiah» - это “их религиозная песня”, и что она “вообще-то адресована телевизионным евангелистам”. Первое, что слышишь в этой песне, это “блуждающий” бас, начинающийся, когда Ларс отсчитывает вслух пять секунд. Клифф играет тот же небольшой фанковский кусочек в 0:42, и далее на каждый такт через три такта. Со-продюсер Флемминг Расмуссен рассказывает об этом музыкальном кусочке. “Клифф, возможно, всего лишь проверяет свою сыгранность с остальной частью группы в этот момент. У нас было шесть свободных микрофонов для записи ударных, и звук попал в них”. «Orion» начинается с известного вступления. Порция басовых вставок, часть из которых записана задом наперед, а часть как обычно, грациозны, исполнены достоинства, как только они смолкают, группа играет продолжительную, незабываемую серию риффов. “Клифф трудился над этой песней немного дольше остальных” - говорит Расмуссен. “Для вступления мы добавили много баса и большинство из басовых треков поставили задом наперед. Он сыграл ещё одну партию баса поверх перевёрнутых треков, ему понравился получившийся звук. Мы поняли это уже в студии. При появлении какой-либо идеи, нам не требовалось много времени для её реализации. Первый раз мы только попробовали, а потом только переставляли пленку в нужном направлении, и звучало всё это просто отлично. Ничто на этом альбоме не заняло много времени для записи”. В 3:59 мы слышим одну из самых обворожительных партий бас-гитары, когда-либо записанную Клиффом (по крайней мере не считая трезвучий из «Anesthesia»). Это искусный полу-классический полу-фолковый рифф, записанный относительно низко наравне с гитарным представлением, разворачивающимся через несколько секунд. В 6:00 Клифф украшает этот рифф другой музыкальной фигурой, которая почти переходит в соло, и начиная с 6:37, семнадцать виртуозных секунд он играет басовое соло. В соло входит неистовая скоростная игра в 6:40, кроме того следует гармония. Многие годы большинство считали, что это гитарное соло, так как оно занимает похожий ряд частот, что и небольшое соло Кирка перед ним. Клифф знал об этом. Вот что он говорит: “На «Orion» есть небольшое басовое соло, сразу за небольшим гитарным соло. Ни один из слышавших его не мог сказать, что это бас, однако это правда. Бас составляет две-три этой песни”. По сей день «Orion» остается великолепной песней. Бас-гитаристы любят эту песню за мастерство исполненных партий, от культового вступления и басовой фигуры в начале второго темпа до потрясающей кульминации. Алекс Вебстер из «Cannibal Corpse» говорит, что это его любимая запись Клиффа. “Потому что этот инструментал демонстрирует множество различных аспектов его игры. Примерно в середине песни начинается красивая мелодическая часть, одна из моих любимых басовых партий вообще, и отличная игра в унион главным риффам, кроме того несколько ярких фрагментов, демонстрирующих всю мощь уникального стиля игры на искаженном басу - коротенькое, но изумительное соло, играющее в конце. «Orion» ясно говорит о том, что Клифф был мастером как лидирующих, так и второстепенных ролей, которые может играть бас”. Что примечательно – выясняется, что последнее басовое соло не было целиком написано Клиффом. Рассказывает Кирк: “Басовое соло в «Orion», что идёт после моего соло в заключении песни, изначально было второй частью гитарного соло, но в тот момент я вернулся в Штаты, а Клифф оставался в Копенгагене ещё три-четыре дня. Так что он сделал вот что – сыграл на басу вторую часть моего соло на гитаре. Он немного изменил вторую часть моего гитарного соло, сделав его своей вещью. На что я абсолютно не возражал”. Клиффа спрашивали, существовало ли басовое соло на «Master Of Puppets», как это было на «Kill’Em All» (да и на «Ride The Lightning», если говорить о вступительной части к «For Whom The Bell Tolls»). Он указал на последнюю песню альбома. “На новом альбоме есть вступление к песне под названием «Damage, Inc.», полностью сыгранное на басу” – говорит он. “В ней восемь или двенадцать басовых фрагментов, большое количество гармоний, смены громкости, эффекты и прочие штуки. Я сомневаюсь, что это можно назвать басовым соло, это скорее вступление, сыгранное на басу”. «Damage, Inc.» - чрезвычайно жёсткая песня, исключительно мелодичное отступление на басу во вступлении, зловещий набор нот, смолкающий перед тем как разразиться шершавым главным риффом. Говорит Флемминг: “В этом интро та же фишка, что и в «Orion» - множество баса, записанного задом наперед. Собственно, очередная идея Клиффа”. К сегодняшнему дню Ларс и Джеймс прошли долгий путь в признании равенства музыкальных способностей своих коллег по группе, которые, в сущности, являлись главными инструменталистами. Как бы то ни было, Клифф и Кирк питали искренние чувства к запутанной теории музыки, к чему остальные были равнодушны. Как вспоминает Кирк сегодня: “Я предпочитал Европейский метал, использовал различные музыкальные гаммы. Фригийская музыка занимала Клиффа. Он часто видел, как я играю на гитаре всё время, пытаясь выучить гитарные трюки и стараясь уловить обрывки информации там и тут. Мы говорили о теории и о том, как её использовать: всего лишь пара случайных разговоров, не более. Он обожал теорию и любил классику. Он был большим фанатом Баха. Клифф рассказывал, что вступление к «Damage, Inc.» он на самом деле создал на основе опуса Баха под названием «Come Sweet Death (Приди за мною, смерть)», “а может что-то и другое, что можно назвать в некоторой степени иронией в рамках того, что потом с ним случилось”. Кирк вспоминает, что иногда группе приходилось несколько притормаживать Клиффа. Смеясь, он рассказывает: “Иногда это было примерно так: 'Знаешь, Клифф, тебе нужно играть эту часть, именно эту часть в унисон, не как фрагмент твоего соло'. Были моменты, когда он переигрывал, но, знаете, этого следует ожидать от каждого великого музыканта. Все великие немного переигрывают”. Миллионы фанатов до сегодняшнего дня хотели бы увидеть, как Клифф записывает партии бас-гитары на «Master Of Puppets», священные партии, которыми они стали годы спустя. Единственный способ проникнуть в атмосферу записи сессий альбома, в отсутствие Клиффа, может быть выражен словами со-продюсера Флемминга Расмуссена, имеющим безупречные воспоминания о записи этого альбома. Флемминг подтверждает мнение о том, что «Metallica» в сущности, состояла из двух группировок. “Были два шумных и два спокойных парня. Ларс и Джеймс держались вместе, потому что вместе записывали всю музыку, кроме песен Клиффа, которые он записывал сам”. Однако, он подчеркивает, что влияние Клиффа на группу было очевидно, несмотря на его натуру экстраверта. “Клифф был великолепен, он позволил мне руководить всем процессом” – объясняет Флемминг. “И, в свою очередь, я уважал всё, что делал он. «Металлика» никогда не появлялась в студии без приготовленных заранее песен и аранжировок. У них были отличные демоверсии всех ими написанных песен. Всё уже было написано, и по большей части, имело аранжировки. Местами мы что-то меняли, конечно, но в студию они всегда приходили, действительно хорошо подготовившись”. Флемминг раскрывает уникальный метод работы, исходя из которого, становится многое ясно о звуке группы на среднем этапе карьеры. Для того, чтобы использовать все силы группы – машиноподобную руку Джеймса и талант Клиффа в превосходных импровизациях, он решил записать басовые партии после записи остальных инструментов, отдельно от вокала и гитарных соло. Обычно, продюсеры записывают ударные, бас, гитару, затем вокал и соло, именно в этом порядке. Но порядок, когда бас пишется последним, подразумевал, что Клифф может достичь точности, которая ему требовалась для игры в унисон риффам Джеймса, то есть играть под уже законченные партии ритм-гитары. “Мы сделали фонограммы с группой, и подогнали под них ударные” - вспоминает Флемминг, “затем мы записали ритм-гитару, так чтобы Клифф мог записать бас поверх этих партий. В металле это частый случай, когда гитары являются доминирующим инструментом, и Клиффу было проще играть текущий рифф, чем подстраиваться под фонограмму. Мы сделали несколько дублей, чтобы он вошёл в струю, ведь большинство песен были чрезмерно быстры, и ему нужно было подстроиться к необходимой скорости перед тем, как начать записывать на пленку. В какой-то момент мы использовали несколько микрофонов, чтобы ему не нужны были наушники, он ведь любил свободно передвигаться по студии во время игры. Так что это хорошо сработало”. Флемминг сообщает, что на запись одного басового трека уходило три или четыре часа. “Проблема заключалась в том, что мы хотели достигнуть максимально возможной точности, Джеймс чрезвычайно точен. Он лучший ритм-гитарист в мире, уж это точно. Лучше него просто нет, если дело доходит до «down-picking». Это просто что-то невероятное. Он записал восемь треков, и все они звучат словно он играл их на одной гитаре. Многие металлические песни основаны на гитарном рифе, говорят, что гитаристу нужно несколько иначе играть свои партии, если он играет поверх ударных и баса, ведь бас может как убыстрять песни, так и замедлять их. Поэтому мы отдали в распоряжение Клиффа законченный трек, на который нужно ориентироваться, в этом случае он мог импровизировать, если в этом была необходимость. Я постоянно прибегаю к этому способу в своей работе”. Флемминг смеётся, вспоминая сессии «Ride The Lightning» в 1984 году, на которых он впервые встретил Клиффа. Он был обескуражен тем, сколько времени требовалось Клиффу для записи басовых партий в студии. “Первые несколько дублей я начал немного беспокоиться, подумав, что это не очень хороший бас-гитарист, пока не осознал, насколько сложны были партии бас-гитары. Я зауважал его ещё больше, когда это понял. Кроме того, многие партии он специально усложнял. Некоторые басовые соло на этих альбомах абсолютно гениальны. Какие бы у него идеи не возникали, мы пробовали их на деле, и обычно всё срабатывало. Он был действительно классным. Я подгонял его, а он ещё и подгонял сам себя. В некотором роде это было сотрудничество”. В то время у Флемминга была привилегия в том, чтобы засвидетельствовать, как Клифф записывает фрагмент за фрагментом, наполняя их различными вставками и фишками, сделавшими его игру потрясающей. “Мы делали много дублей” – говорит Флемминг. “Дубли действительно сильно отличались друг от друга, он никогда не повторялся. В те дни, ты записываешь кучу дублей, пока не получишь то, что нужно. И то, что сейчас на записи, это то, что сохранилось. В наши дни это всё хранится на жестком диске. А тогда у тебя было всего 24 трека, так что ты оставлял то, что собирался записывать на альбоме. У тебя не было дополнительных дублей. Тогда было бы круто, если б у тебя была программа вроде «Pro Tools», и была возможность прослушать альтернативные версии, там были моменты, которые бы люди не отказались услышать сейчас”. Ларс и Джеймс убедили Клиффа следовать в выбранном направлении, вспоминает Флемминг. “В основном их не было в студии, когда там работал он, потом они возвращались, слушали, что он записал, и говорили, мол, да, отлично”. С Клиффом было легко и приятно работать с тех пор, как он получил желаемый звук. “Он много экспериментировал с различными «квакушками»” – говорит Флемминг, “однако ему особенно нравились педали «Morley», так как они работали больше со световым излучением, чем с потенциометром, так что они не издавали лишнего шума”. Несомненно, Флемминг узнал о талантах «Металлика» ещё больше во время записи «Master Of Puppets», не последнюю роль в этом сыграли способности Клиффа в создании головокружительных импровизаций и чрезвычайно быстрые и точные тремоло Джеймса. “Мы знали друг друга и знали, по какому пути идём” – говорит он. “Мы понимали, какие песни хорошо бы записать на «Lightning». Я вернулся в Лос-Анджелес примерно на две недели, и мы просмотрели множество студий, порядка двенадцати или четырнадцати. «Металлика» хотела побыть дома, а «Elektra» хотела прославиться”. “Но мы не нашли студию для записи, которая бы нам пришлась по вкусу” – продолжает со-продюсер Флемминг. “Мы записали ударные для «Ride The Lightning» в большом складском помещении. Ни одна из студий не могла себе позволить подобное, не считая несколько киностудий, у которых были звуковые киносъёмочные павильоны, но они были слишком большими. Мы, конечно, могли создать желаемый звук с помощью эффектов, но он бы не звучал так хорошо, как хотелось. Поэтому группа решила вернуться в «Sweet Silence». Это было не моё решение, студия ведь моя, поэтому решать было не мне. Они сами всё решили для себя. Кроме того, в то время доллар был высок, поэтому в Копенгагене они могли позволить себе вдвое больше времени для записи, чем в Штатах”. Хотя Флемминг получил лишь возможность управления техническими моментами записи «Ride The Lightning», он также выступил со-продюсером нового альбома. “На «Lightning», говорит он, “они только забронировали время в студии, а я управлял процессом записи. Я думал, что они знают, что и как делать, но они абсолютно ни хера не знали. Так что мне пришлось контролировать весь процесс, иначе бы ничего они не записали путёвого”. «Металлика» попросила Флемминга приехать в Соединенные Штаты и помочь с записью нового альбома, как бы то ни было, он согласился на их просьбу с условием, что группа разрешит ему выступить со-продюсером записи на контрактной основе. В конце концов, Флемминг заключил этот контракт, хотя «Puppets» был полностью записан в Копенгагене. Флемминг прекрасно понимает комментарий Клиффа относительно того, что на «Puppets» группа не совсем правильно распоряжалась временем. “Да, в этом есть доля правды: он находился там довольно много времени, и хотел закончить со всем этим гораздо быстрее. Они пробыли в отеле три или четыре месяца. Через два месяца он устал гулять по Копенгагену, и он всё ещё не записал все свои партии. Он хотел домой и увидеть свою девушку. Ему становилось одиноко, он очень по ней скучал. Для группы было дешевле оставить его там, вместо того чтобы летать туда-сюда. Ему пришлось ждать до конца, потому что сначала нам нужно было записать ударные и ритм-гитару. Однако он первым уехал домой, в начале декабря”. Флемминг рассказывает, как до сих пор гордится «Puppets». “Там нет ничего, что бы я сейчас хотел поменять. Мои любимые песни - «Battery» и «Master», но на самом деле они мне все нравятся. В них нет ничего коммерческого, как, например, в «Escape» на «Ride The Lightning». Песня эта вышла неплохая, так что они могли бы попробовать выпустить её синглом для какой-нибудь радиостанции. Клиффа бесила сама идея этого. Да и всю группу тоже, мне кажется. Это ужасная песня. Никому из них не нравилась эта песня: они просто подумали, что можно попробовать пустить её в радиоэфире. Они никогда не играли её на концертах”. Как видно, «Металлика» позже осознала, что золотой стандарт качества, изобретённый на «Master Of Puppets» превзойти невозможно. Альбом, наполненный блистательным сочетанием виртуозной мелодичности и головокружительной агрессии, стал как полет в космос, ничего подобного раньше не существовало. Группа заняла эту нишу на многие годы до того момента, пока не появился хотя бы отдаленно заслуживающий подобного внимания альбом. Альбом «Reign In Blood (Царствие в крови)» группы «Slayer» превосходен и более жесток, но в рамках простого великолепия нет подобных «Puppets» альбомов. Это звездный час Клиффа в карьере, полной высокопрофессиональных изысков. Когда я прошу Кирка назвать его любимую запись Клиффа, он говорит, что “мне нравится его басовое соло в «Anesthesia», и, безусловно, всё, что он сделал во вступлении к «Damage, Inc.» было суперкруто. Кроме того мне очень нравится фрагмент, написанный им в середине «Orion». Великолепная вещь. Можно даже сказать, что это его лебединая песня”.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.021 сек.) |