|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 2: 1980 - 1982
Клифф Бёртон окончил среднюю школу Кастро Уэлли и получил место в Чэботском университете. Этот престижный местный колледж, в котором также учился актёр Том Хэнкс, расположен на Восточном побережье, недалеко от дома Бёртонов, и хорошо оснащён оборудованием для преподавания исполнительских видов искусства. Поступление ознаменовало очередную великолепную победу на пути Клиффа, который в свои восемнадцать лет уже прекрасно знал, чего хочет добиться в своей жизни. Вспоминает Рэй, отец Клиффа: “Он говорил, что собирается стать профессиональным музыкантом и планирует зарабатывать себе на жизнь, исполняя музыку”. Джэн добавляет: “Знаю точно, что когда он говорил эти слова, он был исполнен уверенности поступить именно так. Ведь мы очень сильно его любили и уважали, мы действительно старались обеспечить ему максимальную уверенность, чувствуя, что он заслуживает этого. Клифф никогда не бросал начатое на полпути. Никогда в жизни я не видела, что он отрекается от чего-либо или кого-либо”. Клиффу не пришлось долго искать родственные души на музыкальной сцене, особенно, что касалось людей, которые помогли ему извлечь желаемые звуки. Одним из первых неоценимых людей был Чак Мартин, менеджер местного магазинчика по продаже гитар. В этой книге Чак впервые говорит о Клиффе: “Он всё ещё учился в старших классах школы, когда мы впервые встретились” – говорит Чак. “Он принёс мне часть оборудования на ремонт. Я был менеджером небольшого музыкального магазинчика под названием “Вся музыка у Рика”, находившимся за холмом недалеко от того места, где он жил в Кастро Вэлли”. Клифф в глазах Чака был подростком худощавого телосложения с длинной, вьющейся шевелюрой. “Мы стали друзьями, какое-то время начали проводить вместе. Мы были хорошими друзьями, во всём кроме профессиональных отношений. К нему нельзя было быть равнодушным: он был весьма разумным человеком. Если бы он сегодня был с нами, неважно, сколько бы миллионов было у него на счету, он остался бы тем же человеком. У него была великолепная улыбка, а на сцене он был просто Богом”. Даже в те далекие дни Клифф знал, что звук, который он хотел извлечь из своего Рикенбакера, невозможно получить без профессиональной помощи. Вспоминает Чак: “Он постоянно призывал меня совершенствовать некоторые вещи для него. Он говаривал: “Хочу вот так!”, а я говорил, что не уверен, что смогу так сделать, но попробую нечто подобное. Я был вынужден создавать некоторые совершенно инновационные штуки для его музыкального инструмента”. Самой важной поддержкой, которую Клифф получил в поиске себя, была в уникальном звуке, приобретённом от Чака. Он рассказывает, что в Рикенбакере будто бы содержалось секретное оружие. “Чуть пониже нижнего порожка находился третий усилитель датчика, там, где обычно располагалась сурдинка. Если посмотреть на бас-гитару Рикенбакер, можно увидеть небольшой настраиваемый резиновый выключатель перед нижним порожком справа. Мы вынули этот выключатель, поместив на его место усилитель датчика от «Сеймор Дункан Стратокастер», что значительно добавило мощности. Таким образом он мог извлекать из своей бас-гитары многие звуки, воспроизводимые на лидер-гитаре, потому как примочка издавала чрезвычайно скрежещущие звуки. Рикенбакеры обычно известны не за свои мощные усилители, у них есть звук, но не очень сильная отдача, так что мы прикрутили то, чего там не было, ну, а все остальное уже история”. Чак объясняет, что ими использовался усилитель Стратокастер, потому как он был достаточного размера для того, чтобы подойти к отверстию на задней стороне гитары. “Способ, при помощи которого мы подключали примочку, был абсолютно бесхитростным: думаю, я поставил туда двухтактный усилитель, потому как хотел сохранить эстетичность баса. Интерес Клиффа состоял в том, что он хотел скрыть примочку: ему не хотелось, чтобы всё выглядело примитивно, ему был нужно специальное приспособление для этого. Он хотел, чтобы люди поломали голову”. По сути дела, говорит Чак, он удивил Клиффа результатом. Клифф знал, что он собирается установить усилитель в бас-гитару, но, по мнению Чака, они недолго рассуждали о том, куда его установить или как сделать так, чтобы усилитель подошел к отверстию. Когда Клифф пришел в магазин забрать свой усовершенствованный Рикенбакер, Чак показал ему, где находилась новая примочка. “Он действительно искал именно это! Он помог мне совершенствоваться, а также дал мне критерии для правильной работы, и я очень ему благодарен за это. Это лучшее из того, что я когда-либо делал: я обожаю работать с музыкантами, которые не станут идти на компромиссы в стремлении получить то, что им нужно”. А еще Клифф купил усилитель бас-гитары «Рэндол» у Чака. “Это был товар на заказ, и он сам заработал на него и купил. На самом деле я не думал, что он когда-либо станет пользоваться этим усилителем, однако Клифф пользовался им долгое время. В нём было много мощности и отдачи, видимо, поэтому он ему подошёл. Он никогда не шёл дорогой других: это был тот усилитель, который ему был нужен, и он запал на него. Следует сказать, что он мог покупать аппаратуру в крупных фирменных магазинах, однако предпочел местный уровень. Это демонстрирует то, каким он был человеком. У него и семья была замечательная: помню, как заходил мистер Бёртон и несколько раз оплачивал счета Клиффа”. К началу первого семестра в Чэботском университете, родители Клиффа предложили сыну сделку. Рассказывает Джэн: “Он играл с небольшими местными группами до того времени. И мы сказали: 'Ладно, мы даём тебе четыре года. Мы будем платить за твое обучение и питание. Но если к окончанию четырёх лет мы не увидим хотя бы мало-мальский прогресс, если ты не сдвинешься с места, и будет ясно, что этим ты не заработаешь себе на жизнь, тогда тебе придётся найти работу или что-то в этом роде. Это максимум, что мы можем предложить. И уже сейчас нужно определиться, согласен ты на такие условия или нет. И он сказал: 'Хорошо'”. Гаральд Оймоэн знал Рэя и Джэн так же, как и другие друзья Клиффа. Он говорит: “Клиффу очень повезло иметь родителей, поддерживающих его музыкальную карьеру. Они сказали, что помогут ему, будут кормить и платить за обучение, но если через некоторое время он не сможет получать весомый доход от музыки, тогда ему придётся заниматься другим делом. А потом, как известно, появилась «Металлика», ну и всё покатилось, как снежный ком”. К тому времени Клифф встречался с Одри Кимбол. Он также учил её игре на басу. “Они встречались по меньшей мере около пяти лет и были неразлучны” - говорит Гаральд. Он подчеркивает интересную странность в том, как они оба перебирали пальцами струны бас-гитары. “Когда играла Одри, она держала руку так же, как это делал Клифф, что было довольно необычно. Клифф порвал связки на руке будучи ребёнком, нечаянно поранив рыболовным крючком руку, по этой причине он не мог играть одним из пальцев правой руки. Первый раз, когда я увидел её за игрой, был для меня шоком. Думаю, это был средний или указательный палец руки. Когда играл Клифф, это было похоже на приветствие, символизирующее дьявольские рога, ведь он приспособился так играть вследствие травмы. А она не знала, что это не самый подходящий способ игры”. Взгляните на фотографию или видеозаписи, на которых играет Клифф, из любого периода его карьеры, и поймёте, о чем говорит Гаральд. Выпрямленный мизинец правой руки всегда был расположен вниз, когда он извлекал звуки двумя или тремя пальцами, и эта необычная привычка передалась и Одри. Данная особенность не повлияла на его совершенствование в качестве бас-гитариста, и к 1981 году он начал совершать серьезные набеги на музыкальную сцену района Залива, мотивируемый ограниченным сроком родительской поддержки. Он по-прежнему джеммовал с друзьями на вечеринках, по утверждению Гаральда. “Ещё одним другом Клиффа был Билл Вэббер, гитарист. Клифф часто появлялся на пивных вечеринках, устраиваемых Биллом, и они вместе играли один большой джем-сейшн без перерыва по получасу или сорок пять минут. Эта джем-группа была похожа на «The Grateful Dead». Мой друг помогал им на ударных, через десять минут он переставал играть, говоря, что они один и тот же рифф уже десять минут играют. Клифф смотрел на него и говорил: “Чувак, ты не должен переставать играть пока песня не закончилась”. Несмотря на случайную природу тех джем-сейшнов, Клиффу необходимо было найти серьезную группу. В конце 1982 года ему попалась одна такая в лице «Trauma» из Сан-Франциско. Движимая в основном певцом Донни Хильером и гитаристом Майком Овертоном, группа входила в местную регулярную программу выступлений, исполняя смесь прямолинейного хэви-метал вроде «Judas Priest» и коммерческого глэм-рока, присущего сцене Лос-Анджелеса. Хотя их музыка сильно отличалась от тех влияний, которые были видны в недавних работах Клиффа – стадионном роке, кантри-роке, хардкор-панке, джаз-фьюжн и Бахе, он присоединился к этой группе, возможно заинтересовавшись этикой их работы. “Я видел «Trauma» – пожимает плечами Клифф, “и я подумал: ‘А чем я хуже? Все равно лучше пока ничего не было’”. Реакция на музыку «Trauma» была различной. Некоторые фанаты хэви-метал радовались уже тому факту, что существовала группа, под которую можно потрясти головой и потолкаться, как, например, знаменитый Рон Куинтана, главный редактор фанзина «Metal Mania» и человек, чьё бессмертие определено фактом создания названия «Metallica». “«Trauma» были неплохой группой, они были вполне приличной группой” – говорит он, “в 1982 году было тяжело найти даже приличные группы. Оба гитариста и вокалист носили похожие нашивки в виде молний. Выглядело поразительно” – смеется он. “Музыка очень напоминала «Judas Priest», только со сдвоенными гитарами. Звук был похож на встречу «Montrose» (Калифорнийская хард-рок группа) и «Iron Maiden» (Британская хэви-метал группа)”. Остальные имели менее доброжелательное мнение, к примеру, Гаральд Оймоэн. “«Trauma» исполняла больше рок-н-ролл, чем метал, причем довольно позёрский, поэтому в голове она не застряла. Первый раз я увидел Клиффа уже с этой группой. Они играли на разогреве перед «Saxon» в «Кистоун Пэйло Альто», в сорока милях южнее Сан-Франциско. У меня был приятель, Брайан Лью, именно он представил меня «Metallica», и я и они жили в Саннивейл, потом мы начали ходить на концерты вместе”. Клифф незамедлительно стал выделяться своей игрой в «Trauma» и на сцене. Существует не так много видеозаписей группы с его участием, но в тех, что есть, он безоговорочно занимает центральное место на сцене, исполняя изощрённые партии бас-гитары поверх партий лидер-гитары. Посмотрите внимательно на видеозапись, выложенную на YouTube, и вы различите музыкальные фрагменты, которые позднее станут известными составляющими соло-партий Клиффа Бёртона. Проблема в «Trauma» состояла в том, что классический хэви-метал школы «Judas Priest/Black Sabbath» к 1982 году становился чуточку старомодным, по крайней мере в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, в которых трэш-метал приобретал устойчивые позиции, а глэм-метал был всё ещё нов и свеж. «Trauma» были недостаточно агрессивны для поклонников трэш-метал, и лишь отдаленно напоминая рок в ношении спандекса и лака для волос, они не удовлетворяли потребности ни той, ни другой группы фанатов. Гаральд смеется: “«Trauma» поехала в Лос-Анджелес и записала пятипесенный пресс-релиз и видеозапись, что было довольно эксцентрично, можно увидеть, какими псевдо-глэмовыми они выглядели. Школа метала «Judas Priest» и «Accept». Забавно наблюдать, как вокалист спасает привязанную девушку к столу, и они курят вместе, это действительно убого смотрелось. А потом, вдруг посреди этого всего, Клифф играет басовое соло, и оно просто божественно. Он играет фрагменты из «Anesthesia», потрясающей вещи”. Все очевидцы сходятся во мнении, что Клифф был очевидной звездой группы. Гаральд: “У меня были друзья, которые думали, что Клифф похож на Гленна Хьюза, бас-гитариста «Deep Purple» в 1970-х, из-за его длинных волос и бас-гитары Рикенбакер”. Рон Куинтана говорит, что услышал о «Trauma» от своих друзей, которые сообщили, что в этой команде играет классный басист. Он тоже впервые увидел группу на разогреве у «Saxon» в туре “Denim and Leather”. Мы пришли туда пораньше, потому что мои друзья не хотели пропускать чумового бас-гитариста «Trauma», поэтому мы встали у сцены. Вышла группа и Клифф, выступавший с сольным номером, играя при помощи “квакушки”, а затем короткий музыкальный фрагмент при помощи бутылки от пива. Когда они покидали сцену, я поднялся, похлопал его по плечу, и мы пожали руки”. Чак Мартин также впервые увидел Клиффа с «Trauma». “Он действительно был лидирующим бас-гитаристом. Он был очень умелым бас-гитаристом, но он также любил растягиваться и играть длинные соло: он обожал импровизацию. Он был очень скромен, но когда выходил на сцену, его личность тут же преобразовывалась в лидера и движущуюся силу, хотя вне сцены он был обычным славным парнем. Никогда не подумаешь. Он был впереди времени, как Джек Брюс или кто-то вроде того”. Не прекращая сотрудничества с «Trauma» Клифф продолжил джем-сейшны на домашних вечеринках. Двадцать лет спустя гитарист Джеймс Говард вспоминает те времена. “Мы играли на одной и той же сцене в района Залива, когда мне было около семнадцати” – рассказывает он. “Это было с 1980 по 1981 годы. Ему примерно было столько же, сколько мне. Мы играли на случайных вечеринках, без репетиций, просто собирались вместе, джеммовали и импровизировали. Я заметил, что он очень креативен. Мы на самом деле уважали друг друга, потому что могли изобрести последовательность аккордов и просто джеммовать и создать музыку”. “Нам действительно нравилось играть вместе, не в официальной группе, просто на вечеринках у кого-нибудь. Помню, как однажды играли джем-сейшн в гостиной. С нами был еще ударник, мы просто играли всякую всячину и песни. Для домашних вечеринок в районе Залива было много различных мест, владельцы пивных магазинов и две или три сотни человек в одном большом доме. Существовала даже целая сеть музыкантов, которые играли на подобных мероприятиях”. Джеймс немного знал Клиффа по игре на тех вечеринках, и его собственная группа «Champion» поддерживала «Trauma» время от времени. Он помнит Клиффа как стеснительного, немногословного человека. “У него ещё была угревая болезнь и длинные волосы. Он был вежлив и приятен в общении, вокруг него была атмосфера добродушия и радости”. “Он был рок-музыкантом” – говорит Джеймс, “однако он обладал великолепными техническими навыками джазового музыканта, думаю, у него была скрытая часть характера, которая проявлялась, когда он играл. Он напомнил мне о том, что люди говорили о Джимми Хендриксе: он был стеснительным человеком, но когда выходил на сцену, становился просто потрясающим, от него исходила такая безудержная энергия. Клифф был таким же. Его волосы развевались, он играл при помощи “квакушки”, тогда имели место физические данные и технические приемы и техника игра на басу”. Джеймс вспоминает, как Клифф начинал играть последовательность риффов или аккордов, а затем присоединялись остальные и начинало что-то получаться. “Иногда мы меняли тональность и посещали различные места. Всё, что происходило, было абсолютно интуитивно. Мы с ним находились примерно на одном уровне, где каждый относился к другим с уважением. Наши девушки были соседками по комнатам. Мою звали Кара, а его - Одри Кимбол. Мы все проявляли уважение и близость друг к другу, ну ты понимаешь, о чем я? Эти отношения находились за гранью традиционных отношений, когда вы вместе зависаете или проводите вместе время. Есть что-то в отношениях между музыкантами такое, что превосходит обычные отношения в известной степени”. Клифф находился во главе «Trauma» не только в музыкальном, но и в визуальном плане. Хотя остальные члены группы совершали отчаянную попытку выглядеть как глэмеры, как те же гитаристы, украшающие серебряными стрелами сценические костюмы, похожие на уцененные костюмы «Kiss», Клифф оставался в своем обычном одеянии: джинсовая куртка, футболка и голубые джинсы-клёш. Джинсы прочно вошли в Бёртоновский образ: вместе с татуировкой «Samhain» на правой руке, эти расклешённые джинсы – писк моды начала 80-х годов, неотъемлемая часть его имиджа. Проживи он дольше, и возможно его устойчивый имидж, постоянно одетого в джинсовую эпоху 70-х годов, со временем бы рассеялся. Но и без того, когда вы думаете о Клиффе Бёртоне, вы не можете не думать о его преступно-грубой одежде. Клиффу было все равно, что думают другие о его манере одеваться, равно как и о других аспектах его имиджа или личности. Участники «Metallica» объясняли впоследствии, что постоянно подтрунивали над ним за его выбор джинсов в эпоху облегающих брюк, но всегда добавляли, что Клифф не обращал внимания на эти насмешки, сохраняя полное спокойствие. В любом случае, редкий рок и метал-музыкант демонстрировал изысканное качество одежды в тех местах, как например члены группы «Van Halen», чей в высшей степени энергичный хард-рок взял Калифорнию штурмом в 1980 году. “«Van Halen» появились в 1982, и он не носили спандекс” – говорит Рон Куинтана. “Можно было увидеть обилие синей джинсы на их концертах, даже если не было множества клёша как у Клиффа. Ещё не было обилия значков и кожанок, не говоря уже о небольшом количестве поклонников, которые знали об английских метал-группах”. Когда Рон увидел Клиффа с «Trauma» в клубе “Стоун” в Сан-Франциско в апреле или мае 1982, он тут же написал об этом событии в журнале «Metal Mania». “Гитаристы были одеты в похожую одежду, таким образом, выделяясь больше других, в то время как Клифф выглядел как обычный парень”. Однако группа начинала привлекать всё больше внимания, и когда они в конечном счете совершили восьмичасовую поездку в Лос-Анджелес, чтобы сыграть небольшой концерт, внезапно появилось большое количество металхэдов, привлеченных отчасти распространявшимися слухами об улётной игре и бесбашенности Клиффа. Одним из них был Брайан Слэгел, основатель записывающего лейбла «Metal Blade (Лезвие металла)», компании, которая, по его собственному признанию, состояла лишь из него одного, выпуская альбомы прямо из его постели. Как бы то ни было, Брайан совершил настоящий прорыв, выпустив первый релиз, сборник под названием «Metal Massacre (Металлическое убийство)», чьей характерной чертой была молодая группа, по ошибке указанная на конверте грампластинки как «Mettalica». И вот уже более тридцати лет лейбл Брайана «Metal Blade» имеет международный успех. Но возвращаясь в то время, отметим, что он скомпилировал «Metal Massacre 2», рассказывая о том, что получил двухпесенную демозапись из Сан-Франциско от парня, который был менеджером «Trauma». “Не могу вспомнить, как его звали, с тех пор прошло столько лет. Не думаю, что впоследствии он в чём-либо особенно преуспел. Пленка была достаточно хорошего качества, и он сообщил, что они играют небольшой концерт в клубе “Трубадур”, что в Лос-Анджелесе. Я подумал, что обе песни достаточно хороши, поэтому я пошел посмотреть на их игру, и мне показалось, что они довольно хорошо смотрелись живьем, особенно бас-гитарист. Он был основной фишкой группы, потому что у него тогда были длиннющие красные волосы и он был сумасшедшим металлистом, носил те самые синие джинсы и жилет. В то время в Лос-Анджелесе джинсы стилистически казались весьма европейскими”. Менеджер «Trauma» настаивал на том, чтобы Брайан предложил группе контракт на запись полноформатного альбома, однако эти попытки провалились по двум причинам. Брайан не считал, что группа была достаточно хороша, а у «Metal Blade» не хватало денежных средств. “Говоря начистоту” – сообщает он, “после того, как увидел их живьём, я не сказал бы, что был сражён наповал остальной частью группы. Я подумал, что они хороши, но не настолько, чтобы записать полноценную пластинку. Кроме того, в то время у меня не было достаточных средств, так что им пришлось бы платить за запись альбома, если бы я собрался его выпустить. Я полагаю, менеджменту группы это было по карману, и члены группы постоянно настаивали, и я предложил записать одну песню на сборнике «Metal Massacre»”. Выход второй части «Metal Massacre» в конце 1982 года ознаменовал продолжение дела Брайана, касающемуся знакомству мира с Калифорнийской метал-сценой в превосходном стиле, и одна из групп, «Savage Grace» добилась небольших успехов. Остальные группы, тем не менее, канули в небытие, практически сразу, в числе них и «Trauma». Их песня “Such A Shame” была вполне неплохой, но несущественной, и металлисты в большинстве своём пропускали её после пары прослушиваний. “В ней не было ничего, что могло зацепить людей” – отмечает сегодня Гаральд Оймоэн, и его мнение разделяют большинство тех, кто слышал эту песню. Между тем, «Trauma» и их упорный менеджмент не собирались сдаваться, и запланировали концерты до конца 1982 года. Один из этих концертов состоял в очередной поездке группы в Лос-Анджелес. “Они приехали с концертами практически сразу после выхода второй части «Metal Massacre»” – говорит Брайан, “и случилось это, когда я всех их встретил. Клифф был очень скромным и на самом деле немного говорил, он вовсе не был оратором группы. Вокалист или один из гитаристов занимались работой слова. Однако у них был определённый прогресс и живьём Клифф выглядел просто потрясающе”. Как и говорилось, Клифф был вдохновением для всей группы, даже если не был самым разговорчивым. Брайан Слэгел: “В «Trauma» он не был главным бизнесс-парнем, он был тем, кому есть, что сказать в музыке группы и о том, куда эта музыка стремится. У него было четкое мнение о том, какую музыку им следует играть и как это делать правильно”. Загляните на YouTube и найдёте пятиминутное выступление «Trauma», в процессе которого исполняется небольшое количество песен, единственный сохранившийся до наших дней пример того, какое влияние имел Клифф на группу. Выступление вызывает смех от начала до конца, но обязательно к просмотру лишь потому, что представляет веский аргумент в пользу игры Клиффа и поведения на сцене. Стоя чуть поодаль от остальной части группы и тряся головой как сумасшедший, он исполняет тщательно продуманные басовые партии, вписываясь между классическими блюз-роковыми риффами, играемыми двумя гитаристами, и в хорошей для 1982 года форме они оба орудуют на Gibson Flying Vs. Рикенбакер Клиффа звучит чуть ниже на этой записи, однако по ходу первой песни можно услышать октавные пассажи и рулады, которые, как отмечает Гаральд Оймоэн и другие, довольно среднего качества. Всё меняется с наступлением соло на ударных, исполненном при помощи горящих палочек, а затем следует соло-выступление Клиффа, где он играет плотную дисторшн линию с искусственным эхом. Первая часть его соло обращает внимание на секцию верхнего регистра, состоящую из восходящего легато и быстро повторяющихся трезвучий, затем он переходит к знакомой области для тех, кто знает его следующее за этим соло «Anesthesia (Pulling Teeth)». Тэппинговая часть тут же узнается, после окончания которой остальные музыканты присоединяются к Клиффу, чтобы сыграть продолжительный блюз-джем. Гитаристы начинают гитарную дуэль, в то время как Клифф с ударником держат ритм, затем группа заканчивает выступление мощным эффектным финалом с одновременным потрясыванием головами и пиротехническими взрывами. Не беря в расчет соло, можно сказать, что всё это дешевый спектакль. Возможно, даже слишком легко высмеивать «Trauma» и бесконечное множество полу-глэм-металлических групп, наводнивших Калифорнию в то время, пытавшихся следовать по пути «Motley Crue» и «Ratt», выложенному блеском для губ и блёстками. На дворе был 1982 год, и хэви-метал проходил очередной этап своего обновления. Тем временем в Лос-Анджелесе группа под названием «Metallica» испытывала некоторые трудности на начальном этапе своего развития. Их вокалист и ритм-гитарист Джеймс Хэтфилд экспериментировал с глэм-одеждой, к примеру, перчатками из леопардовой кожи. Тем не менее, группа, в то время состоявшая из Джеймса, гитариста Дейва Мастейна, ударника Ларса Ульриха и басиста Рона МакГовни, скомпилировала сетлист из песен собственного сочинения и кавер-версий, которые медленно, но верно шли к тому, чтобы произвести впечатление, несмотря на несколько отвратительных дебютных концертов в начале 1982 года. Видео «Trauma» было снято в ночь перед концертом в “The Whisky A Go Go” в Лос-Анджелесе, а Ларс и Джеймс были среди прочих посетителей концерта. Традиционно считается, что Ларс впервые встретил Клиффа той ночью, однако гитарист «Trauma» Майк Овертон позже сообщил новостному порталу “Blabbermouth (трепло)”, что это не так. “Клифф немного нервничал” – говорит Майк. Вокалист (Дон Хильер) и я оба знали об этом. Клиффу всегда хотелось звучать чуточку тяжелее, да и мне тоже. Ударнику хотелось звучать более коммерчески. Что касается меня, я всегда был фанатом «Judas Priest» и «Iron Maiden». Поэтому в группе было постоянное соперничество, какому направлению следовать. Мы встретили Джеймса и Ларса на репетиции к видеозаписи за ночь до того, как она была снята. Было круто с ними разговаривать, хотя в то время мне показалось странным, что они долго разговаривали с Клиффом”. Он мог бы поинтересоваться об этом. Затем, поговорив с Клиффом после видеозаписи и воочию увидев его навыки игры на басу на том шоу, Ларс Ульрих и Джеймс Хэтфилд решили пригласить Клиффа присоединиться к «Metallica». Ларс был практически уверен, что им удастся его убедить. Вспоминает Брайан Слэгел: “ Спустя немного времени после выхода второй части «Metal Massacre», я встретил Ларса, и он мне говорит: 'Привет, нам нужен бас-гитарист. Мы собираемся съезжать от Рона МакГовни. Что скажешь?' В тот день «Trauma» снова собирались выступать в «Трубадур». И я ему говорю: 'Тебе нужно прийти и посмотреть на их бас-гитариста, парень просто обалденный'. Он сказал: 'Ладно, хорошо', и вместе с Хэтфилдом они пришли на концерт и увидели всё своими глазами. Ларс подошел ко мне сразу после окончания концерта «Trauma» и сказал: ‘Этот парень будет играть в моей группе'”. “Мы услышали то безумное соло” – вспоминает Джеймс позже, “и я подумал, что не вижу ни одного гитариста на сцене. Оказалось, что Клифф, их бас-гитарист с огромной копной волос при помощи “квакушки” создавал эти звуки. Ему было без разницы, есть вокруг люди или нет. Играя, он обращал внимание только на свою гитару”. Ларс, восемнадцатилетний подросток из Дании, чья семья переехала в Калифорнию несколько лет назад перед описываемыми событиями, был прыщавым, развитым не по годам ребенком, одержимым любовью к хэви-метал. Многие люди в то время не воспринимали его всерьез, однако одним из тех людей оказался его друг Брайан Слэгел, который помог «Metallica» добиться небольшого успеха на первой части сборника «Metal Massacre» за год до описываемых событий. “Что касается Ларса” – говорит Брайан “когда он говорил, что собирается что-либо сделать, ты почти верил ему, потому что у него это неплохо получалось. На самом деле именно он собрал группу, которая активно прогрессировала, к тому времени я знал его уже несколько лет, поэтому, когда он сказал про Клиффа, я подумал: 'Круто!' Я знал, что «Trauma» базировалась в Сан-Франциско, думаю, что Ларс собирался поговорить с Клиффом и убедить его переехать в Лос-Анджелес. Полагаю, что Ларс поговорил с ним той ночью и обо всем договорился”. История прихода Клиффа Бёртона в «Metallica» написана и переписана бесконечное число раз многочисленными авторами, в том числе и мной, тем не менее, есть несколько ключевых областей, которые ещё не были упомянуты. Одним из важных моментов, которые я хочу отметить в данной книге, является тот факт, что когда Клифф присоединился к группе, он глубоко повлиял на их будущую карьеру, что в свою очередь, помогло сформировать современный хэви-метал: вот насколько важен был его приход в группу для всех нас. До настоящего момента было не ясно, как произошли данные события, а факторы, способствовавшие открытию таланта Клиффа, не были исследованы в полной мере. Обратите внимание, хотя это и не вяжется с тем, что уже где-либо когда-либо было написано, дела у «Metallica» до прихода Клиффа шли не очень хорошо. Они являлись действующей группой год или около того, учитывая первые репетиции в конце 1981 и неуверенные концерты в следующем году, но звезды отвернулись от них по ряду причин, пока они были в Лос-Анджелесе. Брайан Слэгел расскажет о тех временах лучше: “В то время «Metallica» были паршивой овцой на метал-сцене Лос-Анджелеса” – говорит он. “Тогда метал-сцена отчетливо двигалась в коммерческом направлении вроде «Motley Crue» и «Ratt». Это было ещё до того как начали набирать обороты «Savage Grace» и европейское движение металла. Ещё не было «Slayer». Изначально «Motley Crue» и «Ratt» играли тяжелую музыку, что-то вроде «Judas Priest», но с выходом “Too Fast For Love” они стали играть более популярную музыку. «Metallica» все ещё играла кавер-версии песен групп «Diamond Head» и «Blitzkrieg» вместе со своими песнями, и промоутеры, так же, как и фанаты, думали, что они очередная панк-группа”. Лос-Анджелес всё ещё находился на расстоянии нескольких лет от развития собственной трэш-метал сцены. Как говорит Брайан, в 1982 году там не существовало ни одного явного хэви-метал движения, несколько групп пытались найти собственную нишу, как например «Trauma» в Сан-Франциско, находясь в обстановке, в которой ещё не существовало групп, на которые стоило равняться. Некоторые ключевые команды жанра играли небольшие концерты в Лос-Анджелесе и его пригороде, в особенности «Slayer», в то время как другие формации, как например, «Dark Angel» появились год или два спустя, чтобы дать толчок трэш-метал сцене города. Требовался мощный стимул для мотивации событий. Этот стимул в конечном счете явился в виде «Metallica», но уже не во времена присутствия в Лос-Анджелесе. Вот в чем всё дело. Американские читатели, особенно из Калифорнии, прекрасно осведомлены о глубоких исторических различиях между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, двумя основными городами Южной и Северной Калифорнии. Британские и Европейские читатели могут этого не знать, однако всё это достаточно щедро проиллюстрировано в истории «Metallica». Группа сыграла несколько концертов вдали от Лос-Анджелеса к моменту знакомства с Клиффом Бертоном, учитывая особенно важное шоу, это была ночь в честь празднования выхода «Metal Massacre» в Сан-Франциско, организованная Брайаном Слэгелом с целью раскрутки альбомов и недавно зародившегося лейбла «Metal Blade». Вот как он это объясняет: “Вместе с «Metallica» мы поехали на концерт, посвященный выходу «Metal Massacre», фанатам просто крышу сорвало. Определенно там реакция у них была сильнее”. Басист Рон МакГовни вспоминает это шоу, говоря следующее: “Я арендовал трейлер, мы погрузили туда ударную установку и всё наше оборудование, и прицепил его к отцовскому Форду Ренжеру 69 года. Мы все ехали в этом грузовике. Я никогда не был в Сан-Франциско раньше. Помню, как ехал по Китайскому кварталу с этим трейлером и был в ярости, так как не мог найти этот клуб. Остальные члены группы сзади бухают и веселятся, а я зол как черт. Мы и понятия не имели, что наша музыка дошла туда: они знали все тексты наших песен и всё о нас, люди просили у нас автографы, это было так необычно, что мы поверить не могли. Когда мы играли в Лос-Анджелесе с командами вроде «Ratt», люди просто стояли со скрещенными на груди руками“. Рон Куинтана, бессменный представитель Северной Калифорнии, объясняет, что у обоих городов специфические отношения. “Это похоже на соперничество между Бостоном и Нью-Йорком: Лос-Анджелес огромен как Нью-Йорк, и у Сан-Франциско всегда был по этому поводу зуб на Лос-Анджелес. Многие команды подписывались в Лос-Анджелесе, которых даже не было видно в районе Залива: многие позерские группы вроде «Hans Naughty» приезжали в Лос-Анджелес, чтобы попытаться подписаться на каком-нибудь лейбле. У Лос-Анджелеса всегда была подобная репутация, но людям, живущим в этом городе, абсолютно наплевать: это было всего лишь одностороннее соперничество. Люди Лос-Анджелеса просто отмахиваются на этот счет, отношения вполне благожелательные”. До того как «Metallica» встретилась с Клиффом Бёртоном или даже увидела, как он играет, они ощущали сильную тягу к Сан-Франциско и его обожающим метал жителям. У них были проблемы с публикой в Лос-Анджелесе, всё, что было нужно, так это причина покинуть этот город. Кроме того нужно сказать пару слов и о «Trauma». К середине 1982 года и записи видео в Лос-Анджелесе, Клифф почувствовал потерю интереса, играя в группе, исполняющей универсальный хэви-метал для вечеринок, и искал выход. Как сказал Клифф несколько лет спустя: “«Trauma» поехали в Лос-Анджелес по каким-то делам. Будучи в Лос-Анджелесе, Ларс и Джеймс увидели нас и решили, что я подхожу их группе. Они начали наседать на меня, постоянно звонить и я посетил пару их концертов, когда они заезжали в Сан-Франциско. Внезапно «Trauma» начала мне надоедать, наши пути разошлись, они начали привносить что-то другое, проект стал во многом походить на коммерческий, все эти различные музыкальные взгляды, которые меня раздражали”. С музыкальной точки зрения Клифф просто не вписывался в группу. Брайан Слэгел: “С прогрессом «Trauma» я заметил, и уверен, что Клифф тоже обратил внимание, он был безоговорочным лидером группы. Учитывая, что они вполне прилично играли, лично мне кажется, что у них не могло быть большого будущего, в то время как у Клиффа оно, безусловно, было. Он казался рыбой, выброшенной на берег. Он тряс головой как сумасшедший, и некоторые из песен, что они написали, не подразумевали такого поведения”. К тому времени Клифф уже слышал записи «Metallica». К середине 1982 года они выпустили две демозаписи на кассетах, распространявшихся с безумной скоростью под названиями «Power Metal» и «No Life ‘Til Leather» и третье демо, менее известное, позже получившее название «В гараже у Рона МакГовни 1982». Одна из демозаписей, «No Life» будучи самой популярной, состояла из семи песен: «Hit The Lights», песня, написанная Дейвом Мастейном под названием «The Mechanix» (позже переименованная в «The Four Horsemen»), «Motorbreath», «Seek And Destroy», «Metal Militia», «Jump In The Fire» и «Phantom Lord». “Знаю, что когда Клифф услышал песни «Metallica», он определенно заинтересовался тем, чем они занимались” – говорит Брайан. “Они навели немного шороху на сцене Сан-Франциско”. У Рона МакГовни имелись собственные причины, чтобы покинуть «Metallica». Он всё больше и больше разочаровывался в них. Как владелец дома, в котором жили он и Джеймс Хэтфилд и где репетировала группа, как единственный владелец машины и таким образом ответственный за перемещение группы с выступления на выступление, он чувствовал, что вложил слишком много усилий, не получив достаточной отдачи спустя год или около того с момента создания группы. В редких интервью Рон говорит: “Однажды по дороге домой (с концерта в Сан-Франциско) мы остановились у винного магазина, за рулем был я, и они взяли целый галлон виски (мера жидких и сыпучих тел; английский галлон = 4,54 л; американский = 3,78 л). Джеймс, Ларс и Дейв просто сошли с ума. Они постоянно тарабанили мне в окно, чтобы я притормозил, и они могли сходить помочиться, а затем я внезапно оглянулся и увидел, что Ларс лежит посреди Федеральной Автострады № 5 прямо на двойной желтой линии. Это было просто невероятно. И я сказал тогда: “Да пошло оно все к черту!” Развязка наступила быстро. “Один из моих друзей рассказал мне, что видел как Дейв поливает пивом один из усилителей моей бас-гитары «Washburn», приговаривая: ‘Ненавижу, блядь, Рона’ На следующий день мой бас не работал”. Рон прояснил последовательность событий в интервью радиостанции «Shockwaves». Он сообщил, что не думает, что заменяя его, группа задумывалась о его музыкальном таланте, ведь он играл лишь то, что его просили играть. “Джеймс показал мне, что играть и я это и играл. Я осознал братство между Джеймсом и Ларсом по мере написания материала, и я не собирался вмешиваться в это. Я делал лишь то, что меня просили”. “Мы с Ларсом во многом были разными” – продолжает Рон. “Терпеть не могу, когда люди опаздывают и используют тебя всё время, как например это делал Ларс. Мне постоянно приходилось ехать до Ньюпорт Бич и забирать его, как-то я ему так и сказал: 'Если не успеваешь – твои проблемы'. Каждый раз, когда у нас был концерт в Сан-Франциско, мне приходилось брать грузовик отца, оплачивать расходы за бензин, платить из своего кармана за аренду трейлера, оплачивать комнаты в отеле своей визитной карточкой, а ведь в Сан-Франциско даже дешевые номера стоят немало. Я платил за все это, а они не могли понять, почему я зол. Они говорили, мол, получишь чек после концерта, но в большинстве случаев нам удавалось заработать сто долларов за концерт, что даже не могло покрыть затрат на номера в отеле. Плюс к этому мы тратили сотни долларов на алкоголь”. “Я часто им говорил: 'Если я являюсь частью этой группы, почему мне приходится платить за всё, в то время как остальным это достается нахаляву?' Я предлагал найти менеджера или кого-либо, кто мог бы нас спонсировать, потому что, правда, устал от всего этого. А они только смеялись по этому поводу и отвечали: 'Имей чувство юмора'. Они просто не понимали, поэтому им казалось, что это у меня проблемы. Дейв в то время был полным козлом, а Ларс заботился только о себе. Кто действительно огорчил меня, так это Джеймс, ведь он был моим другом, и он встал на их сторону, в какой-то момент я просто стал изгоем в группе”. Учитывая, что Клифф подыскивал новую, тяжелую группу и «Metallica» искала нового бас-гитариста, вспоминая об этом сегодня, нельзя не сказать, что силы, притягивавшие их друг к другу, были непреодолимы. Безусловно, жизнь не совсем такая, и любое незначительное отклонение на творческом пути бас-гитариста или группы могло проявиться иначе. «Metallica» могла никогда не пересечься с Клиффом; Рона, достаточно хорошего бас-гитариста, могло быть трудно выгнать из группы; некоторые лица могли не сойтись друг с другом; и вы бы не держали сейчас эту книгу. Несомненно, процесс привлечения Клиффа в группу был трудоемким. С того момента, как Ларс и Джеймс встретились с Клиффом на съемке видеозаписи «Trauma» до момента, когда Клифф окончательно вошёл в состав «Металлика», потребовалось бесконечное количество переговоров, позволивших осуществить задуманное как можно более безболезненно. Хотя Клиффу понравилась музыка «Металлика» и музыкантам нравилось совместное времяпрепровождение, его не устраивала перспектива переезда в Лос-Анджелес с целью стать полноценным участником группы, вот в чём был главный камень преткновения в переговорах. С отличительной для молодого человека настойчивостью, Ларс (которому на тот момент было восемнадцать, он был моложе Клиффа на год и двумя годами моложе Дейва Мастейна), постоянно звонил по телефону потенциальному бас-гитаристу, ища наиболее удобное решение, подходившее группе и Клиффу и не предполагавшее переезд «Metallica» из родных пенатов. Хотя Сан-Франциско, очевидно, был лучшим местом жительства для них, казалось, что Ларсу просто не нравилась сама перспектива восьмичасового переезда на север. “Не думаю, что что-либо могло заставить переехать Клиффа в Лос-Анджелес, хоть тресни!” – смеётся Рон Куинтана, когда его спрашивают о бесконечно долгих обсуждениях между обеими сторонами. “Ему было проще остаться в «Trauma» или создать новую группу. «Trauma» были достаточно безвкусной и обычной группой, однако опыт работы в группе кое-чему его всё же научил. Он был великолепным музыкантом и грамотным парнем со всех сторон: он много читал, и возможно он бы и согласился переехать, но не сразу. Для него они были удобной местной группой”. Вспоминает Джэн, мама Клиффа: “Он был лояльным человеком, даже слишком лояльным, и он не собирался покидать «Trauma». Но «Trauma» хотела, чтобы он просто перебирал струны и больше ничего. Он же хотел играть партию лидер баса, а они сказали, что так не пойдёт. Он на самом деле был очень обеспокоен, желая выразить себя в музыкальном плане. «Metallica» продолжала еженедельно названивать. Они звонили ему из Лос-Анджелеса, а он отказывался. Когда они, наконец, встретились, он сообщил: 'Я хочу играть партию лидер баса. Мне нужен небольшой соло-номер, где я могу выразить себя'. Они разрешили ему играть пятиминутное соло. Не знаю как другие группы, но я не знаю ни одного бас-гитариста, если только он не лидер группы, кто бы выступал с сольными номерами и играл так же, как Клифф”. В конечном счете Клифф выставил ультиматум: «Металлика» нужно переехать в Сан-Франциско, если они хотят видеть его в своей группе. Ларсу, Джеймсу и Дейву не потребовалось много времени для принятия окончательного решения, вспоминает Брайан Слэгел. “Когда они пообщались с Клиффом чуть дольше и наладили с ним отношения, оказалось, что у всех у них оказались схожие музыкальные вкусы, и было ощущение, что он полностью подойдет группе, он тогда сказал: 'Ни при каких условиях я не перееду в Лос-Анджелес'. А группе ничего не оставалось, кроме как сказать: 'Вообще-то фанаты нас принимают в Сан-Франциско лучше, мы ничего не потеряем с переездом'”. И хотя официально Клифф был новым членом группы, «Metallica» еще не избавилась от Рона МакГовни. Впрочем, это не заняло много времени. Рон Куинтана, близкий друг Ларса с давних времен, отмечает: “Уж не знаю, насколько сильно они устали от Рона МакГовни, который казался нормальным парнем. Они намеревались поговорить о некоторых вещах: Ларс собирался обсудить кандидатуру Джона Буша ещё задолго до того, как они пытались переманить в группу Клиффа, говоря: 'Нам нужен вокалист вроде Джона Буша, хе-хе!'”. Ларс объясняет ситуацию в 1993 году, используя свою типичную ровную дипломатию. Он говорит: “Не уверен, что Рон был тем человеком, который пытался выполнять свои обязанности, использующим все возможности для того, чтобы уделять группе все свободное время. У него была небольшая работёнка, маленький дом и всё такое, и я не уверен, что он собирался добиваться большего, думаю, мы все это понимали. Поэтому когда мы увидели Клиффа в команде под названием «Trauma» в Сан-Франциско на ночном концерте в районе Залива, стало очевидно, что нам нужно постараться и взять его в нашу группу”. Как бы то ни было, Рон дал понять, что его игра окончена. “Мы сидели, наблюдая за выступлением «Trauma»” – говорит он, “и вдруг бас-гитарист начинает играть сольный номер, а гитаристы держат ритм, он трясет головой как сумасшедший. Джеймс и Ларс чуть ли не молились на него”. Рон понимал, что происходит. “После того, как я услышал, как они говорят о Клиффе, у меня возникла идея. Помню, что дождь лил как из ведра после того концерта, я увидел Клиффа, одетого в джинсу, мокнущего под дождем. Я подошёл к нему и сказал: 'Привет, домой не подбросить?' Мне стало жаль этого парня. Это было как зловещее предзнаменование. По их версии развития событий они утверждают, что выгнали меня. Но я ни разу не слышал от них слов: 'Ты больше не играешь в нашей группе'”. “Вот что произошло дальше: после того Дейв убил мою бас-гитару, я выступил против группы, когда они пришли на репетицию, и сказал: 'Убирайтесь из моего дома!' Затем повернулся к Джеймсу и сказал: 'Сожалею, Джеймс, но тебе тоже лучше уйти'. Через несколько дней с ними было покончено. Они забрали всё оборудование и уехали в Сан-Франциско. Я бы добился больших успехов, будь я дорожным менеджером группы, а не бас-гитаристом. Возможно, тогда бы меня больше уважали. Но, как я уже сказал, всё это в прошлом”. Последние концерты с участием МакГовни «Металлика» отыграла в конце ноября 1982 года. Один из них был примечателен тем, что группа отыграла на разогреве в Вудстоке, в промышленном пригороде Лос-Анджелеса, Анахайме, перед «Y&T», прославленной в то время группой из района Залива; второй концерт сопровождался группой из Сан-Франциско «Exodus», чьим гитаристом был двадцатилетний Кирк Хэмметт. Данное шоу было записано «Metallica» в качестве заключительной демозаписи «Live Metal Up Your Ass», кроме последней песни, по причине того, что закончилась пленка на переносном магнитофоне. На этом концерте впервые была сыграна новая песня, безгранично быстрая «Whiplash». В отсутствии Рона, Клиффу лишь оставалось помахать ручкой «Trauma», а четырём молодым людям из «Металлика» осталось перебазироваться в Сан-Франциско. По воспоминаниям гитариста «Trauma» Майка Овертона, группа была в курсе неудовлетворенности Клиффа с того момента, как было записано судьбоносное видео несколькими месяцами ранее. “Клифф не упоминал в разговоре, что его просили присоединиться к «Metallica», рассказав об этом несколько недель спустя после возвращения в район Залива. Он разговаривал с Доном Хильером и мной, объясняя, что обдумывал свой уход уже давно. Он также сказал, что для него музыка «Металлика» казалась именно тем направлением, которому он хотел следовать. У нас было запланировано шоу в «Трубадуре» через несколько месяцев, и мы попросили его не уходить до этого момента, кроме того нам нужно было знать, сможет ли наш менеджер Тони подписать нас”. Майк вспоминает шоу в «Трубадуре», на котором Ларсу было суждено встретиться впервые с Клиффом. “У Клиффа не было много времени на разговор с Ларсом после шоу в «Трубадуре», так как он был с фанаткой в отеле через дорогу. Мы ввязались в драку с парнем этой девушки, и нам пришлось вытаскивать оттуда Клиффа до того, как его нашел парень фанатки. Было довольно забавно, на самом деле. Девушка, бросающая собственного парня, чтобы побыть с Клиффом той ночью. Парень, который находит нас, и мы сражаемся с ним, встав на защиту Клиффа. Ну, а всё остальное уже история”. Основное наследие «Trauma» для мира, кроме Клиффа, безусловно, лишь эта видеозапись. Но, как сказал Майк “гитары звучали бессвязно, качество выпущенной продукции ужасное, угол обзора камеры находится на уровне двух футов от сцены и так далее. Меня немного смущает тот факт, что для многих такой и была «Trauma»”. В качестве позитивного момента Майк Овертон обращает внимание на тот факт, что «Trauma» и Клифф Бёртон остались в хороших отношениях после ухода Клиффа. “Даже присоединившись к «Metallica», Клифф продолжал дружить с Доном Хильером и мной. Фактически, я и Дон были всегда в списке желаемых гостей на концертах «Metallica». Их первое выступление состоялось в районе Залива в клубе «Стоун» в Сан-Франциско. Мы с Доном были в числе приглашенных. Когда они вернулись в Нью-Йорк, Клифф время от времени звонил нам, чтобы рассказать, чем занимается он сам и спросить, чем занимаемся мы”. Майк отмечает, что на самом деле нельзя сказать, что «Trauma» после ухода Клиффа потеряла почву из-под ног. “Вообще-то потребовалось несколько лет, чтобы вернуться к первоначальному направлению. Мы взяли нового бас-гитариста практически сразу после ухода Клиффа. Выступали с местными концертами. Несколько изменили состав. Наняли второго гитариста, от нас ушел ударник, а потом и бас-гитарист. Мы с Доном постоянно меняли состав. В конце концов мы собрались с Россом Александером на гитаре, Крисом Густафсоном на ударных и Люком Адвинчюла на бас-гитаре. Мы заключили договор со «Shrapnel Records» на выпуск двух полноформатников, и выпустили свой первый альбом «Scratch and Scream» (Царапай и кричи)”. Майк описывает опыт совместной игры с Клиффом как незабываемое время. “Именно он научил меня, как трясти головой в такт рок-музыке на концертах. Налицо большое влияние Клиффа на «Metallica». В сущности, многие басовые партии из их песен Клифф писал для «Trauma». Мне приходилось читать информацию, где упоминалось, что мы пытались использовать связи с «Metallica». Это совсем не так. Мы не просили ничего у Клиффа после того, как он ушел из группы, когда они стали популярными. Вы не могли увидеть совместных туров «Trauma» с «Metallica», и все потому, что мы никогда не говорили с ними об этом. Возможно, нам стоило так поступить, но мы с Доном были не такими. Мы считали, что каждый должен добиваться чего-то сам, вот как следовало зарабатывать на жизнь”. Таким образом, сделка была совершена. Ларс ликовал, как вспоминает Рон Куинтана. “Ларс рассказывал мне, что Клифф теперь в «Metallica». Он спросил: ‘Знаешь Клиффа из «Trauma?» Теперь он играет у нас!’ А я сказал, мол, нифига себе, круто! Ведь к декабрю того года у Клиффа была уже серьезная репутация”. Клифф был тоже рад повороту событий, в своей обычной минималистической манере. “Я сказал, что им придется переехать сюда, потому что меня не прельщала перспектива переезда в Лос-Анджелес, мне нравится место, где я живу” – сказал Клифф. “Ну, и они такие, ну ладно, мы всё равно собирались переезжать. Так что всё хорошо разрешилось. Потом они пришли, и мы собрались все вместе, настроили оборудование, несколько дней порепетировали. Это было совершенно очевидно, так что мы просто делали, что были должны”. Даже Дейв Мастейн и Рон МакГовни казались счастливыми в те дни, что помогло забыть старые обиды. Дейву пришлось уйти через четыре месяца после ухода Рона. Дейв: “Было что-то, что мне нужно было понять, то, что я сделал по отношению к Рону МакГовни. Я пролил пиво на звукосниматели его бас-гитары. Он помнил об этом, а я уже забыл, но он беспрерывно ныл об этом в недавних интервью, и я постарался наладить с ним контакт”. Рон в те дни начал приходить в себя. Он говорит: “Это было так давно, что сегодня уже не имеет никакого значения. Я просто говорю о том, что чувствовал тогда. Просто хочу сказать начистоту, что сейчас меня это не волнует…это было много лет назад, теперь всё это лишь воспоминания. Со всеми парнями с группы у меня сейчас хорошие отношения”. Присоединение Клиффа к «Metallica» было встречено одобрением среди его друзей, особенно теми из них, кто являлся музыкантами. Джеймс Ховард: “Он очень выделялся в «Trauma». Можно сказать, что его способности превышали способности остальных членов группы, он был слишком хорош в качестве бас-гитариста для этой группы. Было очевидно, что «Metallica» отлично ему подходила, потому как группа была техничной, и в этой группе он мог продемонстрировать свои способности”. Однако Джеймс смеётся, вспоминая странные музыкальные предпочтения Клиффа. Джеймс вспоминает ранее неизвестный факт, что Клиффу “нравилась группа «ZZ Top»! Помню, как он упоминал о своей симпатии к этой группе. Он постоянно ходил на их концерты, когда они приезжали в Сан-Франциско”. Джэн и Рэй Бёртоны также подтверждают влияние многочисленных групп на их сына, что можно сказать, оглядываясь в прошлое. Рэй говорит: “Мы всегда считали, что это личное дело Клиффа, и мы уважали его выбор. Хотя не могу сказать, что желал бы, чтобы он исполнял музыку «Metallica», но ему этого хотелось. Так что я мог лишь пожелать ему везения в этом мире”. Джэн смеется по этому поводу, говоря: “Я так никогда не считала. Мне было всё равно, какую музыку он играет, важнее было то, что у него получалось то, что он делает. Тот факт, что на самом деле этой музыкой был хэви-метал, порадовал меня гораздо больше, чем, если б он играл примитивную поп-музыку или кантри-рок. Подобная музыка была бы чужда нашей жизни, поэтому выбор рок-музыки не мог не радовать меня: думаю, что музыка «Metallica» - отличная”. А между тем на горизонте маячили более чем отличные перспективы.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |