|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 5: «Kill ’Em All»
мае 1983 года «Металлика» встретилась с продюсером Полом Курцио в «Music America Studios» в Рочестере, северной части штата Нью-Йорк, и потратила две недели на запись дебютного альбома под названием «Kill’Em All (Убей Их Всех)». Благодаря чувству юмора Клиффа Бёртона альбом и получил такое название: месяцами члены группы говорили своим друзьям и даже прессе, что их первая пластинка будет называться «Metal Up Your Ass (Надерём Вам Зад Металлом)», и в их распоряжении даже находился конверт оформления, демонстрирующий кинжал, выходящий из унитаза. Согласитесь, оформление сделанно со вкусом – однако Джонни Зи настоятельно призвал их подумать над другой идеей. Джонни опасался, что дистрибьюторы откажутся продавать альбом в магазинах под предлагаемым названием, и из-за усилий, затраченных на подготовительный этап и требований звукозаписывающего лейбла, вне всякого сомнения, он желал ликвидировать столько помех, сколько было возможно. Как бы то ни было, группу оскорбило подобное наставление, и Клифф прокомментировал данный факт: “Все эти ублюдки из звукозаписывающих компаний…убить их всех”. Несколько лет спустя «Металлика» вспоминала запись этого альбома с пренебрежением. Они были особенно недовольны ролью продюсера Курцио. Вот что говорит Джеймс Хэтфилд: “У нас не имелось опыта работы в студии во время записи «Kill’Em All». Наш так называемый продюсер занимался тем, что занимался херней, он лишь ставил галочки напротив песен в записной книжке и говорил: 'Ну, сегодня вечером можно пойти в клуб, когда закончим запись. Кофе для меня готово?' Ему было нечего сказать ни об одной из наших песен. Не думаю, что он вообще осмелился бы сказать что-либо, потому что мы бы ему ответили: 'Иди на хуй, это наша песня'. Однако по качеству самой продукции, помощи по звуку или чего бы то ни было, от него не последовало. Поэтому тотчас же у нас создалось плохое впечатление о том, кто такой продюсер”. Учитывая возраст музыкантов и их негативные отношения с Курцио, остаётся загадкой, почему «Kill’Em All», выпущенный 29 июля 1983 года, звучал настолько хорошо, насколько было возможно. Последующие альбомы «Металлика» несли в себе совершенно иное ощущение, и другие два альбома, на которых играл Клифф, звучали скорее гладко и сдержанно, чем сыро и хрупко, но «Kill» стоит несколько особняком. Есть что-то такое в его жёсткости и сырости, характеризующих ранний трэш-металлический звук района Залива. Рикенбакер Клиффа относительно отчётливо слышен на протяжении всей записи, как награда для наших ожиданий. Что примечательно, «KEA» начинается с очень первой быстрой песни, написанной «Металлика» - «Hit The Lights (Вруби Свет)». В большинстве песен на альбоме, тексты песни представляют собой грубую лексику, ребяческие интенции, хотя они определённо напоминают о тех временах. Даже Джеймс отрёкся от них спустя некоторое время, характеризуя их как глупые, хотя они между тем являются работой подростка в юношеском возрасте и отражают самые первые успехи. Безусловно, Клифф чувствовал нечто подобное в отношении своих ранних басовых партий, если бы он прожил на несколько лет дольше, хотя даже на «Kill’Em All» он сыграл увлекательные по чьим бы то ни было стандартам номера. После длительного вступления, для исполнения которого вживую повторялась одна и та же нота, во время исполнения которой Клифф использовал низкорегистровые плавные переходы (портаменто) и проигрыши, «Hit The Lights» прерывается быстрым центральным риффом Джеймса. Большинство басистов в жанре металлической музыки прибегли бы к использованию медиатора для исполнения в унисон с центральным риффом, но точность пальцевого стиля игры Клиффа безукоризненна, что добавляет гитарному риффу едва различимый на слух посторонний звук перебирания струн. Кроме того, присутствует некая живость, которую невозможно достичь музыканту, играющему при помощи медиатора, особенно в высокогорегистровых частях риффа в медленной части куплета, в которых Клиффом используется прием тонкой оттяжки. Секции длительных гитарных соло этой песни, в которых Кирк Хэмметт исполняет отшлифованные, мелодичные версии оригинальных партий, сочиненных Дейвом Мастейном, требуют больше супермощных шестнадцатых от ритм-гитары и бас-гитары во избежания небрежности звучания, и Клифф с этим справляется весьма впечатляюще. Песня завершается общей кульминацией, в то время как Клифф воздерживается от виртуозного исполнения, что он мог легко сыграть в тот момент. «The Four Horsemen» - ранняя классическая песня «Металлика», сочинённая Дейвом Мастейном под названием «The Mechanix» и перезаписанная им же просто как «Mechanix» на дебютном альбоме «Megadeth» 1985 года выпуска под названием «Killing Is My Business…And Business Is Good!». С точки зрения бас-гитариста, основной рифф требует максимальной концентрации, переходя в ритм галопа, производимый тремя гитарами, под который Ларс Ульрих исполняет тройной удар по педали. Бас-гитаристы, использующие пальцевый стиль игры, скорее всего использовали бы три пальца для исполнения этой части, однако Клифф предпочитал использовать лишь два: результатом чего стал великолепный мощный и слаженный звук всей группы, ведущий к переходу в песне. В 0:50 Клифф исполняет первую басовую вставку на альбоме, короткую восходящую гамму, возвращаясь затем к ритму галопа в центральном риффе. Когда происходит очередной переход в песне, он расширяет музыкальный фрагмент, сыгранный им до этого, добавляя ещё одну изящную музкальную фигуру в 1:44. Песня представляла собой одну из первых возможностей представления своих знаний о теории музыки для Клиффа. Восходящая гамма, которой он следует в спокойной средней секции песни, произвела впечатление на тысячи подростков бас-гитаристов: секция начинается в 3:27 и звучит немного похоже на кантри-рок (говорят, Ларс пришел в бешенство, когда более чем один критик сравнил этот фрагмент с творчеством «Lynyrd Skynyrd»). Играемое в чистом, но несколько шероховатом гитарном тоне, это нисходящее чередование аккордов сочетается с басом, который сперва следует за гитарой, а затем играет восходящую партию под неё. К 3:44 он достигает кульминации и переходит в нисходящее чередование. С течением соло-партии, Клифф играет поверх аккордов, спускаясь и поднимаясь с великолепным мастерством. Окончание песни основано на простом тремоло в ритме галопа, возможно для того, чтобы оставить Кирку место для выражения своих способностей, что «Металлика» и намеревалась продемонстрировать, имея для этого твёрдое убеждение, появившееся сразу после замены Дейва Мастейна. Затем наступает черед «Motorbreath», классической песни о жизни на дороге, сочиненной Джеймсом. Бас-гитара не является центральным инструментом этой песни, здесь правит Ларс, играющий простую, но цепляющую партию в каждом припеве, однако стоит уделить пристальное внимание одному конкретному риффу. Сначала он появляется перед первым гитарным соло, а затем появляется в конце песни, когда Кирк исполняет второе соло, перед тем это соло затихает, сменяясь основным риффом. Это извилистая музыкальная фигура, довольно сложная для точного исполнения на обычной скорости, но чрезвычайно сложная для исполнения в бешеном ритме, в котором она исполнялась вживую, является свидетельством феноменальной точности пальцевого стиля Клиффа. Различия в стиле и разносторонних способностях между Клиффом и его предшественником Роном МакГовни, четко проиллюстрированы песней «Jump In The Fire». Басовая линия в припеве начинается с донельзя простой акцентации педали Ларса, выражаясь музыкальным языком, четыре ноты стаккато на каждый ежетактово. Как бы то ни было, там, где Рон довольствовался тем, что повторял одну и ту же партию каждые четыре такта в припеве, Клифф использует фигуру, похожую на ту, что он исполнил в средней секции «The Four Horsemen». Вместо того, чтобы играть восходящую линию аккордов соль-фа-ми в унисон с гитарными аккордами, он написал восходящую линию, начинающуюся с соль, которое поднимается до ля-диез, заканчиваясь октавой фа на второй струне его Рикенбакера. Это небольшой фанковый фрагмент, дополняющий припев довольно простой версии, записанной для демо «No Life ‘Til Leather». Данный пример служит доказательством музыкального слуха Клиффа относительно аранжировок, который помогал значительно улучшить песню «Металлика». Его влияние на музыку «Металлика» не прошло незамеченным в среде фанатов и музыкантов, знакомых с их демозаписями. Как рассказывает Дейв Эллефсон, ставший в скором времени участником «Megadeth»: “Впервые я услышал о Клиффе от Дейва Мастейна, с которым познакомился в Лос-Анджелесе, после переезда в 1983 году. Он сходил с ума по Клиффу и его игре во времена своего пребывания в «Металлика». Он прокрутил мне демо «No Life ‘Til Leather», на котором был представлен предыдущий бас-гитарист группы. Поэтому с выходом «Kill'Em All» я по-настоящему смог услышать его знаменитую игру и выдающееся влияние на звук «Металлика» - в основном потому, что он играл риффы вместе с участниками группы, он делал гораздо больше, чем гитаристы, придерживавшиеся основных аккордов в унисон остальным инструментам”. С точки зрения бас-гитариста «Kill’Em All» разворачивается в полную силу с наступлением «(Anesthesia) Pulling Teeth», сольного номера Клиффа. Включение басового соло в качестве отдельного трека на хэви-металлическом альбоме было храбрым поступком по тем временам: кого-то будоражило лишь сообщение (очевидно произнесённое Джеймсом) в начале песни «Басовое соло, дубль первый». Спустя четыре с половиной минуты все сомнения улетучивались как дым. Фрагменты «Anesthesia», как известно, были знакомы нескольким счастливчикам, которым довелось увидеть Клиффа в составе «Металлика» между мартом и маем 1983 года. Соло занимало ключевое место на живых выступлениях с того момента, как он вошел в состав группы. Некоторые фрагменты этого соло были знакомы еще меньшему количеству людей, которые видели его на концертах с «Trauma» в 1981 и '82 годах. Однако для всех остальных эти абразивные фрагменты волшебства на бас-гитаре возвещали о наступлении целой эры признания роли баса в музыке хэви-метал. Песня начинается с одиночной ноты, которую Клифф играет в течение семи секунд, используя при этом педаль дисторшн. Затем он быстро играет известное чередование трезвучий, точно и быстро щипая струны, несмотря на вихрь овердрайва, усиливающий их. Данный фрагмент длится 30 секунд, сменяясь очередной риффово-блюзовой фигурой, подчеркнутую «квакушкой». В 1:30 вновь следуют трезвучия верхнего регистра, цикличное, пульсирующее чередование аккордов, грациозно восходящее и изящно угасающее. В 2:10 следует новая, вдохновленная классической музыкой серия минорных гамм с дополнительным дисторшном, затем вступает Ларс, выбивая дробь и Клифф исполняет соло-партию в традиционной манере, используя блюзовые, Хендриксовые гаммы, достигающие кульминации в 3:20. Прислушайтесь к звучанию известной тэппинговой фигуры в 3:38, это нечасто используемая техника игры на басу в то время. Это предпоследняя секция соло, затем ударные затихают, и Клифф исполняет перегруженную, нарастающую стену дисторшна, которая внезапно прерывается, переходя во вступление к песне «Whiplash» (возможно самая известная песня на альбоме, не считая «Seek And Destroy»). Сказать, что «Anesthesia» имела сильное влияние целое поколение бас-гитаристов, многие из которых до сих пор проникаются благоговением к ее гениальности, значит не сказать ничего. Как бы то ни было, с развитием металлического движения трэш-метал и выпуском большого количества альбомов калибра «Kill’Em All», стало очевидно, что роль баса-гитары в трэше в основном ограничивалась вспомогательными функциями, не считая исключения в виде этого вступления к песне. «Anesthesia» была и остается поразительным фактом на металлической сцене, которая в общем-то не очень жаловала подобную оригинальность, и является бессмертным доказательством важности Клиффа в «Металлика». Какой другой гитарист смог бы убедить Джеймса Хэтфилда и Ларса Ульриха выделить более четырех минут на дорогом виниле под басовое соло? “Клифф всегда находился в неком свое мире” – смеётся Ларс, вспоминая его несколько лет спустя. “Я имею в виду бывало мы с Джеймсом пытались уговорить Клиффа немного изменить свою игру на бас-гитаре, но Клифф это Клифф, он делал, что считал нужным – в этом был весь он”. Всё верно. Дейв Эллефсон: “Клифф показывал наличие настоящих яиц, включив басовое соло на их дебютный альбом, этого было достаточно чтобы убедить меня. Я подумал тогда, что это отличный способ для самовыражения и в сущности это всё равно, что сказать миру: 'А вот и я, пиздуйте отсюда!'” Несомненно, бывали моменты, когда прямолинейные структуры песен «Металлика» не сочетались с прогрессивными мелодиями бас-гитары, и тогда Клифф не забывал одно из самых важных правил пребывания в группе – вклад каждого музыканта полезен для создания песни, и не стоит потакать чьему-либо эго. В «Whiplash», к примеру, участники «Металлика» играют такую быструю ритмическую линию – состоящую из прямых, безударных шестнадцатых примерно на скорости 200 ударов в минуту, что вне риффа не остается места для басовой выразительности. Прямо в точку – «Whiplash» одна из лучших песен, когда-либо написанных «Металлика», краткое изложение основ трэш-метала в 1983 году, гимн с великолепными моментами остановки-продолжения, сопровождаемыми выкриками в конце каждого припева. Алекс Уебстер из «Cannibal Corpse» и «Blotted Science» рассказывает о феноменальной скорости Клиффа в игре без медиатора. “Хотя мне по душе все оттенки игры Клиффа, именно скорость, как мне кажется, является главным качеством, которое повлияло на меня. Клифф является одним из первых бас-гитаристов в металлической музыке, приспособившихся играть совместно с ритм-гитарой в большинстве своих партий, вместо того, чтобы играть более простые партии вместе с барабанщиком, как это было принято по стандарту тех времён в хэви-метал. Я играл на басу уже около года, когда впервые услышал Клиффа, и позаимствовал его басово-гитарный подход для исполнения металлической музыки на басу. Факт того, что он мог соответствовать экстремальной игре Джеймса Хэтфилда на ритм-гитаре при помощи своей пальцовой техники игры на басу произвел на меня большое впечатление”. Мною написано чуть больше о сверхъестественной точности ритм-гитары Джеймса в книге «The 100 Greatest Metal Guitarists (Сто лучших гитаристов металлической музыки)», однако можно лишь отметить, что любой бас-гитарист, который бы приблизился к навыку Джеймса извлечения риффов невероятной точности, мог бы по праву считаться гением – а Клифф полностью соответствовал этим навыкам. Даже самые быстрые риффы на «Kill’Em All» звучали бы грязно, если бы Джеймс не сыграл их с метрономическим контролем и безупречным шумоподавлением ладоней, но к счастью Клифф сыграл свои партии точно, партия за партией. Тем не менее, ничего подобного не требуется для композиции «Phantom Lord», так как это одна из самых медленных песен на альбоме. Начинается она с синтезированного гудения баса, сыгранного неизвестным музыкантом: в свете поздней работы Клиффа остается загадкой, почему он не создал эту мелодию сам с помощью басовых педалей для различных эффектов. В знак признательности музыке «Judas Priest» и «Iron Maiden» центральный рифф песни является обычной музыкальной фигурой, сыгранной музыкантами вместе, но в 2:34 звучит нежная секция, основой которой служат чистые гитарные арпеджио. В унисон этой прогрессии, Клифф исполняет некоторые классические фрагменты, продолжая исполнять мелодию наравне с всеобщим чередованием аккордов. В «Kill’Em All» содержится множество искусных умений Клиффа, но в большинстве своем это ограничивается лишь небольшими фрагментами. Прислушайтесь к сольной секции лидер-гитары в «Phantom Lord», особенно в 3:27, 3:33 и 3:39, где им исполняются три короткие музыкальные фигуры, первые две из которых сыграны на пределе верхнего регистра. Подобные фрагменты, даже на ранней стадии сотрудничества с «Металлика», делают его игру такой замечательной. Он прекрасно дополняет композиции, оставляя на них немедленно узнаваемый отпечаток. Подобный сбалансированный подход также присутствует на «No Remorse», среднетемповой песне с отсутствием большого пространства для басовой импровизации, по крайней мере на первый взгляд. Тем не менее, прислушайтесь внимательно, и услышите, как Клифф исполняет совершенный с точки зрения гармонии контрапункт, добавляя некоторые мелодические изыски центральному риффу куплета. В 2:54 он даже исполняет аккорд и октавный ход в 3:05. Анализ композиций, подобных этой на самом деле очень захватывающее занятие, тем приятнее взирать на песни «Kill’Em All», кажущиеся простыми, осознавая, что внутри находится гораздо больше, чем на первый взгляд. В 4:49 «No Remorse» неожиданно происходит захватывающая дух смена темпа музыки, убыстряясь в одно мгновение до темпа, схожего с единственной действительно быстрой песней альбома «Whiplash». Тысячи фанатов «Металлика» помнят первый раз, когда они услышали головокружительную финальную часть композиции. Ведомый в высшей степени четкой партией Клиффа, рифф проносится на безумной скорости, переходя в эпическую кульминацию, во время исполнения которой Клифф исполняет некоторые импровизированные музыкальные фигуры, похожие по стилю на манеру игры Стива Харриса. На каждом альбоме группы «Металлика» присутствует осознанно глупый, рассчитанный на участие аудитории гимн, на «Kill’Em All» им является «Seek And Destroy». Данная развлекательная композиция начинается с тусклого среднерегистрового гитарного риффа, открывающего Клиффу немного пространства для мелодической линии: он исполняет искусную восходящую фигуру с небольшим жужжанием и обозначает завершение этой открывающей секции при помощи небольшого плавного перехода с последующим очерчиванием барабанной дроби. В 1:45, 2:50 и 5:29 он играет едва различимые на слух музыкальные фрагменты при помощи максимального использования дисторшна и «квакушки», хотя вам практически придется прислонить голову к динамику магнитофона, чтобы услышать их. Низкий уровень громкости данных фрагментов на общем миксе записи кажется нелепым, но «Металлика» позже объяснила это обстоятельство тем, что дело было ни в процессе записи, ни в микшировании, что могло бы объяснить этот факт. Если вы были подростком-металлистом в 1983 году, вы скорее всего не слушали бы этот альбом на лучшей высококачественной звуковой аппаратуре в мире, что в свою очередь ещё более затрудняло различение этих утонченных элементов. «Kill’Em All» завершается песней «Metal Militia», песней, которая редко упоминается при обсуждении достоинств альбома. Хотя она и не так заметна, как незыблемая классика записи – «Whiplash» и «Seek And Destroy», и вполне возможно «The Four Horsemen» и «Motorbreath», это быстрая, мощная, практически полу-прогрессивная композиция со сложными рифами. Клифф находится на вершине композиции, не слишком много импровизируя вне основного риффа, даже когда ему отводится место для соло на 3:08, он играет состоящее из одной ноты гудение. Дебютный альбом «Металлика» рецензировался снова и снова до бесконечности спустя более двадцати пяти с лишним лет после своего выпуска, долгое время он считался одним из лучших когда-либо выпущенных альбомов в жанре трэш-метал. Бесспорно, местами он шероховат и тексты песен иногда удивительно просты, но в этом всё и дело. Пластинка была написана пьяными подростками и записана любителями, что подразумевает взрыв чистой энергии без каких-либо существенных ограничений. По меньшей мере, именно так и оценивают этот альбом большинство слушателей. Я полагаю, что музыканты были умны не по годам, овладев своими инструментами в поразительно раннем возрасте, и что к 1983 году они знали, что делают на уровне сознания взрослого человека. Ларс скорее всего был не более чем барабанщиком-любителем в то время, Кирк тоже ещё не обрел свой собственный голос, не считая тех искрометных соло, которые он исполнил, однако Клифф, Джеймс и особенно Дейв Мастейн, чьё скрытое присутствие чувствуется на протяжении всего «Kill’Em All», уже приблизились к статусу виртуозов на своих музыкальных инструментах к моменту, когда они достигли двадцатилетнего возраста. Альбом не безупречен, но за песнями стоит группа, состоящая из талантов мирового класса. Если сравнить игру бас-гитары на «Kill’Em All», какой бы несовершенной пластинка ни была, с бас-гитарой других ранних трэш-альбомов, становится очевидным, каким продвинутым был Клифф на сцене района Залива. Следующим трэш-альбомом из блока всемирно известных групп была дебютная пластинка «Show No Mercy» группы «Slayer», выпущенная в декабре 1983 года, и подобно «KEA», ей было ещё далеко до тонкой изысканности, которой охарактеризуются последующие альбомы её создателей. Преследуя похожие цели, поскольку этот альбом также был написан группой подростков-металлистов в гараже, «Show No Mercy» представил игру на бас-гитаре в исполнении Тома Арайи, совершенного иного музыканта в отличие от Клиффа. По обоюдному согласию, Арайа пел песни «Slayer» наряду с игрой на бас-гитаре, по этой причине он не мог писать сложные импровизации для баса. Тем не менее, если смотреть шире, «Slayer» и трэш-метал группы, последовавшие за ними, такие как «Exodus», «Dark Angel», «Death Angel», «Forbidden», «Testament», «Kreator», «Sodom», «Sepultura», «Onslaught» и целая плеяда трэшеров из других стран, все эти группы в основном довольствовались исполнением басовых партий, повторяющих гитарные риффы. Можно поспорить, что данный подход придал песням больше мощи, но в случае «Металлика», Клифф создал баланс между исполнением в унисон и мелодическим самовыражением без какого-либо вреда для общей тяжести звука. В значительные исключения из правил входят Франк Белло из «Anthrax» и Дейв Эллефсон из «Megadeth». По сравнению с другими альбомами «Металлика», на которых играл Клифф, «Kill’Em All» является просто образцом его экстраординарных талантов. Послушайте внимательно все музыкальные фрагменты и проигрыши, упомянутые выше, и общая картина, которая складывается в нашем сознании - о бас-гитаристе, которому нравилось играть в унисон с ритм-гитарой, но также о том, кто чувствовал некоторую растерянность, когда дело касалось более простого материала. Партии, сыгранные Клиффом в некоторых песнях, потребовали кропотливой работы для их совершенствования, но ощущается, что он любил работать над ними и совершенствовать их, используя упражнения с гармониями и совершенствуя оригинальную басовую линию, просто потому, что так ему подсказывал его природный инстинкт. Многие из коротких, сочных вставок были, как вы понимаете, результатом студийной импровизации. Продюсер Курцио просто не имел возможности помогать Клиффу с этим, по свидительству «Металлика» о методах работы, которые он применял. Прочие пассажи, как например дисторшн с использованием эффекта «квакушки» в композиции «Seek And Destroy» скорее всего были результатом долгих часов репетиций. На первом альбоме «Металлика» Клифф ещё не был огромной силой, которой он стал позднее. До наступления этого момента оставалось не так долго ждать.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |